Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические модели олигополии




Главная сложность в построении модели поведения олигополии – это ограничения, с которыми сталкивается фирма. Кроме общих ограничений – издержек производства и спроса – олигополист имеет специфическое ограничение: действия конкурирующих фирм. Зависимость поведения фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью.

Одной из распространенных форм олигополии является дуополия.

(слайд 9) Дуополия – рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированного товара, не имеющего близких заменителей.

(слайд 10) Первым ученым-экономистом, смоделировавшим поведение дуополистов, был Г. фон Штакельберг. Он сформулировал четыре ситуации на рынке дуополии:

ü первый продавец является лидером и устанавливает рыночную цену, а второй – аутсайдером, который подчиняет свои действия воле лидера;

ü второй продавец выступает лидером, а первый занимает подчиненную позицию;

ü оба продавца стремятся быть лидерами и проводить независимую рыночную политику;

ü оба продавца на рынке пассивны и приспосабливаются к действиям соперника.

Исторически первой была смоделирована четвертая ситуация. Ее автором был французский математик, экономист и философ Антуан-Огюст Курно. В 1838 г. он выпустил книгу, в которой излагалась данная теория. Однако в то время эта книга осталась без внимания и в 1863 г. Курно выпустил новую книгу «Принципы теории богатства», в которой изложил старые положения своей теории, однако без математического приложения. Позднее появилась модель дуополии Бертрана. Сущность этих моделей сводится к тому, что каждый из продавцов определяет свой объем производства (модель Курно) или цену товара (модель Бертрана) в зависимости от аналогичных параметров, устанавливаемых другим участником рынка. Очевидно, что такая пассивность дуополистов не может существовать долгосрочно и рано или поздно определится лидер и аутсайдер данного рынка.

(по всем моделям – слайд 11 – не давать, т.к. сам-но)

Модель дуополии Курно допускает, что каждый из двух продавцов предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют «с завязанными глазами»). Фактически же эти предположения продавцов о реакции конкурента, очевидно, изменятся, когда они узнают о своих предыдущих ошибках. Модель Курно представлена на рис. 1.

Рис. 1. Дуополия Курно.

Предположим, что первым начинает производство дуополист 1, который в первое время оказывается монополистом, т. к. конкуренции попросту нет. Его выпуск составляет Q1, что при цене Р позволяет ему извлекать максимальную прибыль, т.к. в этом случае MR = MC = 0 и кривая предложения дуополиста полностью совпадает с кривой рыночного спроса. При данном объеме выпуска эластичность рыночного спроса равна единице, а общая выручка достигнет максимума.

После этого в производство вступает дуополист 2. Он полагает, что после того, как он начнет производство объем выпуска сдвинется вправо на величину 0Q1 и совместится с линией АQ1. Сегмент же AD1 кривой рыночного спроса DD1 он воспринимает как кривую остаточного спроса, которой соответствует кривая его предельной выручки MR2. Поскольку эластичность спроса равна единице, выпуск дуополиста 2 будет равен половине неудовлетворенного дуополистом 1 спроса, т. е. сегмента Q1D1, а величина его выпуска будет равна Q1Q2, что даст возможность получить максимум прибыли. Данный выпуск составит четверть всего рыночного объема при нулевой цене:

 

После этого дуополист 1, допуская, что выпуск дуополиста 2 сохранится стабильным, решит покрыть половину оставшегося все еще неудовлетворенным спроса. Исходя из того, что дуополист 2 покрывает четверть рыночного спроса, выпуск дуополиста 1 на втором шаге составит:

С каждым последующим шагом выпуск дуополиста 1 будет уменьшаться, в то время как выпуск дуополиста 2 будет увеличиваться. Такой процесс называется уравновешиванием выпуска дуополистов, после чего дуополия достигает состояния равновесия Курно.

Антуан Огюст Курно (1801-1877) – французский экономист, философ и математик. Родоначальник математического направления в политической экономии, был ректором академии в Гренобле, затем в Дижоне. Его труды, особенно первые, не имели, однако, большого успеха. Главным вкладом Курно в экономическую науку является «Исследование математических принципов теории богатства» (1838). Курно применял свой математический метод лишь к тем экономическим явлениям, которые допускают возможность непосредственного количественного определения, а именно, к ценам и доходам. Он составляет кривую спроса, с количествами в виде ординат и ценами в виде абсцисс, определяет цену, при которой обороты достигают максимума, и специально изучает случай монополии, исследует влияние налогов на товары, производимые в условиях монополии, конкуренцию производителей на рынке, совокупное действие последних на различных ступенях изготовления товара, образование общественного дохода и изменение его под взаимодействием международных рынков. Его теория случая совершенно оригинальна. Случай, над теорией которого он работал в своих сочинениях, представляется ему своего рода положительным элементом в явлениях, возникающих от совместного существования многих независимых друг от друга рядов причин.

Модель Курно долгое время многие экономисты считали наивной, т. к. она допускает, что дуополисты не делают никаких выводов из ошибочности своих предположений относительно реакции конкурентов. Модель является закрытой, что означает, что количество фирм ограничено и не меняется в процессе их движения к равновесию. Модель игнорирует продолжительность этого движения. И, наконец, нереальным представляется предположение о нулевых операционных издержках.

Равновесие в модели Курно можно изобразить через кривые реагирования, показывающие максимизирующие прибыль объемы выпуска, которые будут осуществляться одной фирмой, если даны (известны) объемы выпуска конкурента.

На рис. 2 кривая реагирования I представляет максимизирующий прибыль выпуск первой фирмой как функцию выпуска второй. Кривая реагирования II представляет максимизирующий прибыль выпуск второй фирмой как функцию от выпуска первой.

Кривые реагирования можно использовать для того, чтобы показать, как устанавливается равно

Рис. 2. Кривые реагирования и установление равновесия Курно.

весие. Если следовать стрелкам, нарисованным от одной кривой к другой, начиная с выпуска Q1 = 12000, то это приведет к осуществлению равновесия Курно в точке Е, в которой каждая фирма производит 8000 изделий. В точке Е пересекаются две кривые реагирования. Это и есть равновесие Курно.

Кроме указанного равновесия в экономической теории описывается еще несколько, каждая из которых носит имя ученого, впервые описавшего эту ситуацию:

•равновесие Бертрана – ситуация, при которой дуополисты конкурируют, понижая цену и увеличивая объем выпуска. Стабильность равновесия достигается тогда, когда цена становится равной предельным издержкам, т. е. достигается конкурентное равновесие;

•равновесие Штакельберга – описывает дуополию с таким разделением рыночной власти между предприятиями, при котором одно из них реализует поведение лидера, в то время как другое приспосабливается к нему и корректирует свою стратегию в зависимости от выбора, сделанного лидером.

Продолжая анализировать ситуации на олигополистическом рынке можно утверждать, что каждая из них имеет разное содержание, но практически всегда приводит к одному и тому же результату. Например, ситуация третья (оба продавца стремятся стать лидерами) – приводит к началу ценовой войны, в которой либо будет один победитель, либо дуополисты придут к согласию. И то, и другое ведет к монополизации рынка. Эта ситуация еще носит название олигополистическое решение Боули.

В целом, рассмотрение всех четырех ситуаций дает основания утверждать, что в результате процессов «учебы» участников и накопления рыночного опыта они начинают осознавать неминуемость расслоения дуополистов, а в целом – олигополистов, по уровню рыночной власти для сохранения олигополистической структуры.

Процессы расслоения, в конце концов, приводят к установлению жесткого соотношения между ценой лидера (или лидеров) и ценой аутсайдеров и однонаправленности ценовых изменений в будущем.

Определенным этапам эволюции рыночного поведения олигополистов отвечают модели Феллнера, которые рассматривают монопольное рыночное поведение олигополистов, объединившиеся с целью максимизации, как общей прибыли, так и прибыли каждого участника рынка.

Модель Свизи (модель ломаной кривой спроса) базируется на следующих положениях:

ü ломаная кривая спроса имеет два участка, расположенных выше Р0;

ü предприятие исходит из того, что когда оно поднимет цену, остальные продавцы этого не сделают и данное предприятие утратит значительную долю рынка, т.к. покупатели перейдут к продавцам с более низкой ценой;

ü при рассмотрении возможности снижения цены предприятие полагает, что остальные участники рынка отреагируют на это также снижением своих цен, т. к. не захотят терять свою часть рынка.

На практике модель Свизи используется для пояснения феномена неизменности олигополистических цен.

Модель Хойсса (политика жесткого соотношения цен). Суть данной модели состоит в анализе взаимной координации действий участников рынка, которые исходят из жесткости соотношения цен и однонаправленности ценовых изменений. Осуществление такой политики дает возможность олигополистам решить проблему взаимозависимости их функций спроса. Данная модель также используется для объяснения неизменности цен на олигополистических рынках.

Сегодня именно олигополия является наиболее распространенной рыночной структурой в развитых рыночных экономиках. Наиболее серьезным доводом в пользу ее существования является экономия на масштабах, которая обеспечивает снижение долгосрочных средних издержек производства. В условиях олигополии минимально эффективный размер фирмы должен быть достаточно большим, т. к. при данном объеме потребительского спроса достаточная эффективность отрасли может быть достигнута только при небольшом количестве крупных предприятий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.