Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика психологического консультирования в образовательной среде ДОУ




ЛЕКЦИЯ № 6

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

План:

  1. Специфика психологического консультирования в образовательной среде ДОУ.
  2. Основные направления использования психологического консультирования в ДОУ.
  3. Особенности консультирования лиц, несущих ответственность за ребенка.

 

Рассматривая вопросы психологического консультирования в учреждениях дошкольного образования разного типа, мы сделаем следующие шаги:

■ обозначим «проблемное поле», связанное с особенностями развития ребенка в этот период детства, и выделим те вопросы, которые чаще всего становятся содержанием консультирования;

■ обозначим специфику содержания консультирования «формирующих фигур», тех, кто несет ответственность за благополучие ребенка.

Содержание работы социального педагога задается требованиями системы образования, в том числе и такими, которые специфичны для каждого ее учреждения.

В частности, при описании консультирования в условиях учреждения образования для детей-дошкольников отмечается следующее:

- Психологическое консультирование в ДОУ осуществляют педагог-психолог и социальный педагог. Поэтому необходимо развести между этими двумя специалистами функциональные обязанности (сферу влияния).

- Следует развести в системе работы социального педагога психологическое консультирование и просвещение. Просвещение в условиях ДОУ носит профилактический и образовательный характер. Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами взаимодействия: лекции, диспуты, семинары, тренинги.

- Психологическое консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия консультанта с лицами, нуждающимися в психолого-педагогической помощи рекомендательного характера.

- Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей.

-!!! Психологическое консультирование в ДОУ может организовываться по инициативе консультанта! (социального педагога, психолога), исходя из потребности (состояния) ребенка. Дошкольники не могут самостоятельно сделать запрос на консультацию. Поэтому консультант выступает в качестве «представителя» ребенка и его проблемы. В общении с родителями в этом случае уместна фраза: «Ваш ребенок нуждается...», «Состояние вашего ребенка говорит о том, что...». Но это не исключает активности клиента в изложении проблемы и своего взгляда на нее. Это вносит в структуру консультации такой компонент как изложение сущности проблемы консультантом с позиции ребенка (до или после того, как вы выслушиваете клиента).

- Результатом взаимодействия является удовлетворение "реального" запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера.

- Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения — индивидуальная консультация...

- Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т. е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине социальный педагог вынужден дифференцировать содержание запросов с целью определения возможности опосредовано решить трудности ребенка.

Естественно, что в дошкольных образовательных учреждениях социальный педагог консультирует, прежде всего, взрослых: родителей детей, педагогический персонал и администрацию. Соответственно этому в содержание консультационной работы входят те проблемы, которые существуют у взрослых в отношении ребенка.

В этой связи проанализируем основные виды «реальных» запросов в психологической помощи родителей и других членов семьи с целью возможности выхода на проблемы ребенка:

Запрос 1. Необходимость подтверждения обвинительной позиции

Возможные позиции обвинения:

Я – я (редкое обвинение)

Жена – муж

Родители – ребенок

Родители – бабушки, дедушки

Все члены семьи – ребенок

Реальным мотивом является получение признания собственной позиции, действительное отношение к ситуации — драматизация с отсутствием перспективы ее исправления.

Рекомендательная стратегия заключается в облегчении драматизма ситуации (выяснении) истинного запроса. В случае необходимости (обвинение в адрес ребенка) вводится программа диагностического обследования ребенка (организуется совместно с психологом) с последующим снятием обвинения.

Запрос 2. Необходимость эмоциональной поддержки Реальным мотивом является утешение, сочувствие.

Отношение к ситуации — пессимистическое, присутствие неуверенности в себе, своих силах.

Рекомендательная стратегия заключается в поддержке, совместном нахождении средств и возможностей решения проблемы.

Запрос 3. Потребность в совете

Реальным мотивом является раздел ответственности за принятие решения, обоснованность решения.

Отношение к ситуации — неопределенное.

Рекомендательная стратегия заключается в определении и формулировании профессионально-личностной позиции консультанта без принятия ответственности за последующие действия запрашиваемого лица. При необходимости дифференцирования, уточнения позиции вводится диагностическое обследование родителей или (и) ребенка (совместно с психологом).

Таким образом, анализ запроса позволяет социальному педагогу выявить реальную трудность взрослого по отношению к ребенку и построить обоснованную стратегию воздействий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.