Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование цен




Классический.

Теории ценообразования

Сущность и основные функции цены

Тема 1. Вводная лекция

Цена - денежное выражение стоимости товара.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги.

 

Можно выделить 3 основных теоретических подхода к концепции ценообразования:

Это наиболее известная затратная теория цены (Смит, Рикардо, Маркс и др.).

Стоимость товара представляет овеществленный в нем труд товаропроизводителей, то есть стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для производства товара.

Рыночная цена в данном случае формируется из средних затрат производителей, выпускающих данный товар.

Количество содержащегося в товаре труда определяет потребительскую ценность товара, а процесс обмена - трансформирует потребительскую стоимость в меновую.

Недостатком этой модели является явная недооценка значения рыночного спроса.

 

2. Теория предельной полезности (Вальрас, Парето, Джевонс, Самуэльсон и др.) - совершили маржинальную революцию.

Базой для определения цены при таком подходе являются не затраты труда на производство товара, а его предельная полезность для покупателя.

Основной трудностью здесь становится количественное измерение полезности и методы ее учета.

 

3. Теория спроса и предложения (Маршалл, Кларк, Пигу и др.).

Она рассматривает спрос и предложение как равнозначные ценообразующие факторы. Ценовое решение, не соответствующее спросу, ведет к серьезным изменениям хозяйственной деятельности предприятия.

Кроме того, данный подход ориентирует участников рынка на оптимизацию принимаемых ценовых решений, что связано с оценкой альтернативных затрат в связи с изменением спроса.

 

Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях.

Функция цены - совокупность общих свойств, которые объективно присущи ей как экономической категории.

Выделяют следующие основные функции цены:

 

1. Учетно-измерительная функция, которая определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости и реализуется посредством измерения затрат общественного труда.

Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товаров.

В целом, эта функция выступает как средство измерения затрат и результатов на всех этапах производства и реализации товаров (услуг).

 

2. Перераспределительная функция, которая реализуется посредством распределения и перераспределения национального дохода (через акцизы, НДС и т.п.) меду отраслями, видами товаров, регионами, населением. В целом, она обеспечивает перераспределение доходов между участниками рыночной экономики.

 

3. Функция размещения производства действует совместно с перераспределительной функцией, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и для которых характерна высокая норма прибыли.

 

4. Ориентирующая функция, которая состоит в предоставлении информации для выработки осознанных экономических действий как покупателями, так и продавцами.

 

5. Стимулирующая функция. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствую или препятствуют росту выпуска и потребления разных товаров. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровня прибыли в цене, надбавками, скидками к цене и т.п.

В целом, стимулирующая функция проявляется в способствовании более экономичным методам производства товаров, а также рационализации спроса.

 

6. Балансирующая функция (функция сбалансирования спроса и предложения). Именно через цену осуществляется связь производства и потребления, предложения и проса.

При появлении диспропорций равновесие может быть достигнуто или изменением объемов производства, или посредствам изменения цены.

Балансирующая функция выступает основным факторов регулирования предложения товаров.

 

Методы прямого (административного) регулирования цен включают в себя:

1. Административное установление цен.

2. "Замораживание" цен.

3. Установление предельного уровня цен ("пол, потолок, коридор).

4. Регламентацию уровня рентабельности.

5. Установление нормативов для определения цен.

6. Требования об обязательном декларировании цен и т.д.

 

В мире известны две модели поведения с целью преодоления высоких цен, устанавливаемых монополиями.

В соответствии с первой моделью высокие цены и нормы прибыли сегодняшних монополистов побуждают другие предприятия и новых инвесторов к проникновению на такие рынки, что само по себе создает условия для возникновения и развития конкуренции.

Вторая модель основывается на том, что если товар продается по монопольно высоким ценам, правительство прибегает к регулированию таких цен.

На этапе трансформации экономики сфера государственного антимонопольного ценового регулирования должна быть достаточно широкой. В нее следует включать как регулирование цен на продукцию естественных монополий, так и ряда искусственных.

К естественным монополиям относят отрасли производства, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на единственном предприятии. В этом случае создание конкуренции путем рассредоточения производства на нескольких предприятиях является экономически нецелесообразным, так как ведет к повышению средних издержек.

Деятельность естественных монополий (электроэнергетика, связь, ЖД-транспорт) регулируется в большинстве стран с тем, чтобы предупредить с их стороны монопольное завышение цен и сокращение объемов производства.

В этой части антимонопольное законодательство должно иметь целью обеспечение доступности для потребителей товаров либо услуг таких предприятий за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий.

В зависимости от вида и назначения товара либо услуги, выпускаемого предприятиями, злоупотребляющими своим доминирующим положением, используются следующие методы ценового регулирования:

- установление предельного норматива рентабельности;

- установление предельного уровня цен (тарифов);

- обязательность декларирования уровня свободных цен (тарифов), то есть регистрация цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (калькуляций цен).

В целом к злоупотреблению доминирующим положение на рынке относят:

1. Установление монопольных цен.

2. Заключение антиконкурентных ценовых соглашений.

 

Монопольная цена - это такая цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующем хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотреблений монопольной властью.

Различают:

- монопольно высокие;

- монопольно низкие;

- монопсонически низкие цены.

Монопольно высокой является цена, которая устанавливается с целью получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов покупателей (других предприятий или граждан).

Монопольно низкой считается цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) затрудняет доступ на рынок другим предприятиям и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопсонически низкой является цена, устанавливаемая предприятием, доминирующем на рынке определенного товара в качестве покупателя в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

Антиконкурентные ценовые соглашения делят на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные заключаются между конкурентами и имеют целью ли результатом необоснованное повышение, снижение или поддержание определенного уровня цен.

Вертикальные соглашения представляют соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых имеет доминирующее положение, а другой является эго поставщиком или покупателем. Поставщик при этом применяет метод поддержание перепродажной цены, суть которого состоит в установлении минимальной цены, по которой продукция должна быть реализована потребителю. Следствием подобных действий является ограничение конкуренции на рынке, устранение возможностей для конкурентов свободно маневрировать ценами.

В основе вертикальных соглашений может лежать вертикальная интеграция фирм, имеющая две разновидности:

1. Интеграцию ресурсов (регрессивная).

2. Интеграция конечного продукта (прогрессивная).

 

 

Фирма А - доминирующая

1.

2.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.