Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок транспортных услуг




Определение и содержание транспортной услуги и транспортных операций

Базовым понятием транспортного рынка является понятие транспорта и продукции перевозки. Транспорт (от лат. “перемещаю”) – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки грузов и людей. В системе мирового хозяйственного комплекса транспорт занимает особое место, являясь одной из базовых отраслей, формирующих инфраструктуру мирового хозяйства и оказывающих непосредственное влияние на эффективное и динамичное развитие производства. Обеспечивая бесперебойное перемещение предметов и средств труда, транспорт создает условия для непрерывного функционирования общественного производства.

Глоссарий: Продукт/услуга - результат процесса деятельности, обладающий экономической, политической, социальной, управленческой ценностью для потребителей

Перемещение вещественного продукта из сферы производства в сферу потребления есть продолжение процесса производства в процессе обращения. Издержки по перемещению продукции из пунктов производства в пункты ее потребления относятся к издержкам обращения, его транспортным составляющим и включаются в конечную цену потребления. Поэтому в ценовой конкуренции товаров транспортный фактор играет значительную роль.

Транспорт относится к сфере материального производства: само движение транспорта, его перемещение и есть тот процесс производства, который оно создает. При этом перемещение является услугой и эта услуга специфична тем, что не поддается накоплению, а конечный результат (запасы перемещенных товаров) всегда в какой-то степени ограничен.

В современном гражданском праве России услуги признаются в качестве одной из ведущих категорий в системе объектов гражданских прав и значение этой категории, особенно в системе рыночных отношений возрастает с каждым годом.

Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав, но определения данному понятию не даёт. Исходя из лексического толкования статьи работы и услуги поставляют отдельную группу объектов гражданского права наряду с имуществом. По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, а проявляется в её эффекте.

Законодательное определение услуги дается в статье 38 (п.5) НК РФ – «услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Современный рынок услуг характеризуется не только тенденцией его роста более высокими темпами по сравнению с товарами, но и нарастающей тенденцией диверсификации услуг. Сфера услуг, как показывает практика, является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Оно охватывает широкое поле деятельности от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества. Согласно ГК РФ услуги наряду с работами рассматриваются в качестве товара, т.е. продукта деятельности, предназначенного для свободно эквивалентного обмена произведенными благами.

В отличие от других отраслей материального производства, где превалируют объемные показатели, понятие “количество перевезенных грузов” не полностью отражает величину транспортной услуги, т.к. она зависит также от расстояния перевозки. Более точно объем услуги транспорта выражается в грузообороте, который равен произведению объема перевезенных грузов на расстояние их перевозки и измеряется в тонно-километрах (т-км) или тонно-милях (т-миля). Эта же величина используется для характеристики объема спроса на транспортные перевозки, поскольку весь спрос полностью удовлетворяется только благодаря постоянному наличию избыточного тоннажа. Аналогично оценивается показатель пассажирооборота.

Осуществляя транспортные операции, перевозчики оказывают транспортные услуги, которые сами являются специфичным товаром торговли и служат предметом купли-продажи на транспортных рынках.

Таким образом, транспортная услуга является деятельностью хозяйствующего субъекта, направленной на изменение местонахождения людей или партий грузов и осуществляемая по предварительному согласию производителя услуги и его потребителя.

С точки зрения экономических последствий транспорт имеет:

Direct impacts related to accessibility change where transport enables larger markets and enables to save time and costs. Прямое воздействие на экономику и общество, связанное с высокой степенью доступности на все рынки производства и потребления товаров, тем самым расширяя их и позволяя экономить время и затраты.

Косвенное воздействие, связанное с экономическими последствиями эффекта мультипликатора, прежде всего роста конкуренции на отраслевых рынках, позволяющей снижать цены на товары и услуги и увеличивать их разнообразие.

Providing this mobility is an industry that offers services to its customers, employs people and pays wages, invests capital and generates income.Об уровне развития транспорта свидетельствуют показатели, определяемые:

  • At the macroeconomic level (the importance of transportation for a whole economy), transportation and the mobility it confers are linked to a level of output, employment and income within a national economy. На макроэкономическом уровне (значение транспорта для всей экономики), транспорт и мобильность связаны с темпами роста ВВП, уровнем занятости и доходности бизнеса в национальной экономике. In many developed countries, transportation accounts between 6% and 12% of the GDP. Во многих развитых странах, транспорт приходится от 6% до 12% от ВВП.

· At the microeconomic level (the importance of transportation for specific parts of the economy) transportation is linked to producer, consumer and production costs. На микроэкономическом уровне (значение транспорта для отдельных отраслей и регионов) транспортировка связана с производителем, потребителем и издержками производства. The importance of specific transport activities and infrastructure can thus be assessed for each sector of the economy. Важность конкретных видов деятельности транспорта и развития его инфраструктуры оценивается для каждого сектора экономики как доля транспортной составляющей в стоимости выпускаемой продукции. Transportation accounts on average between 10% and 15% of household expenditures while it accounts around 4% of the costs of each unit of output in manufacturing, but this figure varies greatly according to sub sectors. Транспорт составляют в среднем между 10% и 15% от расходов домашних хозяйств и его доля в каждой единицы продукции, например, машиностроения 14 %, а в каждой тонне угля 20 %. Transportation links together the factors of production in a complex web of relationships between producers and consumers.

Под рынком понимают:

- место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.

- экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена.

По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы.

Рыночная система, как совокупность рынков товаров и услуг, стала формироваться в России в 90-х годах прошлого века. С этого периода времени начала создаваться и рыночная инфраструктура – система организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консалтинговых, информационных, маркетинговых и логистических фирм и т.д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг, в том числе и транспортных организаций, выполняющих услуги по перевозкам грузов и пассажиров.

Координация действий участников рынка осуществляется государством, причем законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т.п.

Частью рыночной экономики является рынок транспортных услуг, который основан на присущих всем видам рынков общих принципах:

  • предпринимательства;
  • многообразия форм собственности на средства производства;
  • рыночного ценообразования;
  • договорных отношений между хозяйствующими субъектами– участниками рынка транспортных услуг (транспортными компаниями, поставщиками, потребителями, банками, страховыми компаниями, инвестиционными компаниями и физическими лицами);
  • ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность транспортных компаний.

 

Рынок представляет собой совокупность актов купли и продажи товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), на основе спроса и предложения путем товарного и иного обмена с помощью рыночной инфраструктуры, включая банки, биржи, транспорт, связь.

Рынок транспортных услуг:

"сфера осуществления перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, подсобно-вспомогательных и других видов работ (услуг), связанных с перевозками". (ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" от 20 июля 1995 г.)

Рынок транспортных услуг образуют все, присутствующие на нем виды транспорта, которые взаимодействуют и конкурируют друг с другом, предоставляя пользователям транспортные услуги различного объема и качества, исходя из своих технико-экономических возможностей и особенностей.

Определяя рынок транспортных услуг мы всегда имеем ввиду предоставление услуг по перевозке, т.е. перемещению грузов и пассажиров, а также сопутствующих перевозочному процессу услуг.

Рынку транспортных услуг присущи основные функции любого рынка:

- информационная – рынок транспортных услуг дает информацию о необходимом количестве и качестве транспортных услуг необходимых для потребителей и производителей;

- посредническая – рынок транспортных услуг выступает посредником между производителями и производителями;

- ценообразующая – цена на транспортные услуги складывается на основе спроса и предложения с учетом конъюнктуры;

- стимулирующая – стимулирует внедрение в транспортный процесс достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на перевозочный процесс, а также расширение ассортимента предлагаемых услуг как основных так и дополнительных и сопутствующих;

- регулирующая – рынок транспортных услуг приводит в равновесие спрос и предложение;

- координирующая – рынок транспортных услуг побуждает транспортные компании создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать большую прибыль;

- санирующая – рынок транспортных услуг очищает транспортную отрасль от экономическим слабых, нежизнеоспособных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм и услуг;

- социальная – рынок транспортных услуг дифференцирует доходы участников рынка.

Рынок услуг включает в себя как производственные (услуги по перевозке грузов и пассажиров), так и непроизводственные услуги (услуги связи, по ремонту, лизинговые услуги, услуги по страхованию, юридические услуги, бытовые и культурные услуги).

Субъектами транспортного рынка являются потребители транспортных: владельцы груза и пассажиры, а также производители транспортных услуг: транспортные компании различных видов транспорта, ОАО «РЖД» - сетевой перевозчик-владелец инфраструктуры, операторы подвижного железнодорожного состава, владельцы подвижного состава, экспедиторы, лизинговые компании, страховые компании, банки, консалтинговые, маркетинговые, аудиторские компании и т.п., которые предоставляют в совокупности весь спектр услуг, на которые может быть спрос в процессе перевозки грузов и пассажиров.

В общем виде рынок транспортных услуг разделен на следующую иерархию сегментов:

1. По типу назначения: перевозки; сопутствующие транспортные услуги

1.1. По охвату территории: глобальный (мировой) рынок транспортных услуг: международные, региональные, национальные (внутренние) перевозки

1.1.1. По предмету транспортных операций: грузы, пассажиры, багаж

1.1.1.1. По видам транспорта: морской (водный), железнодорожный, авиа, трубопроводный, автомобильный, смешанный

1.1.1.1.1. По транспортной характеристике товаров: сухой - навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные (штучные); наливной (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино и др.);

1.1.1.1.1.1. Периодичности: регулярных (линейных) грузопотоков массовых грузов или пассажиров и рынки нерегулярных разовых (чартерных) перевозок

1.1.1.1.1.1.1. По виду сообщения: прямое (одновидовое), последовательными перевозчиками: безперегрузочное (интермодальное), (смешанное - мультимодальное)

1.1.1.1.1.1.1.1. По транспортно-технологической системе: пакетная, контейнерная, рефрижераторная, ролкерная, лихтеровозная (платформы)

1.1.1.1.1.1.1.1.1. Перевозки на особых условиях режимных грузов: скоропортящиеся, опасные, тяжеловесные, негабаритные и пр.

Глоссарий:

мультимодальные перевозки – от multi - много, и model -вид, форма – перевозка, связанная с совместным технологическим использованием нескольких (многих) разновидностей технических модулей (транспортных средств), принадлежащим различным видам транспорта;

Или по определению UNCTAD (United Nation Conference on Trade and Development) «мультимодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда лицо, организующее перевозку, несет за неё ответственность на всем пути следования- независимо от числа участвующих видов транспорта, при этом оформляется единый транспортный документ»

интермодальные перевозки – от i nter – между и model -вид, форма – последовательная перевозка груза несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при переходе на другой вид транспорта;

Или по определению UNCTAD (United Nation Conference on Trade and Development) «интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов перевалки до пункта назначения и – в зависимости от распределения ответственности за перевозку- выдает различные виды транспортных документов»;

трейлерные перевозки –представляют собой систему передвижения железнодорожных вагонов на трейлерных тележках (автомобильных прицепах) по автомобильным дорогам от железнодороной станции до склада получателя и отправителя груза;

контртрейлерные перевозки – обеспечивают доставку загруженных автомобильных полуприцепов или прицепов по железным дорогам;

лихтенные перевозки – перевозки грузов осущесвтляются в несамоходных грузовых судах – лихтерах, которые, в свою очередь, перевозятся морским путем на крупнотоннажных судах-лихтеровзах;

ройд-рейлерные перевозки – основаны на применение специального транспортного средства (роудрейлера), представляющего собой контрейлер с комбинированной ходовой частью для движения по рельсовым путям и автомобильным дорогам;

ролкерные перевозки – обеспечивают перевозку специальными паромами («ро-ро») груженых автомобилей и автопоездов, различной самоходной техники, а также крупногабаритных и тяжеловесных грузов методом наката;

Общая совокупность всех видов транспортных услуг в сфере транспорта общего пользования представляет собой услуги, выполняемые и потребляемые в соответствии с договорами (контрактами), заключенными между производителями этих услуг (перевозчиков, транспортных агентов и транспортных экспедиторов) и потребителями (пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями).

Приведенные сегменты рынка транспортных услуг являются основными. Одновременно с ними на рынке присутствуют услуги:

· сопутствующие транспортные услуги – объективно необходимые и субъективно приемлемые для выполнения перевозки определенного вида, обеспечивающие требуемое качество перевозки (своевременность, скорость, сохранность, экономичность доставки и др.)

· сопутствующие транспортные услуги - общественно необходимые для выполнения перевозки определенного вида, выполняемые по требованию государственного регулирования (страхование груза, таможенный досмотр, безопасность окружающей среды и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.