Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8 Экономический кругооборот. Основные проблемы макроэкономики




Введение в макроэкономику

Макроэкономика занимается экономическим анализом комплексных или агрегированных величин, характеризующих движение экономики как единого целого: ВНП (а не выпуск отдельной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д.

Макроэкономика является основой формирования государственной экономической политики, разработки программ, направленных на оздоровление тех или иных секторов общественного производства или национальной экономики в целом.

Различают четыре агрегированных экономических субъекта: домашние хозяйства; бизнес; государство; иностранцы.

Домашние хозяйства – все частные хозяйственные ячейки внутри страны, чья деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей. Они являются собственниками экономических ресурсов, продаваемых ими фирмам. За счет продажи ресурсов домашние хозяйства получают доход, который распределяется на текущее потребление и сбережение. Таким образом, домашние хозяйства проявляют следующие виды экономической активности: продают факторы производства, потребляют часть полученного дохода и сберегают другую его часть.

Бизнес – совокупность фирм, зарегистрированных внутри страны. Их деятельность сводится к покупке производственных ресурсов, производству и продаже готовой продукции, инвестированию (превращению в дополнительный капитал сбережений домашних хозяйств).

Под иностранцами понимаются все экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами страны. Воздействие их на отечественную экономику осуществляется через обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

Государственный сектор – все государственные институты и учреждения страны.

Экономические функции государства

Государственное регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира.

Экономических функций правительства (целевых установок, стоящих перед органами власти при регулировании экономических отношений) много, и они разнообразны, и на деле невозможно составить исчерпывающий их перечень.

Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере отметим следующих два важнейших вида деятельности правительства:

1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;

2) защита конкуренции;

3) путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства;

4) перераспределение дохода и богатства;

5) корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта;

6) стабилизация экономики, то есть, контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста.

Таким образом, государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям.

Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами.

Государство применяет регуляторы, стабилизаторы и социальные компенсации. Важной является также контрольная функция (разработка различных стандартов). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

- определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах:

- государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

- нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

- правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;

- лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеэкономических операций.

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют правила игры в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

- налогообложение, уровень обложения и систему налоговых льгот;

- регулирование цен, их уровней и соотношений;

- платежи за ресурсы, ставки за кредит и кредитные льготы;

- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширения воспроизводства.

Цели, направления и методы антимонопольного регулирования

Монополия – существование единственной фирмы, контролирующей весь рынок. Но чаще слово «монополия» – используется в более широком смысле, а именно, как «предпринимательская монополия» – когда одна фирма или небольшое количество фирм контролирует основную долю производства отрасли.

Компании могут увеличивать свою рыночную долю, расширяясь в размерах (инвестируя свои прибыли и строя новые предприятия). Однако более легким способом увеличить свою долю на рынке или просто разрастись, является слияние с другой компанией.

Существует несколько видов слияний:

Горизонтальные слияния – при которых соединяются компании одной отрасли – запрещены, если такое будет способствовать снижению конкуренции на рынке. Антитрестовские меры применяются, если при слиянии компаний их совокупная рыночная доля превысит 15%. Исключение делается лишь для фирм находящихся на грани банкротства.

Вертикальные слияния имеют место, когда соединяются две фирмы, работающие на различных стадиях производственного процесса, и обычно не допускаются, если каждая из фирм обладает 10% или большей долей соответствующего рынка.

Конгломератные слияния – приобретение фирмы одной отрасли другой, несвязанной отрасли – как правило, разрешаются. Следовательно, если автотранспортная компания приобретает страховую компанию, то, вероятно, никакие антитрестовские меры не будут приняты на том основании, что в результате слияния ни одна фирма не увеличила своей доли на собственном рынке.

Большинство чисто монопольных отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. Естественный монополист, имеющий огромное преимущество по затратам перед потенциальными конкурентами и сталкивающийся с неэластичным спросом по цене, может резко повысить цены, что позволит ему получить монополистическую прибыль и породить значительную экономическую неэфффективность. Методы регулирования естественных монополий выходят за пределы традиционного антимонопольного законодательства.

Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» определяет естественную монополию как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

К сферам действия субъектов естественных монополий, согласно закону, отнесены:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Регулирующая роль правительства важна в случае возникновения естественной монополии, особенно там, где речь идет о предметах первой необходимости, характеризующихся низкой эластичностью по цене (это, прежде всего, естественные монополии в коммунальной сфере).

Государство может воздействовать на цены в отраслях естественных монополий следующими способами:

- регулированием цен и тарифов;

- внедрением и развитием элементов конкуренции;

- передачей предприятий в государственную собственность.

Экономический кругооборот: равновесие и нестабильность

В основу макроэкономики положена простейшая модель круговых потоков (или модель кругооборота доходов и расходов). Его участники – два экономических субъекта – домашние хозяйства и фирмы, которые функционируют на рынке ресурсов и рынке продуктов (при этом не предполагается государственное вмешательство в экономику и связи с внешним миром). Расходы фирм на ресурсы (или издержки) одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов для домашних хозяйств. С другой стороны, поток потребительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции. Потоки «доходы-расходы» и «ресурсы-продукция» осуществляются одновременно в противоположных направлениях и бесконечно повторяются.

Из этой модели можно сделать следующие выводы:

- продукт всегда равен доходу – стоимость произведенного продукта обязательно распадается на доходы производителей.

- расходы равны доходу – в данном случае национальный доход Y равен потребительским расходам.

Это утверждение верно для закрытой экономики.

Когда в модель вводятся две другие группы экономических агентов – правительство и остальной мир – то указанное равенство нарушается, так как из потока «доходы-расходы» образуются «утечки» в виде сбережений (S), налоговых платежей (Т) и импорта (Im).

Утечки – любое использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции.

Одновременно в поток «доходы-расходы» вливаются дополнительные средства в виде «инъекций» – инвестиции (I), государственные расходы (G) и экспорт (Х).

Инъекции – любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны.

Реальный и денежный потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств, фирм, государства и остального мира совокупному объему производства (рис.9.1.).

Совокупные доходы

 

 
 
Занятость и совокупный выпуск продукции


Совокупные расходы (совокупный спрос)

 
 

 

 


Рис. 1. Модель круговых потоков для открытой экономики

Измерение объема национального производства,

национального дохода и уровня цен

ВНП: сущность и методы измерения.

СНС – основные статистические агрегаты, используемые как показатели экономической активности на уровне экономики в целом.

Одним из основных макроэкономических показателей оценивающих результаты экономической деятельности, является валовой национальный продукт.

ВНП – это совокупная рыночная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в экономике за один год.

ВНП – денежный показатель, поэтому, при его определении может возникать проблема повторного счёта. С тем, чтобы избежать повторного счёта, при расчёте ВНП учитывается только добавленная стоимость продукта. Добавленная стоимость – это рыночная цена продукции фирмы, за исключением стоимости сырья и материалов, приобретённых у поставщика.

При расчёте ВНП не учитываются так называемые непроизводительные расходы. К ним относятся:

1) чисто финансовые расходы:

а) государственные трансфертные платежи;

б) частные трансфертные платежи;

в) сделки с ценными бумагами.

2) сделки с подержанными товарами.

При расчёте ВНП используются в основном два метода: по расходам и по доходам. В основе такого подхода следующий постулат: то, что потрачено потребителем на покупку товаров и услуг, получено в виде доходов теми, кто его произвёл.

Метод конечного использования (по расходам)

(47)
Суммируются расходы на конечное потребление товаров и услуг домашних хозяйств, государства; валовые инвестиции; чистый экспорт. Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП.

ВВП = С + I + G + Xn,

где С – личные потребительские расходы;

I - валовые инвестиции;

G – государственные закупки товаров и услуг;

Xn – чистый экспорт.

С – личные потребительские расходы. Расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги, но не включающие расходы на покупку жилья. При этом не учитываются расходы на покупку подержанных товаров, частные трансферты. Не учитываются и расходы населения на покупку ценных бумаг, облигаций и т.п.

I – валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения или инвестиции в основные производственные фонды (затраты фирм на приобретение новых производственных предприятий и оборудования); инвестиции в жилищное строительство; инвестиции в запасы (рост запасов учитывается со знаком «+», уменьшение со знаком «-»).

Необходимо различать валовые (I) и чистые инвестиции (In). Последние получаются путем вычитания амортизационных отчислений (А) из валовых инвестиций.

(48)
In = I – A

Чистые инвестиции отражают прирост физического капитала в экономике. G – государственные закупки товаров и услуг – например, расходы на строительство и содержание школ, дорог, содержание армии и государственного аппарата управления и пр.

Хn - чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитывается как разность экспорта и импорта. При подсчете ВНП необходимо учесть все расходы, связанные с покупками конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране, в том числе расходов иностранцев, т.е. стоимость экспорта данной страны. Одновременно необходимо исключить из покупок экономических агентов данной страны те товары и услуги, которые были произведены за рубежом, т.е. стоимость импорта.

(49)
Хn = X – M,

где Хn – чистый экспорт

Х – экспорт;

Im – импорт.

Распределительный метод (расчет ВВП по доходам)

При расчете ВВП по доходам (распределительным методом) суммируются первичные доходы, выплаченные из добавленной стоимости производственным единицами-резидентами.

К таким доходам относятся:

- оплата труда;

- прибыль корпораций, остающаяся после выплат работникам и кредиторам (в ней выделяются дивиденды, нераспределенная прибыль и налог на прибыль;

- рента;

- проценты (кроме процентов по государственному долгу);

- косвенные налоги;

- амортизация.

. Основные показатели системы национальных счетов

Валовой внутренний продукт – измеряет стоимость конечной продукции, произведенной резидентами данной страны за определенный период времени. Динамика этого показателя используется для оценки общей эффективности функционирования экономики и, следовательно, для определения относительного успеха или несостоятельности мер экономической политики, проводимой правительством.

ВВП = ВНП – доходы иностранцев, полученные в данной стране + доходы граждан данной страны, полученные за рубежом.

Чистый национальный продукт ЧНП – представляет собой ВНП, скорректированный на сумму амортизационных отчислений.

ЧНП = ВНП - А

Национальный доход НД – показатель, полученный путем вычитания косвенных налогов на бизнес и амортизационных отчислений из ВНП

НД = ВНП – А – Тк = з\пл. + рента + прибыль корпораций + процентные доходы.

При этом определяется показатель общего объема заработной платы, рентных платежей, процента и прибылей, полученных в ходе производства объема ВНП данного года.

Личный доход (ЛД) – если из НД дохода вычесть взносы населения в фонды социального страхования, нераспределенные прибыли корпораций, налог на прибыль, но прибавить государственные трансферты и получаемые населением проценты по государственному долгу, то получится показатель личного дохода.

Располагаемый личный доход (РЛД) исчисляется уменьшением личного дохода на сумму подоходного налога с граждан и некоторых неналоговых платежей государству.

Располагаемый личный доход распадается на потребление и частные сбережения.

Потребление С – важнейшая и самая большая составляющая ВНП.

Сбережения S – определяются как доход за вычетом потребления.

Номинальный и реальный ВВП

Инфляция и дефляция усложняют подсчет валового национального продукта, поскольку ВНП представляет собой денежный, временной и количественный показатель.

Был найден способ преодоления этого затруднения: необходимо сокращать показатель физического объема ВНП с учетом растущих цен, и наоборот, повышать его, когда цены падают.

Номинальный ВНП – это ВНП, исчисленный в текущих ценах, то есть показатель, который не скорректирован с учетом уровня цен.

Реальный ВНП – это ВНП, исчисленный в постоянных ценах, за которые принимаются цены некоторого базисного года, то есть скорректированный на инфляцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.