Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности консультирования лиц, несущих ответственность за ребенка




Социальный педагог образования планирует консультации взрослых только по тем вопросам, которые непосредственно связаны с конкретными проблемами развития ребенка. Эффективность консультирования взрослых во многом зависит от активности консультируемого. К сожалению, как родители, так и педагогические работники в ситуации консультирования чаще всего позиционируют себя как «слушатель, принимающий совет», «жалобщик, ждущий волшебных рекомендаций» и т. п. Именно поэтому специалист, готовясь к консультативному приему, всегда имеет различные средства, позволяющие ему помочь консультируемому реализовать принцип активности, включенности в процесс. Пример такой предварительной работы с педагогами и родителями будет представлен далее.

При обсуждении вопросов консультирования в дошкольных учреждениях мы уже обращали внимание на то, что здесь специфика психологического консультирования заключается в опосредованном характере консультирования, т. е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Анализ специальной литературы показывает, что как в зарубежной, так и в отечественной практике объектом внимания консультанта являются родители детей (или замещающие их лица), педагогический персонал и администрация.

Как правило, ребенок-дошкольник не бывает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. В связи с этим социальный педагог вынужден дифференцировать содержание запросов взрослых, чтобы определить реальные возможности решения проблем ребенка. Поэтому в содержание консультационной работы преимущественно входят те проблемы, которые существуют у взрослых в отношении ребенка. Ранее было отмечено, что консультирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет максимально реализовать его предупреждающую функцию. В данном случае направленность консультирования на активное взаимодействие со взрослыми создает возможность своевременно организовать условия, которые предохранят личность ребенка от психологически неблагоприятных факторов.

Первый вопрос, который может стать предметом консультации для родителей детей дошкольного возраста, касается готовности ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения. Здесь следует обратить внимание на то, что родители и педагогический персонал дошкольного образовательного учреждения могут определять готовность ребенка к посещению таких учреждений по тому, насколько он владеет навыками самообслуживания и насколько он готов соблюдать режим дня, установленный в детском учреждении. Это, конечно, важные критерии, но гораздо важнее другое — насколько ребенок готов к следующему:

■ к разлуке с матерью, с близкими ему взрослыми и другими членами семьи;

■ к установлению контактов с новыми для него людьми;

■ к принятию новых, не всегда понятных и, может быть, достаточно сложных для него социальных норм и правил и т. п.

Практика показывает, что в число основных запросов родителей, приходящих на консультацию к специалисту ДОУ, входят следующие:

■ «информационно-познавательные», когда родители пытаются преодолеть дефицит общих знаний о закономерностях развития ребенка или уточнить некоторые аспекты знания, подчерпнутого в каких-либо информационных источниках (консультируют: воспитатель, психолог, социальный педагог);

■ «ресурсные», когда родители пытаются определить с помощью специалиста степень развития у него тех или иных важных личностных качеств и свойств (консультируют: психолог или социальный педагог в случае аспектов общения и социализации);

■ «проблемные», когда родители пытаются удостовериться в «нормальности» ребенка (консультируют психолог и социальный педагог в случае аспектов общения и социализации).

В частности, отмечается, что предметом консультации родителей детей дошкольного возраста чаще всего становятся следующие проблемы:

■ непослушание и упрямство;

■ «плохие» познавательные процессы (память, внимание);

■ неорганизованность;

■ неусидчивость, непоседливость, импульсивность;

■ медлительность;

■ леность;

■ слабоволие и т. п.

К концу дошкольного возраста закономерны запросы родителей на консультирование по вопросам готовности ребенка к обучению в школе.

Естественно, что значительная часть вопросов, составляющих содержание консультаций родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, касается проблем общения и взаимоотношений в семье. Как правило, в таких случаях предметом работы становятся личностные проблемы взрослого или ребенка. По нашему мнению социальный педагог дошкольного образовательного учреждения может эффективно заниматься такими проблемами на уровне первичного приема. Его задача — определить, обозначить, «прояснить» для клиента наличие проблемы. Серьезная и глубокая работа с личностными проблемами клиентов — это прерогатива специализированных центров психологической помощи.

Анализ специальной литературы показывает, что в зарубежной практике формат консультационной работы с персоналом дошкольного учреждения имеет две модальности:

■ консультация, ориентированная на конкретный случай;

■ группы «консультант-персонал»;

Организуя консультацию, ориентированную на конкретный случай, специалист, преследуя цель добиться изменений в поведении ребенка, направляет свою активность на тех, кто занимается обслуживанием данного ребенка, и вместе с ними обеспечивает необходимые перемены в среде.

Групповой подход (группы «консультант-персонал») при консультировании в дошкольном учреждении реализуется в создании «проблемных групп», что позволяет придерживаться централизованного подхода, помогает открытому обсуждению и уяснению запросов детей.

Отечественные специалисты отмечают невысокий по сравнению с родителями детей уровень потребность в консультациях у персонала и администрации дошкольного образовательного учреждения.

Как правило, потребность в консультации социального педагога у педагогических работников возникает тогда, когда они сталкиваются с теми «нестандартными» детьми, которые затрудняют воспитательный процесс или с проблемами детско-родительских отношений, которые они не в состоянии разрешить сами. Остальные дети не вызывают интереса и редко попадают в содержание консультационных запросов персонала дошкольного образовательного учреждения.

Администрация дошкольного образовательного учреждения чаще всего обращается за консультацией к социальному педагогу по вопросам, связанным с содержательной стороной планирования работы детского учреждения (по аспекту работы с родителями).

Успешность психологического консультирования во многом зависит от того, насколько человек, обратившийся за консультацией, будет активен в решении вставших перед ним проблем. В этом случае социальный педагог, не будучи специалистом в той или иной области, должен создать условия, которые помогут консультируемому найти решение проблемы. И одно из центральных условий здесь — обеспечение активности консультируемого. Это одна из самых сложных задач, встающих перед консультантом. Причина — в привычном стереотипе обращения к специалисту, ожидании от него конкретного совета, предписания. Другими словами, привычка в этой ситуации занимать позицию «слушающего», «принимающего совет».

Сказанное всецело относится к консультированию воспитателей и родителей. Попытки преодолеть этот стереотип в предварительной беседе или непосредственно в ходе консультации, как показывает опыт, часто бывают малоэффективными и требуют значительных временных затрат. Отчасти это связано, как представляется, с тем, что первый этап консультации — «выслушивание жалоб» — способствует скорее укреплению указанного стереотипа, чем его разрушению.

Предлагаемая ниже техника предназначена для того, чтобы с самого начала вовлечь клиента в решение проблемы и в процессе фиксации основных этапов совместной работы над ней поддерживать его активную позиции на протяжении всего консультационного процесса.

Работа осуществляется следующим образом. Педагогу или родителю, обращающемуся с просьбой о консультации, предлагается до ее начала заполнить бланк.

Бланк состоит из двух блоков: первый касается предъявления и определения проблемы, т. е. первичной консультации, второй — отсроченной оценки результатов консультации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.