Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организации олигополистического рынка

Поведение фирм на олигополистических рынках часто напоминает поведение армий на войне. Фирмы в этом случае – соперники, а трофей – прибыль. Оружием этой войне является контроль над ценами, реклама и объем выпуска.

(слайд 12) Возникает ценовая война – цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистических рынках фирмами с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества.

Войны цен всегда хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов и, следовательно, могут продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня средних издержек.

(слайд 13) В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену: Р = АС = МС Рис. 3. Война цен в условиях олигополии

(рис. 3). Общий рыночный выпуск в этом случае такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции, так как данное равенство, как известно, является условием равновесия.

Само же равновесие будет существовать до тех пор, пока ни одна из фирм больше не сможет извлекать выгоды от понижения цен, т.е. когда цена равна средним издержкам, а экономические прибыли равны нулю.

Естественно предположить, что снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Однако каждая фирма исходит из того, что если другие фирмы не будут менять свою цену, то и у нее будет отсутствовать побуждение повышать цену.

Однако ценовые войны, как правило, непродолжительны – к огорчению покупателей. По истечении некоторого времени олигополисты вступают в сотрудничество между собой для того, чтобы избежать нежелательных воздействий на прибыль. В этом случае они проявляют возможность пойти на сговор с теми, кто еще недавно противостоял им в ценовой войне.

(слайд 14) Сговор – ситуация, когда олигополисты заключают соглашение (явное или молчаливое) с целью ограничить конкуренцию на рынке.

Термин «явный» здесь вовсе не означает, что олигополисты регистрируют свое соглашение в нотариальной конторе – для этого чаще всего достаточно устного соглашения, достигнутого во время личных контактов. Когда фирмы вступают в сговор, то они могут договориться между собой о ценах, доле продаж на рынке, величины рекламных расходов. Такой сговор снижает рыночную неопределенность, с которой они сталкиваются. Если они все же вступят в ценовую конкуренцию или прибегнут к нескоординированному наращиванию рекламных расходов, то их экономические прибыли мо гут существенно снизиться. Явный сговор обычно называется картелем.

(слайд 15-16) Картель – явное соглашение олигополистических фирм с целью ограничения конкуренции. Участники картеля максимизируют прибыль, если они действуют как единая монополистическая фирма. Они определяют цену на продукцию при условии монополизации отрасли и соответствующий такой монопольной цене объем продаж. Затем участники картеля должны договориться о распределении этого суммарного объема между ними, то есть договориться о квотах. Однако на этом пути возникает одно весьма серьезное препятствие. Дело в том, что распределение долей отраслевого рынка между участниками картеля проходит безболезненно только в том случае, если у всех из них одинаковые издержки. В этом случае доля каждого может быть определена делением общего объема продаж на число участников.

Трудности возникают тогда, когда в картель входят фирмы с различными уровнями издержек. В этом случае квоты могут быть определены пропорционально сложившимся до сговора реальным рыночным долям фирм.

Классическим примером международного картелирования является соглашение стран-ОПЕК, которым дважды удавалось резко повышать цены на нефть (в 1973-74 гг. и в 1979-80 гг.) посредством относительно небольшого ограничения выпуска. Такую схему можно удачно применять только на рынке товаров с очень низкой эластичностью по цене, особенно в период роста спроса на них.

ОПЕК (англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) - Организация стран-экспортёров нефти - международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. В настоящее время в ОПЕК входит 14 членов (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Индонезия, Ливия, ОАЭ, Алжир, Нигерия, Эквадор, Габон, Ангола).

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Пик нефти ещё не пройден только странами ОПЕК и Россией (из крупных экспортёров).

Незначительное снижение предложения участниками сговора привело к резкому повышению цены на нефть. Это объясняется очень высокой эластичностью совместного спроса стран – импортеров нефти. Так участники картеля получают сверхприбыль.

Почем сегодня бензин? Начиная с осени 2001 г. в Украине начали резко падать цены на бензин. Если до этого бензин марки АИ–95 стоил 2,0–2,10 грн/литр, то уже зимой 2002 г. его цена упала до 1,45 грн/литр. Продавцы топлива забили тревогу – уровень их прибыльности упал до критической отметки и часто обеспечивал лишь самоокупаемость поставщика. Автомобилисты потирали руки – наконец-то рынок услышал их чаяния и цена понизилась до приемлемого для них уровня! Однако радость длилась недолго – уже к весне 2002 г. цены на бензин резко поползли вверх и достигли прежнего уровня. Продавцы объясняли это повышением акцизов на ввоз российского топлива, изменением рыночной ситуации, сезонным повышением спроса. Никто из них не сказал только об одном – период снижения цен на бензин совпал с периодом активного внедрения на украинский рынок нефтепродуктов крупных производителей – «Тюменской Нефтяной Корпорации», Татнефти, ЛУКОЙЛА и др. Для того, чтобы завоевать свою долю рынка эти производители шли на беспрецедентное снижение цен. Другими словами, ценовая война подошла к своему логическому концу – олигополисты поделили рынок, можно вновь подумать о прибыльности своего бизнеса. В период с 2003 г. и по настоящее время цены на бензин колеблются не только в связи с колебаниями мировых цен на нефть, но, зачастую, по причине ценовых войн новых субъектов рынка.    

 

 


Примеры стр. 148 Сафрончук

Однако, картельные соглашения, как правило, неустойчивы.

Во-первых, тайный сговор противоречит антитрестовскому законодательству и высок риск его раскрытия. Во-вторых, олигополистам тяжело договориться по цене и объемам рынка, так как даже выпуская однородную продукцию, они имеют различные предельные издержки и кривые спроса. В-третьих, участники тайного соглашения имеют серьезное искушение утроить демпинг с целью захвата рынка. И, наконец, четвертая причина: жизнь картеля ограничивается выгодностью сговора, основанной на высоком спросе. Как только спрос перестанет расти и начнет снижаться, фирмы будут вынуждены вернуться к прежнему объему выпуска с более низкими издержками. Ведь из-за недоиспользования мощностей при сокращенном выпуске в период сговора общие издержки фирм-олигополистов повышаются. Они могут окупаться только за счет поддержания завышенных цен на мировом рынке, что носит временный характер.

Однако фирмы могут договориться и, не нарушая закон. Этому способствует возможность вступить в молчаливый сговор.

(слайд 17) Молчаливый сговор предполагает, что между фирмами устанавливается сама собой складывающаяся координация поведения в процессе их взаимодействия на рынке.

Одной из форм молчаливого сговора может быть ценовое лидерство.

!!! Модель олигополии «лидерство в ценах». Ценовое лидерство означает координацию олигопольных цен между фирмами в целях получения высоких прибылей. Рассмотрим одну из наиболее известных форм ценового лидерства – ценовое лидерство доминантной фирмы. В этом случае фирма-лидер (доминантная фирма) устанавливает цену, а остальные фирмы в отрасли (фирмы-последователи) определяют свои цены на том же уровне.

(с. 148 Сафрончук)

!!! К используемым на практике приближенным методам ценообразования можно отнести ценообразование на основе средних издержек. В этом случае прибыль не максимизируется, но это дает возможность избежать сильной конкуренции и поддерживать некоторый удовлетворяющий фирму уровень экономической прибыли в долгосрочном периоде.

Важно знать, что если у олигополистических фирм в отрасли примерно одинаковые средние издержки, то они могут поддерживать молчаливый сговор, согласовав пропорции, в которых они повышают цены в результате роста средних издержек. Скажем, повышать цены на 6% или 10% (в зависимости от спроса на продукцию отрасли) при росте средних издержек на 8%. Такое поведение олигополистов часто встречается во время высокой инфляции.

!!! Молчаливый сговор в области цен может осуществляться через так называемые «ценовые ступени». Фирмы могут негласно соблюдать условие, в соответствии с которым при повышении издержек цена на продукцию возрастает до определенной величины (например, со 100 грн до 110 грн, а не до 108 или 112 грн).

Негласная координация цен не обязательно требует лидерства доминантной фирмы. Роль ценового лидера в этом случае обычно выполняет так называемая «фирма-барометр», поведению которой доверяют другие олигополисты. Если ценовое лидерство доминантной фирмы достаточно устойчиво, то, при отсутствии в отрасли доминантной фирмы, роль «фирмы-барометра» может переходить от одного олигополиста к другому.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоретические модели олигополии | Модель олигополии с ценообразованием «издержки плюс» (с. 149 Сафрончук)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.