Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гештальт теория

СТРУКТУРАЛИЗМ

Теоретические подходы к исследованию восприятия.

 

  Объектно-ориентированные подходы Субъективно ориентированные подходы
Что является предметом исследования? Свойства стимуляции, воздействующие на органы чувств Целеполагающий субъект
Функция восприятия Отражение внешнего мира Построение видимого мира
Чем детерминируется восприятие Внешнее воздействие Цель, мотивы восприятия
Свойства восприятия Пассивность наблюдателя Активность наблюдателя

 

Теории восприятия:

Эдвард Титчнер и Вундт

Предмет исследования (по Титченеру)

  1. анализировать конкретное душевное состояние, разложив его на составные части (на элементарные ощущения)
  2. найти закономерности соединения этих составных частей
  3. привести эти закономерности в соответствие с телесной организацией

Основные положения:

    • два класса элементов сознательного опыта: ощущения и образы памяти
    • восприятие есть сумма этих двух классов элементов сознания

 

 

2012-02-21

 

Формирование ощущений:

- гипотеза постоянства: одно и то же внешнее воздействие приводит к одному и тому же ощущению.

- гипотеза суммации: сложный комплекс ощущений есть сума отдельных локальных ощущений.

Пример: восприятие цвета.

- метод исследования: аналитическая интроспекция.

 

Из первой посылок – гипотезы постоянства – возникла наука психофизика. Закономерности связи физического стимула и возникающего в ответ ощущения. Доказали что гипотеза постоянства работает.

Гипотеза суммации – критикуется современниками. Исходя из этой гипотезы невозможно объяснить зрительные иллюзии. Однако кое-что она все же объясняет. Нр – восприятие цвета глазом происх благодаря тому что на сетчатке есть три вида колбочек, воспринимающих цвета: красный зеленый и голубой. Теория суммации цвета по Гельмгольцу – все цвета которые мы различаем являются сумой этих цветов.

 

Формирование образа восприятия:

Закон ассоциаций: установление ассоциативных связей между первичными зрительными образами и двигательной реакцией на его появление.

Нр формирование трехмерного образа внешнего мира

Развитие восприятия за счет формирования новых ассоциативных связей.

 

Первая идея – нет отдельных элементов, реакция воспринимающей системы всегда бывает на целостные стимул.

Основатели: Макс Вертгаймер, Курт Коффка, Вольвганг Келлер.

Основные положения:

  • Восприятие есть гештальт, целостная структура образа
  • Гештальт формируется благодаря принципам гештальльт-группировкам
  • Два отображения физического мира: физиологическое и феноменальное
  • Принцип изоморфизма между физиологическим и феноменальным миром.

 

Создали модель восприятия. Главный элемент модели – мозг как проводник. Мозг – электролит, где токи движутся из области к области, что связано с отдельными активизациями в разных областях мозга. Отсюда возникает целостная структура активации мозга. Отсюда и целостное восприятие.

 

Свойства целостной структуры:

  • Выделение фигуры и фона
  • Фигура всегда воспринимается более чркой, более четкой, более близкой к наблюдателю
  • Фон не может восприниматься как фигура (т.е. противоположные фигуре свойства)

 

Принципы гештальт-группировки:

  1. близость по пространству: фигура образуется легче из более близких элементов.
  2. сходство по качеству: фигура образуется из элементов, имеющих сходство по отдельному качеству (цвету, форме, смыслу и т.п.)
  3. хорошее продолжение: фигура образуется легче из элементов имеющих хорошее продолжение.
  4. замкнутость: все линии фигуры имеющие хорошее продолжение, замыкаются.
  5. симметричность: легче образуется фигура, составленная из симметричных линий.
  6. прегнантность (простота): сложная фигура воспринимается как состоящая из нескольких простых фигур.
  7. транспозиция: мы стремимся воспринимать соотношение между элементами фигуры. Мелодия опознается вне зависимости от того на каком инструменте она сыграна.

 

Принцип изоморфизма:

Физический мир

Физиологический мир

Феноменальный мир

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Доминирующая установка | Матричные операции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.