Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческий труд




Управленческий труд – это вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации. Назначением управленческого труда является обеспечение целенаправленной скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.

Предметов управленческого труда является информация, средством – организационная и вычислительная техника, результатом – управленческие решения.

Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников – управленцев. В сферу деятельности людей по социальному управлению, помимо простых управленческих работников, входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, и преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Социальное управление осуществляется в технических и биологических системах. Воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силы власти. В зависимости от этого меняется содержание понятия «управление».

Управление в социальных системах понимается как воздействие субъекта управления на объект управления с целью его сохранения или перевода в новое желательное состояние. Управленческая деятельность отличается интеллектуальным характером, так как всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменить состояние, течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества.

Управленческая деятельность должна адекватно отражать действительность, вскрывать ресурсы, находить средства или резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.

Социальное управление, как управление воздействия на социальные процессы, коллективы, изучается общественными науками. К законам науки управления относят общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления.

Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. К этим особенностям относят:

1) Закон необходимого разнообразия. Разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть орган, который им управляет. То есть управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием и пропускной способностью для переработки информации, для выдачи управленческих решений с тем, чтобы успешно справляться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие. Информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий.

2) Закон специализации управления. Предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, их специфическому проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления. В связи с этим, управление требует повышения профессионализма в различных сферах (экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой и т.д.). Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, объединяет эти знания в управленческих решениях, проектах, программах.

3) Закон интеграции. Означает объединение в управлении различных специализированных действий на различных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма. В качестве интегрирующего фактора выступают цели, задачи, интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.

4) Закон экономии времени. Определяет объективный процесс рационального использования времени общества и отдельной личности для более быстрого достижения намеченной цели. Закон характеризует эффективность управления, которая во многом зависит от скорости и адекватности реакций субъекта на объект управления.

5) Закон приоритетности социальных целей. Суть закона в том, что целью развития общества является повышение качества жизни, благосостояния, социального самочувствия людей. Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнерству. Выявление этой закономерности позволило установить не только качественные, но и количественные характеристики в достижении социальной справедливости. Так, стабильность в обществе предполагает, что разница в доходах самых богатых и самых бедных не должна превышать 10-кратной величины. По объективным причинам не более 10% населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений.

В конце ХХ века изменилась парадигма общественного развития. Это развитие определяет не только экономика, не хозяйство само по себе, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является главным источником повышения эффективности экономических результатов, качества продукции.

6) Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении. Для управления отношений характерна следующая закономерность: будучи отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми в зависимости от объективных изменений в производстве и обществе. Поэтому природа управленческих решений двойственная, она объективно-субъективная.

7) Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы. Каждая социальная система состоит из подсистем – экономической, политической, социальной, организационной, технической, духовной, культурной. В своем единстве они создают целостный организм, но поддержание целостности возможно только при доминировании главной цели над целями каждой подсистемы.

 

Закономерности социального управления:

1. Система социального управления целостна, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Целостность определяется в неразрывной цепи отношений управления, в единстве социального управления со всеми составными частями на основе согласования различных интересов и целей общества, сочетания основных функций и методов управления.

2. Между управляемой и управляющей подсистемой социальной системы должна соблюдаться пропорциональность, предполагающая рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективной работы подсистем.

3. Между централизацией и децентрализацией функций социального управления должно наблюдаться оптимальное соотношение. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой уровень централизации и децентрализации.

4. Различные слои населения должны принимать участие в социальном управлении, в росте его эффективности и ответственности, поскольку производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.

На основе познания и использования законов управления формируются принципы управленческой деятельности, руководящие идеи или исходные положения, позволяющие формировать систему управления, подбирать совокупность методов, необходимых для достижения поставленной цели.

Принципы социального управления – это правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях общества. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности.

Основные принципы социального управления:

1) единоначалие в принятии решений и коллегиальность при обсуждении;

2) единство воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;

3) сочетание отраслевого и территориального управления;

4) приоритетность в достижении стратегических целей;

5) научность социального управления, его прогнозирование;

6) мотивация и стимулирование труда;

7) ответственность за результаты управленческой деятельности;

8) рациональный подбор, подготовка, расстановка и использование кадров;

9) экономичность и эффективность управления;

10) системность, то есть рассмотрение субъекта и объекта управления как системы, состоящей из различных звеньев;

11) иерархичность, то есть рассмотрение систем как многоуровневых, при этом каждый уровень управляет нижестоящим уровнем и является объектом управления для вышестоящего уровня;

12) необходимость разнообразия, то есть управляющая система должна быть не менее сложна, чем управляемая система;

13) обязательность обратной связи, то есть получение информации о результатах воздействия управляющих систем над управляемой, путем сравнения фактического состояния с заданным;

14) сочетание единоначалия и коллегиальности;

15) ситуационное управление по прогнозированию возмущений;

16) программно-целевое обеспечение;

17) делегирование полномочий;

18) гуманизм и нравственность в управлении;

19) гласность в принятии решений.

 

Принципы управления позволяют формировать систему методов, выбирать каждый метод в отдельности. Однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Принципы социального управления:

· основываться на законах развития общества и на законах управления;

· соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

· учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

· в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

Система принципов управления изменяется в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают основные требования к системе социального управления. Формы и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

Управление социальной работой является разновидностью социального управления. Под управлением социальной работой следует рассматривать следующие содержательные уровни:

1) Организационно-структурный. Управление социальной работой организуется на различных уровнях: федеральном, региональном, локальном, и имеет соответствующие организационные структуры: министерство, комитеты или управление социальной защиты, территориальные службы, центры социального обслуживания.

2) Функциональный. Заключается в выполнении общих и конкретных функций. Общими функциями (т.е. независимыми от уровня субъекта, его компетенций и т.д.) считаются прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет, контроль. Конкретные функции – виды работ применительно к конкретной должности (т.е. права и обязанности работника), подразделению (т.е. функции подразделения) и предприятию (т.е. направление деятельности).

3) Деятельность руководителей разных уровней в системе социальной защиты и помощи. Разнообразные функции руководителя находят отражение в разнообразии выполняемых им ролей. Он является организатором, администратором, психологом, социальным психологом, юристом, экономистом, политиком, предпринимателем и т.д. Деятельность руководителей считается основой для научных исследований и развитием управления как науки.

4) Процесс, включающий ряд элементов:

· целевая ориентация. Основа любого вида управления – информация, на базе которой определяются и закрепляются документально цели и задачи,

· распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановка кадров,

· соответствие целей, задач, решений ресурсам (информационным, материальным, трудовым, финансовым, временным),

· использование разнообразных форм и методов управления или средств, которые обеспечивают достижение тех или иных результатов,

· использование обратной связи, а именно учет, контроль, проверка исполнения.

5) Вид профессиональной деятельности – управленческий труд, включающий предмет труда (информация), средства труда (технические и организационные) и человека, обладающего определенными знаниями, умениями и навыками.

6) Управление социальной работой как наука или учебная деятельность. В науке управления применяются как общеметодологический инструментарий (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, конкретизация, системный подход и т.д.), так и специфический, обусловленный необходимостью исследования систем и процессов специального (социального) управления, функций и организационной структуры, деятельности руководителя и возглавляемых им коллективов. Другая составная часть науки социального управления – теория или система обобщенного знания, которая на уровне конкретного человека (как руководителя, так и специалиста), называет эмпирической теорией, а на уровне достаточно больших обобщений - макротеорией.

Процесс любого управленческого решения заключается в поддержании устойчивого режима функционирования системы путем принятия и реализации решений.

Основные требования к управленческим решениям:

1) Выполняемость. Для реализации этого решения надо создать условия, чтобы получить положительный результат.

2) Своевременность. Заключается в правильном выборе момента принятия решения.

3) Оптимальность. Состоит в выборе из нескольких вариантов наиболее приемлемого в данный момент времени.

4) Законность. Соответствие действующим законодательным актам и нормативам.

5) Полномочность. Характеризуется наличием определенных полномочий у руководителя или органа управления для принятия данного решения.

6) Справедливость. Для принятия решений, касающихся людей, следует учитывать их интересы.

7) Непротиворечивость и преемственность. Решение не должно содержать противоречий. При постепенном решении каких-либо проблем должно иметь последующую ступень решения.

8) Простота, ясность и краткость изложения. Это касается как устных указаний и решений, так и письменно оформленных.

Принимаемые органами управления и непосредственными исполнителями решения можно классифицировать:

1. По субъекту управления:

а) администрация управления

б) общественная организация

в) местная администрация

г) трудовой коллектив

2. По ступени в уровне управления:

а) низовой руководитель

б) руководитель среднего звена

в) руководитель предприятия или организации

3. По количеству принимающих решения участников:

а) единоличные решения (руководитель)

б) коллегиальные решения (Совет)

в) коллективные решения (трудовой коллектив)

4. По объекту управления:

а) отрасль

б) отдельные организации

в) отдельные лица

5. По предмету или содержанию управления:

а) технические решения

б) экономические решения

в) социальные решения

6. По времени:

а) будущие (плановые) решения

б) настоящие решения

в) прошлые решения

7. По степени важности:

а) количественные и качественные стратегические решения

б) текущие тактические решения

в) оперативные решения

8. С точки зрения принятия:

а) формализованные решения

б) неформализованные решения

в) вероятностные решения

9. По степени самостоятельности:

а) самостоятельные

б) во исполнение решений задач государственных, местных органов и вышестоящих органов управления

в) по инициативе подчиненных органов

10. По степени обязательности:

а) обязательные решения

б) рекомендательные решения

11. По формам представления:

а) документированные решения

б) недокументированные (устные) решения

 

Принимаемые в социальной сфере решения имеют ряд недостатков:

· влияние на принятие решения особенностей лица, принимающего решение (даже его настроения);

· предвзятость, то есть недоверие к некоторым лицам, которые принимают решения;

· перестраховка, то есть боязнь конкретной ответственности (принимаются неконкретные обтекаемые решения, либо учитываются лишние материальные ценности для запаса прочности);

· половинчатость. Противоречие между целями и средствами, получение результата не того, который ожидался, особенно при недостатке денежных средств;

· эгоцентризм, то есть подмена общих целей личными целями или амбициями.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.