Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.2 Логистические цепи, системы и их структура

 

Логистическая система представляет собой упорядоченную структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде лоигстического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции.

Логистическая система может допускать относительную изолированность от внешней среды в информационном аспекте (ноу-хау, коммерческая тайна и т.д.); в материально-энергетическом аспекте границы ЛС должны быть абсолютно проницаемы (возможность установления хозяйственных связей ограничивается лишь существующим законодательством и интересами самой фирмы).

Логистическая система характеризуется следующими свойствами:

· Способность взаимодействия с окружающей средой;

· Наличие органа управления;

· Управляемость системы;

· Вариантность поведения;

· Наличие информационных коммуникаций как в самой ЛС, так и между системами и средой;

· Наличие контуров обратных связей в каналах информации;

· Целенаправленное поведение системы.

Логистическая система обладает внутрисистемными связями со внешней средой. Внутрисистемные связи обычно имеют циклический характер, поскольку отражают стадии последовательной передачи материального потока между контактирующими подсистемами.

Уровень охвата логистическими системами может варьироваться от регионального до межрегионального, от отдельной фирмы до народного хозяйства страны. Организационная структура логистических систем обусловлена видом отрасли и принятой концепцией управления, размерами предприятий и масштабами их деятельности.

Основные принципы построения логистических систем, которые наиболее полно сформулировал канадский ученый Р. Робертсон:

· Все технологические операции как по производству, так и по его материально-техническому обеспечению должны быть непосредственно связаны со стратегией развития фирмы;

· В каждой фирме целесообразно создавать специализированную логистическую структуру, ведающую снабжением, транспортом, управлением запасами, складированием, информацией о закупках, при этом отвечать за результаты работы данной структуры должно одно лицо;

· В фирме должно быть в наличии как необходимое и достаточное информационное обеспечение, так и опыт его квалифицированного использования;

· Снабженческо-сбытовые службы фирмы должны быть укомплектованы специалистами, обладающими теоретической подготовкой в сфере логистики, а также навыками ее практического применения;

· Каждая фирма должна иметь надежные связи со своими смежниками и партнерами, а также отлаженные связи между собой и окружающей средой и между внутрифирменными подразделениями;

· Работу производственных подразделений фирмы целесообразно оценивать по конечному результату (рост получаемой прибыли, объем реализации и т.д.);

· Главным ориентиром деятельности фирмы должно быть достижение оптимального уровня обслуживания потребителей;

· Фирма должна иметь тесный контакт с большим числом малых предпринимательских структур, что повышает надежность и бесперебойность материально-технического обеспечения;

· Необходим постоянный поиск возможностей увеличения объемов партий продукции, что способствует увеличению прибыли;

· Необходимы поддержание значимости и престижа как снабженческо-сбытовых структур, так и их работников, гласная оценка и поощрение их деятельности.

Исходя из самой логистической концепции в любой фирме логистическая структура, независимо от ее размера, должна отвечать за планирование, управление, контроль потока товаров и материалов как внутри фирмы, так и за ее пределами. Организуя снабжение и сбыт как единый комплекс материального обеспечения производства, логистическая структура фирмы должна добиваться снижения затрат на изготовление продукции, повышать приспосабливаемость фирмы к запросам рынка и гарантии клиента.

Логистические системы классифицируются по следующим признакам:

Ø По масштабу сферы деятельности логистические системы подоразделяют на макрологистические системы, мезологистические системы и микрологистические системы.

Макрологистическая система включает в себя предприятия и организации промышленности, снабженческо-сбытовые структуры транспортные организации разных ведомств, в различных регионах. В качестве таковых можно рассматривать транснациональные корпорации, трансконтинентальные фирмы, региональные промышленные объединения, территориально-производственные комплексы.

Иерархия макрологистических систем может выглядеть следующим образом:

1. Международные межконтинентальные системы охватывают этапы логистического процесса, протекающего на разных континентах.

2. Трансконтинентальные системы складываются в пределах одного континента.

3. Транснациональные системы функционируют на всей территории одной страны.

4. Межрегиональные системы охватывают логистические процессы, протекающие в двух и большем числе регионов: между областями, краями, автономными республиками.

5. Региональные крупные системы функционируют в одном крупном регионе.

6. Узкорегиональные системы функционируют в одной области, крае, автономной республике.

7. Городские системы функционируют в границах одного города.

8. Межрайонные системы охватывают логистические процессы, протекающие в двух и большем числе районов одной области, края, автономной республики.

9. Районные системы функционируют внутри одного района.

Построение макрологистических систем и управление ими способствуют решению следующих задач:

· Выработка общей концепции распределения продукции;

· Выбор вида транспорта, определение характера взаимодействия транспортных средств, организация технологии транспортного процесса;

· Определение рациональных направлений движения материальных потоков;

· Выбор пунктов поставки и партнеров-поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, энергоносителей;

· Определение границы зоны обслуживания, обеспечивающей выполнение поставок по принципу «точно в срок»;

· Проектирование и организация сети складских систем: центральных, региональных, перегрузочных, с учетом оптимизации материальных потоков.

Микрологистические системы тоже иерархичны: можно говорить о логистических системах предприятия, производства, цеха, участка, рабочего места.

Микрологистическая система строится с позиций стратегических целей фирм и оптимизации основных оперативных процессов, она охватывает сферу деятельности отдельного предприятия и обеспечивает решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистических систем. По функциональному назначению микрологистические системы подразделяются на системы первого и второго уровней.

Микрологистическая система первого уровня отражает логистику предприятия, охватывающую как внутрипроизводственную деятельность предприятия, так и его внешние контакты и связи; она охватывает все этапы микрологистического процесса, приведенные на рис. 2.

Микрологистическая система второго уровня отражает внутрипроизводственную логистику, которая интегрирует процессы планирования, производства, сбыта и снабжения, транспортно-складских и загрузочно-разгрузочных работ внутри предприятия. Эта система охватывает лишь те этапы микрологистического процесса, которые на рис. 2 охвачены пунктирной линией.Этапы макрологистческого процесса осуществляются в общественном производстве адекватно по стадиям. (рис. 1.).


 

 

 
 

 

 


Рис. 1. Связь этапов макрологистического процесса со стадиями общественного производства

 

 
 

 

 


Рис. 2. Этапы микрологистического процесса

 

В течении последних десятилетий, в хозяйстве наиболее экономически развитых стран и в мировом хозяйстве в целом наблюдается процесс структуризации больших групп предприятий в конгломераты, связанные единой логистической системой. Такие конгломераты получили название корпораций или финансово-промышленных групп (ФПГ), так как в конгломерат обычно входит крупный банк и имеет место объединение финансового и промышленного капиталов.

Указанные корпорации могут быть национальными (охватывают одну страну) и транснациональными (ТНК), внедряясь в хозяйство многих стран. Процесс образования подобных конгломератов разного уровня получил название корпоратизации. В области финансового капитала также наблюдается процесс корпоратизации – создание крупных международных банковских объединений.

Хозяйственная деятельность корпораций отличается от микро- и макроэкономики, образуя область среднего звена экономики – мезоэкономику.

Ø В зависимости от вида логистических цепей логистические системы подразделяются на системы с прямыми связями, гибкие и эшелонированные.

Логистическая система с прямыми связями – система, в которой материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей.

Гибкая логистическая система – это система, в которой доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредника. Примером подобной системы может служить снабжение запасными частями; в этом случае отгрузка деталей редкого спроса производится с центрального склада непосредственно в адрес получателя, а отгрузка деталей стандартного и повышенного спроса – со склада посредника.

Эшелонированная (многокаскадная) логистическая система – многоуровневая система, материальный поток в которой, на пути от производителя к потребителю, проходит, по меньшей мере, через одного посредника.

Таким образом, комплексность логистики требует признания ее целостной системой со взаимоувязанными элементами. Логистика предполагает оценку процесса обращения материальных ресурсов, как единого целостного процесса, протекающего на всех стадиях общественного производства, во всех подразделениях и цехах фирмы с учетом процессов хранения и перемещения ресурсов на каждом рабочем месте.

Ø В зависимости от структуры материалопотока:

ü Монопродуктовые

ü Многопродуктовые (многономенклатурные)

 

Ø В зависимости от целевой направленности:

ü Заготовительная (закупочная)

ü Производственная

ü Информационная

ü Финансовая

ü Транспортно-складская

ü Сбытовая, распределительная

 

Логистистические цепи и каналы

Производитель и потребитель представляют собой исходную и конечную точки движения материального потока. Эти два важнейших элемента логистических отношений связаны между собой логистическим каналом.

Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя).

Множество, о котором идет речь, является частично упорядоченным до тех пор, пока не определяются конкретные участники (субъекты) и звенья (пункты трансформации) процесса продвижения материального потока от продуцента к потребителю. Когда это происходит, логистический канал принимает вид логистической цепи.

Отсюда, логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса (конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

На практике логистические каналы и цепи формируются не на основе прямых хозяйственных связей, а с участием торговых посредников, использование которых может быть не менее выгодным как для производителей продукции, работ, услуг, так и для потребителей. В этом случае им приходится контактровать с ограниченным числом деловых партнеров.

Посредниками в логистических процессах могут быть снабженческо-сбытовые организации, оптовые базы различных уровней, трансформационные (распределительные) центры, биржевые структуры, торговые дома и т.д., которые могут иметь многоуровневые системы хранения и переработки продукции, где материальные потоки трансформируются и где осуществляются процессы перевалки, хранения, подготовки продукции к производственному потреблению и т.д.

Использование посредников обусловлено следующими причинами:

1. Управление потоковыми процессами на основе логистической концепции требует наличия определенных финансовых, материальных, квалификационных и иных ресурсов. Чем выше требования к эффективности управления, тем больше средств и ресурсов может понадобиться.

2. Формирование оптимальной структуры логистических каналов и цепей, а также дальнейшее ее совершенствование предполагает наличие знаний и опыта в области конъюнктуры рынка по структуре товарных потоков, методам реализации и способам распределения.

Виды логистических каналов и цепей соответствуют видам логистических систем, только их не три, а два:

- прямые;

- эшелонированные.

Прямые логистические каналы характеризуются управлением движения материальных потоков без участия посреднических торговых стурктур.

Использовать прямые логистические каналы и цепи целесообразно, когда:

· Формируется материальный поток большой мощности (при больших объемах грузовых партий);

· В логистическую систему поступили конкретные индивидуальные заказы, которые отвечают всем ее транспортно-перемещающим требованиям (нормам);

· Параметры (мощность, напряженность) материального потока оправдывают затраты на его продвижение;

· Число пунктов назначения (заказчиков) невелико и они поглощают все материальные потоки, генерируемые производителем;

· Товарный поток является узкоспециализированным (сложное оборудование, продукция, изготовлена по индивидуальным заказам; продукция, требующая от производителя монтажных, наладочных работ и т.д.);

· Материальный поток не требует складской переработки;

· Производитель ПРУ располагает достаточными финансовыми возможностями для создания и эксплуатации логистической системы с прямыми связями.

Преимуществом прямых логистических каналов и цепей является возможность осуществления более концентрированных и своевременных мероприятий по корректировке потоковых процессов. Они позволяют быстро адаптироваться к требованиям потребителей и контролировать весь процесс управления материальными (товарными, грузовыми) потоками.

Эшелонированные логистические каналы характеризуются перемещением материальных потоков от производителей до потребителей через посреднические структуры. Такие каналы состоят только из эшелонированных цепей, включающих звенья торговых и транспортных предприятий, которые помогают трансформировать материальные потоки в зависимости от характера сбыта товарной продукции.

Преимуществами эшелонированных логистических систем является значительная помощь посреднических торговых и транспортных структур, которые в логиситческих каналах и цепях играют активную роль по продвижению материального потока.

На пути к потребителю материальных ценностей поток проходит через транспортно- складские звенья, представляющие конкретных торговых и транспортных субъектов. В этом смысле все посреднические субъекты обобщенно делятся на три категории.

1. Независимые торговые и транспортные посредники:

· Они принимают на себя все риски, связанные с дальнейшими продвижением материальных (товарных) потоков. Их функциональная деятельность предполагает наличие достаточных складских мощностей, обеспечивающих хранение материальных ценностей. Беря на себя эти функции, независимые торговые и транспортные посредники позволяют существенно сократить запасы у производителя и потребителей.

· Транспортно-перемещающие работы, комплекс логистических услуг, выбор дальнейшего пути продвижения материальных потоков осуществляются посредниками этой категории на основании принятия собственных решений.

2. Снабженческие и транспортные структуры институциональных потребителей.

3. Сбытовые и транспортные структуры производителей.

Логистические каналы, состоящие из цепей и звеньев второго и третьего типа, хорошо управляемы. В таких цепях легче реализовать совокупный потенциал всепх участников и добиться получения синергического эффекта.

Обобщенно в распределительной логистике каналы и цепи можно характеризовать по числу составляющих их уровней распределения.

Уровень распределения – это любой торговый посредник – участник логистической системы, выполняющий распределительные функции, трансформируя материальные потоки в процессе их продвижения к конечному пункту назначения.

Протяженность логиситческих каналов и цепей обусловлена количеством имеющихся в них уровней.

 

Варианты логистических каналов разных уровней распределения:

 

а) Логистические каналы нулевого уровня распределения (характерны для логиситческого канала с прямыми связями)

Материальный поток

б) Логистический канал с одним уровнем распределения

 

Товарная биржа

 

в) Логистические каналы с двумя уровнями распределения

г) Логистические каналы с тремя уровнями распределения

 

д) Логистические каналы с четырьмя уровнями распределения

е) Логистические каналы с пятью уровнями распределения

 

Создание эшелонированных (многоуровневых) логистических систем, в которых управление материальными потоками осуществляется через посреднические структуры, целесообразно в ситуациях, когда:

· Товарный рынок раздроблен до такой степени, что мощности материальных потоков недостаточны, чтобы покрыть расходы на прямой сбыт;

· Посреднические структуры располагают потенциальными возможностями по более качественному удовлетворению требований потребителей по вопросам закупочной (заготовительной) логистики – организация закупок, быстрой доставки, организации некоторых форм послепродажного и предпродажного обслуживания;

· Товарные запасы посреднических звеньев в логиситческих каналах и цепях оказываются ближе к потребителю, чем запасы производителя материальных (товарных) потоков;

· Разница между стоимостью выпускаемой изготовителем продукции и ценой продажи слишком мала, чтобы содержать собственные структуры, обеспечивающие сбыт (складские, транспортные), и создать логистическую систему с прямыми связями;

· Логистические услуги посреднических звеньев помогают потребителям в большей степени сократить расходы на материально-техническое обеспечение, а также объемы обрабатываемой учетной документации;

· Потребителю более удобно регулировать споры и недоразумения с посредником, который им дорожит, чем с производителем, у которого потенциальных потребителей может быть значительно больше.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие и частные цели, задачи и функции логистики | Цели и задачи закупочной логистики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.