Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВЭД предприятий. СРС 2.5




Меновая ценность хозяйственных благ определяется конечной полезностью последнего (маржинального) хозяйственного блага, которая свидетельствует о насыщенности процесса приобретения и потребления хозяйственных благ. Последнее (маржинальное) благо или предельное хозяйственное благо удовлетворяет наименее важную потребность потребителя, так как интенсивность потребления ведет к насыщению его потребностей. Закон ценности, регулирующий процесс воспроизводства хозяйственных благ, определяет степень важности той потребности, которая удовлетворяется последней или предельной (маржинальной) единицей хозяйственного блага. Одинаковые и сравнимые, а потому легко замещаемые друг другом хозяйственные блага не могут иметь разную величину меновой ценности. Они имеют одинаковую (единую) меновую ценность, которая определяется ценой предельного покупаемого и потребляемого хозяйственного блага. Поэтому за них платят единую рыночную цену, то есть цену рыночного равновесия спроса и предложения.

Marginal– «расположенный на границе (на краю)». Все экономические решения субъектов рыночной экономики имеют предельные (маржинальные) сопоставления. Например, решение субъекта о производстве дополнительной продукции предполагает затрату им дополнительных издержек (предельных издержек) на выпуск следующей предельной единицы хозяйственного блага. Издержки на это маржинальное благо будет сопоставляться с получаемой при этом дополнительной выгодой (предельным доходом). Механизм предельных сопоставлений предельных издержек с предельным доходом маржинального блага создает систему рыночных стимулов и санкций, которая вынуждает повышать эффективность использования ограниченных ресурсов. Точка совпадения предельных издержек с предельным доходом маржинального блага ставит вопрос о целесообразности дальнейшего производства благ при данном способе соединения факторов производства, уровнях цен и издержек. Механизм предельных сопоставлений вынуждает производителей и потребителей эффективно использовать ограниченные ресурсы на конкурентном рынке.

С точки зрения теории предельной полезности цена определяется редкостью обмениваемого товара. Оценка субъектом экономики присваиваемого им полезного эффекта является регулятивным принципом обмена хозяйственных благ. Цены на товары, учитывающие производительность использования всех четырех факторов производства складываются в условиях свободы производителя производить, а потребителя покупать товары на конкурентном рынке, то есть при действии законов спроса и предложения и свободного рыночного ценообразования на хозяйственные блага.

Ценность и рыночная цена являются очень близкими друг к другу рыночными категориями, так как их количественный уровень определяется двумя рыночными факторами. Во-первых, уровнем производительности факторов производства, и, во-вторых, степенью платежеспособности покупателей. Ценность является принципом воспроизводства и обмена хозяйственных благ по их предельной (маржинальной) полезности для покупателя. Цена – это денежная форма выражения ценности, учитывающая производительность использования всех четырех факторов производства (наемного труда, капитала, земли, предпринимательского таланта) и платежеспособный спрос покупателя.

Категория «ценность» (value) выражает полезность хозяйственного блага для покупателя, а категория «стоимость», а точнее «трудовая стоимость» К. Маркса (cost) отражает затраты производителя. Эти категории диаметрально противоположны друг другу по принципам воспроизводства и обмена товаров. Ценностные отношения регулируют конкурентный рынок покупателя, который, имея широкие возможности выбора, принуждает производителя к адекватному поведению на рынке. Это выражается в тенденции снижения цен товаров и их издержек, повышения качества товаров и увеличения их ассортимента. Стоимостные отношения регулируют неконкурентный рынок продавца, который доминирует над покупателем, имеющим очень малые возможности выбора. Это выражается в тенденции повышения цен на товары, росте издержек, ухудшении качества товаров и сужения их ассортимента.

Под товарами трудовая теория стоимости К. Маркса понимает исключительно материальные продукты труда, создаваемые наемными рабочими при капиталистическом способе производства. Трудовая теория стоимости К. Маркса считает, что только наемный труд является единственным источником стоимости материальных продуктов. По этой причине пролетариат должен присваивать всю трудовую стоимость материального продукта, то есть не только заработную плату, но и прибавочную стоимость, которую он будто бы создает. Трудовая теория стоимости исключает экономическую обоснованность присвоения собственниками факторов производства (капиталом, землей, предпринимательским талантом) соответствующих доходов - процента, ренты, прибыли, так как по ее мнению эти факторы, не обладая стоимостеобразующей силой, не имеют прав на эти доходы. Из трудовой теории стоимости К. Маркса вытекает следующий вывод. Для того, чтобы не справедливый процесс присвоения прибавочной стоимости капиталистами продолжался необходимо укрепление системы общественных институтов капиталистического общества. Для разрушения основ капиталистического общества должна быть проведена пролетарская революция.

Экономическая наука, которая кладет теорию предельной полезности в фундамент своего понимания экономики, описывает принципиальное иное состояние рыночной экономики. В рыночной экономике каждый субъект обладает запасом хозяйственных благ на правах частной собственности. Структуру этих благ он желает улучшить путем обмена со своими контрагентами на рынке. Поэтому рынок – это сложная система взаимосвязанных оценок факторов и результатов производства людьми, что проявляется в динамике цен на капитал, землю, рабочую силу и потребительские товары.

Евгений Бем-Баверк четко сформулировал три основных правила обмена, которые вытекают из теории предельной полезности. Его методологический подход к сущности обмена принципиально исключает методологию трудовой теории стоимости, которая неадекватно пыталась объяснить сущность товарно-денежных отношений рыночной экономики через обмен по затратам общественно необходимого труда (ОНЗТ).

Евгений Бем-Баверк считал, что:

1. обмен должен приносить выгоду обоим обменивающимся субъектам, то есть продаваемый субъектом А товар должен иметь для него меньшую полезность, чем полезность товара, который он покупает у субъекта Б. И наоборот продаваемый субъектом Б товар должен иметь для него меньшую полезность, чем полезность товара, который он покупает у субъекта А. В данном принципе обмена (в отличие от теории К.Маркса) нет эквивалентности, обе стороны обмена выигрывают;

2. каждая сторона торгового отношения стремиться совершить сделку с возможно большей полезностью для себя;

3. лучше совершить сделку с меньшей выгодой, чем вообще отказаться от обмена.

Рыночный обмен в экономике происходит при реализации следующих взаимосвязанных экономических принципов:

1) свободы автономного выбора хозяйственной деятельности для всех субъектов экономики и защиту экономических прав, которые гарантируются и поддерживаются государством;

2) существование прямой экономической оценки результатов хозяйственной деятельности производителей со стороны покупателей через механизм конкурентных рыночных отношений при доминировании в экономике системы прямых горизонтальных (рыночных) договорных отношений между субъектами;

3) экономическое регулирование государством условий воспроизводства фирм и домашних хозяйств при соблюдении единых универсальных регулятивных норм и принципов, которые обязаны исполнять все субъекты экономики вне зависимости от их места в общественной иерархии. Результатами такого государственного регулирования должна стать система немонополизированного конкурентного рынка;

4) формирование системы адекватных экономических оценок результатов деятельности фирм и домашних хозяйств, которые ведут к выравниванию производительности факторов производства (капитал, предпринимательский талант, наемный труд, земля) с соответствующими денежными доходами (процент, прибыль, заработная плата, рента), которые факторы присваивают.

Конкретизация термина «рынок» имеет содержательный смысл, ибо рыночные структуры обладают разным содержанием и имеют множество форм проявления. Они обладают разным характером и содержанием межсубъектных взаимосвязей, различной целевой направленностью и разнообразными функциями. Если определять типы рынков с позиций жесткости механизмов селекции затрат на эффективность, то можно разграничить два типа рынка: конкурентный рынок и неконкурентный рынок. Основными элементами рыночного механизма является система жестких бюджетных ограничений, которая вынуждает субъекта рынка максимизировать массу прибыли и минимизировать издержки. Равенство производительности использования факторов с получаемыми доходами – это основное балансовое соотношение микро- и макроэкономики, которое должно выполняться. Механизм выравнивания производительности факторов с присваиваемыми факторами доходами создает спонтанный механизм подавления роста непроизводительных издержек. По этой причине конкурентный рынок создает внутренний механизм подавления инфляции в экономике.

 

3.Преимущества и недостатки рынка. Ограниченность рынка.

Рыночной является экономика, субъекты которой принимают децентрализованные решения, вступая друг с другом в сделки. Экономика – это сложное взаимодействие рынка с системой государственного регулирования. Рыночный механизм определяет условия, направленность и динамику воспроизводства субъектами рынка ВВП (размера созданной за год добавленной ценности). Рыночный механизм с точки зрения его структуры состоит из рыночных субъектов и инфраструктуры проведения сделок, т. е. совокупности организационно-управленческих структур, разнообразных форм хозяйствования, основанных на автономном выборе субъектами стратегии своего поведения на рынке, а также адекватных методах государственного регулирования рынка. Рынок обладает жестким механизмом функционирования, наказывая нерадивых и стимулируя эффективных субъектов.

Рынок - система межсубъектных взаимосвязей между самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами по поводу производства, обмена, распределения и потребления хозяйственных благ. В той степени, в какой рынок построен на консенсусе основных общественных слоев реализующих свои автономные интересы, что регулируется государством, в такой степени рынок служит интересам общества и является социально ориентированным. Удовлетворение интересов общества, с одной стороны, не должно препятствовать развитию рынка и научно-технического прогресса. С другой стороны, удовлетворение интересов предпринимателей и капиталистов не должно нарушать законные интересы общества. Справедливость и эффективность на социально ориентированном рынке ищут свой баланс с помощью государства.

Рынок позволяет производить товары и услуги, необходимые для удовлетворения многообразных и взыскательных потребностей покупателей, а также стимулирует повышение квалификации и навыков работников, развитие техники и технологий. Для функционирования рынка требуются два условия. Во-первых, свободареализации разнообразных форм собственности (частной, государственной, муниципальной, кооперативной и др.), субъекты которой производят разнообразные товары и услуги, которые удовлетворяют потребности людей, стимулирует развитие технологий, расширение ассортимента, повышение качества товаров, снижение издержек. Рынок пресекает возможности появления дефицита товаров и услуг, обеспечивает свободу выбора способов и структуры удовлетворения физических и духовных потребностей человека. Во-вторых, создание рыночной инфраструктуры осуществления сделок, которая включает институты рыночной экономики, позволяющие действовать взаимосвязанным рынкам товаров и услуг, факторов производства и финансовому рынку.

Рынок товаров и услуг – это система экономических отношений между их продавцами и покупателями. Он требует создания и функционирования элементов рыночной инфраструктуры: 1) маркетинговых служб фирм; 2) оптовой и розничной торговли; 3) товарных бирж; 4) банковской системы. Рынок факторов производства (ресурсов) предполагает куплю-продажу факторов производства, с помощью которых производятся товары и услуги. Важнейшим элементом организованной инфраструктуры рынка труда является биржа, где формируется спрос на рабочую силу и ее предложение. Биржа труда выявляет и учитывает резервы рабочей силы, службы занятости занимаются подготовкой и переподготовкой безработных, организацией общественных работ. Товарная биржа позволяет осуществлять оптовую торговлю средствами производства и однородными товарами (металлом, зерном и т.д.).

Финансовый рынок – это межсубъектные отношения по поводу перевода сбережений в инвестиции, которые осуществляют различные финансовые посредники, среди которых ключевую роль играют институты банковской системы и фондовая биржа. Финансовый рынок - это рынок, на котором происходят операции с финансовыми активами, то есть с деньгами и финансовыми инструментами (инвалюта, ценные бумаги). Капитал и деньги различаются по критериям выполнения деньгами функций средства обращения (деньги для текущих сделок) и функции средства платежа (капитальные активы для срочных сделок). Финансовый рынок подразделяется на денежный рынок и рынок капиталов. На рынке капитала происходит движение краткосрочных и долгосрочных капитальных активов. Финансовый рынок включает в себя функционирование валютного рынка, рынка ценных бумаг, рынка ссудного капитала. На валютном рынке происходит купля-продажа иностранной и национальной валют. На рынке ценных бумаг осуществляется купля-продажа долговых ценных бумаг (облигации) и ценных бумаг, воплощающих в себе права собственности (акции). На рынке ссудного капитала денежный капитал перераспределяется между заемщиками и кредиторами. Все финансовые рынки органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга.

Существует теснейшая взаимосвязь между рынками потребительских товаров, факторов производства, рынком труда и финансовым рынком. Задающие принципы национального рынка формируются исходя из принципов построения рынка факторов производства, что определяется в первую очередь способом соединения факторов производства на рынках труда, предпринимательства и капитала. Эффект присвоения потребителем полезного эффекта от купленных им потребительских благ на рынке потребительских товаров является следствием присвоения в модифицированной форме эффекта от функционирования факторов производства. Рынок факторов производства определяет уровень доходов, которые люди реализуют на рынке потребительских благ.

Рынок создает механизм координации для упорядочивания разнонаправленных интересов автономных субъектов экономики. Адаптационные возможности субъектов экономики в ответ на рыночные сигналы, направленность и характер регулирующего воздействия государства зависят от развитости и конфигурации созданных в экономике институтов рыночной экономики. Рынок по определению Ф. Хайек является «процедурой открытия» новых товаров, услуг, факторов производства, инноваций, что способствует использованию каждым субъектом рынка своих уникальных знаний. Частное присвоение результатов рыночных инноваций стимулирует приращение нового знания. По своей сущности рынок и научно-технический прогресс нерасторжимы, они являются двумя сторонами одной и той же медали. Результаты действия рынка не предсказуемы. Они чаще всего не соответствуют первоначальным ожиданиям многих субъектов, которые задумывали получение результата на начальном этапе соединения факторов производства и планирования производственных программ. Глубинный и сокровенный смысл рынка состоит в его не предсказуемости, т.к. это порождается механизмами функционирования конкурентного рынка покупателя, вынуждающего производителя действовать эффективно.

Автономные решения субъектов рынка определяются частными интересами и в явной форме не предполагают преследование общественных интересов, направленных на рост эффективности национальной экономики. А. Смит писал: «Не от благорасположения мясника или булочника к нам ждем мы удовлетворения наших потребностей, а от реализации ими своих собственных интересов». Координацию действий всех частных субъектов рынка осуществляет рыночный механизм. Взаимная увязка целей и интересов субъектов осуществляет механизм цен и конкуренция, формируя рыночный порядок в рамках спонтанных действий контрагентов. Цены оптимизируют распределение ресурсов на рынке, приводят в баланс многочисленные автономные решения ее субъектов. Конкуренция производителей за удовлетворение потребностей покупателей вынуждает их эффективно использовать ограниченные ресурсы. Рынок направляет факторы производства в отрасли, производящие рентабельные товары. Нерентабельные фирмы по причине своих убытков не могут покупать факторы производства и производить товары. Конкуренция производителей регулирует размер издержек, цен и эффективность деятельности субъектов рынка. Изменяя условия конъюнктуры, рынок требует гибкости и адаптивности от производителей. В 1973-1974 гг. 4-х кратное повышение цен на нефть странами ОПЕК с 2,59 до 11,65 долл./баррель (1 баррель – 159 литров), вынудило производителей ввести режим жесткой экономии энергоресурсов, начать разработку альтернативных источников энергии, создавать ресурсосберегающие технологии. Стремясь присвоить большую прибыль на рынке, товаропроизводители создают инновационные и высокотехнологичные продукты и технологии, идя на значительный риск, что ведет к получению временных преимуществ перед конкурентами.

Вместе с сектором корпоративного бизнеса значимую роль в рыночной экономике играет малый и средний бизнес. Например, малые и средние фирмы экономики Италии производят большую часть экспорта страны. Организационная структура малого и среднего бизнеса является чрезвычайно гибкой, адаптируясь к быстрому изменению структуры взыскательного спроса потребителей, мобильно реагируя на необходимость внедрения инноваций, на использование уникальных знаний и способностей, которыми обладает человек. Все это направлено на удовлетворение разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Со второй половины ХХ в. в развитых странах происходит процесс создания постиндустриальной экономики, где ведущим сектором является «третичный» сектор производства услуг. В этой связи в современной рыночной экономике важнейшую роль начинают играть информация и знания. Например, в США более 60 % ВВП создает сектор услуг.

Рынок обладает ограниченностью. Рынок «слеп», т.к. субъекты рынка действуют исходя из своих микроэкономических целей и интересов. Рынок, не ограниченный государственными стандартами приводит к хищнической эксплуатации невоспроизводимых природных ресурсов и их исчерпанию, не обеспечивая защиту окружающей среды. Только государственное регулирование вынуждает частный капитал инвестировать в природосберегающие технологии и создавать экологически чистые производства. Частный бизнес, как правило, не инвестирует в транспортную инфраструктуру и производство товаров и услуг общего пользования (парки, зоны отдыха, дороги, дамбы, общественный транспорт, образование, здравоохранение). Частный рынок не функционален в системе естественных монополий на условия производства (коммунальные услуги: водопровод, канализация, транспортные пути, метро). Свободный денежный рынок возможен только в банковской системе «частных денег» (Вера Смит и Фридрих фон Хайек). Однако такой системы уже не существует в развитых странах около 150 лет. Рынок не может гарантировать наемным работникам право на труд, доход, отдых, защиту прав работников вне государственного регулирования. Рыночный механизм воспроизводит значительное неравенство между людьми и не обеспечивает развития фундаментальной науки. Рынок развивается в рамках бизнес-цикла, что ведет к нестабильности экономики на стадии ее спада.

 

4.Рынок совершенной конкуренции. Ограничения на действие механизмов совершенной конкуренции.

Классическая теория строит свою модель экономики из предпосылок действия совершенной (чистой) конкуренции (perfect competition).

1.В экономике действует большое число малых фирм, объемы производства которых недостаточны для того, чтобы повлиять на совокупный объем производства. Ни одна из фирм не может повлиять на равновесную цену, т.е. цена спроса и предложения товаров задается рынком извне, т.е. объективно.

2.Потребитель имеет широкие возможности выбора ввиду жесткой конкуренции продавцов. По причине действия механизма банкротства фирм конкуренция продавцов действует на производство зачастую разрушительно.

3.Свобода перелива капитала, т.е. свобода появления фирм в отраслях и ухода из них ведет к высокой мобильности ресурсов.

4.Однородность производимой продукции и возможность ее замены.

5.Совершенное знание рынка покупателями и продавцами.

6.Отсутствие сговора между фирмами ввиду действия конкурентных механизмов рынка.

7.Все факторы производства полностью используются в экономическом обороте, что создает равновесный объем выпуска.

8.Сбережения полностью превращаются в инвестиции, т.е. достигается равновесие денежного рынка.

9.На рынке труда нет вынужденной безработицы. Вся рабочая сила в экономике используется полностью. Спрос и предложение на труд совпадают, поэтому заработная плата является равновесной.

Рыночный спрос и предложение не всегда уравновешиваются на рынке. Однако рыночный механизм в экономике, выполняя функцию сведения производителя с покупателем, «выталкивает» цены на уровень равновесия, т.е. цена движется к уровню рыночной распродажи с тем, чтобы не было ни избыточного (неудовлетворенного) спроса, ни избыточного предложения (затоваривания складов).Таким образом, равновесие рынка – это специфическое состояние рыночной системы, которое характеризуется равенством спроса и предложения товаров и денег через механизм равновесных цен. Это характеризует оптимальность распределения ресурсов, т.е. полную загрузку производственных мощностей и рабочей силы. Пределы роста производства и доходов лежат на стороне предложения и определяются возможностями конкурентных фирм производить в условиях совершенной конкуренции (неоклассическая теория предложения). Закон рынков Сэя: «Производство создает себе спрос». Идеальное, а потому практически не достижимое состояние рыночной экономики - это рынок совершенной конкуренции.

Большинство тех допущений, которые экономисты классической и неоклассической школы рассматривают как теоретически реальные в действительной экономике, не подтверждаются в жизни. Экономисты данных направлений предполагают, что любая рыночная экономика представляет собой однородное пространство, где действуют однородные хозяйственные единицы (конкурентные фирмы). Фирмы совершенно свободно появляются и исчезают из экономики, при появлении возможности переходя из отрасли в отрасль. Каждая фирма рассматривается ими как абстрактная модель «черного ящика». То есть то, что представляет собой фирма сама по себе изнутри, каковы ее внутренние законы, не столь важно при таком подходе. Фирма имеет вход, куда «всасываются» ресурсы для «переработки» в готовую продукцию. Имеет фирма также и выход, откуда направляется продукция для продажи на рынки. Фирмы как однородные хозяйственные единицы экономики подвержены стандартному набору реакций на поступающие извне рыночные сигналы, как со стороны своих контрагентов, так и со стороны государства.

Экономика совершенной конкуренции благодаря своей внутренней природе вырабатывает универсальные рыночные законы, применимые практически ко всем разнообразным типам экономик. По мнению неоклассиков, универсальные рыночные законы действуют вне зависимости от конкретных условий исторического пространства и времени, не подвержены влиянию разнообразных национальных, культурных и социальных условий функционирования различных национальных экономических систем. По этой причине считалось, что экономика – это космополитическая система, действующая вне зависимости от специфики ее социально-экономических, национальных и культурных институтов, управляющих поведением разнообразных и уникальных национальных экономик, которые находятся на своих особенных цивилизационных траекториях развития.

Неоклассическая модель конкурентной рыночной экономики исходит из аксиомы о существовании стационарного равновесия. Равновесный подход к анализу рыночной экономики неоклассиками исключал понимание ее как динамической системы. Рынок неоклассиков статичен, хотя именно динамика изменений определяет жизнь экономических систем. В подобной системе предполагалось совершенное знание субъектами рынка его основных параметров (спроса, предложения, цен и т.д.), что является не реалистическим предположением. Экономика имеет механизмы быстрой мобилизации ресурсов ввиду якобы совершенной гибкости рыночных цен. При этом гибкие конкурентные цены являются ключевым элементом конкурентного рыночного равновесия. При таких допущениях конкурентные рыночные структуры «очищают» рынки от избыточного предложения и «зависшего» на складах спроса на товары. Действует закон «чистоты» рынков (закон Сэя), исключающий монополизацию рынков, которая в реальной действительности, тем не менее, наблюдается по внутренним законам рынка.

Неоклассики до 1929 г. отрицали возможность возникновения общего кризиса перепроизводства товаров и наличие длительного и устойчивого неравновесного состояния в национальной и мировой экономике. Великая Депрессия 1929-1939 гг. поставила под сомнение теоретическую и практическую ценность неоклассической теории, исходившей из идеального состояния рынка совершенной конкуренции. С 30-х гг. конкуренцию неоклассической теории в экономической науке и практике государственного регулирования экономики составили теория Дж.М.Кейнса, который предложил более реалистичную концепцию функционирования капиталистической рыночной экономики.

Большинство рыночных структур в национальных экономиках не являются рынками совершенной конкуренции. В ряде случаев рыночные механизмы сами по себе не могут координировать процессы оптимального выбора так, чтобы обеспечивалось эффективное распределение и использование ресурсов. Это явление получило название несостоятельность или фиаско рынков (market failure).

Существует множество причин, ведущих к несостоятельности конкурентных рынков, теряющих свою эффективность. К ним относятся, во-первых, концентрация рыночной власти в руках немногих субъектов экономики, которой они обладают на рынках факторов производства и товаров.

Во-вторых, субъекты экономики имеют неполную информацию об условиях и ограничениях различных рынков, поэтому они допускают естественные ошибки. Принимая производственные и потребительские решения в своей деятельности, они неадекватно оценивают риски и несут из-за этого потери. В этой связи возникает проблема неблагоприятного выбора, что является оборотной стороной неполноты информации. Формирование более транспарентного (прозрачного) рынка делает рынок более эффективным. В решении этой проблемы велика роль государства.

В-третьих, в экономике проявляют себя внешние эффекты (экстерналии - externalities). Под внешними эффектамипонимают эффекты производства или потребления благ, воздействие которых на третьих лиц, которые не являются ни покупателями и не продавцами, не отражается на цене этого блага.

В экономике часто возникают ситуации, когда некоторые субъекты знают недостаточно о том или ином объекте своего интереса, а другие, наоборот, знают об этом объекте значительно больше. Асимметричность информации (information asymmetry) – это одностороннее знание одной субъекта рынка о каких-либо существенных обстоятельствах, которые могут значительно повлиять на результат рыночного взаимодействия субъектов. Эта ситуация позволяет более информированным субъектам иметь большие конкурентные преимущества перед другими субъектами, которыми при этом можно манипулировать. В итоге одни присваивают большие доходы, а другие несут потери, при этом плохие товары и деньги могут вытеснять хорошие.

Многие ситуации на рынке описываются теорией асимметричной информации когда продавец товара знает о нем намного больше покупателя. Наемные работники знают больше о своих сильных и слабых сторонах, чем предприниматель, берущий их на работу. Топ-менеджеры кампаний знают состояние дел фирмы лучше, чем ее собственники. Должник лучше знает свои возможности нежели банк куда он пришел брать кредит.

Большой вклад в теоретическую разработку этих проблем внесли Джордж Акерлоф, Дж. Стиглиц, получившие за свои достижения в экономической теории Нобелевскую премию по экономике. Значение асимметричной информации впервые проанализировал Дж. Акерлофф на примере рынка подержанных автомобилей (рынок «лимонов»). Проведя анализ этого сегмента автомобильного рынка он доказал, что продавец автомобиля, зная о его качествах значительно больше покупателя, может оказывать существенное влияние на формирование спроса и предложения на подержанные машины и уровень цен на них. В некоторых случаях продавцы подержанных автомобилей могут оказывать влияние и на динамику параметров рынка новых автомобилей.

 

5.Характеристика рынков и ценообразование в условиях совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции (монополия, монополистическая конкуренция, олигополия).

Рыночная власть, ведет к неравномерному распределению факторов производства и богатства, что формирует тенденцию к снижению давления конкурентных механизмов рынка на субъектов, обладающих рыночной властью в экономике. Отсюда вытекают различные монопольные, олигопольные эффекты в экономике, которые при определенных условиях ведут к снижению уровня эффективности распределения и использования ограниченных ресурсов. Причем не только отдельные фирмы, отрасли или регионы могут стать лоббистами своих эгоистических интересов в правительственных структурах. Этими субъектами могут быть также организованные слои населения, например, рабочие, организованные в политические партии или профсоюзы или крупнейшие капиталисты (олигархи), поставившие себе на службу государственные институты власти.

В основе распределения доходов и богатства лежит теория предельной производительности. Ее сущность состоит в то, что каждый фактор производства присваивает денежный доход в соответствии с его предельным продуктом. Ввиду того, что в рыночной экономике возможности, способности, квалификация, практический опыт, собственность на факторы производства и накопленное богатство распределены неравномерно, распределение доходов и богатства в ведут к неравенству. Эти тенденции рождают бедность и ограничивают достижение экономического и социального благосостояния, которое не может быть распространено на все слои населения. Конкурентное равновесие даже совершенного рынка не приводит к справедливому распределению доходов и общественного богатства. Нельзя ждать от рыночных механизмов, что они смогут его установить самостоятельно исходя из собственной природы.Поэтому правительство через бюджетно-финансовую систему, которая противоположна рынку, содействует перераспределению доходов и общественного богатства от богатых к бедным. Важными государственными направлениями перераспределения доходов являются: поддержка пенсионеров и инвалидов; бедных семей, которые не могут покупать услуги образования, здравоохранения, содержать малолетних детей. Без вмешательства правительства в решение этих проблем большая часть населения страны находилась бы в состоянии бедности и нищеты, не могло бы нормально развивать свои способности и даже просто физически воспроизводиться. Отсюда объективно возникал бы высокий уровень конфликтности в обществе, которое не способствует нормальному развитию бедняков.

Фирма на конкурентном рынке ставит перед собой цель по максимизации массы прибыли и минимизации издержек. Теория микроэкономики помогает ответить на вопрос о том, какие объемы производства товаров являются для фирмы оптимальными и при каком уровне издержек.

Определенные фирмой соотношения основных переменных представляют собой состояние равновесия фирмы в короткий и длинный периоды времени. Равновесие фирмы не является постоянным состоянием, оно определяется структурой рынка и совокупностью условий действия рынка. Под структурой рынка понимают: 1) количество и размеры фирм; 2) производственные возможности выпуска фирмами отличающихся друг от друга или взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов), 3) возможности доступа фирм на рынок, деятельности на нем и уход с рынка. Структура рынка формируется под воздействием жесткости механизмов рыночной конкуренции, инструментов регулирования государством рыночных структур. Эти факторы значительно влияют на механизм ценообразования. Существуют четыре типа рыночных структур: свободная (совершенная) конкуренция, несовершенная конкуренция (монополия, монополистическая конкуренция, олигополия).

Свободная (совершенная) конкуренция - это тип рыночной структуры, который определяется большим количеством небольших фирм, производящих однородный товар и имеющих неограниченную свободу доступа на рынок и ухода с него. На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не может влиять на уровень цен и объемы производства отрасли, т.е. эти переменные параметры рынка заданы для фирмы извне (экзогенные переменные). Конкурентная фирма увеличивает свое производство до точки равновесия, в которой предельные издержки (MC) на товар равны рыночной цене и равны предельному доходу (MR). При этом рыночная цена на товар больше или равна минимальным средним переменным издержкам (AVC) фирмы. Для конкурентной фирмы эта равновесная точка является точкой оптимального уровня производства в короткий период времени. Здесь фирма получает максимум прибыли (Рис.1; Рис.2.). В долгосрочный период времени точка равновесия достигается фирмой при равенстве рыночной цены и долгосрочных предельных издержек.

Монополия – это тип рыночной структуры, которая допускает присутствие на рынке только одной фирмы, продающей один вид товара. Условия доступа на рынок и деятельность на нем не благоприятен для проникновения на монополистический рынок фирм-конкурентов. Однако в долгосрочный период времени (ДПВ) сложно добиться существования этой структуры рынка. Поэтому этот тип рынка является чистой (абстрактной) моделью монополии. Как правило, подобной идеальной модели в реальной рыночной экономике нет. Данная модель применяется в теории как ступень анализа при переходе от капитализма свободной конкуренции к капитализму монополистической конкуренции. Очень редко монополии такого типа встречаются в реальной экономической жизни. Значительно более часто встречаются так называемые естественные монополии. Это фирмы, у которых средние издержки достигают минимума при объеме производства, полностью насыщающем внутренний рынок. Примеры: водопровод, канализация, газопровод, нефтепровод, метро, аттракционы в городском парке.

Монопольной властью обладает не только фирма, являющаяся чистой монополией. Существует много примеров, когда конкуренцию ведут несколько фирм, причем каждая из них имеет часть монопольной власти, так как фирма может контролировать уровень цен, устанавливая цену, превышающую предельные издержки. Это является примером деятельности монополий, отличающихся от монополий в чистом виде.

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, где также как и в условиях свободной конкуренции на рынке действует много фирм, причем вход для фирм на монополистический рынок не ограничен. Однако здесь есть существенное отличие от рынка свободной конкуренции, так как каждая фирма-монополист продает дифференцированный товар, отличающийся по качеству, оформлению, престижности от товара конкурентов. Каждая монопольная фирма является монопольным производителем, создаваемого ею типа товара. Степень монопольной власти фирмы зависит от степени дифференциации товара по сравнению с аналогичными товарами (безалкогольные и алкогольные напитки, зубные пасты, порошки, автомобили). При монополистической конкуренции фирмы используют неценовую конкуренцию, то есть рекламу, изменение качественных характеристик товара и условий его продажи, поэтому товар каждой фирмы оказывается восприимчивым к действию неценовых факторов. Фирма максимизирует прибыль, если производит такой объем товаров, при котором предельный доход равен предельным издержкам (Рис.3.).

Олигопольный рынок отличается конкуренцией нескольких крупных фирм на нем, т.к. они делят между собой олигопольный рынок. Доступ на олигопольный рынок для фирм-конкурентов затруднен. Товары, которые производятся олигополистами могут быть как дифференцированы (автомобили), так и не дифференцированы (прокат). Степень рыночной власти над олигопольным рынком и уровень прибыли, которые присваивают олигополии на нем, зависит от того, выбирают ли олигополисты сотрудничество на рынке либо ведут друг с другом жесткую конкуренцию.

Ограничение доступа на рынок создает условия для получения олигополистическими фирмами значительной прибыли в ДПВ. Экономические решения о стратегии поведения олигополистических фирм на рынке определяются тем, насколько точно эти фирмы предугадывают то, как их решения могут повлиять на действия конкурентов и какую реакцию приспособления они вызовут с их стороны.

Картель - это структура, в рамках которой фирмы вступают друг с другом в сговор по поводу установления цен и определения объемов производства, разделяя рынок и максимизируя совместные прибыли на нем. Примерами могут служить ОПЕК, международный картель бокситов. Картели не являются чистыми монополиями, так как картели редко могут контролировать весь рынок, помимо их существует сегмент некартелизированных фирм. Картели – это не единые фирмы, так как субъекты рынка могут выйти из него, нарушив картельное соглашение, снижая цены и увеличивая свой объемы продаж товаров. Картели – это, как правило, нестабильная и временная рыночная структура. Она является продуктом не всегда постоянного сговора участников рынка.

Ценовая дискриминация – это: 1) практика продажи фирмами-монополиями одного и того же товара на рынке по различным ценам разным покупателям; 2) практика установления различных цен на один и тот же товара фирмами-монополиями при отсутствии различий в издержках его производства; 3) невыгодность для фирм-монополий перепродажи определенных товаров по единым ценам при необходимости для них классифицировать покупателей по целевым группам на основе эластичности их спроса на товар; 4) рост общей выручки, увеличивающей излишек производителя, но уменьшающей излишек потребителя, что ведет к общему сокращению суммарного излишка потребителя и производителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.