Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса по цене. Способность спроса адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям называется эластичностью




Эластичность спроса

Способность спроса адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям называется эластичностью. В математическом смысле эластичность представляет собой отношение относительного прироста функции (зависимой переменной) к относительному приросту аргумента (независимой переменной).

Быстрота и интенсивность реакции потребителей на изменившиеся условия может быть различной. По-разному могут реагировать на изменение рыночной цены на товар разные покупатели и производители: кто-то сильнее, а кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изме­нении моды и при изменении ценовых ожиданий. Изучение реакции типичных потребителей и производителей (продавцов) на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.

В микроэкономике выделяют следующие виды эластичности спроса:

1. Ценовая эластичность спроса

2. Перекрестная эластичность спроса

3. Эластичность спроса по доходам

Рассмотри эти виды эластичности более подробно.

Эластичность спроса по цене характеризует реакцию потребителя на изменение цены на товар. Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене (прямой эластичностью, ценовой эластичностью).

Для количественной оценки эластичности спроса по цене используется коэффициент прямой эластичности:

 
 


=

где ED(P) – коэффициент прямой эластичности (эластичности спроса по цене), показывающий, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на один процент.

Поскольку между объемом спроса и изменением цены зави­симость обратная, то коэффициент прямой эластичности спроса будет отрицательной величиной с диапазонами изменения от нуля до минус бесконечности. Однако для оценки степени эластичности спроса важен не знак перед коэффициентом, а его абсолютная величина |Е|, поэтому иногда значение коэффициента берут по модулю.

В зависимости от реакции потребителя выделяют следующие виды спроса:

1. Эластичный спрос, при котором покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то есть реакция потребителя на изменения цены достаточно активная. В этом случае относительное изменение объема спроса опережает относительное изменение цены.

Значение коэффициента эластичности: (-∞; -1) или | ED(P) | > 1.

2. Неэластичный спрос, при котором потребитель реагирует слабо и вяло – пассивная реакция на изменение спроса. Относительные изменения цены превышают относительное изменение объема спроса.

Значение коэффициента эластичности: (-1; 0) или 0< | ED(P) | < 1.

3. Единичноэластичный спрос – если изменение цены влечет за собой такое же (в процентном отношении) изменение объема спроса, то, значит, эластичность спроса равна единице.

Значение коэффициента эластичности: (-1) или | ED(P) | = 1.

Также спрос может быть абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены (см. рис. 9). Примером этого могут быть лекарства, елки к новому году, цветы к празднику. Например, подорожание коробка спичек с 1 руб. до 5 руб. (то есть в 5 раз!) не вызовет сокращение спроса на этот товар.

Наоборот, спрос также может обладать абсолютной эластич­ностью (см. рис. 10), то есть сколь угодно малое изменение цены вызовет огромное сокращение спроса (практически его парализует). К примеру, в советские времена при фиксированных ценах их административное повышение на 20-30% было способно практически парализовать спрос на подорожавший товар.

 

Рис. 9. Абсолютно неэластичный спрос Рис. 10. Абсолютно эластичный спрос

 

Необходимо также отметить, что наклон и вид кривой спроса зависит от масштаба ее координатных осей, и потому не всегда можно верно оценить степень эластичности спроса по внешнему виду кривой – можно сделать наклон линии спроса более или менее крутым, меняя масштабы осей.

Существуют два различных вида эластичности спроса:

1. Дуговая ценовая эластичность, которая является показателем средней реакции объема спроса на изменение цены на каком-то отрезке линии спроса.

При этом коэффициент ценовой эластичности рассчитывается двумя способами:

Первый способ.

,

где Q2 – новый объем спроса,

Q1 – первоначальный объем спроса,

Р2 – новый цена,

Р1 – первоначальная цена.

 

Второй способ (более точный).

2. Точечная ценовая эластичность или «эластичность в точке», показывающая эластичность в конкретной точке кривой спроса, определяемая для каждого значения цены.

Если обозначить бесконечно малые изменения объема спроса и цены через dQD и dP, то способ расчета точечной эластичности проса по цене можно представить так:

При этом в каждой точке линии спроса значения коэффициента точечной эластичности будут разными.

На эластичность спроса оказывают влияние следующие факторы:

1. Наличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, тем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, а следовательно тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот.

2. Универсальность использования товара. Чем специфичнее характе-ристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.

3. Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период приспособления к товару.

4. Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос.

5. Уровень доходов потребителя. Э ластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна.

6. Насыщение рынка. Спрос становится менее эластичным по мере роста степени насыщения потребностей.

7. Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.

8. «Неоткладываемость» в удовлетворении конкретной по­требности. Эластичность спроса на товары, потребление кото­рых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.).

9. Затрудненность сравнений. Спрос на малоизвестные товары оказывается более эластичным, а спрос на товары, хорошо известные покупателю, - менее эластичным, если эти товары трудно сравнить между собой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.