Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение предложения и объема предложения




Факторы, влияющие на изменение предложения

Как и в законе спроса, существую различия между изменением предложения и изменением объема предложения. Движение вдоль кривой предложения отражает изменение объема предложения в результате изменения цены при неизменности других факторов (рис. 12 (а)).

Изменение любого другого фактора, за исключением цены, приводит к изменению самого предложения. Это означает, что производители при тех же самых ценах готовы предложить к продаже другое количество товара (рис. 12 (б)). Если предложение увеличивается, то кривая сдвигается вправо, а уменьшается – то влево.

Рассмотрим влияние неценовых факторов на изменение функции предложения.

1. Влияние цены на ресурсы Pr.

Чем ниже затраты производителя на исходное сырье, материалы, топливо, а также рабочую силу, тем большее количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок, следовательно это приведет к сдвигу кривой предложения вправо (оно увеличится), и наоборот увеличение цены на ресурсы приведет к снижению предложения.

Схематично влияние этого фактора можно изобразить так:

 
 
↑ Pr → ↑ АС → ↓ объем производства → ↓ S (средние издержки)


2. Влияние цены на товары, которые могут быть созданы с помощью тех же ресурсов Py, что и товар x.

Товары могут находиться между собой в отношении взаимозаменяемости и взаимодополняемости как в потреблении, так и в производстве.

Рассмотрим следующий пример. Крупный предприниматель владеет мясоперерабатывающим заводом, на котором выпускаются мясной (товар x) и куриный фарш (товар y). Используемый ресурс: денежный капитал предпринимателя.

Допустим, цена на курицу возросла, следовательно, увеличилась цена на куриный фарш, что привело к уменьшению свободных денег, вкладываемых в производство мясного фарша. В результате этого уменьшилось предложение мясного фарша.

Следовательно, изменения цен на другие товары способно смещать кривую предложения.

Схематично влияние этого фактора выглядит следующим образом:

 
 
↑ P y → ↑ ресурсов для пр-ва товара y → ↓ ресурсов для пр-ва товара x → ↓ Sx  

 

 


3. Технологические возможности производителей Т.

Технологические возможности производителей зависят от развития научно-технического прогресса. Чем выше его уровень, тем эффективнее становится производство, то есть на каждую единицу затраченных ресурсов производится все больше конечной продукции. Кривая предложения, следовательно, смещается вправо и вниз.

 
 
↑ Т → ↓ АС → ↑ объем производства → ↑ S (внедрение технологии)

 

 


4. Государственная политика G.

Проведение государственной политики в разных областях хозяйственной жизни оказывает определенное влияние на деятельность производителей, способствует увеличению или уменьшению предложения товаров и услуг.

Можно выделить следующие направления государственной политики, направленные на регулирование выпуска национальной продукции:

а) налоговая политика

Главным инструментом государственного вмешательства в налоговой сфере является увеличение или уменьшение налогов (t) и дотаций (субсидий) (d).

Увеличение налогов повышает затраты производителей, а следовательно сокращает предложение, что в свою очередь вызовет сдвиг кривой предложения влево.

Напротив, дотации считаются налогом наоборот – положительным налогом, способствующие развитию и расширению бизнеса и производства.

Представим зависимость между налогами и изменением предложения схематично:

 
 
↑ t → ↑ АС, ↓ прибыль, ↓ стимулы → ↓ объем произ-ва → ↓ S расширению произ-ва   ↑ d → ↓ АС → ↑ объем произ-ва → ↑S  

 

 


Таким образом, снижение налоговых ставок или повышение дотаций будет способствовать увеличению предложения.

б) бюджетная политика

Одним из важных направлений бюджетной политики является обеспечение бездифицитности государственного бюджета. Государственный бюджет представляет собой смету расходов и доходов государства. В том случае, если расходы превышают доходы, то говорят о дефиците государственного бюджета. Одним из источников покрытия дефицита является выпуск государственных ценных бумаг. В результате часть свободных денежных средств населения расходуются на покупку ценных бумаг, а не на инвестирование бизнеса, в силу чего уменьшается объем производства, и предложение сокращается.

Это явление в экономической теории получило название эффектом вытеснения частного спроса на кредитные ресурсы государственным.

Следовательно, чем больше дефицит государственного бюджета, тем в большей степени сокращается предложение.

 
 
расходы > доходы → дефицит гос. бюджета → ↑ гос. ценных бумаг → → ↓ инвестиций в бизнес → ↓ объем произ-ва → ↓ S

 

 


в) денежно-кредитная политика

Денежно-кредитную политику осуществляет не правительство, а Центральный банк РФ. Однако Центробанк не может оказать прямого воздействия на масштабы кредитования коммерческими банками предприятий для расширения их бизнеса.

В распоряжении ЦБ РФ есть три инструмента, с помощью которых он может оказать влияние на динамику кредитования:

1. Регулирование учетной ставки i (ставки рефинансирования)

Учетной ставкой называется ставка, по которой Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам.

Допустим, Центральный банк снижает учетную ставку, тогда кредиты для коммерческих банков становятся дешевле, вследствие чего они снижают процентную ставку, по которой предоставляют кредиты предприятиям и населению. Спрос на кредитные ресурсы увеличивается, в результате увеличивается объем производства и само предложение. При более низких процентных ставках оказывается более предпочтительней вложение денежных средств в производство, а не в банк.

 
 
ЦБ ↓ i → ↑ спрос на кредиты → ↑ объем произв-ва → ↑ S

 


Уменьшение учетной ставки приводит к увеличению предложения, и наоборот.

2. Регулирование нормы обязательных резервов

Норма обязательных резервов – эта та часть активов коммерческих банков, которые должны храниться в качестве резерва в Центральном банке. Увеличивая или уменьшая норму обязательных резервов Центробанк борется с инфляцией.

К примеру, ЦБ РФ увеличивает норму обязательных резервов, а следовательно уменьшаются свободные активы коммерческих банков для кредитования населения и промышленности, следовательно увеличивается процентная ставка коммерческих банков для кредитования, что в конечном итоге приводит к сокращению объема производства и предложения в целом.

 
 
ЦБ ↑ НОР → ↓ ср-ва КБ для кредитования → ↑ % ставка → ↓ спрос на кредиты → ↓объем произв-ва → ↓ S  

 

 


Увеличение нормы обязательных резервов приводит к сокращению предложения.

3. Купля-продажа государственных ценных бумаг

ЦБ может покупать или продавать ценные бумаги (акции, облигации) населению. Допустим, он покупает у населения и юридических лиц ценные бумаги, в результате чего увеличивается денежная масса в обращении, растет количество денег, инвестируемых в производство, увеличивается объем производства и предложение.

 
 
ЦБ покупает ц.б. → ↑ денежная масса → ↑ объем произв-ва → ↑ S  

 

 


5. Ожидания производителей F.

Рассмотрим конкретный пример. Производители зерна не хотят продавать его населению, так как ожидают, что в дальнейшем цены на зерно повысятся, и они более выгодно его реализуют. Кривая предложения зерна в данный момент сместится влево (уменьшится). Но может возникнуть и обратная ситуация, когда производители ожидают падение цен на зерно. Тогда они будут стараться как можно быстрее его продать – предложение этого товара на рынке увеличится.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.