Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон спроса




Введение в проблему анализа модели

ПОНЯТИЕ СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА

ЛЕКЦИЯ 2. АНАЛИЗ СПРОСА. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

 

Проблема спроса и предложения как факторов, определяющих рыночную цену товаров и услуг, получила принципиальное разрешение в 1890 г. в работе А.Маршалла «Принципы политической экономии». Построением модели взаимодействия спроса и предложения занимались также и другие ученые-экономисты, в частности Л. Вальрас, применивший несколько иной подход к данной проблеме. Подробно различия в разработанных моделях будут рассмотрены в этом разделе.

В основе рыночного ценообразования лежит взаимодействие продавцов и покупателей, представляющих на рынке соответственно спрос и предложение.

Целью создания модели является ответ на вопрос, как продавцы и покупатели принимают решения, в каком количестве производить и покупать товары и услуги и по какой цене.

При этом рассматривается рынок отдельного товара или услуги в определенный период времени.

Как уже отмечалось, любая модель не является зеркальным отражением действительности из-за вводимых экономистами допущений. Для модели взаимодействия спроса и предложениями такими допущениями являются:

1. Рациональное поведение потребителя и производителя.

2. Наличие фиксированной цены на продажу каждой единицы товара.

3. Наличие стандартизированный товар на рынке, лишенного индивидуальных различий.

4. Продавцы и покупатели не могут оказывать влияния на изменения уровня цен – цена меняется только в результате взаимодействия спроса и предложения.

 

Термин спроса имеет для экономистов важное значение. Человеку свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука имеет дело лишь с потребностями, которые воплощаются в платежеспособном спросе, то есть спросе, согласующем желания потребителей с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров и услуг.

Итак, спрос (D – demand) – можно определить как желание и готовность потребителей приобрести товар.

Количественно спрос выражается в объеме спроса (количестве, величине спроса), представляющего собой максимальное количество товара, которое отдельный потребитель, группа людей или население в целом согласны и могут купить по определенной цене в единицу времени (в определенный период времени).

Зависимость объема спроса от тех факторов, которые влияют на решения потребителя о покупке данного товара, называется функцией спроса.

Прежде всего, объем спроса на товар определяется его ценой. Понятно, что обычно люди стремятся купить товары подешевле. Это не значит, конечно, что они готовы покупать некачественные товары и только дешевые. Но какой бы качественный, технически сложный или дорогой товар человек ни покупал, все равно сохраняется обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него. То есть при прочих равных условиях спрос на товар тем больше, чем ниже цена на него (и наоборот). Эта зависимость называется законом спроса. Таким образом, закон спроса предполагает обратнопропорциональную зависимость между объемом спроса и ценой на данный товар.

Если прочие факторы, влияющие на объем спроса, принять за неизменные величины, то указанная зависимость закона спроса приобретет вид функции спроса от цены:

,

где QDx – объем спроса на товар х,

Px – цена товара x.

Схематично обратнопропорциональную зависимость закона спроса можно записать:

PxQDx

PxQDx

 

Функция спроса от цены может задаваться тремя способами:

1. Табличным:

Пример табличного задания закона спроса представлен в табл. 1.

 

Таблица 1.

Px Цена спроса, руб. QDx Объем спроса, шт.
   
   
   
   
   

 

В приведенной таблице каждой цене соответствует свой объем спроса. Объем спроса имеет значение только применительно к конкретной цене. Таким образом, спрос представляет собой сумму всех строк объемов спроса по всем ценам.

2. Графическим:

Рис 6. Кривая спроса

 

Из графика видно, что кривая спроса имеет отрицательный наклон (т.к. наблюдается обратнопропорциональная зависимость).

Если функция спроса задана линейно, то кривая спроса представима в виде прямой, имеющей также отрицательный наклон.

Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя в зависимости от уровня цены на товар.

Каждая точка кривой спроса на графике показывает:

· то количество товара, которое потребители готовы приобрести по данной цене,

· цену спроса, то есть максимальную цену, которую потребители согласны заплатить за данное количество товара.

3. Аналитическим:

,

(например )

где а и b – некие константы.

 

К числу прочих факторов, определяющих объем спроса, относятся:

Таким образом функция спроса с учетом всех факторов представима в виде:

,

где Py – цена товара-субститута,

Pz – цена комплементарного товара,

I – доход потребителя,

T – вкусы и предпочтения потребителей,

F – ожидания потребителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.