Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы преподавания ИЗО в школе

Методы преподавания ИЗО в детском саду.

В детском саду и школе

Лекция № 2. Традиционные методы преподавания ИЗО

Курс, д.ф. ТиМРДИЗОТ

Центральное место среди методов и приемов в этом возрасте отводится: игровым приемам, словесным методам и показу как способу изо­бражения.

Игровые приемы и ситуации. Игровые упражнения.

Игровые приемы и ситуации используются:

в объяснении;

в руководстве самостоятельной художественной деятельностью детей;

в оценке продуктов детского художественного творчества.

В процессе самостоятельной художественной деятельности детей воспи­татель поддерживает их интерес и как бы включается сам в игру. Например: «Какое яркое солнце получилось, но ты не нарисовал лучи, и оно не светит». Замечания, советы, указания, напоминания — все это воспитатель использует не прямо, а опосредованно, через игру, вызывая у малышей положительные чувства, и на их основе сообщает необходимые знания, развивает у ребенка ручные умения.

При оценке детских работ игровая ситуация сохраняется. Медленно дей­ствующих детей побуждают к ускорению темпа работы. Например: «Все зайчики собрались около елочки, а где же еще два зайчика? Нет, мы не будем играть без зайчиков Саши и Оли».

Очень важно сосредоточить внимание малышей на положительном в рисунке и лепке. Важно чтобы дети запоминали удачные изображения. Это легче всего сделать при обыгрывании работ.

Игровые упражнения способствуют развитию у детей формообразующих движений, усилению выразительности образа с помощью подражания звука и движению (как шумит ветер, дождик, как журчит ручей, мурлычет кошка).

Рассматривание и обследование предметов и явлений организуется вос­питателем в игровой ситуации, при этом решаются и умственные задачи. Не­которые вещи окружающего мира дети видят впервые, и воспитатель знакомит их не только с цветом, которому они подражают в рисунке, но и с некоторыми повадками животных, их движениями, строением, обогащает чувственный опыт детей знаниями о форме, фактуре, величине, положении в про­странстве. Все это преподносится в игровой форме.

Более эффективно происходит рассматривание, когда такие же игрушки лежат на столе перед детьми. Воспитатель предлагает взять игрушки в руки, погладить, назвать каждую часть и немножко поиграть, затем поставить ее на место и посмотреть, как можно нарисовать ее или вылепить.

Показ способа изображения.

Показ используется, когда требуется переключить внимание ребенка от реального образа к условному образу, создать у него представление о воз­можности нарисовать или вылепить увиденное. Показ сопровождается игро­выми ситуациями. Например: «Возьму кисть, вот так, наберу желтую краску, как цыпленок, нарисую один кружок - это туловище, еще один поменьше -голова. А сейчас закрашу цыпленка желтой краской. Посмотрите, я как будто

погладила его по голове кистью, еще раз погладила, еще раз - стал весь жел­тый. Поглажу также кистью по спине».

Наиболее эффективный прием - пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого. Последний вкладывает в пальцы малыша карандаш и производит рисовальные движения, держа его руку.

Мышцы ребенка пока еще очень слабы, вот почему очень скоро после начала занятия многие дети начинают склоняться низко над столом. Педагог должен поправить позу.

В ходе занятия педагог должен следить за движением руки и исправлять тех детей, которые держат карандаш неправильно, щепотью, двумя пальцами, в кулаке. В процессе занятия надо чаще обращать внимание на то, как дети держат карандаш, и поправлять при необходимости, чтобы не закреплять неправильные навыки. В работе с детьми раннего возраста можно использо­вать прием показа формообразующего движения в воздухе. С помощью ка­рандаша или кисти прочеркиваются однородные ритмичные движения, сна­чала более просты (взад-вперед, дугообразные), затем более сложные (вра­щение в одном месте - клубки). Изобразительные движения педагог должен проговаривать равномерно: «Туда-сюда», «Вверх-вниз» и т.д.» Такой прием дает возможность детям связывать образ предмета с изобразительным дви­жением.

Словесные методы и приемы.

Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием - важ­ный методический прием. Он повышает положительное эмоциональное от­ношение детей к занятию, способствует формированию образного представ­ления об изображаемом.

Слово педагога направляет и организует действия детей. Процесс рисо­вания, отражающий какое-либо явление, наблюдаемое в жизни, увлечет их, и они найдут возможность выразить его в рисунке.

Для большего эмоционального воздействия можно прочесть знакомое детям четверостишье:

Я нашла себе жука на большой ромашке

Не хочу в руках держать, пусть сидит в кармашке.

Очень тесно там жуку, он жужжал так сильно

Улетел зеленый жук, улетел на крыльях.

Воспитатель рисует ромашку, а дети затем раскрашивают ее.

Анализ и оценка детских работ. Этот метод используется как обыгрыва­ние результатов детской изобразительной деятельности. Важным условием при этом выступает анализ рисунков и лепки всех деталей. Для этого необ­ходимо заранее продумать, как разместить работы: если нарисовано солныш­ко - все рисунки лучше повесить на длинный шнур, подогнув верхний край листа бумаги. Если дети нарисовали травку - положить работы на пол (в виде полянки или дорожки) и «погулять» возле рисунков. При этом можно называть имена детей и рассказывать, как они нарисовали, какая зеленая, густая, высокая, мягкая травка.

Для обыгрывания лепки следует заранее подготовить место, где дети смогли бы разместить свои работы так, чтобы получилась композиция сюжетно-образного характера. Нецелесообразно ставить работы на доску, в подписанные ячейки. Это лишает малышей возможности обыгрывать свои работы. Помимо этого заранее приносят кукол, зайчиков, мишек. Они помо­гут детям в обыгрывании своих работ.

Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности, умение всматриваться в работы, отмечать разнообразие, яркость, сходство с предметом или явлением.

2. Метод обучения – способ работы учителя с учащимися.

Лернер И.Я., М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов выделяют следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.

Обучение начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении учащимся информации различными способами – зрительным, слуховым, речевым и др. Формы этого метода – сообщение информации (рассказ, лекция), демонстрация наглядного материала.

Репродуктивный метод направлен на многократное воспроизведение действия. Его формы – упражнения, задачи, беседы, повторение описания наглядного изображения объекта.

Метод обучения, направленный на самостоятельное решение школьниками творческих задач, называется исследовательским. Формы: текстовые проблемные задачи, опыты. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности.

Эвристический метод – решение проблемной задачи с помощью учителя.

Метод проблемного изложения: учитель ставит проблемы, раскрывает всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств.

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, сравнение, деловые игры.

Наглядные методы: метод иллюстраций – иллюстративные плакаты, пособия, таблицы, картины, зарисовки на доске; метод демонстраций – приборы, опыты, технические установки, кинофильмы, диафильмы. Коллективное рассматривание, обсуждение произведений искусств, зарисовки после просмотра; многовариативный показ произведений; самостоятельный поиск и рассматривание произведений искусства.

Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио, кино, фотоматериалов.

Практические методы – упражнения их виды, лабораторные и практические работы, игры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации (ст. 199 УК РФ) | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.