Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы государственного управления туризмом Украины с 1880 по 1990 год




Годы Органы государственного управления в туризме
  Кружок любителей природы и горного спорта России
  Крымский горный клуб
1880-1917 Министерство земледелия и государственного имущества России
  Главное курортное управление Наркомздрава
1921-1936 Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС). Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз молодежи (ВЛКСМ) Наркомпрос (отделы ближних и дальних экскурсий)
  Общество пролетарского туризма (ОПТ)
  Всесоюзное общество «Интурист»
  Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС)
  Центральный Совет ВЦСПС по туризму
  Украинская республиканская ассоциация иностранного туризма (Укринтур)

 

Все туристские маршруты, предлагаемые иностранным туристам, проходили проверку и согласование с работниками идеологических отделов горкомов партии. Исключение, дающее право заниматься внешнеэкономической деятельностью, было сделано еще для одной коммерческой структуры – Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник». В структуре управления этой организации находились гостиницы, автотранспортные организации, экскурсионные бюро, молодежные лагеря. БММТ «Спутник» находился в подчинении Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодежи. Право заниматься вопросами туризма и оздоровления определенной категории населения на территории страны было предоставлено Министерствам здравоохранения, обороны и образования, целому ряду ведомств и государственных структур и крупнывм государственным предприятиям. Оперативное руководство осуществляли органы областных и городских советов по туризму и экскурсиям. На этом уровне заключались договора на сотрудничество с музеями, транспортными организациями, велась курсовая подготовка экскурсоводов, инструкторов горно-пешеходного туризма контролировалась работа и качество обслуживания в подведомственных учреждениях. Все объекты размещения проходили паспортизацию, которая позволяла вести учет мест летней и зимней загрузки (рис. 2.10).


 

Рис.2.10 Система управления туризмом, сформированная в годы плановой экономики

Особое внимание было уделено обеспечению техники безопасности транспортных путешествий; на уровне областных советов по туризму и экскурсиям утверждался перечень автомобильных дорог, по которым разрешались туристские перевозки. Например, проезд по гужевой дороге к пещере Мраморной от села с аналогичным названием на нижнее плато Чатыр-Дага был запрещен для автобусов марки «ЛАЗ» и «Икарус». Под особым контролем находились туристы, посещавшие горно-лесные зоны. Созданные при областных советах по туризму и экскурсиям в Крыму, на Кавказе и в Карпатах контрольно-спасательные службы (КСС) занимались регистрацией туристских групп, самостоятельно посещавших горно-лесные зоны, маркировали тропы для плановых туристов, обустраивали стоянки, занимались спасательными работами. За счет централизованных средств, которые выделялись областным советам по туризму и экскурсиям, содержались штатные работники-руководители клубов самодеятельного туризма. Существовала четкая система работы с кадрами. Согласно нормативным документам, все категории работников проходили повышение квалификации, периодически проводилась переаттестация кадров. Эти функции выполнял Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций, расположенный в Москве. В ряде союзных республик были созданы учебно-научные центры. Например, Украинский межреспубликанский учебно-научный цент имел Крымские зональные курсы. Обучение кадров, повышение квалификации проходило систематически. За счет централизованных фондов проводились учебно-познавательные поездки не только по городам союзных республик, но и за рубеж. В рамках системы существовал жесткий регламент организации работы курортно-оздоровительных и туристских предприятий; решение об их создании принимались централизованно в Москве. Финансирование крупных проектов осуществлялось из фондов ВЦСПС, Центрального совета по туризму и экскурсиям. Республиканские советы по туризму и экскурсиям осуществляли планирование работы предприятий и контролировали выполнение хозяйственно-финансовых планов. Главным исполнительным органом с 1936 года становится Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС). Этот орган играл важную роль в формировании туризма: ему принадлежала роль распределителя целевых средств, выделяемых на оздоровление населения страны. С целью управления профсоюзными здравницами в курортных регионах страны были созданы территориальные советы. В функции ВЦСПС входило создание нормативно-правовой базы, регулирующей санаторно-курортную и оздоровительную деятельность в стране.

Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСПТЭ) координировал деятельность республиканских, областных и городских советов по туризму и экскурсиям, которые были созданы во всех союзных республиках

Созданная многоуровневая система выполняла основные функции:

- централизованно разрабатывала стратегические планы развития курортных территорий и туристских центров;

- осуществляла координацию создания новых предприятий с учетом антропогенных нагрузок территорий;

- проводила бесплатное обучение туристских кадров и повышение квалификации;

- занималась научно- исследовательской и издательской деятельностью;

- разрабатывала нормативно-правовые документы, регламентирующие все сферы деятельности и работу всех видов подведомственных учреждений;

- имела систему, обеспечивающую технику безопасности плановых и самодеятельных туристов, транспортных перевозок;

- Межведомственный совет по туризму и экскурсиям позволял координировать деятельность всех министерств и ведомств, сопричастных к формированию отрасли;

- благодаря централизации денежных средств на уровне ВЦСПС, у государства имелась возможность решать социальные задачи, то есть выделять денежные средства на отдых и лечение всем категориям жителей страны.

Доказательством эффективности системы служат экономические показатели. Только в Украине к 2000 году планировалось принять 1 млн. иностранных туристов, около 20 млн. человек внутренних туристов и экскурсантов, получить в бюджет около 3 триллионов рублей [5, с.9].

 

 


Тема 3. Школы туризмоведения.
1. Школа экономики туризма.
2. География туризма.
3. Туристская. Ландщафтная архитектура.

Тема 4. Школа гостеприимства.
1. Предпосылки возникновение. Школы гостеприимности.
2. Формула гостеприимности.
3. Современные тенденции розвитку гостиничного и ресторанного бизнеса.
Относительно понятия «гостеприимство» можно согласиться с весьма убедительным высказыванием: «Трудно дать полное и точное определение гостеприимства, но любой из нас может сразу заметить, когда оно отсутствует». Можно еще привести ряд попыток определить или охарактеризовать это понятие.

Гостеприимство это секрет любого заботливого обслуживания. Забота, проявленная по отношению к гостю, способность чувствовать потребности клиента, неуловимые, но столь очевидные черты в поведении служащего.

Понятие " гостеприимство " старо, как сама человеческая цивилизация... Английское слово "hospitality" (гостеприимство) происходит от старофранцузского "hospice" (хоспис), что означает странноприимный дом.

Гостеприимство - гармоничное сочетание производства ту­ристских услуг, комфортности среды отдыха и любезного поведения обслуживающего персонала в целях удовлетворения по­требностей гостей при гарантиях их безопасности, физического и психологического комфорта. Гостеприимство - важнейшее потребительское свойство туристского продукта: умение дать почувствовать клиенту, что ему рады, с достоинством проде­монстрировать ему уважение, оказывать любезность.

Индустрия гостеприимства - это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям.

Таким образом, " индустрия гостеприимства " является собирательным понятием для многочисленных и разнообразных форм предпринимательства, которые специализируются на рын­ке услуг, связанных с приемом и обслуживанием гостей. Не существует перечня, который охватывал бы абсолютно все виды деятельности в этой области. Вместе с тем можно выделить основные направления: общественное питание, размещение, перевозка и отдых (рекреация). Эти четыре направления сферы обслуживания без сомнения являются олицетворением индустрии гостеприимства. Причем, принцип "гостеприимства" объединяет все эти сферы в единое целое, являясь их общим детерминантом.

Однако главной составляющей является не столько перечень позиций, сколько принцип деятельности предпринимательства в данной области: «Потребитель всегда прав!»

Составляющими термина «менеджмент гостеприимства» являются два понятия «гостеприимство» и «менеджмент». Менеджмент - это система управления каким-либо объектом, цели, задачи, функции, составляющие которой должны быть направ­лены на объект управления. В данном случае управляемым объектом является «технология гостеприимства», под которой понимается процесс или совокупность процессов, опе­раций обслуживания туристов (гостей) в некоторой замкнутой системе (гостинице, туркомплексе (ТК)), направленных на удовлетворение их потребностей.

Процесс преобразования потребностей туриста (гостя) в их удовлетворенность производится на основе и с использованием взаимодействующих систем среды гостеприимства: материаль­но-технической базы, природного комплекса, культурно-исторического комплекса, рекреационной инфраструктуры и обслуживающего персонала (рис. 1.1).

1

Туркомплекс (ТК) – среда гостеприимства

ПТ УТ

2 3 4

Рис. 1.1. Взаимодействующие системы гостеприимства:

ПТ- потребности туриста; УТ - удовлетворенность туриста; 1 - природный и культурно-исторический комплексы; 2 – материально-технические системы и средства ТК; 3 - труд обслуживающего персонала и реально-достижимый уровень обслуживания на данном этапе; 4 -менеджмент гостеприимства

Удовлетворенность туриста - это качественная характеристика полноты достижения сознательных и подсознательных целей путешествия со скидкой на его личное понимание и восприятие окружающего мира, качества обслуживания, гостеприимства.

Природный комплекс - это взаимосвязанное и взаимообу­словленное сочетание природных объектов и явлений, это ресурс и условие удовлетворения потребностей туристов. Культурно-исторический комплекс - это совокупность материальных и нематериальных культурных и исторических ценностей, со­средоточенных в окружении туристского комплекса (места раз­мещения и обслуживания туристов), вовлекаемых в той или иной мере и форме в процесс удовлетворения потреб­ностей туристов в познании, эстетическом наслаждении, ком­форте и т. д.

Технические системы (материальная база туркомплекса и ре­креационная инфраструктура) обеспечивают удовлетворение разнообразных жизненных потребностей туристов. Обслужи­вающий персонал производит, собирает, сохраняет и доставляет туристам комплекс услуг, стремясь обеспечить высокое качест­во обслуживания.

В качестве хозяйствующего субъекта, в котором концен­трируются операции замкнутого цикла обслуживания гостя по удовлетворению его потребностей в питании, размеще­нии, транспортных услугах и т. д. выступает на современном этапе туристская гостиница, полносервисный отель, туркомплекс, имеющий необходимую внутреннюю сре­ду (материальную базу, инфраструктуру и персонал) и внеш­нюю среду (расположение в окружении природного и куль­турно-исторического комплексов). К внешней среде госте­приимства относятся правовая база, политическое и общест­венное окружение, социально-экономические условия и мест­ные (и/или национальные) этические нормы и правила. Хо­зяйствующий субъект осуществляет свою деятельность в ус­ловиях жесткой конкуренции туристского рынка. Это означа­ет, что сохранение среды гостеприимства возможно только при условии его эффективной, рентабельной, прибыльной работы.

Таким образом, можно ввести следующие определения поня­тия «менеджмент гостеприимства»:

1. Менеджмент гостеприимства - это система управления
туркомплексом, направленная на достижение стратегической
цели успешного его функционирования в условиях туристского
рынка, гармонизации решения экономических (хозяйственных)
проблем и проблем создания необходимой среды гостеприимства, позволяющей надежно, устойчиво и эффективно, удовлетво­рять потребности туристов (гостей).

2. Менеджмент гостеприимства - это вид профессиональной деятельности, направленный на управление технологиче­скими процессами гостеприимства и достижение оптимальных результатов функционирования хозяйствующего субъекта сфе­ры гостеприимства в условиях рынка.

Менеджмент гостеприимства включает стратегию и такти­ку управления, причем под стратегией управления понимается общее направление деятельности туркомплекса по обеспе­чению среды гостеприимства и комплекса условий для его эффективного функционирования на рынке, а также форми­рование определенного набора правил и глобальных ограничений в деятельности туркомплекса, а под тактикой - конкретные методы и приемы достижения цели в рамках принятых ограничений.


Тема 5 понятийно-терминологический аппарат дисциплины.
1. Понятие о стандартизации в сфере туризма.
2. Термин «туризм» и его смисловая нагрузка.
3. Определение понять «турист», «странник», «паломник», «экскурсант».
4. База размещения туриста.
На сегодня в Украине действует большое количество средств размещения - от комфортабельных гостиниц премиум-класса до частных домов, предоставляющих услуги зеленого туризма. Без сомнения, ориентируясь на европейские стандарты на организацию Евро-2012, необходимо обеспечить иностранным туристам надлежащий уровень обслуживания в соответствии с их пожеланиями и возможностями, а также принятыми в мире стандартами обслуживания. Так, в пояснительной записке к законопроекту сказано, что его инициаторы преследовали цель повысить качество предоставления гостиничных услуг и обеспечить надлежащую подготовку к успешному проведению в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу. Вместе с тем, принятый за основу законопроект не обеспечивает ее реализацию, а включает в себя ряд недостатков и противоречий действующему законодательству, комментирует Зоряна Тпорецкая, старший юрист компании Jurimex.

Так, законопроектом предлагается вообще исключить систему стандартизации и сертификации в сфере туристической деятельности, ссылаясь на коррумпированность в этой сфере. Однако это не решит проблему коррумпированности, зато приведет к ухудшению качества туристических услуг, поскольку система стандартизации и сертификации предусматривает не только присвоение гостиницам определенных категорий, это понятие значительно шире. Так, Государственными органами в сфере туризма совместно с Государственным научно-исследовательским институтом "Система" в 2003 г. были разработаны и приказом Госпотребстандарта Украины от 08.12.2003 г. № 225 утверждены национальные стандарты Украины: ДСТУ 4268: 2003 "Услуги туристические. Средства размещения. Общие требования и ДСТУ 4269: 2003 "Услуги туристические. Классификация гостиниц". Приказом Госпотребстандарта Украины от 28 февраля 2006 № 54 утвержден новый национальный стандарт ДСТУ 4527:2006 "Услуги туристические. Средства размещения. Термины и определения". Стандарт вступил в силу с октября 2006 года. Стандарт максимально согласован с Европейским стандартом EN № 18513:2003 "Гостиницы и другие типы размещения туристов. Терминология ". Новый стандарт дает определения для всех основных типов средств размещения, которые могут быть использованы для размещения туристов. В нем предоставлены определения типов номеров, типа тарифов и типы кроватей. Кроме того, государственная служба туризма и курортов Украины сегодня продолжает работу над разработкой проектов национальных стандартов: ДСТУ "Услуги туристические. Туризм сельский. Общие требования"; ГОСТ "Услуги туристические. Обозначение туристических путей активных видов туризма"; ДСТУ "Услуги туристические. Туристические агентства и туристические операторы. Термины и определения".

Стандартизация направлена на упорядочение в определенной области путем установления специальных требований к продукту или услуге, в том числе качества, количества, упаковки, маркировки и т.д. Стандартизация в туризме направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в этой сфере, результатом которой должно быть повышение степени соответствия продукции и услуг их функциональному назначению, устранению барьеров в торговле и содействию научно-техническому сотрудничеству. Таким образом, отмена системы стандартизации в области туризма приведет к тому, что туристические услуги (кроме услуг по размещению) будут предоставляться субъектами туристической деятельности на свое усмотрение, при этом их качество не всегда будет соответствовать представлениям туристов об их качестве, принятым в европейских странах. Считаем, что это скорее приведет не к улучшению качества туристических услуг, а наоборот – увеличит количество жалоб туристов на качество туризма в Украине.

Система сертификации согласно действующему на сегодня "Порядку установления категорий гостиницам и другим объектам, предназначенным для предоставления услуг по временному размещению (проживанию)", утвержденному Постановлением Кабинета Министров Украины № 803 от 29 июля 2009 является предпосылкой присвоения гостиницам соответствующей категории. Так, по результатам обязательной сертификации услуг по временному размещению, предоставляемых гостиницами, относительно уровня безопасности для жизни и здоровья людей, защиты их имущества и окружающей среды в государственной системе сертификации УкрСЕПРО и оценки соответствия гостиниц требованиям определенной категории гостиницы или иному средству размещения присваивается соответствующая категория. Таким образом, сертификация призвана подтвердить не просто категорию отеля или его качество, а прежде всего его безопасность для жизни и здоровья людей.

Поскольку законопроект предусматривает обязательное присвоение объектам туристической инфраструктуры категорий, предлагается также возложить на Кабинет Министров Украины разработку порядка установления соответствующей категории.

На сегодня в мире существуют около 30 различных систем классификации гостиниц. Основные из них:

• система звезд,

• система баллов,

• система букв (A, B, D, C),

• система "корон" или "ключей".

Самой распространенной среди них является пятизвездочная система классификации, базирующаяся на французской национальной классификации. Требования к "звездной" классификации неодинаковы в разных странах. Бальная, или индийская система классификации гостиниц предусматривает разделение гостиниц на 5 категорий: 1 звезда - 100 баллов, 2 звезды - 150 баллов и т. д. В Великобритании в системе используется классификация гостиниц на "короны", "ключи", "солнца", "алмазы" и др. Система букв (A, B, D, C) используется в Греции.

В пояснительной записке инициаторы предлагают ввести в Украине систему Hotelstars Union (Единые европейские звезды), разработанную HOTREC. Данная система предусматривает присвоение отелю звезд на основе разработанных 270 единых критериев, при этом для каждой категории гостиницы необходимо наличие в средства размещения обязательной комбинации базовых критериев и определенные факультативные (дополнительные) критерии. На сегодня такая система внедрена в Австрии, Венгрии, Германии, Чехии и других странах

Поскольку Украина позиционирует себя как европейское государство и в будущем планирует стать полноправным членом Европейского Союза, внедрение такой системы должно положительно повлиять на популяризацию среди европейских туристов Украины. Поскольку на сегодня такие критерии для каждой страны различны, то, выбирая отель по количеству звезд, турист рискует получить не тот уровень комфорта, на который он надеялся, а введение единого стандарта позволит туристам адекватно оценить и сравнить отели разных стран, поскольку трехзвездочный отель в Германии будет аналогичным трехзвездочной гостинице в Чехии или Швеции.

Вместе с тем, предложенной системой трудно охватить существующие в Украину средства размещения. Так, действующим сегодня национальным стандартом ДСТУ 4527:2006 "Услуги туристические. Средства размещения. Термины и определения", предусмотрена, в частности, деятельность хостелов, домов отдыха, пансионатов, санаториев и т.д., качество которых трудно втиснуть в рамки "звездности" отеля. Запрещение их деятельности без получения сертификата на соответствие определенной категории приведет к уменьшению их количества. Таким образом, отели, ориентированные на "туриста эконом класса" могут просто исчезнуть с карты Украины, поскольку не "впишутся" в категории звезд.

Приведение деятельности в Украине с требованиями и стандартами Европы несомненно положительно повлияет на восприятие нашего государства в цивилизованном мире. Однако нецелесообразно бездумно переписывать нормы или правила определенной страны, необходимо в любом случае учитывать интересы как населения государства и потенциальных туристов, так и исторически сложившиеся особенности правового регулирования в Украине.


Тема 6-7. Понятие о туристской отрасли и ее структуре.
1. Кластерная модель туристского комплекса.
2. Понятие о туристских ресурсах.
3. Туристские потоки.
4. Система управления.
4. Индустрия туризма.
5. Инфраструктура.
Представим туристский комплекс в виде системы, состоящей из систем второго порядка, взаимосвязанных между собой, но и функционирующих самостоятельно: земельно-рекреационных ресурсов (Рзем.), туристских ресурсов (Ртур.), трудовых ресурсов (Ртр.), инфраструктуры (И), предприятий индустрии туризма (Итр), субъектов управления (У) и туристских потоков (П), отдельных видов туризма (Т) (рис. 4.1).

Рис. 4.1 Кластерная социально-экономическая модель туристского комплекса

Земельно-рекреационные ресурсы (Рзем.) В пункте 3.1. монографии нами проведен анализ использования земельных рекреационных ресурсов, предложены пути их рационального использования [130]. К землям рекреационного назначения отнесены земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма, и земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, а также пригородные земельные зоны, расположенные вне земель оздоровительного назначения [140, с. 143].

Ресурсы (Ртур). Согласно нашим исследованиям туристские ресурсы предлагаем сгруппировать в пять блоков [195].

Первый блок включает ресурсы, определяющие специализацию туристского предприятия. К ним относятся рекреационные ресурсы территории, на которой существует функционирующее предприятие или то предприятие, которое собираются на этой территории создать.

Второй блок ресурсов необходим для создания туристского продукта. К ним относятся объекты, природного и антропогенного происхождения, обладающие аттрактивностью, пропускной способностью, эстетической, познавательной ценностью, способные стимулировать формирование туристских потоков и давать реальный экономический эффект при эксплуатации.

Третий блок представляют ресурсы, необходимые для организации экскурсионного бизнеса, включают потенциал статичных экскурсионных ресурсов(памятники природы, истории, культуры и рекреационные дороги), и потенциал динамичных экскурсионных ресурсов (трудовые ресурсы материально- технические).

Четвертый – ресурсы, необходимые для создания экскурсий. Это объекты показа, необходимые для создания тематических одноплановых и многоплановых, обзорных экскурсий. Экскурсионная тематика разнообразна. Наиболее распространенной классификацией экскурсионных ресурсов является классификация в зависимости от тематической направленности экскурсий.

Пятый блок ресурсов необходим для существования и функционирования самого предприятия: технические, пространственные, информационные, финансовые, ресурсы организационной культуры.

Трудовые ресурсы (Ртр.). Исследование позволяет классифицировать трудовые ресурсы по видам деятельности:

санаторно-курортных учреждений, гостиниц, иных мест для кратковременного проживания, туристских агентств и бюро путешествий, туристских транспортных предприятий, ресторанов и кафе, индустрии развлечений [119,133].

Предприятия-поставщики индустрии туризма (Ин). Согласно исследованиям (см. пункт 2.3)среди предприятий, участвующих непосредственно в формировании туристского продукта, следует выделить предприятия-поставщи услуг: база размещения, транспортные предприятия, предприятия питания, предприятия по оказанию дополнительных услуг [166, 167]. В соответствии с национальным стандартом ДСТУ 4268:2003 «Услуги туристские. Средства размещения» базу размещения разделяют на коллективные и индивидуальные средства. К коллективным относят гостиницы, пансионаты, санатории и так далее. К индивидуальным средствам – частные домовладения и квартиры, сдаваемые для временного проживания туристам.

Предприятия ресторанного типа: бары, кафе, рестораны.

Транспортные организации частного легкового, автомобильного, авиационного, железнодорожного, морского транспорта.

Предприятия, предоставляющие дополнительные услуги, которые являются составной частью туристского продукта, например, экскурсионные. Экскурсионные предприятия предлагаем разделить на: бюро путешествий и экскурсий (БПиЭ), организации, создающие новые экскурсии (операторы экскурсионных услуг), предприятия, реализующие готовые экскурсии (агенты экскурсионных услуг), частные предприниматели, физические, юридические лица по организации экскурсионных услуг. Именно эти четыре вида предприятий объединены в блок «индустрия туризма» и будут рассматриваться в модели.

Туристские потоки (П). Вопрос рассматривался нами в научной публикации [ 196]. Под туристским потоком понимаем число туристов, совершающих путешествие в те или иные туристские регионы в течение определенного времени. В модели туристские потоки рассматриваются по отдельным видам туризма. Учитывая, что в Украине до сих пор не существует методики подсчета туристов и не ведется учет экскурсантов по отдельным видам туризма, предлагается применить метод экспертных оценок.

Система управления (У) представлена органами государственного и регионального управления в туризме. На эффективность работы субъектов управления влияет не только существующая система управления, но и качественный состав персонала, что подтверждается проведенными нами исследованиями в пункт 2.3 монографии и ряде научных публикаций.

Социально-экономическая кластерная модель представляет собой открытую систему, на нее активно влияют природные, политические, экономические, культурные факторы, система в свою очередь активно влияет на окружающую среду: геополитическую, социальную, экологическую, маркетинговую.

Природные факторы включают географическое положение, климат, рельеф, полезные ископаемые, флору, фауну, антропогенную деятельность человека. Наши исследования показали, что в туризме ценность рекреационных территорий определяет продолжительность туристского сезона, виды туристских маршрутов и услуг конкретной территории [82, 197].

Политические факторы слагаются из законов, действий государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые затрагивают и экскурсионную деятельность. Проведенные нами исследования показывают, что законодательная база туристско-экскурсионной деятельности только формируется, что крайне затрудняет сотрудничество с зарубежными партнерами. Для регулирования туристской деятельности в рамках международного права необходим новый пакет нормативных документов. Туристский комплекс чутко реагирует на политическую нестабильность общества. Сокращается число посетителей, в том числе иностранных, повышается себестоимость услуг, создаются законы, позволяющие государству увеличивать фискальные налоги, лишающие возможности малые предприятия расширять свою материальную базу, увеличивать средства, необходимые для рекламы, повышения квалификации персонала [68, 69].

Экономические факторы, как показывают наши исследования, включают пространственные процессы и формы организации жизни потенциальных с точки зрения условий труда, быта, отдыха, развития личности. Общий уровень покупательной способности туристско-экскурсионных услуг зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита [195].

На покупательную способность населения влияет экономический спад, высокий уровень безработицы. Ответной реакцией населения в настоящее время стал более осторожный подход к совершению покупок, увеличилась доля затрат на продукты питания. Определенную пользу в разработке маркетинговой политики в выборе сектора рынка может оказать информация об особенностях затрат посетителей во время отдыха, изменении расходов в зависимости от возраста и уровня образования туристов.

Культурные факторы формируют взгляды людей в конкретном обществе, их ценности, нормы поведения. Для основных взглядов и ценностей характерна высокая степень устойчивости. На протяжении нескольких поколений среди граждан бывшего Союза воспитывалось общественное, коллективное сознание, которое ярко проявляется во вкусах, взглядах отдельных личностей. Ныне культурные ценности изменились. К сожалению, маркетинговые исследования в настоящее время не носят системного характера. После проведенных нами исследований, культурные факторы было предложено сгруппировать в психологические наклонности потребителей, привычки, традиции, моду [82].

Психологические наклонности потребителей проявляются в их интересах. В зависимости от этих интересов на основании проведенных исследований нами предложены следующие (маршруты) туры:

а) познавательные, предназначенные для ознакомления с современным образом жизни населения, историей, природой, архитектурой, культурой и т.д.;

б) оздоровительные, направленные на профилактику сердечно-сосудистых, нервных заболеваний (по тропе Голицына. Карадагского заповедника, в Большой каньон и т.д.);

в) любительские туры по интересам (с посещением музеев, выставок, сбором ягод, грибов и т.п.);

г) спортивно-оздоровительные туры с катанием на санях, лыжах, обучением элементам верховой езды, преодолением препятствий (восхождением на горные вершины Чатыр-Дага, Демерджи и т.д.) [195].

Привычки сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. Привычки могут складываться стихийно, становиться продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера. Лица, принадлежащие к одному и тому же общественному классу и даже одному и тому же роду занятий, могут вести совершенно разный образ жизни. При разработке маркетинговой стратегии экскурсионных услуг важно установить взаимосвязь между коллективными турами и экскурсиями и индивидуальными, диктуемыми привычками заказчика.

Традиции элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Наиболее распространены традиции в религии. Традиции служат сохранению общественных и культурных норм, способствуют развитию творческого начала в общественных отношениях и культуре.

В туристской практике традиции, в первую очередь, обряды, используются в качестве составной части этнографических туров, которые могут включать тематические экскурсии. Они могут заканчиваться участием туристов в празднике «Русская зима», «Масленица» и др. Знание традиций тех или иных народов необходимо учитывать, рекламируя экскурсионные маршруты, тематические туры.

Мода непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода характеризует кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений. Мода проходит в своем развитии четыре этапа. На этапе яркой индивидуальности некоторые потребители стремятся интересоваться какой-то новинкой, стремясь выделиться тем самым из среды окружающих. На этапе подражания новинкой начинают интересоваться другие потребители, движимые желанием подражать лидерам моды. На этапе массового распространения туристский или экскурсионный маршрут становятся популярными. Так именно произошло с новыми маршрутами к «Байдарским воротам» на легковом автомобиле и «Пещера Мраморная» на вертолете. И, наконец, на стадии упадка потребители переключаются на другие новинки [195].

Окружающая среда включает геополитическую, социальную, экологическую и маркетинговую.

Геополитическая среда или геополитическое пространство. Н. В. Багров рассматривает это понятие в следующих аспектах:

- хронологически – как местоположение, протяженность, размер, форма; в таком понимании пространство выступает как территория;

- как топологическое пространство – последовательность положения на определенной территории явлений одного типа (более конкретно– как взаимное положение стран и регионов, их границы, соседства и проч.). Это понятие еще пока не употребляется в геополитике в явном виде;

- как географическое поле – взаимодействие одновременно наблюдающихся явлений и протекающих событий, их влияние на распределение сил и протекание процессов [57].

Геополитическая среда в туризме определяет уровень туристских потоков иностранных туристов, посещающих Украину, АР Крым, определяет географию зарубежных стран¸ которые посещают граждане Украины.

Экологическая среда. Обеспечивает качество жизни туристов, повышает ценность и качество обслуживания. Является одной из основных причин, побуждающей туристов посещать те или иные города, регионы, курорты. Эта же причина становится веской для отказа в путешествии в загрязненные и экологически неблагополучные регионы, что подтверждается нашими исследованиями (см. пункт 3.3.).

Маркетинговая среда зависит от профессионального уровня обслуживающего персонала и включает качественную рекламу продукции, брэндинг, туристские выставки и ярмарки. От умелого подхода к потребностям туристов, ценовой политики зависит ассортимент предлагаемых услуг и товаров, тематика путешествий и экскурсий.

Согласно определению, предложенному А. Н. Бузни, маркетинг – это динамичная информационно-аналитическая система, направленная на изучение потребностей и спроса субъектов потребления, внутренней и внешней среды объекта хозяйствования, организацию разработки и производства продуктов и услуг, соответствующих спросу, потребностям, и предполагающая доставку их потребителю в нужное время и место, в нужном количестве и требуемого качества [198].

Социальная среда определяется уровнем жизни населения, доступностью образования и здравоохранения, его покупательной способностью и возможностью путешествовать.

Проведенные исследования позволяют дать определение. Кластерная социально-экономическая модель – это образно-концептуальная модель, дающая представление о реальном и прогнозируемом состоянии туристского комплекса. Представляет собой совокупность систем – кластеров, состоящих из моделей отдельных видов туризма, приоритетных для данного региона в данный исторический период. Каждый вид туризма в кластерной модели представлен своим набором туристических ресурсов, специализированных предприятий, специально подготовленным персоналом, инфраструктурой [199]. При построении моделей кластеров отдельных видов туризма представляется их плоскостное изображение в форме шестиугольника, состоящего соответственно из земельно-рекреационных, туристских, трудовых ресурсов, инфраструктуры, совокупности предприятий индустрии туризма, субъектов управления и туристских потоков отдельных видов туризма. Учитывая, что каждый из этих показателей имеет конкретные цифровые показатели, на модели их можно изобразить в виде луча с делениями, соответствующими результатам экспертных оценок. Исключением является субъект управления, который отражается либо наличием, либо его отсутствием. Ниже приводятся примеры вариативности моделей кластеров в зависимости от эффективности использования ресурсного потенциала.

Первая модель демонстрирует максимальную эффективность при высоком ресурсном потенциале.

Вторая модель – слабое развитие при высоком ресурсном потенциале.

Третья модель – высокое развитие при недостаточном ресурсном потенциале.

Четвертая – неэффективное использование ресурсов при высоких нагрузках. Пятая – отсутствие органа (субъекта) управления. Простота и наглядность представленных моделей позволяет принимать важные стратегические решения
Тема 8. Классификация туризма по видам и формам.
1. Международный поход класификации туризма по видам.
2. Закон Украины «О туризме» и классификация туризма в Украине.
3. Характеристика основных форм туризма.
4. Особенности организации приоритетного видив туризма.

В зависимости от национальной принадлежности туристов различают два основных вида туризма: внешний (международный) и внутренний (национальный). При международном туризме имеет место пересечение государственной границы и расходование в поездках иностранной валюты. Внутренний туризм осуществляется гражданами одной страны в пределах собственной территории.

Международный и национальный туризм тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как по природе своей они однородны и образуют спрос на одни и теже услуги.

Международный туризм в зависимости от отражения его финансовых результатов в платежном балансе страны подразделяется на активный и пассивный. В зависимости от цели поездки выделяют следующие разновидности туризма:

 

1). Лечебный (медицинский). В основе этого вида туризма лежит потребности людей поправить свое здоровье.

2). Отпускной (рекреационный) туризм. Предполагает передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека, (наиболее массовый).

3). Спортивный туризм. Цель поездки участие в различных спортивных состязаниях..

4). Культурный (познавательный) туризм. Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране.

5). Научный (конгрессный) туризм. Данный вид туризма включает поездки с целью участия в научных встречах, конференциях, конгрессах, симпозиумах.

6). Деловой туризм. В основе этого вида лежит необходимость выполнения определенных служебных или профессиональных задач. Деловые поездки важны с экономической точки зрения, так как они не зависят от сезонных факторов.

7). Религиозный туризм (паломничество). Представляет собой передвижения людей «по святым места» с целью посещения культовых объектов.

8). Этнический туризм. Цель посещение родственников, мест своего рождения или рождения родителей. Специалисты отмечают определенные изменения в этом виде туризма, так как в настоящее время приезжают 3-й 4-е поколение, потерявшее прямые родственные связи, и основным мотивом является посещение родины предков.

Рассмотренные выше виды туризма редко встречаются в чистом виде.

3. По характеру организации путешествия различают:

1). Индивидуальный и групповой (коллективный) туризм. Путешествие одного человека или его семьи называется индивидуальным туризмом, путешествие группы людей - групповым или коллективным.

2). Организованный и самодеятельный туризм. Путешествие отдельного туриста или группы туристов по предварительно разработанной туристской фирмой программе называется организованным туризмом. Организованные туристы обеспечиваются сервисом, оговоренным в программе туров. Путешествия отдельного туриста или группы туристов, не связанных никакими взаимными обязательствами с туристкой фирмой, называется самодеятельным туризмом

В зависимости от продолжительности различают кратковременный, не более 3-х суток («туризм выходного дня» или «туризм конца недели») или продолжительный, несколько недель.

4. По использованию средств размещения (гостиницы, мотели, кемпинги и т.д.)

выделяются и соответствующие виды туризма. Гостиницы - предлагают комплекс

услуг, мотели - для автотуристов, кемпинги - для вело, мото- и автотуристов.

5. В зависимости от расположения туристического места, к которому направляются

туристы. Различают: горный, водный, сельский.

Из перечисленных видов сравнительно новым и перспективным является сельский туризм.

По интенсивности туристского потока туризм подразделяют на постоянный и сезонный. По постоянным подразумевают относительно равномерное посещение

 

туристских районов на протяжении всего года, а под сезонным в определенное

время года, сезонный делится на односезонный и двухсезонный.

6. Большое значение для планирования индустрии туризма имеет также

классификация туризма в зависимости от используемых транспортных средств. 1). Велосипедный. Распространен в Голландии, Дании, Австрии и др. 2). Мотоциклетный туризм. Популярность его в последние годы снизилась 3). Железнодорожный туризм. Начало своего развития перед в 40 г 19 века, пережил упадок связанный с развитием автомобильного транспорта, сейчас опять получает распространение.

4). Речной туризм. Широко распространенным видом транспортного туризма в Украине является путешествие по Днепру, Дунаю.

5). Морской туризм. С развитием новых видов транспорта, и прежде всего

воздушного роль морского флота в перевозках пассажиров снизилась.

6). Автомобильный туризм. Характерной чертой этого вида туризма является

высокая подвижность, посещение большого числа мест и преодоление больших

расстояний.

7). Авиационный туризм. Основным преимуществом использования авиации при

организации туризма является высокая скорость движения, позволяющая

преодолевать огромные расстояния.

Перечисленные виды туризма не исчерпывают всего его разнообразия. Классификация туризма по его видам позволяет обоснованно решать ряд проблем развития и территориальной организации туризма, определять спрос на отдельные виды туристских услуг и на этой основе проводить определенную стратегию на туристическом рынке.

2). Слепокуров А. С. предлагает классификацию видов туризма, которые целесообразно развивать в Крыму.

1. Спортивный туризм:

• Пешеходный спортивно-оздоровительный;

• Спелеотуризм;

• Скалолазание;

• Велотуризм;

• Парусный спорт;

• Дельтапланеризм, парашютный спорт и воздухоплавание;

• Подводный спорт;

• Чемпионатный туризм, связанный с другими видами спорта;

• Конный туризм.

2. Автомобильный

• Познавательный;

• Спортивный,

3. Экскурсионно-познавательный туризм:

• Архитектурно-исторический туризм по городам Крыма;

• Природно-познавателъный;

• Технолого-познавательный;

• Историко-археологический познавательный;

• Военно-исторический познавательный;

 

• Этнографический;

• Религиозный

4. Учебный туризм:

• Обучение подготовка, повышение квалификации инострианных граждан

в вузах Крыма на коммерческой основе;

• Проведение полевых учебных, учебно-производственных практик;

• Учебные, учебно-познавательные экскурсии (школьный туризм).

5. Научный туризм:

• Конференции, симпозиумы, совещания;

• Научные экспедиции (естествознание);

• Археологические экспедиции;

• Проведение научных исследований в лабораториях и научных центрах

Крыма.

6. Сельский, зеленый туризм:

• Приморский курортно-оздоровительный сельский туризм;

• Сельский (деревенский) туризм.

7. Промысловый туризм:

• Охота;

• Подводная охота;

• Рыбная ловля;

• Сбор лекарственных трав, орехов, плодов и ягод.

 

8. Фототурзм.

9. Фестивальный.

10. Тогово-ярмарочный;

11. Бизнес-туризм;

12. Шоу-туризм;

13. Религиознывй;

14. Этнографический;

15. Агрорекреационный.

16. Дегустационный (винно-кулинарный).

17. Экологический.

Данная классификация не вполне логична, поскольку здесь имеют место нарушения основания деления.

Литература

Основная:

1. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. - 302с.

Дополнительная

1. Герасименко В.Г. Основы туристского бизнеса: Учебное пособие. Одесса. «Черноморье»,

1997 г.

2. Слепокуров С.А. Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма в

Крыму. - Симферополь: СОНАТ, 2000. - 100с.

 


Тема 1-2.Туристские ресурсы и их влияние на развитие туризма.
1. Рекреационные ресурсы и их составляющие.
2. Классификация туристско ресурсов.
3. Экскурсионные ресурсы.
4.Ресурси туристского предприятия..
В программе Верховной Рады АР Крым «Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы» от 22 декабря 2010 года № 121-6/10 дан анализ состояния ресурсного потенциала АР Крым. В частности, приводятся данные о том, что на территории полуострова сконцентрировано около 30% всех туристско-рекреационных ресурсов Украины. Однако из 154 объектов природно-заповедного фонда в экскурсионную деятельность вовлечено лишь 50% указанных объектов. Из 11,5 тысяч памятников истории, культуры, архитектуры в туристских целях используется только 20%. А разрушения и неудовлетворительное состояние историко-культурного наследия обусловливает потерю ими туристской ценности или ограничения посещения [181].

Ресурсы в экономике – основа и базовая предпосылка развития любой отрасли. Исключением туризм тоже не является, однако, в настоящее время в научных подходах к определению и пониманию этого базового понятия много противоречий. По определению С. П. Ожегова: «Ресурсы (от фр.ressource – вспомогательное средство) – необходимые сведения, существующие возможности, условия и объекты, которые позволяют их использовать в каких-либо процессах, для принятия решений или для развития какой-либо отрасли [209]. Согласно Закону Украины «О туризме»: «Туристскими ресурсами Украины являются предложенные или те, которые могут быть предложены туристскому спросу на основе или использовании объектов государственной, коммунальной или частной собственности» [66]. Уже в нормативно-правовом документе нет четкого определения туристских ресурсов, отсутствует логически-смысловая связь с экономической эффективностью их использования, эксплуатацией.

От ординарных подходов научного понимания туристских ресурсов давно отказались многие специалисты и ученые. Так, И. И. Пирожник считает, что природные элементы и культурно-исторические ресурсы и комплексы «вначале выступают как условия рекреационной деятельности; как естественные образования они существуют и до развития рекреационного хозяйства. Затем в силу развития и изменения структуры общественных потребностей и возникновения рекреационного спроса после затрат на их изучение, оценку и подготовку к эксплуатации переходят в категорию рекреационных ресурсов. Культурно-исторические объекты, являясь продуктом труда предыдущих поколений, выступают здесь как предмет труда для производства туристских услуг познавательного характера» [210, с. 56].

В монографической работе А. А. Бейдыка утверждается, что рекреационно-туристские ресурсы представляют «объекты и явления природного, природно-антропогенного, социального происхождения, которые используются для туризма, лечения, оздоровления и влияют на территориальную организацию рекреационной деятельности, формирование рекреационных районов (центров), их специализацию и экономическую эффективность. Это совокупность природных, природно-технических, социально-экономических комплексов и их элементов, которые способствуют восстановлению развития физических и духовных сил людей, их трудоспособности и современной, и перспективной структуры рекреационных потребностей и технико-экономических возможностей, используются для прямого и опосредованного применения, предоставления рекреационно-туристских и курортно-лечебных услуг. Характеристика рекреационных ресурсов включает данные о качестве природных условий, площадь или объем, на которые эти качества распространяются, продолжительность периода, на протяжении которого явные качества проявляют свое действие» [211, с. 42]. Прежде всего, очень объемное определение, предложенное автором, включает природно-технические и социально-экономические комплексы, которые фактически не являются ресурсами, а представляют антропогенные ландшафты. Качество природных условий, на наш взгляд, выступает в данном тексте как элемент природы, влияющий на хозяйственную деятельность людей.

Ученые Таврического национального университета имени В. И. Вернадского считают, что «рекреационные ресурсы» предназначены для организации рекреационной деятельности, и к ним относятся природные, трудовые, культурно-исторические, финансовые, материально-технические ресурсы управления. Данные ресурсы используются для восстановления жизненных сил человека. Любая игра, развлечение и т.п., используемая для восстановления физических и умственных сил, может стать ресурсом рекреалогии. К подобным ресурсам, согласно определению, можно отнести даже уголок отдыха в учебном заведении, на предприятии [212, с. 441]. Смысловая нагрузка определения «туристские ресурсы» качественно изменилась за последние годы. В туристском терминологическом словаре И. В. Зорина и В. А. Квартальнова туристские ресурсы — это артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности. «Туристские ресурсы качественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство» [72, с. 447].

Различные точки зрения на определение понятия «туристские ресурсы» связаны, прежде всего, с тем, что за решение проблемы брались ученые разных научных направлений. В силу этого в научной терминологии чаще всего использовалось определение «рекреационные ресурсы», где подразумеваются элементы и различные сочетания природных и антропогенных (культурных) ландшафтов, которые могут быть использованы для производства туристских услуг и удовлетворения потребностей в лечебном, спортивно-оздоровительном или экскурсионном туризме. Термин связан с комплексным подходом в исследовании территорий, обладающих определенными качествами.

Нами предложен новый подход к классификации туристских ресурсов, которые предлагаем сгруппировать в пять блоков [195].

Первый блок включает ресурсы, определяющие специализацию туристского предприятия.

Второй блок ресурсов необходим для создания туристского продукта.

Третий блок представляют ресурсы, необходимые для организации экскурсионного бизнеса.

Четвертый представляют ресурсы, необходимые для создания экскурсий.

Пятый блок составляют ресурсы, необходимые для существования и функционирования предприятий индустрии туризма.

Блок первый. Ресурсы, определяющие специализацию туристского предприятия.

Туризм представляет собой одну из форм рекреационной деятельности. Специализацию туристского предприятия предопределяют рекреационные ресурсы территории, на которой существует функционирующее предприятие или то, которое собираются на этой территории создать. В связи с этим бывает целесообразнее создавать новое предприятие, заранее подобрав территорию, обладающую необходимыми ресурсами. Например, для фирм-туроператоров города Симферополя наиболее рентабельным видом деятельности будет являться авиационный, железнодорожный туризм, а в перспективе – деловой. Объяснить это просто: в городе имеется центральный аэропорт, железнодорожный вокзал. Город является административным центром. Для туристского предприятия, расположенного в Черноморском районе, главной специализацией является лечебный отдых. Перспективный вид деятельности зависит от многих факторов (будущей инфраструктуры, реализации целевых проектов). Этими направлениями могут стать: яхтенный туризм, если будет построена марина, дайвинг, при активизации и стимулировании создания дайвинг-клубов, а может быть, винный туризм, так как поселок окружают хозяйства, возделывающие прекрасный виноград. Реставрационные работы на греческом городище Калос-Лимен позволят заниматься анимационным и событийным туризмом.

Второй блок ресурсов, необходимый для создания туристского продукта.

Используя элементы деловой логистики, несложно доказать, что фактическое количество туристских ресурсов невелико и что туристские ресурсы – это далеко не механическая констатация всех имеющихся на территории памятников истории, культуры, архитектуры и природы.

Рассмотрим наше заключение на конкретном примере. Наиболее типичными туристскими ресурсами, с нашей точки зрения, являются музеи. На протяжении многих десятков лет неизменной популярностью у туристов, отдыхающих в Крыму, пользуется Алупкинский дворцово-парковый ансамбль. Поставим вопрос: сократился бы поток туристов, посещающих дворец-музей, если бы на пути их следования к цели путешествия (экскурсии) вдруг исчезли памятники истории, культуры, архитектуры, природы? Думаем, что их отсутствие по пути следования к музейному комплексу не ослабит интерес к объекту посещения. Если бы музей был открыт только в ночное время, он оставался бы активно посещаемым объектом. В данном случае именно музей выполняет функцию туристского ресурса, так как является причиной и следствием движения туристских потоков. Море, горы, памятники истории, культуры, архитектуры – объекты показа. Рассказывая о них по пути следования к музею, экскурсовод (гид) лишь популяризует информацию о достопримечательных объектах, выполняет роль пропагандиста охраны и защиты памятников истории, культуры, природы. В конечном итоге на пути следования туристов к нашей цели, в данном примере – дворцу-музею, достопримечательности, которые встречаются по дороге, на туристский поток существенно не влияют. Следовательно, к туристским ресурсам необходимо отнести объекты, которые являются целью посещения для потока туристов.

Для геолога целью полевых работ может стать обнаружение горных пород, для орнитолога – местность, где обитает редкая порода птиц. Но посещение этими специалистами объектов своих научных интересов никоим образом не повлияет на пополнение бюджета региона и не окажет негативных воздействий на окружающую среду, так как не носит массовый и системный характер. Следовательно, туристским ресурсом может стать только тот объект, который обладает способностью принять массовый поток туристов.

Процесс, связанный с движением туристских потоков, может вызвать экспозиция редких уникальных вещей, представленная в музее, или картина знаменитого художника. Выставка, картина, в нашем примере, вызывают целенаправленный поток туристов, следовательно, эти объекты могут быть отнесены к туристским ресурсам. Однако они не обладают емкостью, но вызывают интерес у больших групп туристов. Для таких туристских ресурсов характерен иной признак, который становится основным при определении качественной характеристики, а именно: эстетическая ценность, т.е. специфическое проявление ценности по отношению человека (туриста) к предметам искусства, объектам природы и т.д.

В. В. Кудрявцев и В. М. Шумский ввели новый термин «пейзажные памятники», под которыми подразумевают природные памятники, которые обладают эстетической ценностью, вызывают движение туристских потоков. Среди них, например, горы Ай-Петри, Кара-Даг, Демерджи и другие.

Эстетическая ценность туристского объекта находится в прямой зависимости от объема и качества познавательной информации о нем. Источником получения информации является краеведение — наука, получившая всеобщее признание в бывших странах СНГ.Наши исследования показали, что важную роль в увеличении спроса на туристские услуги играет эстетическая ценность туристских ресурсов

Тема 3-4.База размещения туриста..
1. Гостиницы и их Классификация. Архитектурные решения.
2. Типы размещения.
3. Классификация базироваться размещения по группам.
4. Номерной фонд и его дизайн.
Понятие “средство размещения”

Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах, пансионатах и в других средствах размещения за вознаграждение.

Под средством размещения понимают любой объект, предназ­наченный для временного проживания.

Под гостиницей понимается предприятие любой организационно-правовой формы и формы собственности, которое предоставляет гостиничные услуги, неограниченные ежедневной заправкой кроватей, приборкой комнат и санузлов.

Гостиницы характеризуются следующими признаками:

- состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство;

- предоставляют разнообразные гостиничные услуги;

- сгруппированы в категории и классы в соответствии с предоставля­емыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартом страны.

Гостиничные предприятия различаются по вместимости, числу мест для проживания и числу номеров.

Номер — помещение, состоящее из одного или нескольких мест, оборудованное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории.

Койко-место — площадь с кроватью, предназначенная для пользования одним человеком.

В международной практике принята стандартная классифика­ция средств размещения, разработанная экспертами Всемирной туристской организации.

В соответствии с ней все средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.