Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основная часть

Введение

В процессе эксплуатации аэродромные покрытия под воздействием климатических и эксплуатационных факторов подвергаются разрушению, что проявляется в виде различных дефектов.

Успешное выполнение задач по обеспечению постоянной готовности аэродрома к полетам достигается:

¾ глубоким знанием и неуклонным выполнением всем личным составом установленных Руководством по эксплуатации аэродромов Государственной авиации (РЭАГос.А) [1];

¾ постоянной профилактической работой по предупреждению предпосылок к летным происшествиям и устранению недостатков в инженерно-аэродромном обеспечении полетов;

¾ высокой организацией труда личного состава, постоянным изучением и внедрением передового опыта;

¾ высокой ответственностью всего личного состава за безопасность и регулярность полетов самолетов;

¾ содержанием в исправном состоянии аэродромно-эксплуатационной техники и умелым ее использованием в работе;

¾ бережным хранением, правильным использованием и экономным расходованием материальных и денежных средств.


Вопрос № 1. Организация ремонта, содержания и предполетной подготовки искусственных покрытий взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянки

Постоянную эксплуатационную готовность аэродромных покрытий обеспечивают своевременным проведением комплекса работ по эксплуатационному содержанию и ремонту покрытий.

Содержание покрытий заключается в их повседневном осмотре и эксплуатационном уходе.

При осмотре покрытий особое внимание уделяют осевому и взлетно-посадочным участкам взлетно-посадочных полос, подвергающимся наибольшему эксплуатационному воздействию. Повседневный осмотр покрытий производят в утренние часы, а в дни полетов — перед их началом, в ходе и после полетов. Эксплуатационный уход за покрытиями всех типов включает:

¾ очистку поверхности от посторонних предметов, снега и гололедных образований;

¾ уборку воды из пониженных мест;

¾ обновление маркировки покрытий;

¾ устранение мелких дефектов.

В некоторых случаях производят мойку и поливку покрытий.

Периодический осмотр покрытий производят осенью перед началом зимней эксплуатации, весной после весенней распутицы, а также после стихийных бедствий. В результате этих осмотров составляют ведомость дефектов, обнаруженных вновь и не устраненных после предшествующей дефектовки. Изменения состояния покрытия отмечают на дефектовочном плане.

Дефекты устраняют в результате проведения текущего или капитального ремонтов. Ремонт покрытий состоит из подготовительных и основных работ (см. рис. 3.13).

Текущий ремонт проводят в перерывах между полетами авиации, без прекращения летной работы на аэродроме, а капитальный ¾ с прекращением летной работы на период ремонта.

Ограниченность времени, отводимого на текущий ремонт покрытий, необходимость поддержания их в постоянной эксплуатационной готовности обуславливают требования проводить такой ремонт в сжатые сроки, квалифицированно и с высоким качеством. Текущий ремонт включает проведение небольших по объему работ (на площади, как правило, не более 1000 кв.м), связанных с устранением появившихся на покрытии повреждений в виде отслаивания и выкрашивания его верхнего слоя, выбоин, раковин, трещин, сколов кромок, отколов углов и краев плит, вертикальных смещений плит, разрушений заполнителя швов, с заменой полностью или частично разрушившихся плит новым бетоном или сборными элементами и плитами.

Текущий ремонт покрытий должен производиться силами и средствами аэродромно-эксплуатационных подразделений немедленно, как только будут обнаружены дефекты.

Рис. 3.13.Порядок ремонта искусственных аэродромных покрытий

Капитальный ремонт покрытий заключается в выполнении значительных объемов работ: по устройству нового слоя покрытия или выравнивающего слоя при разрушении на больших площадях, исправлению участков с вертикальным смещением плит (более 1 % общего количества плит в покрытии), замене разрушившихся плит новыми (более 1 % общего количества плит в покрытии) с восстановлением искусственного основания, а при необходимости — и дренажно-водосточной системы. К капитальному ремонту относятся также усиление (наращивание) существующего цементобетонного или железобетонного покрытия цементобетонном, железобетоном или асфальтобетоном.

Методы и технология работ при капитальном ремонте покрытий такие же, как и при текущем ремонте, только при капитальном ремонте в большей степени можно применить высокопроизводительные машины и механизмы для приготовления, транспортировки и укладки ремонтных материалов.

Капитальный ремонт может производиться как аэродромно-эксплуатационным подразделением, так и специализированными организациями, например, инженерно-аэродромной частью в зависимости от объемов и видов работ.

Строгое соблюдение всех правил выполнения ремонтных работ во многом определяет их качество, долговечность отремонтированных участков и как следствие этого — долговечность всего покрытия, на котором производится ремонт, безопасность производства полетов на нем.

Подвопрос № 1.1. Виды деформаций и разрушений искусственных аэродромных покрытий, причины их возникновения

За последние годы широкое распространение получили железобетонные покрытия из сборных предварительно напряженных плит типа ПАГ.

К наиболее характерным деформациям и разрушениям покрытий относятся (см. рис. 3.14):

¾ шелушение (отслаивание) и выкрашивание верхнего слоя покрытия;

¾ образование выбоин, раковин и трещин;

¾ отколы углов и краев плит;

¾ вертикальное смещение плит;

¾ разрушение стыковых соединений;

¾ сколы кромок плит;

¾ разрушение заполнителей швов.

Рис. 3.14.Основные дефекты покрытий аэродрома

1 – шелушение поверхности; 2 – нахлест резинобитумного вяжущего;

3 – трещины (с растрескиванием бетона); 4 – оголение арматуры; 5 – сколы кромок плит;

6 – раковины

Шелушение и выкрашивание покрытия ¾ это механическое разрушение верхнего слоя на глубину 3-10 мм. При несвоевременном ремонте эти повреждения становятся очагами выбоин, оголения арматуры, проломов плит и других дефектов, ведущих к разрушению покрытия. Шелушение и выкрашивание вызываются следующими причинами:

¾ применением бетона низкого качества;

¾ нарушением технологии отделки поверхности покрытия;

¾ неудовлетворительным уходом за бетоном;

¾ применением агрессивных химических реагентов для борьбы с гололедом;

¾ твердением бетона при температуре наружного воздуха ниже 0 °С;

¾ действием высокой температуры и силы газовой струи авиационных реактивных двигателей.

Применение бетона низкого качества. В верхнем слое покрытия плохо связанный с заполнителем цементный камень под действием атмосферных факторов (замерзание и оттаивание воды, скапливающейся на покрытии) или внешней нагрузки сначала растрескивается, а затем отслаивается и выкрашивается.

Нарушение технологии отделки поверхности покрытия. Для создания ровности покрытия уложенную бетонную смесь нередко заглаживают или затирают иногда с добавлением воды, цемента и песка. В результате создается непрочный, пористый и плохо схватывающийся с нижележащей бетонной смесью слой, который впоследствии под действием нагрузок быстро отслаивается, и образуется неровная поверхность с оголенным крупным заполнителем.

Неудовлетворительный уход за бетоном в начальный период его твердения. В жаркую или сухую ветреную погоду, когда происходит интенсивное испарение влаги из свежеуложенного бетона, отсутствие надлежащего ухода за ним (систематического увлажнения или предохранения различными способами от быстрого высыхания) приводит к образованию на поверхности покрытия большого количества мелких усадочных трещин, которые и способствуют началу процесса отслаивания поверхностного слоя бетона.

Применение агрессивных химических реагентов для борьбы с гололедом. Некоторые химические реагенты, применяемые для борьбы с гололедом на аэродромах, например реагент НКМ (соединение нитрата кальция с мочевиной химическая формула Ca (NO3)2 4 CO (NH2)2), коррозируют цементобетон. Поэтому их используют только для борьбы с гололедом на асфальтобетонных покрытиях. Применять их на цементобетонных покрытиях запрещено. Нарушение этого условия приводит к шелушению и выкрашиванию поверхностного слоя покрытий, и особенно интенсивно этот процесс происходит, если такие реагенты применяют многократно.

Твердение бетона при температуре наружного воздуха ниже 0 °С. В таких условиях бетон набирает прочность крайне медленно, что приводит к снижению его качества и как следствие этого ¾ к быстрому разрушению поверхности покрытия, проявляющемуся в виде выкрашивания и шелушения.

Действие высокой температуры и газовой струи от реактивных двигателей самолетов и тепловых машин на поверхностный слой покрытия особенно оказывается при длительной работе последних на одном месте. В верхнем слое покрытия вначале образуется множество трещин, а затем происходит отрыв из покрытия частиц в виде пластинок толщиной 2-3 мм.

Выбоины возникают в результате наличия малопрочных участков бетона с отслоившимся или выкрошившимся верхним его слоем. Многократное приложение колесных нагрузок приводит к углублению уже имеющихся на покрытии разрушений или к образованию новых. Выбоины обычно имеют овальное очертание и глубину 3-5 см.

Раковины образуются в случае слабого сцепления крупного заполнителя с цементным камнем при недостаточной морозостойкости крупных заполнителей или из-за попадания в верхний слой бетонного покрытия кусков грунта, древесины и других включений, легко разрушаются от действия воды и морозов.

Трещины ¾ наиболее распространенный вид разрушения покрытий, вызываемый появлением в бетоне напряжений, превышающих предел его прочности. Такие напряжения в бетоне являются следствием: различных деформационных процессов, происходящих в основании покрытия, усадки бетона при его твердении, резких температурных колебаний покрытия и воздействия на него внешних нагрузок.

Деформационные процессы, происходящие в основании покрытий, проявляются в виде просадок или вспучивания подстилающих грунтов, возникающих вследствие недостаточного уплотнения их при производстве работ, неравномерного увеличения объема при переувлажнении, пучинистых явлений при замораживании и оттаивании и др. Деформация основания ведет к образованию на покрытии поверхностных и сквозных трещин различной формы и размеров, излому плит, осадке, их перекосу и короблению.

Усадка бетона, превышающая допустимые пределы, является результатом плохого подбора состава смеси или несоблюдения правил ухода за бетоном в начальный период твердения. При усадке бетона на покрытии образуется густая сетка волосных трещин, развивающихся в различных направлениях по всей площади плиты. Позднее волосные трещины могут перерасти в поверхностные или даже сквозные.

Колебания температуры бетонных плит в результате сезонных и суточных колебаний температуры воздуха сопровождаются изменением их линейных размеров. Действия сил трения между нижней поверхностью плиты и основанием, отсутствие необходимого количества температурных швов или плохая конструкция стыковых соединений в них препятствуют свободному изменению линейных размеров плит. В результате на покрытии появляются трещины, главным образом поперечные, раскалывающие его на отдельные части.

Трещины от действия внешних нагрузок наиболее интенсивно развиваются в местах приложения подвижных многократно повторяющихся нагрузок, вызывающих значительные растягивающие напряжения. Наибольшее количество трещин проявляется на магистральных рулежных дорожках и других интенсивно эксплуатируемых участках покрытия, а также на угловых и краевых участках плит, если они не усилены арматурой или подшовными плитами.

Причиной образования трещин является также эксплуатация покрытий нагрузками, значительно превышающими допустимые расчетные.

Отколы углов и краев плит являются дальнейшим развитием трещин под действием внешних нагрузок. Обычно укладку бетонной смеси и ее уплотнение в углах и краях плит из-за некоторого неудобства работ производят менее тщательно, чем на ее центральной части. В результате бетон на таких участках плиты оказывается менее прочным.

Кроме того, при вымывании основания из-под покрытия чаще всего провисают углы и края плит. Действие внешней нагрузки на более слабые и притом работающие как консоль части плит приводит к их облому. Отколы плит происходят также в местах стыковых соединений, где неправильно установлены штыри (с перекосом или в разных плоскостях).

Вертикальное смещение плит. Неровности на покрытии в виде уступов, просадок и т.д. ухудшают условия взлета и посадки самолетов с покрытия, и способствует его разрушению.

Вертикальные смещения плит образуются главным образом вследствие деформационных процессов, происходящих в основании покрытий, описанных выше, и некачественной укладки бетонной смеси или сборных элементов в покрытие.

Разрушение стыковых соединений происходит главным образом под действием внешних нагрузок, при деформациях плит, вызываемых пучением грунтов основания и температурными напряжениями.

Разрушение стыковых соединений начинается обычно с обломов кромок, образующих паз шпунтового соединения или паз соединения на вкладышах и шпонках. Затем происходит откол зуба шпунта или полок вкладышей. Разрушение штыревых соединений начинается с образования трещин вдоль линии размещения штырей, а затем оно перерастает в сколы краевых участков плит, соединенных штырями. Чаще всего разрушение штыревых соединений является следствием смещения штырей от проектного положения при бетонировании.

Разрушение кромок плит происходит чаще всего в тех случаях, когда швы в покрытии нарезаны не полностью, со смещением пазов в сторону от заложенных в покрытие деревянных прокладок, а также когда покрытие каким-либо образом замоноличено или при недостаточной ширине швов расширения.

Скалывание кромок может происходить под действием внешних нагрузок у широких (температурных) швов, не доверху заполненных мастикой, и на участках с неровностями в виде уступов между плитами.

Распространены случаи сколов кромок плит вследствие некачественной очистки швов перед заполнением их мастикой. При этом камневидные материалы, попавшие в шов, заклинивают его и при температурных подвижках плит вызывают сколы кромок.

Разрушение заполнителя швов проявляется в виде его выкрашивания, выплавления и выдувания. Выкрашивание происходит обычно при отрицательных температурах наружного воздуха, когда заполнитель теряет эластичность, становится хрупким. Выплавление и выдувание — результат действия на заполнитель горячих газов, выходящих из реактивных двигателей. В жаркие дни заполнитель может расплавляться и под действием солнечных лучей. В большинстве случаев разрушение заполнителя является главным образом следствием его недостаточной температуроустойчивости и пластичности. Выкрашивание, отслоение и последующее выдувание заполнителя может быть следствием нарушения технологии заливки швов — без очистки их от пыли и без обработки праймером.

Подвопрос № 1.2. Производство работ по эксплуатационному содержанию искусственных аэродромных покрытий

Асфальтобетонные покрытия

Раковины, образовавшиеся в результате выкрашивания отдельных щебенок, очищают от пыли и грязи щетками, грунтуют 50 % раствором битума или РБВ и заполняют пескобитумной смесью, которую на месте приготавливают вручную из горячей грунтовки или горячего битума и сухого песка. Пескобитумную смесь уплотняют ручной трамбовкой.

Трещины шириной до 1 мм без продувки промазывают горячей грунтовкой, присыпают мелким горячим песком и затирают горячим «утюгом».

Указанные выше работы выполняют в сухую погоду на теплом покрытии по окончании зимнего сезона, а затем по мере обнаружения — при предполетных осмотрах покрытия.

Цементобетонные покрытия

Особенности содержания цементобетонных покрытий включают:

¾ уход за швами и сквозными трещинами;

¾ проведение защитной пропитки поверхности покрытий нефтеполимерными и другими составами.

Уход за швами и сквозными трещинами заключается в удалении (срезании) лишнего и дозаливке недостающего в них заполнителя. Излишки возвышающегося над поверхностью покрытия заполнителя срезают лопатами, а дозаливку недостающего производят на незагрязненных участках с помощью заливщиков швов или леек.

Защитную обработку поверхности покрытий пропиточными составами производят с целью повышения их стойкости к воздействию погодно-климатических и эксплуатационных факторов. Эти работы выполняют на вновь уложенных покрытиях, на покрытиях с большим количеством усадочных трещин и на участках покрытий после удаления прошелушившегося поверхностного слоя цементобетона. Защитной пропитке подвергают сухие чистые бетонные поверхности.

Облегченные аэродромные покрытия

Содержание покрытий включает:

¾ очистку механическими щетками от пыли, грязи и слабо связанного с покрытием материала присыпки;

¾ периодическую укатку в теплое время года катками на пневматических шинах;

¾ присыпку песком с последующим прикатыванием катками участков с избыточным количеством вяжущего материала в слое поверхностной обработки;

¾ удаление воды из пониженных мест.

Упрощенные аэродромные покрытия

Содержание упрощенных покрытий включает выполнение работ по уплотнению и укатке покрытий, уборку посторонних предметов (камней, щебня и пр.), обеспечение водоотвода с поверхности покрытия, уход за дерновым покровом.

Подвопрос № 1.3. Производство работ по ремонту цементобетонных аэродромных покрытий

Ремонт участков покрытия с отслоившимся и выкрошившимся верхним слоем

Ремонт мест с поверхностным разрушением бетонного покрытия на глубину до 5 мм заключается в удалении отслоившихся частиц верхнего слоя покрытия с последующей защитной пропиткой его нефтеполимерными составами.

Ремонт мест с поверхностным разрушением бетонного покрытия на глубину до 10 мм заключается в создании взамен разрушившегося нового верхнего слоя, прочность которого и сцепление со старым бетоном предотвращает дальнейшее разрушение покрытия.

Такой защитный слой в виде коврика на взлетно-посадочных полосах устраивают из материалов, приготовленных на основе полимерных вяжущих (эпоксидные, полиэфирные смолы и др.), а на рулежных дорожках и местах стоянки самолетов — на основе резинобитумного вяжущего.

Подготовка поверхности разрушившегося покрытия к ремонту включает следующие работы:

удаление отслоившегося и выкрошившегося верхнего слоя бетона специальными (фрезерными или шероховальными) машинами или ручным инструментом;

удаление с поверхности покрытия пыли и мусора путем очистки, продувки и промывки ее поливомоечными машинами, вакуумно-уборочной машиной, а на небольших площадях – ручными металлическими щетками с продувкой с помощью компрессорной станции;

просушка поверхности покрытия после выпадения осадков или ее промывки.

Устройство коврика из полимерных вяжущих включает приготовление и нанесение эпоксидного клея на поверхность бетона, а затем равномерную присыпку поверхности эпоксидного клея слоем песка и каменой мелочи с последующим уплотнением ручными катками.

Эпоксидный клей наносится на подготовленную поверхность старого бетона равномерным слоем с расходом клея не более 1 кг на 1 м 2 обрабатываемой поверхности покрытия. Вслед за этим вручную с помощью сит-носилок производят равномерное распределение смеси крупнозернистого песка с цементом в соотношении 3:1, которую сразу же уплотняют ручными катками. После твердения защитного коврика, остатки смеси песка с цементом сметаются с поверхности покрытия.

Устройство коврика из резинобитумного вяжущего (РБВ) производят в следующей последовательности. На подготовленную поверхность старого бетона наносят грунтовочный слой холодной мастики «Изол» или подогретый праймер (50%-ый раствор РБВ в бензине или керосине) с расходом 0,3-0,5 л/м 2. Вслед за этим с помощью заливщиков швов или леек на подгрунтованную поверхность бетона разливают предварительно разогретое резинобитумное вяжущее и с помощью скребков равномерно его распределяют. Затем по горячему РБВ ровным слоем рассыпают подогретую до температуры плюс 150-170 °С смесь крупнозернистого песка с цементом в соотношении 3:1 с последующим вдавливанием ее с помощью ручных катков.

Во всех случаях при устройстве коврика вновь уложенный слой ремонтного материала после уплотнения должен быть на одном уровне с поверхностью покрытия.

Заделка выбоин и раковин на покрытии

Ремонт участков плит покрытия, осуществляется путем удаления (вырубки) малопрочного слоя бетона и последующей заделки дефектного места асфальтобетоном, полимербетоном или высокопрочным цементобетоном с использованием для склейки старого и нового бетона эпоксидного или коллоидного цементного клея.

Выбоины и раковины заделывают следующим образом. Поврежденное место оконтуривают нарезчиком швов на глубину 3-5 см. Затем с помощью пневмоинструмента внутри контура вырубают бетон на глубину дефекта, обычно 7-10 см. Стенки вырубки должны быть вертикальными или наклонными под углом, образующими уширение к низу. После тщательной очистки вырубленного места от осколков бетона и пыли, грунтуют стенки и дно вырубки тонким слоем эпоксидного клея. Вслед за этим в вырубку укладывают приготовленную полимербетонную смесь на основе эпоксидной смолы. Эту работу необходимо выполнять не позднее 20-30 мин после обработки поверхности полимерным клеем. Уложенный полимербетон разравнивают рейками или скребками. Затем на поверхность ремонтируемого участка наносят с помощью сит-носилок слой песка и уплотняют ручными катками или трамбовками.

При использовании ремонтных смесей из асфальтобетона, щебня с битумом выбоины и раковины, образующиеся на рулежных дорожках, после их оконтуривания, вырубки и очистки от осколков бетона и пыли обрабатывают тонким слоем праймера на основе РБВ с расходом 0,3-0,5 л/м 2. Затем на подгрунтованную поверхность укладывают в один слой горячую песчаную или мелкозернистую асфальтобетонную смесь, черный щебень или черную каменную мелочь. Уложенный материал укатывают 5-тонными катками или уплотняют ручными трамбовками в зависимости от площади выбоины.

Глубокие выбоины на взлетно-посадочных полосах заделывают литым или жестким высокопрочным бетоном с жесткостью 20-30 с. После очистки вырубленного места стенки и дно обильно увлажняют водой в течение нескольких часов. Затем на увлажненную поверхность наносят тонкий слой цементопесчаного раствора в соотношении 1:1, приготовленного на цементе М500 или М600 с В/Ц-0,35. Вслед за этим укладывают приготовленный к этому времени литой или жесткий высокопрочный бетон.

Склеивание свежеуложенного жесткого бетона со старым также производят путем нанесения на сухие стенки вырубленного участка тонкого слоя эпоксидного клея. Крупность щебня в бетонной смеси при заделке выбоины не должна превышать 10-20 мм. Уложенную смесь уплотняют трамбовками или площадными вибраторами, а поверхность отделывают с помощью жестких волосяных щеток и реек с резиновой лентой. При укладке литого бетона уплотнение не требуется.

Уход за бетоном после укладки осуществляется путем систематического увлажнения его водой по уложенным по поверхности мешковине, рогоже или слою песка. Для укрытия также можно использовать различные пленкообразующие материалы (разжиженный бензином или керосином битум марки БН-IV в соотношении 1:1,5, битумные и дегтевые эмульсии), которые наносят на поверхность свежеуложенного бетона.

Заделка поверхностных и сквозных трещин

Мелкие поверхностные трещины в целях предотвращения развития их в глубокие, широкие и сквозные трещины заделывают путем нанесения на всю площадь поврежденного участка защитного пропиточного состава на основе нефтеполимерных смол или праймера на основе РБВ. Резинобитумное вяжущее рекомендуется применять при ремонте только рулежных дорожек.

Ремонтируемый участок покрытия с трещинами очищается от пыли и масляных пятен с помощью поливомоечных машин или волосяных и металлических щеток, промывается водой и высушивается.

При ремонте резинобитумными материалами на подготовленную сухую поверхность наносят равномерный тонкий слой праймера. При большом количестве мелких трещин праймер наносят в два слоя: первый — сразу же после просушки поверхности покрытия, а второй — после просыхания первого слоя праймера.

Сквозные трещины заделываются резинобитумными вяжущими. Предварительно трещины должны быть разделаны и тщательно очищены от каменной мелочи, пыли, грязи для обеспечения сцепления ремонтного материала с бетоном.

Разделку с целью удаления отколовшихся кусков бетона вдоль трещины выполняют пневматическим инструментом, шлифовальными машинами или вручную зубилами. Очистку и продувку трещин сжатым воздухом выполняют непосредственно перед заливкой трещин герметизирующими материалами. Для очистки трещин применяют металлические крюки.

При использовании для заделки трещин резинобитумного вяжущего подгрунтовку стенок и кромок трещин выполняют праймером. Резинобитумное вяжущее после разогрева до жидкого состояния заливают в трещины с помощью заливщика швов или леек.

Норма расхода мастики для герметизации трещин шириной 0,3-1,0 мм составляет 0,1-0,15 кг, а при ширине от 1 до 3 мм — 0,15-0,3 кг на один погонный метр трещины.

Ремонт плит, имеющих сколы углов и краев, разрушенные стыковые соединения

Плиты со сколами углов и краев ремонтируют высокопрочным бетоном с жесткостью 20-30 с, быстротвердеющим высокопрочным бетоном на портландцементе с ускорителями твердения, полимербетоном, асфальтобетоном и резинобитумными вяжущими.

При использовании быстро твердеющего и жесткого высокопрочного бетона нарезчиком швов в теле плиты у скола нарезают борозду глубиной 3-5 см. Затем с помощью пневмоинструмента вырубают место скола плиты на глубину 7-10 см и удаляют куски бетона. После очистки, промывки водой, просушки и продувки поверхности бетона в местах скола на эту поверхность наносят тонкий слой эпоксидного клея с расходом 0,4-0,6 кг/м 2.

Как правило, в вырубленное место дополнительно устанавливают арматурную сетку, которую приваривают к основной арматуре.

Для устройства шва у места скола укладывают доску толщиной 10-20 мм, смазанную отработанным машинным маслом или обернутую толью, рубероидом или полиэтиленовой пленкой.

В подготовленное место ремонта скола укладывают цементобетонную или полимербетонную смесь и укрепляют вибратором или вручную. На поверхность уложенной бетонной смеси наносят пленкообразующие материалы (разжиженный бензином или керосином битум марки БН-IV), а затем засыпают песком, который периодически увлажняют. Когда бетонная или полимербетонная смесь затвердеет, доску, уложенную в шов, удаляют и восстанавливают деформационный шов.

При заделке кромок плит с небольшими по площади и глубине разрушениями (до 5 см) используют резинобитумное вяжущее. Грунтовку очищенной поверхности скола в этом случае выполняют праймером.

В качестве временной меры, имеющей целью быстро отремонтировать дефектные места на рулежных дорожках и предотвратить дальнейшее разрушение плит, допускают заделку сколов углов и краев плит холодной или горячей асфальтобетонной смесью, литым асфальтом, щебнем или каменной мелочью, обработанных битумом.

Технология ремонта с применением этих материалов аналогична заделке выбоин на покрытии.

Ремонтировать монолитные бетонные покрытия со сколами плит, как со штыревыми соединениями, так и со сквозными швами можно путем замены разрушившейся части покрытия сборными железобетонными плитами типа ПАГ, если их размер соизмерим с дефектным местом.

Ремонт покрытия включает три операции: удаление разрушившегося бетона, заделку проемов сборными железобетонными плитами и изоляцию стыка между монолитными и сборными элементами покрытия.

Устранение превышения кромок плит и выравнивание поверхности покрытия

Превышения кромок плит, образующие на покрытии поперечные и продольные уступы, устраняются путем их шлифования машинами ударного действия или заделкой пониженных мест и неровностей различными ремонтными материалами.

Перед заделкой пониженных мест ремонтными материалами на основе эпоксидных смол на поверхность той части покрытия, которая подлежит выравниванию, наносится насечка пневматическим инструментом для лучшего сцепления укладываемых материалов со старым бетоном.

Дальнейшие работы: очистка, промывка, просушка поверхности и грунтовка ее, а также укладка выравнивающего слоя — выполняется так, как и при ремонте поверхностных разрушений бетонных и железобетонных покрытий.

Восстановление заполнения швов герметизирующим материалом

Восстановление заполнения швов производят в следующей последовательности. Из шва удаляют остатки старого заполнителя, грязь и выкрошившийся бетон с помощью металлических щеток, крючков и сжатого воздуха. Затем на очищенную поверхность стенок шва наносят тонкий слой праймера с расходом 0,3-0,5 л/м2.

После этого с помощью заливщика швов или леек шов заполняют резинобитумным вяжущим, разогретым до температуры 180-220 °С в установке для разогрева битума или битумных котлах или другим герметизирующим материалом.

Ремонт участков с просевшими плитами

Пониженные места, образовавшиеся на покрытии в результате просадки на глубину до 10 см, могут быть устранены путем выравнивания поверхности различными ремонтными материалами, а при глубине более 10 см — наращиванием нового слоя бетона после устранения причины просадки.

При наращивании покрытия на поверхности осевшей плиты делают насечку, и после очистки производят выравнивание поверхности ремонтными составами на основе эпоксидных смол, так же как и при ремонте поверхностных разрушений бетонных покрытий.

Наращивание нового слоя бетона производят литым или жестким высокопрочным бетоном, так же как и при ремонте глубоких выбоин.

Замена разрушенных плит

Замена разрушенных плит может осуществляться двумя способами:

¾ с использование монолитного бетона;

¾ укладкой сборных железобетонных плит типа ПАГ.

Первый способ ремонта применяют в тех случаях, когда может быть прекращена эксплуатация цементобетонного покрытия не менее чем на 8-10 часов.

Этим способом, главным образом, ремонтируют покрытия РД и мест стоянки при замене части разрушенной плиты.

При подготовке места для бетонирования с помощью пневмоинструмента (бетоноломы, отбойные молотки) взламывают часть или всю поврежденную плиту, удаляют разрушенный бетон, ремонтируют основание и обрабатывают праймером грани смежных плит.

Бетонную смесь приготавливают на высокопрочных (марки М500 или М600) быстротвердеющих портландцементах или глиноземистом цементе. Водоцементное отношение должно быть не более 0,35-0,40.

Бетонную смесь укладывают обычным способом с тщательным уплотнением глубинными вибраторами и виброрейкой.

После окончания ремонта с использованием бетона на быстротвердеющем цементе эксплуатация покрытия допускается не ранее, чем через 6 часов при температуре воздуха более 15 °С. С понижением температуры окружающего воздуха срок выдержки бетона увеличивается до 8-10 часов.

Второй способ ремонта покрытия позволяет выполнять работы по замене разрушенных плит как монолитного, так и сборного покрытий в минимально короткие сроки и начать эксплуатацию покрытий сразу после окончания ремонта.

При выполнении подготовительных работ на монолитных плитах, подлежащих частичной замене, нарезают борозду глубиной 3-5 см с помощью нарезчика швов и с помощью пневмоинструмента вырубают дефектный участок покрытия.

При замене сборных плит покрытия удаляют заполнитель швов, разрезают места соединения стыковых скоб. Затем из покрытия удаляют разрушившуюся плиту, обломки бетона, ремонтируют и уплотняют основание.

Новую плиту вначале пробуют укладывать на основание. Эту операцию выполняют с целью проверки соответствия размеров плиты размерам места укладки, а также плотность прилегания ее к основанию. Во время опускания плита должна находиться в положении, параллельном основанию. При необходимости исправляют подготовленное основание, после чего плиту окончательно укладывают на место. По вновь уложенным плитам делают несколько проходов гружеными автомашинами или пневмошинными катками. После укладки плит сваривают стыковые соединения скоб и заделывают швы.

Таким же методом могут устраняться превышения кромок плит и выравнивание поверхности покрытия.

Подвопрос № 1.4. Производство работ по ремонту асфальтобетонных аэродромных покрытий

Текущий ремонт асфальтобетонных покрытий включает устранение выбоин, крупных раковин, выжигов, выкрашиваний, просадок, волн, сдвигов, колей и трещин.

Для ремонта покрытия применяют асфальтобетонные смеси заводского приготовления, соответствующие ГОСТ 9128-84. Желательно применять мелкозернистые смеси типов А или Б и песчаные типа Г. Допускается применение смеси типов В и Д. Марки смесей по возможности должны быть наиболее высокими.

В тех случаях, когда асфальтобетонные заводы, расположенные вблизи аэродрома, выпускают не асфальтобетонные, а дегтебетонные или дегтеасфальтобетонные смеси, они допускаются к применению для ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий.

При отсутствии асфальтобетонных заводов в районе аэродрома приготовление небольших объемов асфальтобетонных смесей производят на месте.

При ремонте асфальтобетонных покрытий соблюдают следующие требования:

¾ работы проводят в сухую погоду (нельзя работать во время дождя или снегопада, в сырое время года покрытие должно быть просушено с помощью тепловой машины);

¾ при температуре воздуха плюс 5 °C и выше применяют горячие смеси и разогретый вязкий битум БНД 60/90 или БНД 90/130, а при температуре ниже плюс 5 °Cминус 15 °C — теплые смеси, разогретый и разжиженный битум БНД 60/90 или БНД 90/130 или разогретые вязкие битумы БНД 130/200, БНД 200/300 и жидкие битумы марок СГ 130/200, МГ 130/200, МГО 130/200;

¾ температура горячей асфальтобетонной смеси при укладке должна быть не ниже 120 °C, теплой — 100 °C;

¾ инструмент для работы с асфальтобетонными смесями и отделки поверхности (металлические утюги, лопаты, грабли) должен быть подогрет в передвижной жаровне на колесах. Запрещается подогревать инструмент на кострах;

¾ вырубленный асфальтобетон собирают и складируют для последующего вторичного использования.

Устранение выбоин и крупных раковин

Устранение производят ямочным ремонтом покрытия, который проводится в такой последовательности:

¾ поврежденное место отмечают прямыми линиями, образующими прямоугольник;

¾ по этим линиям производят вырубку асфальтобетона на глубину выбоины или раковины;

¾ вырубку тщательно очищают, продувают сжатым воздухом и смазывают разжиженным в бензине битумом с расходом 0,2-0,3 л на 1 м 2;

¾ при температуре воздуха 5 °C и более в вырубку слоями толщиной до 50 мм укладывают горячую асфальтобетонную смесь, которую послойно уплотняют нагретыми металлическими трамбовками, а при большой площади ремонта — катками, и заглаживают горячими металлическими утюгами сопряжение отремонтированного места со старым покрытием;

¾ при температуре воздуха ниже плюс 5 °C, но не ниже минус 15 °C после очистки вырубки ее прогревают тепловой машиной, после чего немедленно промазывают разжиженным битумом, укладывают в вырубку теплый асфальтобетон, уплотняют его и затирают места сопряжения горячим утюгом.

Устранение просадки и колей глубиной более 30 мм

Просадки и колеи ликвидируют путем укладки на дефектное место двух слоев асфальтобетона, нижнего и выравнивающего. Работы производят в такой последовательности:

¾ прямыми линиями оконтуривают просевший участок покрытия и по его границам полосой вырубают асфальтобетон на глубину не менее 30 мм;

¾ очищают место вырубки и сохраняемую поверхность просевшего покрытия и смазывают их разжиженным битумом;

¾ укладывают на ремонтируемое место нижний слой асфальтобетонной смеси и выравнивают с таким расчетом, чтобы после уплотнения его поверхность находилась на 30-50 мм ниже требуемой;

¾ после уплотнения нижнего слоя укладывают и уплотняют верхний, выравнивающий слой.

На участках с просадкой глубиной менее 30 мм асфальтобетон вырубают по всей площади и укладывают только один выравнивающий слой.

Ликвидацию просадок, когда площадь участков велика, проводят при капитальном ремонте покрытия.

Устранение выжигов

Участки с выжженной поверхностью, с начавшимся выкрашиванием асфальтобетона, а также места покрытия, на которых остались отпечатки шин, очищают от грязи, промазывают разогретым битумом, присыпают каменными высевками или крупнозернистым песком и укатывают катками. При возможности применяют высевки и крупнозернистый песок, обработанный битумом.

Устранение волн и сдвигов

Волны и сдвиги на небольших участках устраняют вырубкой асфальтобетона на глубину не менее 30 мм с последующим заполнением этих мест асфальтобетонной смесью. Если волны и сдвиги образовались на значительной площади, то проводят замену асфальтобетона на всем участке.

Заделка трещин

Заделку трещин начинают с очистки от пыли, грязи и осколков асфальтобетона вначале металлическими крючками и затем сжатым воздухом. Трещины шириной до 5 мм с помощью жесткой щетки промазывают разогретым битумом БНД 60/90 или БНД 90/130. Трещины шириной 5-10 мм заполняют горячей смесью битума и минерального порошка в пропорции 1:1, а шириной более 10 мм — песчаной асфальтобетонной смесью. В трещинах смеси уплотняют проволочными крюками или металлическими пластинами соответствующей толщины. Затем места ремонта трещин затирают горячим песком с помощью горячего металлического утюга.

Если трещины образуют на поверхности участки площадью менее 500 см 2, то асфальтобетон на этих участках вырубают на глубину трещины и проводят ямочный ремонт поверхности.

Если покрытие сильно изношено и разрушение его проходит с такой большой интенсивностью, то текущим ремонтом не обеспечивается поддержание его в эксплуатационном состоянии, назначают капитальный ремонт, при котором проводят укладку нового слоя асфальта.

Подвопрос № 1.5. Производство работ по ремонту металлических аэродромных покрытий

В процессе осмотров металлических покрытий проверяют:

надежность стыковых соединений плит (закрепление торцевых планок, запорных вкладышей);

состояние и целостность элементов стыков (крюков, перемычек, фиксаторов, кромок плит);

величину волнообразных деформаций;

состояние крепления продольных и торцовых кромок покрытия и сопряжений взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и мест стоянки.

Обнаруженные в ходе осмотров дефекты устраняют следующим образом:

¾ отдельные трещины на плитах заваривают с помощью электро- или газосварки;

¾ приподнятые продольные кромки покрытия крепят проволочными скрутками к кольям или дополнительно устанавливают анкеры;

¾ небольшие отгибы кромок плит выправляют молотком;

¾ вышедшие из зацепления крепежные элементы плит К-1Д (фиксаторы) восстанавливают на их прежнем месте, выступающие консоли перекошенных крюков выправляют.

Текущий ремонт покрытия заключается в замене плит 4 и 5 -й категорий износа и восстановлении основания под плитами.

Извлечение отдельной плиты К-1Д из покрытия в целях ее замены выполняют в такой последовательности:

¾ удаляют в извлекаемой и соседней плите, перекрывающей ее торец, торцовые планки;

¾ утапливают с помощью рычага все фиксаторы, препятствующие сдвижке этих двух плит;

¾ сдвигают обе плиты до выхода их крюков из пазов соседних плит;

¾ освобождают торец извлекаемой плиты, приподняв ломом торец соседней плиты;

¾ приподнимают края соседних плит и вынимают плиту из покрытия.

Разборку участка покрытия производят после извлечения одного ряда плит и раскрепления продольных кромок покрытия на разбиваемом участке.

Укладку новой плиты, на место извлеченной производят в обратном порядке. При этом фиксаторы укладываемых плит К-1Д необходимо заранее утопить с помощью рычага, а после укладки плит на место поднять их тем же рычагом.

Допускается в виде исключения укладка в покрытие плит с отломанными фиксаторами. В этом случае при сборке покрытия производится сдвижка нескольких рядов плит в одну сторону, а затем такого же числа рядов в другую.

Последовательность разборки покрытия из плит АСП-4:

¾ кромки покрытия в границах ремонтируемого участка освобождают от крепления;

¾ в центре участка при помощи бульдозера выдвигают один или несколько рядов плит;

¾ покрытие разбирают в обе стороны от вскрытого проема.

Плиты 3 и 4 -й категории износа подлежат ремонту. Ремонт включает:

¾ правку общих продольных деформаций и местных повреждений (ликвидация отгибов полок элементов стыков плит АСП-4, восстановление формы крюков, фиксаторов, углов плит К-1Д и т.д.);

¾ сварочные работы.

Правку местных деформаций плит, а также общих продольных деформаций (если объем работ небольшой) производят вручную. При большом объеме ремонтных работ для правки плит К-1Д применяют специальные правильные машины.

При выполнении сварочных работ особое внимание обращают на правильное положение привариваемого элемента плиты (полки стыка, крюка или фиксатора), на качество поверхности сварного шва, который во избежание порезов пневматиков авиаколес не должен иметь острых выступающих кромок.

Отремонтированные плиты можно использовать для повторной укладки в покрытие на рулежных дорожках, местах стоянки и на крайних по ширине участках взлетно-посадочной полосы; их использование на среднем участке взлетно-посадочной полосы шириной, равной 1/3 ширины, не допускается.

Восстановление основания покрытия, заключающееся в подсыпке грунта или материала искусственного основания и его уплотнении, производят при образовании блюдец и зависаний покрытия и совмещают с заменой дефектных плит. После восстановления основания и укладки плит производят прикатку покрытия до полной его осадки. Ремонт сопряжений кромок покрытий с грунтовой частью летного поля состоит в подсыпке, планировке и укатке грунта.

Подвопрос № 1.6. Производство работ по ремонту упрощенных аэродромных покрытий

Ремонт упрощенных покрытий включает выполнение работ по восстановлению дернового покрова, заделку выбоин, колей и просадок.

Исправление неровностей поверхности покрытия включает:

¾ рыхление верхнего слоя покрытия рыхлителей, дисковыми или зубовыми боронами;

¾ увлажнение рыхлительного слоя до оптимальной влажности грунта и перемешивание его дисковыми боронами или автогрейдером;

¾ планировку слоя автогрейдером и уплотнение его катками на пневматических шинах до плотности не ниже 0,98 от максимальной стандартной.

Заделку колей и выбоин в покрытии выполняют в следующем порядке:

¾ дефектный участок и окружающую часть покрытия вскрывают с помощью рыхлителя и автогрейдера или вручную с устройством выемки прямоугольного очертания с вертикальными стенками;

¾ выемку очищают от каменных материалов и грязи;

¾ дно и стенки выемки смачивают водой;

¾ выемку заделывают смесью каменных материалов с грунтом при оптимальной влажности с тщательным послойным ее уплотнением трамбовка.

Просадки покрытия, которые, как правило, возникают от переувлажненного основания, устраняют в такой последовательности:

¾ устанавливают и устраняют причину переувлажнения;

¾ выбирают покрытие на всей площади просадки;

¾ заменяют переувлажненный грунт в основании грунтом с оптимальной влажностью и уплотняют его;

¾ по уплотненному основанию укладывают покрытие.

При заделке небольших по площади участков смесь готовят в стороне от дефектных мест. При разрушениях на значительных площадях приготовление ремонтного материала производят на месте укладки смеси. Для этого на подготовленное и уплотненное грунтовое основание в расчетном количестве укладывают каменный материал, а поверх него слой оптимальной грунтовой смеси. Перемешивание производят дисковыми боронами, разрыхлителями или другими смесителями. После предварительной планировки смеси автогрейдерами покрытие уплотняют и выравнивают чередующимися проходами катков на пневматических шинах и планировочных средств. Катки применяют вначале легкие (для первых 4-6 проходов), затем средние или тяжелые (для последующих 6-10 проходов).

Для ремонтных работ применяют смесь, аналогичную той, из которой состоит покрытие, или специальную смесь из местных каменных материалов. Оптимальную грунтовую смесь подбирают исходя из гранулометрического состава местных грунтов и имеющихся добавок.

При подборе оптимальной грунтовой смеси в тяжелые грунты добавляют песок, в легкие — суглинок.

Подвопрос № 1.7. Производство работ по ремонту облегченных аэродромных покрытий

Ремонт покрытий из минеральных материалов и грунтов, укрепленных органическими вяжущими

Текущий ремонт покрытий из минеральных материалов и грунтов, укрепленных органическими вяжущими, включает:

¾ заделку выбоин, колей, трещин, а также срывов верхнего слоя покрытий;

¾ устранение неровностей на отдельных участках;

¾ восстановление слоя поверхностной обработки.

Работы по текущему ремонту производят сразу после появления повреждений на покрытии в сухую погоду при температуре воздуха не ниже плюс 5 °С. Кроме того, весной после оттаивания и просыхания грунта, а также осенью до наступления дождей производят тщательный осмотр покрытия и ремонт всех дефектных участков.

Для текущего ремонта эксплуатируемых черных покрытий создают годовые запасы ремонтного материала в следующих количествах на 100 тыс. м 2 покрытия:

для покрытий, построенных способом смешения на месте грунтогравийного и грунтощебеночного материала или грунта, обработанного жидким битумом, ¾ 50 м 3 и жидкого битума ¾ 10 т;

для покрытий, построенных способом пропитки, щебня фракционного 40-20, 20-10, 10-5 и 5-3 ¾ 25 м 3 и битума марки БНД 90/130 или БНД 60/90 ¾ 5 т.

При заделке выбоин и колей на покрытиях, простроенных способом пропитки, дефектные места вырубают на глубину конструктивного слоя с удалением материала. Стенки вырубки делают вертикальными, и их поверхность смазывают горячим битумом марки БНД 90/130 или БНД 60/90 или разогретым до 60 °С жидким битумом. При переувлажнении грунта основания последний подсушивают или заменяют на грунт оптимальной влажности и тщательно уплотняют.

Заделку вырубки производят холодным или горячим способом. При холодном способе применяют холодные каменные материалы, обработанные битумом (черный щебень фракции 5-10 мм или черные высевки фракции до 5 мм, которые приготовляют смешиванием их с жидким битумом в установках).

При заделке горячим способом применяют сухой чистый щебень и битум, разогретый до температуры 150-180 °С. При этом после очистки и просушки поверхность вырубки смазывают тонким слоем горячего битума, а затем рассыпают щебень фракции 20-10 мм (клинец). По выровненному и уплотненному слою клинца разливают биту, а вслед за этим рассыпают каменную мелочь фракции 10-5 мм, которую также разравнивают и уплотняют. Расход битума ¾ до 1,5 л на 1 м 2.

Трещины шириной до 5 мм заделываются розливом по предварительно очищенной поверхности горячего битума с расходом 1 л на 1 м 2 и россыпью по нему чистого песка или каменных высевок фракции до 5 мм с последующим уплотнением. Заделку трещин производят весной и осенью в утренние часы, когда они максимально раскрываются.

Сквозные трещины шириной более 5 мм устраняют вырубкой покрытия вдоль трещин по обе стороны от них на всю глубину пропитки и на ширину не менее 10-15 см и последующей заделкой вырубки холодным или горячим способом.

Заделку выбоин, колей в покрытии, построенном способом смешения на месте, производят путем ямочного ремонта в такой последовательности:

покрытие в дефектном месте вскрывают на всю толщину слоя рыхлителем, стенки выемки вручную делают вертикальными;

основание и стенки выемки смазывают битумом марки БНД 200/300 или БНД 130/200;

в извлеченный материал добавляют вяжущее и минеральный материал, смесь тщательно перемешивают (приготовление ремонтной смеси производят автогрейдером в стороне от дефектных мест или вручную в их пределах), перемешивание составляющих производят до получения однородной по цвету массы; составы смесей для ремонтных работ должны соответствовать составам, из которых построено покрытие;

выемку заполняют тщательно перемешанной смесью с превышением над поверхностью покрытия на величину расчетной осадки массы, ожидаемой в процессе уплотнения;

заделанные места тщательно планируют и уплотняют послойно трамбованием вручную с последующей укаткой катками;

избыток смеси срезают автогрейдером;

производят поверхностную обработку площади дефектного места.

Верхний слой покрытий восстанавливают поверхностной обработкой.

Одиночная поверхностная обработка включает:

очистку поверхности покрытий от грязи и пыли;

предварительную пропитку покрытия розливом жидкого битума (медленногустеющего, среднегустеющего) или дегтя Д-1 с расходом до 1 л на 1 м 2;

основной розлив битума марки БНД 200/300 или БНД 130/200, подогретого до температуры 140-170 °С, по норме 1,5-2 л на 1 м 2;

россыпь каменой мелочи (5-10 мм), высевок или песка по норме 1,2-1,5 м 3 на 100 м 2 сразу же после розлива битума;

укатку 5-8- тонными катками за 2-3 прохода;

окончательную укатку легкими катками или автомашинами.

При двойной поверхностной обработке после розлива вяжущего по норме 3,0-3,5 кг на 1 м 2 производят россыпь клинца (10-15 мм) по норме 1,2 м 3 на 100 м 2 и его укатку. Второй розлив вяжущего материала производят с расходом 1,5-2 л на 1 м 2, россыпь каменных высевок (3-5 мм) по норме 0,4 м 3 на 100 м 2 и осуществляют окончательную укатку покрытия. Используют те же вяжущие материалы, что и при одиночной поверхностной обработке.

Розлив вяжущего материала производят автогудронатором. Каменный материал рассыпают по горячему вяжущему немедленно после его розлива.

Сразу после россыпи каменного материала производят укатку. В процессе укатки избыток каменного материала сметают, а места с избытком вяжущего дополнительно засыпают каменной мелочью. Окончательное формирование слоя поверхностной обработки производят укаткой катками и автомашинами, подвозящими материалы.

Ремонт покрытий из грунтов, укрепленных органическими вяжущими

Текущий ремонт покрытий из грунтов, укрепленных органическими вяжущими, включает:

¾ заделку выбоин, колей;

¾ восстановление защитного слоя.

Заделку выбоин и колей производят в такой последовательности:

покрытие в дефектном месте вскрывают на всю толщину слоя и удаляют, стенки выемки делают вертикальными;

дно и стенки выемки смачивают водой;

дефектное место заделывают увлажненной грунтоцементной смесью или смесью грунта с другими вяжущими материалами и активирующими добавками;

заделанные места тщательно планируют и уплотняют послойным трамбованием вручную с последующей укаткой катком; избыток смеси срезают автогрейдером;

восстанавливают защитный слой.

Оценку качества ремонта производят внешним осмотром и проверкой прочности и ровности покрытия. Прочность покрытия проверяют проходами груженых автомобилей или рулением самолетов с полной полетной массой, для которых предназначено покрытие. При этом глубина следа на покрытии, построенном способом смешения, не должна превышать 2 мм, а на покрытиях, построенных способом пропитки, колея должна отсутствовать. Ровность покрытия проверяют 3-метровой рейкой. При этом зазор под рейкой не должен превышать 5 мм.

Кроме систематических работ по эксплуатационному содержанию и текущему ремонту проводят предполетную подготовку аэродрома, контроль за состоянием аэродромных покрытий в ходе полетов и их осмотр после полетов.

Подвопрос № 1.8. Предполетная подготовка аэродрома к производству полетов и контроль состояния покрытий перед полетами и в ходе полетов

Предполетная подготовка аэродрома производится в дни полетов перед их началом и должна оканчиваться за 30 минут до вылета разведчика погоды или одиночных самолетов. Подготовка включает в себя:

¾ проверку комендантом аэродрома или замещающим его лицом состояния искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянки, технической позиции подготовки самолетов, уплотнения и укатанности грунтовой полосы, концевых и боковых полос безопасности;

¾ проверку технического состояния аэродромных тормозных установок, исправности и правильности установки маркировочных знаков;

¾ очистку покрытий взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и мест стоянки от пыли, грязи и посторонних предметов летом, а также уборку снега и гололедных образований зимой;

¾ устранение недопустимых дефектов и повреждений;

¾ контрольный осмотр и окончательную очистку покрытий взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и технической позиции подготовки самолетов;

¾ сдачу подготовленного аэродрома руководителю полетов с запись в журнале учета состояния и готовности аэродрома к производству полетов:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.65 сек.