Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2 Типы и модели экономических систем. Современные рыночные системы и особенности ее функционирования




Фундаментальные вопросы экономики

Экономическая система – способ организации взаимосвязей между экономическими агентами. Историческая классификация экономических систем должна включать, помимо современных, системы прошлого и будущего. Выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы.

Таблица 6

Экономические системы

Доиндустриальная Индустриальная Постиндустриальная
Главная сфера экономики
Сельское хозяйство Промышленность Сфера услуг
Лимитирующий фактор
Земля Капитал Информация
Господствующая социальная группа
Землевладельцы Собственники капитала Собственники информации

 

В до индустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное производство.

Главные черты натуральной формы хозяйства:

– отсутствие общественного разделения труда;

– замкнутость, изолированность от внешнего мира;

– самообеспеченность ресурсами;

– удовлетворение всех или почти всех потребностей за счет собственных ресурсов.

Совершенствование искусственных, созданных человеком орудий труда способствовало преодолению зависимости человека от природы. Развитие системы орудий труда, техники позволяет человеку увеличить меру власти над внешней природой. Индустриальный труд вытесняет аграрный. Товарно-денежные отношения приобретают всеобщий характер.

В ходе развития техники углубляется специализация и разделение труда, создаются предпосылки для ослабления зависимости не только от внешней природы, но и от биологических возможностей самого человека (физической силы, скорости движения, зрения, слуха и т.д.). Разрабатываются основы научной организаций труда (Фредерик Уйнслоу Тейлор) и внедряется поточно-массовое производство (Генри Форд).

Для большинства развитых стран пик развития индустриальных отношений в обществе пришелся на вторую половину ХХ века, который описывается как «длительный этап технического прогресса, повышение роли квалифицированного труда, период наполнения быстро растущих рынков продуктами промышленной переработки».

Но выдающиеся достижения вели к неизбежным потерям.

Несбалансированный экономический рост обусловил ряд социально-психологических и экологических проблем, обострение которых могло

 

обернуться для человечества катастрофой. Эта, вполне реальная, угроза побудила социологов, экологов и экономистов искать для человечества выход из тупиковой ситуации экстенсивного роста.

Впервые концепция нового постиндустриального общества прозвучала в 1973 году в работе американского социолога Даниэла Белла «Грядущее постиндустриальное общество». Развитие этого общества, по мнению Белла, должно определятся следующими факторами:

1) изменение структуры производства и потребления: возрастание доли услуг, а также изменение в сфере материального производства (рост тех отраслей, которые относятся к наукоемким);

2) знания и информация становятся стратегическими ресурсами: это приводит к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В доиндустриальную эпоху города возникали на пересечении торговых путей, в индустриальную – вблизи источников сырья и энергии, технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и исследовательских лабораторий;

3) рост уровня образования: работающее население желает иметь более высокий уровень образования, обеспечивающий высокую квалификацию, гарантию трудоустройства и соответственно более высокую заработную плату;

4) новое творческое отношение к труду: работа должна быть не только высокооплачиваемой, но и интересной. Развивается идея трудовой демократии, подразумевающая сознательное участие каждого работника в создании капитала компании и управлении;

5) повышение внимания к окружающей среде подразумевает экономический рост, который опирается не на расточительстве природных ресурсов, а на использовании знаний и новых качеств трудовых ресурсов, приводящих к снижению нагрузки на окружающую среду и сохранению ее для будущих поколений;

6) возрождение малого бизнеса, как следствие удовлетворения требований высокообразованного благополучного покупателя к продукции, не стандартизированной, а отвечающей его вкусам и индивидуальности;

7) глобализация: мировое хозяйство становится единым комплексом;

Концепция постиндустриального общества получила развитие и в работах других ученых. В качестве примера можно привести книгу Алвина Тоффлера «Третья волна». В ней Тоффлер особенно подчеркивает то, что в постиндустриальном обществе экономический рост рассматривается с позиции «увеличения возможностей человека». Тоффлер акцентирует внимание не на экономическом росте ради самого роста, а на «обеспечении полного благосостояния и всестороннего развития всех членов общества».

В современном мире существуют следующие основные разновидности экономических систем:

- рыночная;

- командная;

- смешанная;

- традиционная.

Каждая из этих систем призвана ответить на фундаментальные вопросы экономики:

- что производить?

- как производить?

- для кого производить?

Рыночная экономика

Основной принцип рыночной экономики – экономическая свобода, которая подразумевает соблюдение следующих принципов:

1) частная собственность;

2) свобода предпринимательства;

3) свобода выбора;

4) личный интерес, как главный мотив поведения;

5) конкуренция;

6) опора на механизм цен;

7) ограничение роли правительства;

8) В рыночной экономике фундаментальные вопросы решаются следующим образом:

«Что производить» решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги (свобода потребителя). Производитель же сам, без всякого принуждения будет стремиться удовлетворить желание потребителя отдать деньги за нужный ему товар. При этом производитель самостоятельно распределяет ресурсы и организует процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал (свобода предпринимательства);

«Как производить» решается производителем, которым двигает эгоистическое стремление к максимизации собственного благосостояния (личный интерес). Поскольку установление цен зависит не только от производителя, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты;

«Для кого производить» решается в пользу различных групп населения с учетом их доходов.

Командная экономика

В противоположность рыночной экономике, в командной все решения по основным экономическим проблемам принимает государство, определяющее для каждого предприятия, какую продукцию ему следует производить, какую технологию при этом использовать и, наконец, кому поставлять произведенное.

Такая экономика стоит на следующих «китах»:

- централизованное планирование производства;

- централизованное снабжение ресурсами (фондирование);

- централизованное ценообразование;

- государственная собственность.

Смешанная экономика

Представляет собой экономическую систему, сочетающую использование рыночных и централизованных регуляторов.

Все развитые страны сегодня имеют смешанную экономику: при ведущей роли рыночных отношений достаточно заметно направляющее влияние государства. Рынок не всесилен. Он не способен выполнить ряд важных экономических функций, что позволяет сделать вывод о необходимости государственного вмешательства.

Экономические функции государства:

1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы для эффективного функционирования рынка;

2) антимонопольная государственная политика;

3) перераспределительная функция;

4) решение проблемы внешних эффектов («провалов» рынка);

5) регулирование уровня экономической активности.

 

Традиционная экономика

Под традиционной экономикой понимают экономическую систему, в которой господствует натуральное хозяйство, производство ведётся на основе веками сложившихся норм и правил.

В современных индустриально развитых странах мира существует следующие виды экономических систем: рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика и традиционная экономика Все эти виды экономических находятся в тесной взаимосвязи не только на микроуровне, но и на макроуровне и международных связях друг с другом..

Система - это такое множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структур общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения обмена и потребления, экономических благ.

В современном мире существуют основные разновидности экономических систем: рыночная, командная, смешанная и традиционная..

Рыночная экономика - это система, основанная на частной собственности свободе выбора и конкуренции. Она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы- возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Рыночная экономика гарантирует, прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал.

Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей – максимизация прибыли.

Командная экономика – это система, в которой доминирует общественная (государственная собственность на средства производства, коллективное принятие решения, централизованное руководство экономикой посредством государственного планированиия.

Характерной чертой командной экономики является монополизм производства. Государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение технического прогресса закономерно рождают экономику дефицита. Административно -командная система – это своеобразная идеологезированная форма бюрократизма. Для нее характерно сращивание законодательной и исполнительной, военной и гражданской, административной и судебной власти, слияние партийного и государственного аппарата.

Смешанная экономика подразумевает тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, т.е. механизм рынка дополняется активной деятельностью государства. Примером такой экономики является авторитарный капитализм фашисткой Германии. Эта экономика была поставлена под жесткий контроль правительства.

Экономика Швеции также представляет собой смешанную систему. В этой стране свыше 90% хозяйственной деятельности сосредоточено в частных фирмах, государственные структуры принимают активное участие в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. То же самое можно сказать и об Японии.

Традиционная экономика. Характерными чертами такой экономики является приспособление в хозяйственной деятельности требованиям обычаев и традиций. Техника производства, обмен. Распределение доходов, правила воспроизводства освещаются идеологией своих предков, образом их мышления. Технический прогресс, система инноваций в производство резко ограничены Религиозные, и культурные ценности прошлого здесь играют главенствующую роль в управлении экономической деятельностью.

Экономика изучает отношения людей в процессе производства, распределения, обмена, потребления и накопления материальных благ. Эти отношения обусловлены наличием товарно-денежных связей во взаимодействии участников производства. Деньги являются универсальным инструментом, обеспечивающим взаимодействие между производителями и потребителями производственных товаров.

Товарно-денежное отношения, связи предполагают наличие развитого рынка, который призван обеспечить свободное движение всех факторов производства рабочей силы, товаров, капиталов.

Важное место в этих экономических взаимосвязях занимают экономические законы, среди которых важное место принадлежит закону стоимости. Рыночный механизм определяет нормальное функционирование экономических процессов, включаются такие инструменты, как деньги, рынки, законы и соответствующие институциональные структуры, способствующие их развитию.

Наиболее перспективной является модель социальной рыночной экономики. Их функционирование построено на достижении сбалансированности экономической и социальной эффективности. Государство не допускает экономического поведения, характер которого определяется только неограниченным стремлением к получению прибыли. Считается что такое поведение может спровоцировать социальный конфликт, привести к ухудшению социального климата и пошатнуть доверие к правительству, снизить показатели общественной безопасности, что отразится на экономической ситуации в целом. Поэтому проблема сбалансированной экономической и социальной эффективности – основная проблема экономической системы. Чем более сбалансирована экономическая система, тем на более высокий уровень экономической и социальной эффективности она способна вывести нацию.

Поскольку экономическая система – это совокупность функционирующих институциональных, юридических, технико-технологических, психологических и природно-ресурсных параметров, то в ней можно выделить объективные и субъективные составляющие. Во всех экономических системах объективные составляющие определяют условия и стартовый уровень функционирования экономической системы. Характер, содержание и цель ее развития задает субъективный фактор, конкретизируя эти параметры в экономической доктрине.

Любая экономическая доктрина имеет интенсивную социальную окраску, поскольку отражает конкретные социальные предпочтения своих сторонников и предлагает конкретные установки и механизмы, за которыми стоит не только экономическая наука, но и политические, социальные, психологические и моральные предпочтения. Иными словами, экономическая доктрина построена на определенной системе национальных и общественных ценностей. Если реализация экономической доктрины не приносит нации удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей, достижение социального компромисса между социальными слоями и группами, то доверие к системе доктринальных ценностей утрачивается. Наступает кризис доверия, в условиях которого реализация основных положений экономической доктрины серьезно затрудняется.

Экономическая доктрина является основой экономической политики, представляющих собой систему мероприятий, которую государство предлагает к исполнению экономическим субъектам для достижения конкретной социально-экономической задачи.

Конкретизация системы мероприятий, которая достигается установлением, количественных показателей, приоритетов, сроков исполнения, образуют экономическую программ в третьих, сроков исполнения, образуют экономическую программунием,во-первых кличественных показателей, во-вторых приоритетовжу.

Особое место в экономической программе занимают мероприятия по нейтрализации и устранению негативных промежуточных результатов влияния экономических механизмов, задействованных в реализации экономической программы.

Реализация экономической доктрины посредством экономической политики создает в национальной экономике экономический порядок. Он формирует весь жизненный уклад граждан конкретного государства, нации, осуществляет материальную, социальную и духовную связь между поколениями, является основой исторического прогресса, т. е. создает условия для развития всей национальной экономики.

Наличие в экономической системе конкретного государства специфической комбинации природно-ресурсных, технико-технологических, институциональных и юридических, морально-психологических факторов, закрепленных в экономической доктрине, как национальная идея формирует национальную модель экономической системы.

Наиболее эффективными и конкурентоспособными в конце 20 века, из всех сформировавшихся национальных моделей экономических систем, являются - американская и японская модели.

Высокая эффективность и конкурентоспособность этих национальных моделей объясняются следующими основными факторами:

· Инновационная структура капиталовложений и высокий уровень расходов на НИОКР.

· Наличие высококвалифицированной рабочей силы;

· Комплекс развитой инфраструктуры;

· Специфические системы стимулирования повышения качества продукции;

· Оптимальная система менеджмента

Среди выше названных моделей, национальных экономических систем выделяют шведское чудо. К ритерием шведской модели выступает социальный аспект, когда развитие социальной экономики ориентируется на достижение высокой социальной эффективности. Экономическая практика реализации данной модели показала, что признание приоритета за социальной эффективностью должно меняться на экономическую эффективность, которые последовательно выступают и причиной и следствием друг друга.

В настоящее время японская и шведская модели, которые использовали психологические особенности человека, значимость национальной идеи и сильную социальную составляющую, под давлением изменившихся экономических условий вынуждены были перенести акцент на усиление рыночных рычагов и повышение экономической эффективности. Жизнь подтверждает, что любое экономическое чудо непродолжительно. Изменение экономической ситуации заставляет корректировать модель, переориентируя ее с достижения социальных компромиссов, без которых не возможна экономическая стабильность, на повышение экономической эффективности и использование рыночных стимулов.

Поговорим о собственности – как основе экономической системы. Основой производственных, экономических отношений являются отношения собственности, характер которой определяют содержание всех производственных отношений экономической системы и их воздействие на производительные силы.

Собственность – сложная и многоликая категория, выражающая единство экономических и правовых отношений, функционирующих в разных формах.

Частная собственность – делает участие в общественном процессе производства единственным средством реализации материальных интересов субъекта производства как собственника факторов производства – труда, капитала, земли, предпринимательской способности. Именно собственник факторов производства выступает, и производственный процесс с целью реализации своих интересов и подчиняет этим интересам развитие производства, распределение, обмен, потребление и их организацию.

Без юридического закрепления экономические субъекты не могут пользоваться средствами и результатами производства, как основной формы реализации собственности. Такая установка явилась базой для создания теории права собственности. Которая гласит: не благо, ресурс или фактор сам по себе, а пучок прав или доля прав по их использования составляет собственность.

Полный пучок прав собственности состоит из 11 элементов:

1). Право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благом, ресурсом, фактором.

2). Право использования (пользования), т. е. право применения, реализации полезных свойств блага, ресурсов и фактора.

3). Право управления, т.е. права решать, кто и как будет обеспечивать использование благ.

4). Право на доход, т. е. право обладать результатами от использования блага, фактора, ресурса.

5). Суверенное право отчуждать, потреблять, изменять, или уничтожать блага, ресурс. Фактор.

6). Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ, факторов, ресурсов и от вреда со стороны внешней среды.

7). Право на наследство, т. е. блага передаются по наследству.

8). Право на бессрочное обладание благом.

9). Запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде.

10). Право на ответственность, в виде взыскании, т.е. возможность взыскания права или его эквивалента в уплату долга.

11) Право на остаточный характер, т.е. право на осуществление процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Объектом экономических отношений собственности – могут быть как средства производства, так и предметы потребления.

Экономические отношения собственности – это отношения между субъектами в процессе пользования, распоряжения, владения и отчуждения-присвоения блага, ресурса, фактора, в результате которого можно получить полный эффект с наименьшими затратами.

Отношения пользования – представляют собой отношения между непосредственными производителями по поводу извлечения из объекта собственности полезного эффекта. В этом случае реализуется идея производительного функционального результата, которая является абсолютным стимулом эволюции производства конкретных ценностей и социально-экономического развития нации.

Приватизация - один из методов разгосударствления, предполагающий продажу государственных предприятий частным лицам. Приватизация и изменение функций государства - базовые направления структурной трансформации любой экономической системы. Россия и в этом процессе является не исключением, однако по масштабности, силе и глубине трансформации в истории ей нет аналогов.

Можно выделить три модели приватизации.

· Первая модель составляет уравнительное, или бесплатное, распределение среди населения прав на приобретение имущества государственных предприятий. Эти права в виде приватизационных чеков (ваучеров, инвестиционных купонов) подлежали обмену на акции приватизируемых предприятий. Основной целью данной модели было создание инфраструктуры рыночной экономики в сжатые сроки. Фискальная задача – поступление денежных средств в бюджет - при этом остается второстепенной. Реализация первой модели показала, что предприятия не склонны к быстрым изменениям, смена отношений собственности оказалась формальной, преодоление технической отсталости и роста рентабельности не произошло.

· Вторая модель – продажа акций предприятия трудовому коллективу на льготных условиях. Эта модель обеспечивает быструю продажу государственных предприятий в руки коллективного собственника, не обеспечивая социальной справедливости по отношению к населению, не занятому на приватизируемых предприятиях. Она не решает фискальной задачи, а иногда и не может обеспечить эффективного управления.

· Третья модель – продажа государственных предприятий по рыночной цене – наталкивается на недоверии со стороны нации, нехватку внутренних капиталов и заинтересованность зарубежных инвесторов. Эта модель может привести к улучшению управления и повышению экономической эффективности предприятия.

Начало реальной приватизации в России относится к периоду создания правительства, возглавляемого Е.Гайдаром, в ноябре 1991г. Правительство Гайдара поставило перед собой следующие цели: уничтожение существующей экономической системы, формирование слоя частных собственников, обеспечение необратимости социальных изменений, формирование нового правящего класса как гаранта необратимости реформ, перераспределение экономических основ власти. Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступали целями приватизации, поскольку на развитие данных процессов можно рассчитывать только в долгосрочном периоде и лишь при условии позитивных сдвигов в экономической системе.

Период 1992-1994 гг. вошел в историю реформ как ваучерный этап приватизации. Наличие в стране около 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий требовало типовых, стандартных процедур приватизации. Необходимо было реализовать модель, обеспечивающую быстрые темпы и массовый характер приватизации, поддержку приватизации большей частью общества. Именно поэтому было осуществлено безвозмездное размещение приватизационных чеков, представляющие собой ценные бумаги номинальной стоимостью 10тыс.руб. Они использовались как платежное средство для приобретения объектов приватизации. Приватизационные чеки могли продаваться и покупаться без ограничения их количества. Население России получило 146 мил. 064тыс. приватизационных чеков.

Количественные характеристики приватизации свидетельствуют, что он принял в России необратимый характер. Обращаясь к качественным параметрам данного процесса, можно выделить следующие негативные моменты:

· Бесплатная раздача и распродажа государственного имущества по сильно заниженным ценам не позволили создать государственные финансовые резервы для экономического маневра и социальной поддержки нации в этот очень трудный период.

· Административное установление высоких заданий по срокам и объемам приватизации.

· Подготовка к приватизации предприятия не изменяла его внутренней организации и оставляла накопившиеся в условиях централизованного управления проблемы новым собственникам.

· В процессе приватизации не были учтены отраслевые особенности предприятий, сгруппированных по стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов.

· Отсутствовал учет специфики региональных особенностей приватизации.

В целях нейтрализации негативных последствий механизм приватизации был переориентирован на проведение денежной приватизации а с 1997 года- на приватизацию по индивидуальным проектам.

Если в странах с развитой рыночной экономикой процесс приватизации был направлен главным образом на повышение эффективности экономики, в России процесс приватизации являлся созданием самого института частной собственности. В этом направлении можно выделить следующие результаты российских реформ 90-х г.:

· Преодолена монополия государственной собственности и созданы основы формирования многоукладной экономики. Главными задачами дальнейших институциональных преобразований становится защита и специфика прав собственности.

· Оформилась исходная правовая база, регламентирующая порядок и определяющая механизмы перехода государственной собственности в негосударственную.

· Созданы условия для формирования и развития отечественного фондового рынка и предпосылки для привлечения иностранных инвесторов.

· В России появились специалисты в области реформирования собственности, которые получили профессиональную подготовку и накопивших опыт конкретной работы по организации приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Провалом приватизации следует считать волну коррупции, вызванную массовой передачей собственности, и, как следствие рост криминализации экономики, а также формирование высокорискованной модели национальной экономики по показателям национальной безопасности и социального развития.

Основными целями приватизации являются повышение эффективности российской экономики в целом и отдельных предприятий, привлечение в производство инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития приватизируемого предприятия, уменьшение бюджетных расходов на поддержку нерентабельных предприятий, создание условий для рынка недвижимости. Основными методами продаж будут аукционы и коммерческие конкурсы с инвестиционными и социальными условиями. Это означает что право владения будет переходить к покупателю после выполнения инвестиционных и социальных обязательств в отношении к объекту приватизации, пронятых ими на себя по результатам коммерческого конкурса.

Инвестиционные обязательства могут заключаться в осуществлении мероприятий по реконструкции объекта, приобретению оборудования определенных видов, модернизации и расширению производства.

Социальные обязательства предусматривают сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных мест, переподготовку или повышение квалификации работников, сохранение существующих систем охраны труда и здоровья работников ограничения на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, комунально-бытового или транспортного обслуживания, или на прекращение их использования, а также на реализацию мероприятий по охране окружающей среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.