Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические взгляды в древнем мире

 

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности. Вполне вероятно, что уже первобытные люди обладали какими-то зачатками хозяйственных знаний. Однако достоверно судить об экономических взглядах в древнем обществе можно лишь по дошедшим до нас письменным источникам. Даже самые ранние из них свидетельствуют о наличии у государственных деятелей и философов, у образованных владельцев поместий и крупных торговцев определенных теоретических представлений о том, как должно быть устроено частное и государственное хозяйство и каким образом им следует управлять. Они носили не аналитический, а нормативный характер: т.е. не объясняли причин существующих явлений, а предписывали, какой должна быть экономика, каким нормам она должна соответствовать с точки зрения справедливости, божественных установлений, интересов государя и т.п. Экономические взгляды не образовывали цельной системы и касались лишь отдельных сторон хозяйствования.

Климатические условия в районах ранних цивилизаций требовали активного участия государства в создании ирригационных систем. Организация общественных работ и контроль за использованием воды привели к возвышению знати и имущественному расслоению сельской общины. Зажиточные семьи получили возможность эксплуатировать сограждан путём установления непомерной платы за арендуемые участки и ссуды. В неурожайные годы это выливалось в народные выступления, подрывающие мощь государства, после чего оно становилось лёгкой добычей соперников. Поэтому дальновидные правители были вынуждены заботиться не только об укреплении власти, но и регламентировать ссудные операции, долговую кабалу, торговую прибыль, создавать государственные запасы продовольствия и иных благ, совершенствовать налоговую систему, заботиться о защите частной собственности и т.д. Все эти проблемы отражались в рекомендациях по управлению государством, в законах, а в дальнейшем и в философских трактатах.

Самым ранним источником экономической мысли считается «Поучение гераклеопольского царя своему сыну», в котором речь идет по существу о правилах государственного управления и хозяйствования (Древний Египет, XXII в. до н.э.).

Наиболее известным памятником древневосточной экономической мысли является кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н.э. царем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Быстрое развитие товарно-денежных отношений сопровождалось разорением рядовых общинников и резким сокращением поступлений налогов в казну. Это ослабляло государство, но особенно пагубно отражалось на армии. Законы царя Хаммурапи были направлен на то, чтобы сильные меньше притесняли слабых. Правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязывали действия людей с экономической ответственностью за их последствия.

Так, за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство, либо смертная казнь. Граждане впредь не лишались своих земельных наделов за долги. Закон гарантировал отцу семейства, отдавшего (или продавшего) за долги в рабство жену, сына или дочь, что по истечении трех лет члены его семьи будут освобождены, а долг аннулирован. Масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что за денежные ссуды запрещалось брать плату, превышающую 20 % годовых, а за натуральные ссуды её предел был равен 33 % первоначальной суммы.

Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций (551-479 гг. до н.э.) – автор записанного его учениками сборника «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Им обосновывалась необходимость государственной защиты родовой знати. Утверждалось, что труд приумножает богатство и народа, и государя, и что оправдано существование как «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины на землю), так и частного владения крупными земельными наделами аристократией. Образованный правитель, по Конфуцию – это «отец народа», гарант «правильного действия» и более равномерного распределения национального богатства. Он утверждал, что общество распределено на сословия Богом и природой. В соответствии с учением Конфуция «у народа будет достаток», если умело хозяйствовать при регламентированных патриархальных отношениях.

В коллективном экономическом трактате «Гуан-цзы» (IV-III вв. до н.э.) авторы в качестве богатства рассматривают не только золото и жемчуг, но и иные материальные блага (товары). Для регулирования экономики в целом авторы трактата рекомендуют создавать государственные запасы хлеба, ввести льготные кредиты земледельцам, активно использовать налоговую систему. В трактате отчетливо проводится мысль о необходимости обеспечения стабильного развития экономики и утверждается, что только там «в селениях царит спокойствие, где цены на хлеб регулируются». Сословное деление общества на знатных и простолюдинов предопределено Богом: не будь знатных, страна осталась бы без доходов, но не может, чтобы «все были знатны», ибо «некому было бы трудиться».

Древнеиндийскую экономическую мысль представляет трактат «Артхашастра» (IV-III вв. до н.э.). Его название образовано из слов «артха» (польза, выгода, доход) и «шастра» (наука, научное произведение, учение). Предполагается, что автором этого произведения является Каутилья Вишнугупта – советник царя Чандрагупты I. Особо выделена роль государя в выработке и реализации «правильной» экономической политики. Рабство признается природным явлением для «накопления богатства» и только «для ариев не должно быть рабства». Государственное богатство складывается из результатов труда населения. Для более равномерного распределения богатства предлагается ограничить долю торговой прибыли в цене товара 5-ю процентами на местные товары и 10-ю процентами - на иностранные.

Значительны успехи древневосточной мысли и в становлении конкретных экономических дисциплин (учета и анализа хозяйственной деятельности, статистики, аграрной науки, управления), которые получили дальнейшее развитие в эллинистический и римский периоды.

Своих вершин экономическая мысль античного (классического) рабства достигла в V-IV вв. до н.э. в трудах греческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430-355 (или 354) гг. до н.э.) – автор трактатов «Домострой», «Экономикос», «О земледелии» и др. Трактат Ксенофонта «О земледелии» - настоящая сельскохозяйственная энциклопедия, состоящая из 12 томов.

Сельское хозяйство - наиболее ценимая сфера деятельности. Ксенофонт считает, что «земледелие - мать и кормилица всех профессий», «если земледелие процветает, то и все другие профессии идут успешно».

В отличие от земледелия ремесло не является достойным занятием. Оно не способствует гармоничному развитию тела; обрекает занимающегося ремеслом на сидячий образ жизни, лишает его солнца. Ремеслом занимаются рабы и иностранцы (плотники, кузнецы, сапожники, сукновалы). Свободному гражданину не пристало быть ремесленником.

Согласно Ксенофонту, хороший хозяин дома тот, кто умело ведет сельское хозяйство, держит запасы на целый год, мелет хлеб на ручных мельницах, заставляет печь дома хлеб, при участии хозяйки прясть шерсть, ткать пряжу, изготовлять одежду для господ и рабов. Покупки на рынке не играют важной роли. Всю работу в домашнем хозяйстве и в поле исполняют только рабы.

В «Домострое» Ксенофонт отмечает, что ценность зависит от полезности вещей. Ценность представляют те предметы, которые потребны в хозяйстве, которыми человек умеет пользоваться. Флейта для того, кто не умеет на ней играть, не представляет ценности, как и земля, которую хозяин не способен обрабатывать. И деньги не являются ценностью для человека, который не умеет ими пользоваться.

Ксенофонт одним из первых начал изучение проблемы разделения труда в обществе. Он выделял две стороны товара – его полезные свойства и способность обмениваться. Будучи сторонником натурального хозяйства и противником ростовщичества, Ксенофонт все же признавал необходимость и полезность денег, указывая на присущие им в обиходе функции средства обращения и средства накопления.

Платон (428-347 гг. до н.э.) в трактатах «Государство» и «Законы» выступает за упрочнение основ натурально-хозяйственной политики в двух проектах идеального типа государственного устройства.

Управлять государством призвана аристократия, включающая философов и воинов. Она не должна обладать никакой собственностью, её материальное обеспечение по уравнительному принципу возьмет на себя государство. Все хозяйственные заботы возлагаются на чернь – третье сословие общества, включающее земледельцев, купцов, ремесленников. Рабы же – собственность свободных граждан, и поэтому, ни к какому сословию не относятся. Как и Ксенофонт, Платон важнейшей отраслью экономики считает земледелие, относя ремесло и торговлю к менее престижным занятиям.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В своих произведениях «Никомахова этика» и «Политика» и др. он сумел нащупать и наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.

Одна из проблем - стремление понять, что лежит в основе обмена продуктами, чем определяются отношения обмена? К примеру, обмена «продукта» деятельности врача и земледельца - людей, заинтересованных во взаимном обмене, но «не одинаковых и не равных»?

По мнению Аристотеля, основой обмена может служить заинтересованность членов общества в том, что подвергается обмену. Измерителем неоднородной продукции служат деньги. Связующей основой является потребность. «Если нет потребности друг в друге, то обмен и не происходит». То, что подвергается обмену, должно быть сравнимо. Для этого по соглашению между людьми была введена монета: «она все соизмеряет, что дороже, и что дешевле и сколько, например, сандалий равны дому или (дневному) пропитанию». Монета делает вещи соизмеримыми.

Обмен, как утверждает Аристотель, должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен - естественная сторона хозяйственной деятельности, именуемой «экономикой». В противоположность ей деятельность, направленная на обогащение, «искусство наживать состояние», заслуживает осуждения. Аристотель именует ее «хрематистикой» (от греч. chremata - имущество, богатство).

Экономика в суждениях Аристотеля представлена важнейшей и почетной деятельностью людей в земледелии, ремесле и мелкой торговле. Ее цель – удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, и поэтому она должна быть объектом заботы государства. К объекту хрематистики Аристотель относит крупную торговлю, цель которой – денежная нажива, и ростовщичество. Последнее Аристотель считает наиболее противным природе.

Экономические рассуждения греческих писателей сливались с их общей философией государства и общества, и они редко рассматривали какой-либо экономический вопрос ради него самого.

В центре экономической мысли Древнего Рима были вопросы организации частного рабовладельческого хозяйства и управления им. Успехи Рима в умножении материального богатства основывались на рабском труде. Источником пополнения рабов были войны. Для римских патрициев занятия коммерцией, ремеслом, производством, кроме занятий, связанных с землей, земледелием, считались делом недостойным.

Выразителем интересов крупного рабовладельческого хозяйства Древнего Рима был Катон Марк Порций (234-149 до н.э.) - автор трактата «О земледелии».

Катон - военачальник, квестор, консул в Испании. Талантливый оратор и наблюдательный историк; он досконально знал сельское хозяйство. Из земледельцев, утверждал он, «выходят самые верные люди и самые стойкие солдаты. И доход этот самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти».

Катон разъясняет, как приобретать имение. «Не бросайся на покупку - не жалей своего труда на осмотр и не считай, что достаточно один раз обойти его кругом». Он дает подробные советы, как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу» («хозяину любо продавать, а не покупать»).

Катон пишет об обязанностях вилика (управителя); об организации труда рабов - необходимости проверить, выполнены ли работы своевременно, о поощрении и наказании рабов; о работах в дождливую погоду и по праздникам; об уходе за посевами и скотом; о постройках и сельскохозяйственных орудиях.

Знакомясь с трактатом, можно получить представление и о хозяйственной жизни страны, «шкалах земельной доходности», значении земледелия и торговли, даче денежных ссуд и сбережении имущества («смотри, чтобы тебе не просчитаться на имении»).

Как писал Плутарх, сам Марк Катон был рачителен и расчетлив. Ни один из его деревенских домов не был оштукатуренной ни разу не заплатил за раба более 150 драхм, ибо ему были нужны рабы не для роскоши, а как работники в качестве крепких пастухов и конюхов. Стареющих рабов он считал необходимым продавать, дабы не кормить их без пользы. Вообще он полагал, что ничто излишнее нельзя назвать дешевым, и если можно было купить ненужную вещь хотя бы за один асе, он находил ее безмерно дорогой.

Идеалом Катона является такое хозяйство, которое обслуживает прежде всего свои собственные потребности. Продавать следует только излишки, а покупать – лишь то, чего нельзя производить в собственном хозяйстве. Хозяин, который рационально ведет свое хозяйство, должен поменьше покупать и побольше продавать.

Катон был врагом применения наёмного труда. Он стремился обеспечить доход за счёт рабов путём их предельной загрузки. В конце жизни Катон стал оправдывать торговлю и ростовщичество.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н.э. продолжил римский учёный Варрон (116-27 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в трактате «О сельском хозяйстве». Он отразил, с одной стороны, более развитые формы рабовладения, высшую степень эволюции крупных рабовладельческих экономик; с другой - новые моменты социально-экономической обстановки, связанные с углублявшимися противоречиями, всё более пронизывавшими экономику Римского рабовладельческого государства.

Он ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности и т.д. Его заботы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышениемих доходности, ростом эффективности производства.

Варрон уделяет большое внимание обращению с рабами, методам их эксплуатации. Рабов он относил к одному из трёх видов сельскохозяйственных орудий: говорящим. Два других вида орудий в иго классификации составляли немые (инвентарь) и издающие нечленораздельные звуки (рабочий скот).

Кризис рабовладения отразил в своём сочинении «О сельском хозяйстве» Колумелла (I в. н.э.). В обширном трактате, состоящем из 12 книг, подробно рассматривается состояние рабовладельческих латифундий. Он пишет о крайне низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев и т.п. Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует об упадке сельского хозяйства, о том, что экономика рабовладельческогообщества находилась уже в состоянии кризиса, который продолжал углубляться. В поискахвыхода из кризиса римский учёный отдаёт предпочтение более, производительному труду свободных производителей, ставитвопрос об отказе отрабского труда, использовании колонов.

Одна из страниц истории экономических учений Древнего Рима связана с гракховским аграрным движением, выражавшим интересы безземельного и малоземельного крестьянства в борьбе против латифундистов. Его возглавляли братья Тиберий (163-132 гг. до н.э.) и Гай Гракхи (153-121 гг. до н.э.). Требуя ограничения круглого землевладения и наделения землей безземельных и малоземельных крестьян, они предполагали осуществить такую реформу в рамках рабовладельческого строя и таким путём укрепить его.

Таким образом, основная форма экономического мышления древних римлян и греков - это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций. Мыслители античного Рима оказали влияние на развитие возникшей в дальнейшем экономической науки тем, что заложили основы правовых норм, регламентирующих хозяйственную деятельность, важнейшим из которых было право собственности. У греков, в отличие от римлян, больше внимания уделялось вопросам хозяйственной этики.

Выводы по 1 вопросу:

1. В поисках истоков формирования экономических воззрений мы обращаемся к центрам мировых цивилизаций, к документам и работам античности и средневековья. Отдельные догадки, наблюдения, выводы мыслителей древности представляют собой конгломерат идей и предписаний.

2. В изученный нами период экономика еще не выделилась в особую сферу деятельности, а экономическая наука – в самостоятельную область знаний. Объектом познания служат решения повседневных задач хозяйственной деятельности, установления принципов и норм ведения хозяйства, государственные доходы, пути обеспечения общих нужд государства.

3. Влияние идей прошлого на формирование последующих взглядов так или иначе связано с традицией формирования универсального знания, поиском критериев справедливой цены, определением этических норм хозяйственной жизни.

4. Выявление принципов и методов государственного управления, которые находим в толковании законов, документах, трактатах Древнего Востока, порой не привлекает должного внимания, а ведь именно Индия и Китай являют собой пример непрерывных цивилизаций, несмотря на все изменения, продолжающиеся на протяжении многих тысячелетий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. Занятие № 2. Экономическая мысль древнего мира и средневековья | Хозяйственная идеология средневековья
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.