Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знаниево-ориентированный подход

Подходы к определению сущности содержания образования.

Структура содержания образования

Уроовни изучения и формирования содержания образования.

Теории организации содержания образования.

Функции методов обучения.

Методы активного обучения.

Основными признаками методов активного учения являются:

1.«Принудительная» активизация мышления и поведения.

2.Диалогичность общения.

3.Наличие обратной связи.

4.Повышенная эмоциональность.

5.Рефлексия.

Классификация методов активного обучения.

 

Неимитационные Имитационные
неигровые игровые
Практикум Анализ конкретной ситуации Игровое проектирование
Групповая дискуссия Решение ситуационных проблем Деловая игра
Мозговая атака   Разыгрывание ролей
    Тренинг

 

  Методы обучения Теоретическая оценка пригодности для выполнения функций
Обучаю- щей Развива- ющей Воспиты- вающей Побуж- дающей Конт- рольной
  Рассказ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
  Беседа + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
  Лекция + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
  Дискуссия + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
  Работа с книгой + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
  Демонстрация + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
  Иллюстрация + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
  Видеометод + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
  Упражнения + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
  Лабораторный метод + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
  Практический метод + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
  Познавательная игра + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
  Методы программи- рованного обучения + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
  Обучающий контроль + + + + + + + + + + + + + + + +
  Ситуационный метод + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

 

 

Лекция5.Тема: Содержание и средства обучения.

1.Теории организации содержания образования.

2.Уровни изучения и формирования содержания образования.

3. Подходы к определению сущности содержания образования.

4. Структура содержания образования.

5. Классификация средств обучения.

6. Функции средств обучения.

 

Название теории Характеристика теории Ученые
Теория матери­ального обра­зования Основная цель школы состоит в переда­че учащимся как можно большего объе­ма знаний из различных областей науки. Выпускник, прошедший хорошую школу, должен стать энциклопедически образо­ванным. Я.А. Каменский, Дж. Мильтон, И.Б. Беседов
Теория дидак­тического формализма Необходимо развивать способности и по­знавательные интересы учащихся, их вни­мание, память, мышление.   И. Гербарт, Г. Спенсер, А. Дистервег, Э. Шмидт и др.
Теория дидак­тического утилитаризма   Приоритет отдается индивидуальной и об­щественной деятельности ученика. Он должен заниматься теми видами деятель­ности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Д.Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.  
Проблемно-комплексная теория   Предполагается изучение отдельных пред­метов не порознь, а комплексно: предме­том познавательной деятельности учащих­ся становятся проблемы, разрешение которых требует использования знаний из различных областей.   Б.Суходольский и др.  
Теория структура­лизма   Содержание должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, со­держащих основные системообразующие компоненты. Только так можно избежать перегруженности содержания и сократить объем учебного материала без ущерба для качества обучения. В старших классах сле­дует отказаться от принципов систематич­ности, последовательности и историзма, организуя структуры по логическому прин­ципу К. Сосницкий и др.  

Задание: Проанализируйте представленные теории и подумайте, какая из теорий соответствует той системе образования в которой вы обучались. Какая из теорий свашей точки зрения более всего соответствует развитию общества.

 

 

Уровень конкретных методик   Даются конкретные, подлежащие усвоению, фиксируемые в учебниках, учебных пособиях элементы содержания образования, входящие в курс обучения.
Уровень учебного предмета   Представлены определенные части содержания образования, несущие специфические функции в общем образовании. Совокупность учебных предметов с отведенным на них учебным временем составляет учебный план, а в состав каждого учебного предмета или курса входят знания, алгоритмизированная деятельность по усвоении умений, задания разного типа на творческое применение знаний умений и навыков, направленные на развитие эмоциональной сферы, формирующие ценностное отношение к объектам усвоения.  
Теоретичес-кий уровень Фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре и общественных функциях передаваемого подрастающим поколениям социального опыта в его педагогической интерпретации.  

 

 

Знания Совокупность их видов способствует построению у учаще­гося общего представления об окружающей действитель­ности, ориентации его в необходимой деятельности и т.д.  

 

Опыт творческой деятельностиЕго функция — дальней­шее развитие культуры. Содержание творчества "характеризуется неалгоритмизируемыми интел­лектуальными процеду­рами деятельности и состоит в самостоятельном переносе ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию и т.п.   Опыт осуществления способов деятельностиВ нем формируются уме­ния и навыки, функции которых состоят в вос­произведении и сохране­нии накопленной культу­ры, благодаря чему обес­печивается репродуктив­ная деятельность обще­ства.  

 

Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе Функция- регулирование избирательного отношения учащегося к явлениям действительности и ее разумным сторонам, нормам и системе ценностных отношений данного общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям).

 

Содержание образования рассматривает­ся как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеж­дений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Знания выступают абсолютной ценностью и засло­няют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научно­го ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности деятельности учителя и учащегося при использовании различных методов обучения | Функции средств обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.