Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления использования психологического консультирования в ДОУ




Консультирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет максимально реализовать его предупреждающую функцию. Активное взаимодействие со взрослыми создает здесь возможность своевременно организовать условия, которые предохранят личность ребенка от неблагоприятных факторов.

Направленность и содержание консультаций профилактического характера определяется установленными фактами, отражающими закономерности развития личности ребенка.

О состоянии ребенка в целом социальный педагог может судить по ряду наиболее значимых характеристик развития ребенка дошкольного возраста, которые он, как специалист должен хорошо знать.

Подготовка к консультационной работе опирается на установленные факты, в которых виден предмет и основное ее содержание.

Среди таких фактов особо выделяется роль общения ребенка в первые годы жизни. Известно, что возможности удовлетворения этой потребности у ребенка в дошкольном возрасте существенно влияют на его психическое и психологическое здоровье.

Опираясь на материалы по особенностям развития общения ребенка, социальный педагог создает превентивные программы, обеспечивающие своевременное удовлетворение актуальных для ребенка потребностей. В данном случае — потребностей в том или ином виде общения, что обеспечивает предохранение и сохранение его психического и психологического здоровья. Естественно, что консультирование взрослых по проблемам, связанным с этим аспектом развития ребенка, является обязательной составляющей данной программы. В данном случае оно предполагает необходимость взаимодействия с окружающими ребенка взрослыми с целью решения вопросов, связанных со своевременным и оптимальным удовлетворением потребностей в том или ином виде общения.

Здесь особо выделяется такой ее аспект, как общение ребенка в семье, особенности семейного воспитания.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что этот аспект развития ребенка занимает значительное место в консультировании.

В частности, отмечается, что на семью нельзя смотреть как на фон или даже как на значимый контекст индивидуального развития:

♦ семья — не только микросоциальная, но и специфическая макропсихическая общность;

♦ проблема межличностных отношений в семье оборачивается проблемой самоотношения личности;

♦ система «родитель — ребенок» является полисубъектом развития.

Еще один, не менее важный аспект для определения содержания превентивной работы и, соответственно, консультирования в дошкольном возрасте — это состояние аффективной (эмоциональной) сферы детей.

Консультирование в дошкольном учреждении обязательно включает в себя вопросы, связанные с совместной деятельностью ребенка (с педагогом, родителями, другими детьми).

Исследуя проблему такой деятельности, А. Л. Вегер отмечает, что:

♦ культура задает гораздо более жесткие рамки, чем природа;

♦ содержанием первой, генетически исходной формы деятельности, в которую включается ребенок, является создание и поддержание социально заданных (определяемых традицией) условий жизни ребенка... Взрослый становится тем внешним объектом, в котором конкретизирован мотив, т. е. целью отдельных актов общения

Особое значение в практической работе уделяется «переходным периодам» и своеобразным психологическим кризисам, возникающим в это время. Подготовка к консультированию по данным вопросам предполагает владение известными в науке и практике фактами, отраженными в разных публикациях (Божович Л. И., 1995; Гуськова Т. В., 1989; Елагина М. Г., 1989; Поливанова К. Н., 1994,1999,2000; Эльконин Д. Б., 1989 и др.).

Для социального педагога дошкольного учреждения особое внимание следует обратить на конкретные особенности тех периодов жизни ребенка, которые обозначаются как «кризисы», на те проблемы, которые возникают в эти периоды во взаимоотношениях между детьми и родителями. Подробно об этом написано в указанной выше литературе.

Про кризис трех и шести-семи лет в современной психолого-педагогической литературе написано достаточно много. В связи с этим ограничимся констатацией самой значимой информации:

- наиболее яркими признаками кризиса являются негативизм; упрямство; строптивость; своеволие;

- другими признаками наступившего кризиса являются протест-бунт, симптом обесценивания (ребенок начинает вдруг ругаться, употреблять неприличные слова), деспотизм (в семье с одним ребенком) и ревность (в семье с несколькими детьми).

В целом это можно оценивать как кризис социальных отношений в развитии ребенка.

При работе с детьми любого возраста нельзя забывать о тех различиях между ними, которые связаны с их полом и соответствующими гендерными характеристиками. В полной мере это касается и дошкольного этапа развития ребенка. Как уже отмечалось выше, важное место в развитии личности ребенка данного возраста занимает самосознание. К настоящему времени имеется множество исследований, в которых показаны разные стороны этого феномена. В данном случае для нас интересны те характеристики, которые связаны с полом ребенка и конкретными социокультурными условиями его развития.

При определении содержания консультаций профилактического характера, прежде всего, для взрослых, важно опираться не только на общие закономерности развития личности, но и на данные специальных исследований, позволяющих обнаружить специфику развития личности в конкретных социокультурных условиях.

Об особенностях развития личности ребенка при переходе от дошкольного к школьному возрасту уместнее говорить при рассмотрении той ступени развития, которая обозначается как младший школьный возраст. Здесь же мы обратим внимание на то, что становится предметом консультирования в старшем дошкольном возрасте:

- проблемы готовности ребенка к школе. Здесь важно различать два взаимосвязанных, но отличных друг от друга понятия: готовность к школе (школьная зрелость) и психологическая готовность к школе.

В первом случае речь идет о совокупности морфофизиологических и психологических особенностей ребенка, обеспечивающей ему успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

Психологическая готовность к школе — это, прежде всего, необходимый и достаточный уровень сформированности у ребенка определенных психологических новообразований: внутренней позиции школьника, произвольности, обучаемости, способности действовать но образцу и др.

Важно обратить внимание на те характеристики личности, которые выступают своеобразными индикаторами благополучия в развитии. В данном случае — индикаторами уровня психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Анализ специальной литературы показывает, что, несмотря на уникальность и многообразие проблем, связанных с детьми дошкольного возраста, с которыми клиенты приходят на консультацию к специалисту, можно очертить примерный круг тех задач, которые решаются на консультационном приеме.

В частности, авторы одного из редких отечественных пособий, посвященных консультированию детей, отмечают наиболее часто встречаемые проблемы самого процесса и типичные трудности-дошкольников, которые находятся в фокусе работы консультанта. Здесь выделяется следующее:

■ латентный, скрытый характер многих неблагоприятных характеристик развития (очень долго родители не замечают, а, следовательно, и игнорируют проблемы в поведении, развитии, общении детей);

■ незнание родителями возрастных норм развития и, как следствие, обращения по поводу «отклонений» в развитии, особенно это касается познавательной, аффективно-регулятивной сферы, сферы общения и социализации;

■ неправомерность требований, предъявляемых родителями к детям;

■ необоснованная тревога родителей по поводу увлеченности ребенка игрой и фантазированием;

■ неадекватное отношение к проявлениям самостоятельности и инициативы;

■ недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии личности ребенка и т. п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.