Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление налоговой системой РФ

Всего многообразия налоговых отношений само по себе не существует. Их должным образом организуют и ими управляют. Налоговая система не является исключением.

Под управлением налоговой системой понимают совокупность приемов и методов планомерного воздействия на налоговую систему в целях формирования государственных доходов и эффективного воздействия на экономические процессы.

В управлении налоговой системой выделяют два функциональных элемента: общее управление и оперативное управление (контроль).

Общее и оперативное управление налоговой системой РФ осуществляются на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Общее управление на федеральном уровне осуществляется высшими органами государственной власти: Федеральным собранием, Президентом РФ, Правительством РФ. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает законодательно-правовое закрепление и детализацию основных направлений налоговой политики (перечень налогов и сборов, порядок их взимания, бюджетную принадлежность) с учетом вносимых Правительством РФ предложений об изменениях в налоговой системе. Президент РФ определяет основные направления налоговой политики РФ и направления реформирования налоговой системы, вносит на рассмотрение Государственной Думы законопроекты или принимает указы для восполнения пробелов налогового законодательства. Правительство РФ разрабатывает и приводит в исполнение конкретные меры и законопроекты в целях реализации налоговой политики, реализует принятый порядок уплаты налогов и сборов.

На региональном уровне общее управление осуществляется законодательным органом субъектов Российской Федерации, главой и исполнительным органом субъекта РФ. Законодательный орган субъекта Российской Федерации уточняет и детализирует в предусмотренных пределах налоговое законодательство РФ, решает вопрос о введении на своей территории необязательных, но предусмотренных НК РФ региональных налогов и сборов. Глава субъекта РФ осуществляет общее руководство и координацию действий органов власти субъекта РФ в области налогообложения. Исполнительный орган субъекта РФ осуществляет исполнительно-распорядительную деятельности по взиманию налогов и сборов на региональном уровне.

Общее управление налоговой системой на местном уровне власти осуществляется законодательным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местным органом исполнительной власти. Законодательный орган муниципального образования решает вопрос о введении на территории субъекта необязательных, но предусмотренных НК РФ местных налогов. Глава муниципального образования осуществляет общее руководство и координацию действий органов местного самоуправления в области налогообложения. Местный орган исполнительной власти осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность по взиманию налогов на местном уровне.

К системе органов оперативного управления налоговой системой Российской Федерации относятся:

1) финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации, ст. 34.2 НК РФ);

2) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы, ст. 30 НК РФ);

3) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации, ст. 34 НК РФ);

4) Органы внутренних дел (ст. 36 НК РФ).

 

 

3. Налоговый кодекс РФ: содержание и значение

С 1 января 1999 г. вступил в силу Налоговый кодекс Российской Федерации, который, безусловно, сыграл определяющую роль в реформировании российской налоговой системы.

Кодекс – это кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений. Применительно к НК РФ можно определить, что он представляет собой единый кодифицированный налоговый документ, объединяющий нормы права, регулирующие налоговые правоотношения. НК РФ позволяет обеспечить полноту правового регулирования всех стадий налоговых отношений.

Целью принятия Налогового кодекса является приведение налоговой системы в соответствие с Конституцией РФ, создание единой в границах Российской Федерации налоговой системы. Принятие и введение в действие НК РФ рассматривается как важнейшее условие для улучшения экономической ситуации и обеспечения экономического роста в стране.

Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей – общей и специальной. В общей части, которую называют первой частью НК РФ, устанавливаются виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах м сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Первая часть НК РФ состоит из семи разделов.

Раздел 1 «Общие положения», несмотря на свое название, носит прикладной характер и имеет практическую значимость. Прежде всего, следует отметить, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации (ст. 2 НК РФ). Это означает, что налоговые отношения имеют двойственную природу: они одновременно носят характер и экономических, и юридических отношений.

Статья 2 НК РФ определяет также, что законодательство о налогах и сборах регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Учитывая это обстоятельство, необходимо определить, что относится к законодательству о налогах и сборах. Это:

- налоговый кодекс Российской Федерации;

- федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ;

- законы и иные нормативные акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с НК РФ;

-нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

Впервые в налоговом законодательстве закреплено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п.7 ст.3 НК РФ). При существующем многообразии и противоречивости законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах таким образом обеспечивается значительно большая степень защиты интересов налогоплательщиков. Данное положение подкрепляется также Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, согласно п. 1 ст. 53 которого при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт. Данное положение нашло отражение также в п. 6 ст. 108, где закреплена презумпция невиновности налогоплательщика.

Важно отметить еще одно достоинство НК РФ. Впервые на законодательном уровне закреплен понятийный аппарат. В первую очередь речь идет о ст. 11 НК РФ, где дана формулировка таким понятиям, как организации, физические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица – налоговые резиденты российской Федерации, источник выплаты доходов налогоплательщику, недоимка, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и др. Кроме того, понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах расшифровываются в других статьях НК РФ.

Содержание остальных разделов Налогового кодекса РФ характеризуют в первую очередь их названия. Более подробно их изучают в рамках других специализированных дисциплин кафедры «Налоги и налогообложение».

Часть вторая НК РФ состоит из отдельных глав, посвященным конкретным налогам и объединенных в следующие разделы.

- Раздел VIII. «Федеральные налоги».

- Раздел VIII.1. «Специальные налоговые режимы».

- Раздел IX. «Региональные налоги и сборы».

- Раздел X. «Местные налоги».

Главы НК РФ разрабатываются по отдельности и вступают в силу по мере их готовности в начале календарного года. Так, главы 21-24 вступили в действие с 1 января 2001 г., главы 25, 26, 27 (утратила силу с 1 января 2004 г.) – с 1 января 2002 г., главы 26.1, 26.2, 26.3, 28 – с 1 января 2003 г., главы 25.1, 26.4, 29 и 30 – с 1 января 2004 г., главы 25.2, 25.3, 31 – с 1 января 2005 года.

Завершая краткий обзор основополагающего законодательного акта в области налоговых правоотношений, можно утверждать, что принятие НК РФ позволило значительно улучшить и расширить налоговое правовое пространство. В результате стало возможным регулировать взаимоотношения государства и налогоплательщиков на качественно новом уровне. Разработка проблем совершенствования налогообложения в Российской Федерации, сделанных во второй части Налогового кодекса РФ, имеет, безусловно, определяющее значение в реформировании российской налоговой системы.

ТЕМА 5

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методология и практика | Налоговый федерализм: понятие и особенности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.