Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Понятие художественная в структуре народной культуры




Понятие "художественная" в структуре народной культуры

В структуре народной культуры значительное место занимает худо­жественная. Понятие «художественная» указывает на предмет деятельно­сти — искусство. Многие годы это обусловило исследования народной художественной культуры как народного искусства, хотя их нельзя отож­дествлять. Изучались отдельные элементы народного искусства — словес­ного, песенного, музыкального (инструментального), танцевального, иг­рового (театрального) и декоративно-прикладного. Чаше всего они становились предметом исследования с искусствоведческой и эстетичес­кой точек зрения как продукты творчества с описанием и анализом кон­кретных произведений, что в результате приводило к ограниченности, узости анализа отдельно взятых видов и жанров без их взаимосвязи. При этом народное искусство не рассматривалось как явление культуры, т. е. как носитель духовных ценностей. Лишь в последние десятилетия появи­лось несколько работ, анализирующих народное искусство как явление ху­дожественной культуры и в системе общечеловеческой культуры. Это работы М.А. Некрасовой, В.Е. Гусева. В.В. Волковой и др. [311.

Сам термин «народная художественная культура» используется до­вольно редко, преимущественно пользуются понятием «народное художественное творчество», но они не тождественны. Народная художественная культура является элементом всей художественной культуры представляющей собой часть культуры общества. Существует множество подходов и определений художественной культуры. Одни рас­сматривают ее как совокупность созданных обществом ценностей, а также сам процесс их создания, распространения и восприятия, усво­ения обществом и каждым отдельным человеком. Ю.А. Лукин понимает художественную культуру как культуру производства искусства, куль­туру его распространения, пропаганды, культуру его восприятия, понимания; культуру наслаждения искусством и культуру эстетического воспитания. К.Б. Соколов, суммируя высказывания многих выдающихся ученых, определяет художественную культуру как целостную подсис­тему общества и выделяет в ее структуре свойства социального субъек­та, его деятельность, продукты художественной культуры и институты, обеспечивающие процессы создания, сохранения и освоения художе­ственных ценностей, а также их изучение и воздействие на них.

В.Е. Гусев пишет о художественной культуре, что это совокупность Всех условий, средств и способов художественной деятельности (производства художественных ценностей), результат (или продукт) этой деятельности — произведения искусства, а также условия, средства и способы творческого восприятия (потребления), распространения и ин­терпретации произведений искусства, формирующих творческие спо­собности и нравственно-эстетический облик общественного человека [32]. иными словами, продолжает он, художественная культура есть сложный многоступенчатый процесс и не сводима лишь к совокупно­сти произведений искусства, существующих объективно и автономно как некая данность.

Художественная культура вовлекает в творческую деятельность го­раздо большее число людей, чем тот круг, который объединяет авто­ров произведений искусства, она воздействует на образ жизни и мыс­лей, на психологию, на художественное сознание разных слоев общества, Художественная культура каждой эпохи — это творческая деятельность не только живущих поколений, но и унаследованные ими способы и формы художественной деятельности, выработанные пред­шествующими поколениями, унаследованные и усвоенные живущими поколениями художественные ценности, созданные в предшествующие эпохи, это и переданные в традиции способы и средства восприятия произведений искусства (включая способы их хранения, распростра­нения, репродукции, пропаганды, а также формы художественного об­разования и методы исследования искусства).

Таким образом, художественная культура — это не только худо­жественное производство (творчество), но и хранение созданного, его распространение, потребление и освоение. Ее центральным звеном явля­ется искусство, представляющее собой, с одной стороны, продукт твор­чества — конкретное произведение, с другой — совокупность накоп­ленных обществом ценностей. По выражению ВВ. Селиванова, — это предметно-вещественный фонд художественной культуры [33. с. 15], например, предметы декоративно-прикладного искусства; картины живописи, написанные художником; музыка, воплощенная в нотных знаках и изданная в сборниках; литературные произведения в виде книги и др. Но продукт творчества может быть и в форме акта деятель­ности — исполнение произведения, что составляет преобладающую часть народной художественной культуры. Создание предметов искус­ства и их исполнение есть процесс художественного творчества, кото­рый входит в систему художественной культуры, в том числе народной.

С социологической точки зрения искусство следует рассматривать как накопленные обществом художественные ценности, представляю­щие собой совокупность знаний, норм, образцов, идей, взглядов, смыс­лов и т.д., опредмеченных человеком. В этом плане оно является не толь­ко компонентом художественной, но и частью всей культуры общества. Благодаря ценностному содержанию произведение приобретает социаль­но-культурный смысл и увеличивает возможности художественных впе­чатлений индивида, социальных групп и общностей.

Искусство как предмет, собрание конкретных произведений, совокупность накопленных художественных ценностей превращается в действительную ценность лишь через распространение и восприятие его людьми. Индивидуальный художник или народ в процессе творчества создают произведение, но чтобы оно стало достоянием общества — от­дельной личности, социальной группы или общности требуется его рас­пространение среди других людей, способных адекватно воспринимать, интерпретировать и оценивать. Именно эти процессы, связанные с потреблением, освоением составляют главное деятельностное звено художественной культуры.

Для выявления отличительных особенностей и взаимосвязи искусе и художественной культуры необходимо раскрыть их природу и сущность при анализе искусства В.В. Селиванов в качестве главной связи рассматривает «действительность — художник — произведение искусства [33, с. 5]. В основе такой связи лежит теория отражения. Художник впитывает в себя всю информацию из окружающей действительности, преломляет ее через свое сознание в соответствии со своим мировосприятием и отражает в художественном произведении, в его образе как модели действительности. Такая же схема в основе процесса создания искусства народом, выступающим в качестве художника. Природу и сущность художественной культуры выражает связь иного характера — это «произведение искусства — публика — действительность» [33. с. 8]. Она означает, что художественная культура как бы начинается с вос­приятия и освоения созданного произведения публикой или принятия его самим народом, социальной группой, общностью, которая своей оценкой определяет его дальнейшую жизнь в обществе.

Таким образом, можно говорить о художественной культуре в целом и народной в частности как о предметах искусства (произведениях) и на­копленных ценностях, а также о художественной культуре субъекта как об уровне созидания, восприятия и освоения произведений. Структуру на­родной художественной культуры с этой точки зрения составляют:

1) произведения искусства, созданные народом;

2) совокупность знаний, ценностей, норм, образцов, составляющих содержание произведений;

3) художественные знания, восприятие, художественное мастерство и другие элементы, составляющие опыт художественной деятельности индивида, группы, общности и определяющие особенности производства, хранения, распространения, потребления, произведений искусства и ак­туализируемых знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности.

Творцом является художник, в создании художественной культуры участвует и публика. Она извлекает из произведения все возможное, пре­вращает его в собственное достояние, дает через себя обществу художест­венные ценности, делает их фактом духовной жизни, увеличивает художе­ственные впечатления и художественный опыт, создает художественную культуру. В народной художественной культуре эти процессы составляют единое целое. Субъектом создания искусства и освоения является народ. Его художественное сознание, мироощущение, мировосприятие, миропо­нимание реализуются в предметах искусства в процессе их создания, когда происходит опредмечивание, а также в процессе потребления, когда осуществляется распредмечивание. Эти процессы в народной художе­ственной культуре неотделимы друг от друга, они синкретичны, в ней нет автора-художника и отдельно публики, творцом и потребителем, хра­нителем и распространителем является сам народ.

Некоторые исследователи выделяют в художественной культуре два Уровня: специализированное («высокое») искусство и народное («низо­вое»), по своему социальному генезису крестьянское. Выделяют также средний слой культуры (городской фольклор, художественное ремесло, наивное искусство или «примитив» как. тип городской культуры), кото­рый формируется *о взаимодействии с фольклором и профессиональ­ным, иными словами специализированным, искусством. Считается, что разрыв между «высоким» и «низовым искусством» составляет трагедию культуры.

С таким подходом нельзя согласиться, народная художественная культура не является «низовым» уровнем культуры, это принципиаль­но иной тип культуры по форме и содержанию. Если бы она была «ни­зовым» уровнем, то профессиональная, как более «высокая», должна была бы быть лишь более высоким качеством народной, приобретая это качество в процессе исторического развития. Дело в том, что та худо­жественная культура, которую принято называть «профессиональной», «специализированной», «высокой», «ученой», так как основана на обу­чении, сформировалась на основе западноевропейской художественной культуры, когда-то чуждой для России, и утвердилась в высших, арис­тократических кругах общества лишь в XVII в., т.е. в петровское время в результате заимствования. Это был другой, чужой, иностранный тип культуры, для овладения которым требовалось специальное обучение, а поскольку своих учителей не было, завозили учителей-иностранцев. Постепенно появились люди, которые стали заниматься этим ис­кусством профессионально.

Своя же русская и других российских народов как родовая, этниче­ская, народная художественная культура оказалась вытесненной, пренебрегаемой, стала считаться культурой плебеев. Хотя до утверждения западноевропейского искусства городская знать также развлекалась ис­кусством скоморохов — профессионалов из народа, ибо другого не было. Народная художественная культура — это родовой, этнический тип культуры, представленный фольклором. Однако в процессе своего разви­тия народная художественная культура претерпела изменения. Посте­пенно сформировался промежуточный тип культуры — городской фольклор или городской «примитив», который затем трансформировал­ся в художественное любительство и художественную самодеятельность, превращаясь таким образом в художественную культуру народа. О пос­ледних двух можно говорить как о формах «низовой» художественной культуры, т.к. они во многом основаны на копировании продуктов про­фессионального искусства.

В народной художественной культуре наиболее важны и значимы:

а) процесс создания, творения, дающий народу возможность рас­крыть свои сущностные силы;

б) созданные им продукты как сокровищ­ница ценностей;

в) уровень развития самого субъекта художественной культуры — народа как творца.

Наиболее полно исследованы в искус­ствоведении и эстетике продукты народной художественной культуры. Меньше внимания уделяется народу как творцу, его характеристике как субъекта художественной культуры. В последние годы появились рабо­ты о народном художественном творчестве как фольклоре, хотя термин использовался и раньше, но чаше всего по отношению к художествен­ной самодеятельности или для обозначения творчества народных масс как социального явления.

В фольклористике понятие «творчество» появилось давно и исполь­зовалось для обозначения искусства, создаваемого народом, «народ­ное творчество» применялось в значении коллективного творчества на­родных масс. При этом довольно часто употребляются термины «народно-поэтическое творчество», «устно-поэтическое творчество», «устное народное творчество». Все эти обозначения указывают на его использование прежде всего для характеристики народной поэзии (В.П.Аникин, Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, Э.В.Померанцева, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, В.И. Чичеров и др.). В последующие годы понятие «творчество» стали применять для характеристики художественной деятельности в различных видах и жанрах: «народное музыкальное творчество», «драматическое творчество» и т.п.

Словосочетание «народное художественное творчество» появилось сравнительно недавно как собирательное понятие и используется для любого обозначения художественной деятельности народа, как в традиционных фольклорных формах, так и в современных, когда речь идет о творчестве отдельных любителей или организованных формах художественной самодеятельности народных масс. При этом оно употребляется, скорее, для характеристики социального явления, форм проявления художественной активности, чем самого процесса творческой деятельности. Ф. Прокофьев, исследуя явление массового художественного творчества, включает в него три направления: народное, самодеятельное искусство типа профессионального и направление, синтезирующее первое и второе, — искусство, традиционное для самодеятельных художников и профессиональное [34].

Л. Коган и М. Иовчук понятием «народное художественное творчество» обозначают художественную самодеятельность, устное народное творчество (фольклор) и неорганизованную (любительство) художественную самодеятельность [35]. В.С. Цукерман, говоря о народной художественной культуре, выделяет четыре формы — фольклор, традиционное изобразительное и декоративно-прикладное искусство, художественную самодеятельность и индивидуальное любительское творчество [30|.

А.С. Каргин в своей работе исходит из признания трех основных форм народного художественного творчества — традицион­ного фольклора, декоративно-прикладного и изобразительного искус­ства, художественной самодеятельности и современного любительско­го искусства [36].

Думается, представленных выше подходов достаточно, чтобы понять множественность взглядов, обусловленных отсутствием единых методо­логических позиций. Едва ли может быть успешным решение научной проблемы без определения основных ее понятий. На данном этапе для исследователей характерно использование термина «народное художе­ственное творчество» и других, как правило, без определения их поня­тий, со ссылкой на определенные сложности из-за множества понятий, употребляемых даже в рамках одной работы. К числу таких относятся: «самодеятельное искусство», «народное искусство», «любительское ис­кусство», «любительское художественное творчество», «художественная самодеятельность», «народное творчество», «народное художественное творчество», «самодеятельное творчество», «самодеятельное худо­жественное творчество», «массовое художественное творчество» и др., разобраться в смысле и значении которых действительно не просто. Од­нако применение их без определения понятий представляется методо­логически неверным и не оправданным. Поскольку объектом исследо­вания является народная художественная культура, целесообразно разобраться с понятиями «народное художественное творчество» и «на­родное искусство».

Основным, определяющим характеристику народного художествен­ного творчества и его отличие от народной художественной культуры как одного из ее элементов, является понятие «творчество». Оно отно­сится к числу категорий, которые не поддаются однозначной дефини­ции, так как отражает феномены, существующие и в материальной, и духовной сферах. Чем больше работ выходит по творчеству, тем боль­ше сложностей с его определением. И это не удивительно, ибо творче­ство пронизывает все сферы жизни и виды человеческой деятельнос­ти. Одним из самых распространенных является определение творчества как преобразовательной деятельности. Большинство советских ученых придерживалось того взгляда на творчество, которое нашло отражение в Большой советской энциклопедии и в ряде философских словарей, где творчество определено как деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностя­ми человека и человечества на основе объективных законов действи­тельности (А.Г. Спиркин).

В широком смысле преобразование происходит не только за счет человеческой деятельности, но и в окружающей природе, и в живот­ном мире в результате их саморазвития, не говоря уже о преобразовании человека. Не случайно поэтому на основе исследований предре­волюционного периода (Ф. Батюшков, 1901; Б.А. Лезин, 1907; П.К. Эн-гельмейер, 1910: М.А. Блок) Я.А. Пономарев подходит к пониманию творчества в широком и узком смыслах. В широком смысле слова он трактует его как появление нового применительно ко всем процессам органической и неорганической жизни и связывает с идеей общей эво­люции. В узком смысле творчество, по его мнению, — деятельность человека, составляющая одну из форм эволюции.

Я.А. Пономарев отмечает, что «творчество природы и творчество че­ловека лишь разные сферы творчества, несомненно имеющие обшие генетические корни. Видимо, поэтому в основу исходного определения творчества целесообразно класть его самое широкое понимание. В та­ком случае следует признать, что творчество свойственно и неживой природе, и живой до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество — необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами фор­мы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм» [37, с. 16].

Таким образом, Я.А. Пономарев формулирует «гипотезу, согласно которой творчество в самом широком смысле выступает как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию» [37, с.17]. Эту же мысль высказывает и Г.А. Праздников, говоря: «Все более утверждаю­щаяся гипотеза, согласно которой творчество есть механизм продук­тивного развития, движения от низшего к высшему, позволяет рас­сматривать творческую деятельность человека как высшее проявление некоего общего закона материального мира» [38]. Из этих высказыва­ний ясно, что творчество трактуется как выходящее за рамки челове­ческой деятельности и рассматривается как механизм развития и само­развития материи.

Общепринятым и вошедшим в различные словари на данном этапе развития научной мысли является его понимание в узком смысле слова как человеческой деятельности, в результате которой появляется нечто новое, характеризующееся: а) абсолютной новизной, оригинальностью и значимостью для Всего общества и человечества (высший уровень); б) элементами новизны, важными для коллектива или региона, пред­полагающими использование имеющегося опыта и расширение облас­ти их применения (средний уровень); в) новизной и значимостью лишь для самой личности, осуществляющей в процессе творчества широкую самореализацию и самосовершенствование (низший уровень) (Л.Н. Ко­ган. Ф.И. Прокофьев и др.).

Понимание творчества как внесение новизны и преобразование ок­ружающей действительности имеет экспансионистский характер, наи­более ярко реализовавшийся в покорении природы человеком, стремящимся, во что бы то ни стало к самоактуализации через самовыражение, самореализацию, самоутверждение в различных сферах и видах деятель­ности. В данном смысле основной целью и основным содержанием твор­чества для субъекта становится стремление оставить свой след: «Важ­но дать себе адекватное выражение, навязать себя миру — наложить на действительность свое собственное Мерило Всем Вещам» [39].

В последнее десятилетие концепции творчества приобретают новые оттенки и нюансы. Выход науки за пределы марксистско-ленинской методологии как единственно верной усиливает востребованность тру­дов ряда представителей идеалистической философии, среди которых особой популярностью пользуется экзистенциалистская концепция твор­чества Н.А. Бердяева, связанная с пониманием трансцендентности. Творческий акт он рассматривает как возможность человека выйти за грани здешнего, реального, материального, «принудительно данного», уродливого бытия к «миру иному», свободному от «тяжести», просвет­ленному и преображенному, как выход за пределы объективированно­го мира в мир непостигаемый (ноуменальный) и творение «нового бы­тия». Творчество представлено им как раскрытие ноуменального мира для личности, перевод высшего духа во внутренний план (субъективация), затем «экстериоризация, отчуждение духа от самого себя», воп­лощение его в созданных продуктах (объективация) [40, с. 64]. Творче­ство он трактует как экстатичный процесс, а не результат, неоднократно подчеркивает: «Повторяю, что под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего чело­веческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к иному бы­тию» [41]. Им больше всего ценится сам творческий акт как внутреннее состояние экстаза и исступления, позволяющее выйти в иной мир: «Творческий акт по природе своей экстатичен, в нем есть выход за пределы, есть трансцензус» [40, с. 154]. При этом он считает, что худо­жественное творчество лучше всего раскрывает сущность творческого акта, ибо даже в художественном отношении уже открывается мир иной, «в художественном восприятии мир дан нам уже просветленным и ос­вобожденным» [42].

Понимание трансцендентности творчества присуще и современным ученым, стремящимся постигнуть его природу и сущность на уровне глобального человеческого и космического сознания. Такой подход есть нечто иное, как признание подсознательных, иррациональных элементов творческого процесса, связанных с. божественным духом или, говоря на языке современных исследователей космоса, ноосферой. При этом в >ряде случаев можно встретить суждения, принижающие роль челове­ческого фактора и абсолютизирующие космический Разум как творца идей. У Л.Я. Вейнгеровой и Д.Д. Гурьева читаем: «... смысл научно-тех­нического, художественного, литературного и другого творчества чело­века не в создании самих идей, а в умении самостоятельно и творчес­ки переосмыслить, развить и в разных формах воплотить то, что дается космическим Разумом (из единого энергоинформационного поля, ко­торое В.И. Вернадский назвал "ноосферой") всем, но воспринимается и осмысливается только самыми внимательными и чуткими» [43].

Внимательность, чуткость, повышенная чувствительность как край­не необходимые для художественного творчества могут быть от рождения как определенные свойства нервной системы или развиваются в процессе жизнедеятельности и проявляют себя как высшая духовность. У народа эти качества связаны с картиной мира, его ментальностью. специфика которых во многом обусловлена этнической культурной ми­ровосприятия единства системы «природа — человек — космос», а также особенностями православной религии, возвышающей духовность в ущерб земных материальных благ. Получаемая извне информация пе­рерабатывается наиболее чуткой частью народа в художественной дея­тельности в соответствии с картиной мира, воплощается в художествен­ных образности функционирует в обществе как народная художественная культура, отражающая систему знаний, ценностей, норм, образцов жиз­недеятельности.

На основе представленных, столь различающихся между собой кон­цепций, народное художественное творчество, на наш взгляд, есть ду­ховный процесс размышления, поиска и переработки народом информации из микро-, и макрокосма, актуализируемой им в созидательной художе­ственной деятельности в соответствии со своей картиной мира. В этом процессе народу свойственны внутренняя свобода духа как проявле­ние творческой моши, эмоционально-чувственная раскованность как выход положительной творческой энергии, самостоятельность и са­модеятельность. Многие традиционные праздники допускали полную раскованность, потому запрещались церковью. Народному художествен­ному творчеству характерен также выход за пределы познанного и по­знаваемого, но в то же время проявляются тенденции придерживаться традиционных форм, сюжетов и образов, основанных на канонах и стереотипах. Со временем они осознаются им как не соответствую­щие изменениям объективного мира, получаемая извне информация перерабатывается по-новому. Народное художественное творчество, та­ким образом, представляет собой своеобразный механизм развития, про­цесс движения от традиции к новизне, поиска и нахождения способов художественного выражения системы социокультурных ориентации, Ре­зультатом такого движения являются не только конкретные варианты произведений, но и новые типы культуры (фольклор, городской «прими­тив», любительство, художественная самодеятельность), выражающие изменившуюся под воздействием новых социально-исторических условий картину мира субъекта.

Представляется целесообразным отметить, что элементы новизны, как и во многих других областях, в продуктах народного творчества пред­ставлены незначительно, особенно это относится к художественно-ис­полнительской деятельности. Новизна в искусстве, как правило, по­нимается как несходство с имеющимися образцами. Такое понимание привело многих художников к авангардизму, в результате чего абсурд­ное заняло довольно прочное место в современной культуре. Между тем, думается, что фактор новизны не служит критерием уровня творческих достижений. Известные образцы высшего уровня художественного твор­чества, в том числе народного, поражают нас не новизной, а характером приобщения к вечности: к тайне жизни, к ее гармонии. Новизна заклю­чена в самом акте порождения. Каждое творение и его результат по-сво­ему новы, независимо от того, опирается созидание на современные вку­сы, в том числе самого творца, или на строгие многовековые каноны.

Новые формы творчества возникают в результате воздействия объек­тивных причин, внешних условий и факторов. В социуме типы народ­ной культуры или формы художественного творчества возникают в от­вет на изменившиеся условия жизнедеятельности. Трансформация социально-исторической ситуации, ломка житейских стереотипов, по­явление новой жизненной среды, как природной, так и социальной. — все это способствует изменениям форм художественной деятельности народа. Новое в творчестве всегда имеет социальные причины, хотя и создается субъектом. В то же время результаты народного художественного творчества, как и любого другого, воздействуют на общественную жизнь, изменяя социальную и культурную среду. Это взаимосвязанный процесс, поэтому художественное творчество нельзя рассматривать толь­ко как отражение действительности, оно всегда что-то прибавляет к ней. давая конкретный результат, обогащая и развивая мировую художествен­ную практику.

Народное художественное творчество можно рассматривать не толь­ко как процесс, но и как социальное явление. Такой подход обусловлен его синкретичностыо. т.е. единством непосредственного творчества с хранением созданных ценностей^их обменом и распределением, пере­дачей информации, которая из поколениям поколение осваивается и как бы заново перерабатывается. Синкретичность в том, что все эти про­цессы включены в общую канву жизни, в модель Жизнедеятельности индивида, социальных групп, общностей и не отделимы от нее. Они представляют собой видимый, доступный наблюдению социальный фе­номен, в котором актуализируется картина мира, составляющая осно­ву культуры — знания, ценности, нормы, образцы жизнедеятельности народа. Результатом этой актуализации оказывается народное искусство, т.е. конкретное Произведение, представляющее собор акт художественной деятельности — исполнение или материально-вещественный предмет — какое-нибудь изделие. В этом смысле представляется нецелесообразным выделение в числе других форм народного художественного творчества, кроме фольклора, декоративно-прикладного искусства (В.С. Цукерман, А.С. Каргин и др.). Аналогичным образом можно было бы говорить народном музыкальном, танцевальном, театральном искусстве и т.д. Де­коративно-прикладное и народное изобразительное искусство представ­ляют собой один из элементов фольклора, т.е. народной мудрости, воплощенной в пластические формы, имеющей, в отличие от акта де­ятельности, художественного исполнительства, материально-веществен­ное выражению.

Таким образом, народная художественная культура с социологичес­кой точки зрения в русле цели и задач исследования рассматривается как совокупность знаний, ценностей, норм, образов жизнедеятельнос­ти; народное художественное творчество — как процесс их переработ­ки и актуализации, а также как социальный феномен художественной деятельности народа; народное искусство как результат его творче­ства. Результатом народного художественного творчества на протяже­нии многих веков явились не только конкретные произведения, но и типы народной культуры и формы художественной активности наро­да, появившиеся под влиянием изменившихся социально-исторических условий. Народная художественная культура представляет собой посто­янно трансформирующееся явление.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.