Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Под функциями любой науки понимаются те виды и направления познавательной деятельности, которые она выполняет

Вопрос 2.

Под функциями любой науки понимаются те виды и направления познавательной деятельности, которые она выполняет. Анализируя виды и направления познавательной деятельности экономической теории, можно выделить 5 основных ее функций:

1. Информационная, заключающаяся в том, что экономическая теория дает человеку необходимую экономическую информацию;

2. Методологическая, заключающаяся в том, что наука вырабатывает метод анализа этой информации, а человек его воспринимает;

3. Аналитическая, т.е. используя полученные методы анализа, человек анализирует полученную информацию и делает выводы;

4. Прогностическая, состоящая в построении прогнозов дальнейшего развития ситуации на базе сделанных ранее аналитических выводов;

5. Практическая, т.е. на базе сделанных ранее выводов и прогнозов человек принимает решения и действует.

Несложно понять, что из всех 5 функций решающей является последняя, практическая, поскольку все предыдущие функции выполнялись как раз ради ее целенаправленного и эффективного выполнения. Важен и следующий момент: качественно выполнить все функции, можно только оптимально сочетая фундаментальный и прикладной подход к делу.

Говоря о задачах экономической теории, надо помнить: она есть не только наука, но и учебный курс, а они предполагают несколько различные задачи. Задачи науки должны быть понятны из предыдущего материала. Здесь лишь уточним их: с одной стороны, задача науки –вскрыть сущность экономики и основных элементов экономической системы, а также – важнейшие закономерности экономического развития; с другой – показать формы проявления сущности и закономерностей в повседневной экономической деятельности, на уровне явления, изменчивость явлений в зависимости от конкретных условий существования.

Задачи учебного курса скромнее, но по сути те же. Главное – показать и понять необходимость единства фундаментального и прикладного подхода к экономическому анализу. Формулируя детальнее, определим задачи учебного курса «Экономическая теория» так: обучить студентов как основным навыкам фундаментального экономического мышления, так и правилам функционирования в рыночной экономике. Это может быть сделано за счет показа всех основных элементов экономической системы как на фундаментальном, так и на прикладном уровне, за счет вскрытия сущности и механизмов действия основных экономических законов, как фундаментальных, так и прикладных.

 

Метод исследования – прием, способ или правило, которые используются в процессе изучения наукой ее предмета. Система методов определенной науки составляет ее методологию. Важно: методология любой науки имеет характерную структуру, она всегда включает как общенаучные методы, используемые многими отраслями науки, если не всеми, так и специальные, используемые только или преимущественно теми науками, методология которых рассматривается.

Основным, ведущим общенаучным методом анализа, используемым практически всеми науками, является материалистическая диалектика. Она представляет собой сложный агрегированный метод, состоящий из трех основных принципов и трех законов.

К основным принципам материалистической диалектики относятся: принцип объективности анализа, всеобщей взаимосвязи и всеобщего развития. Принцип анализа это – правило, которое обязательно должно выполняться в процессе анализа. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Принцип объективности заключается в следующем: в процессе анализа аналитик не должен заранее делать никаких выводов, только по окончании изучения всех фактов, он не может принимать точку зрения ни одной из противоборствующих сторон, если таковые имеются, он должен подходить к объекту независимо от своего личного к нему отношения. В противном случае риск сделать неверные выводы оказывается очень высоким.

Принцип всеобщей взаимосвязи гласит: анализируемый объект тесно связан с другими, он зависит от них, а они от него. Более того, если объект сложен и состоит из нескольких элементов, элементы тоже взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому аналитик, принимая любое решение, должен помнить: перемены в объекте или даже только в одном из его элементов изменят не только элемент и не только объект, а по системе связей повлияют на все объекты, связанные с данным не только прямо, но и косвенно. Поэтому любой шаг, связанный с переменами, надо просчитывать на несколько шагов вперед, чтобы избежать неожиданных последствий.

Принцип всеобщего развития говорит о том, что любая ситуация непрерывно изменяется. Поэтому любые действия по ее исправлению (когда они требуются) должны основываться на предварительном детальном анализе этой ситуации. Часто велик соблазн, столкнувшись ситуацией, внешне аналогичной той, с которой мы уже сталкивались какое-то время назад, воспользоваться теми же средствами, что помогли нам в прошлом случае. Но делать этого не следует, потому что ситуация изменилась и, вполне возможно, лишь выглядит аналогичной, по сути отличаясь весьма существенно. А другая суть требует и иных методов исправления. Воспользовавшись прежним набором мер, мы рискуем не только не исправить ситуацию, но даже ухудшить ее.

К основным законам материалистической диалектики относят: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностейвскрывает основную причину развития любой системы. Его суть заключается в следующем: любой объект сложен и состоит из элементов. Среди этих элементов есть противоположности, т.е. элементы, имеющие разнонаправленную ориентацию, например, положительный и отрицательный полюс в батарейках, или для человека – необходимость делать одно, а желание – совсем другое. Эти противоположности противоречат друг другу, между ними существует противоречие. Они постоянно борются между собой, но существовать друг без друга не могут. Сосуществуя в борьбе, противоположности заставляют друг друга и систему в целом самосовершенствоваться и развиваться. Таким образом, в соответствии с данным законом, основной причиной развития является противоречие. Экономическая теория дает тому массу примеров. Самый яркий – основное противоречие экономической системы, которое будет рассмотрено в следующей теме отдельным вопросом.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает механизм развития. Он гласит: любое развитие начинается с накопления новых элементов в давно существующем объекте. Количество новых элементов постепенно накапливается и, когда это количество достигает определенного уровня, необходимого для обновления качественного состояния объекта, т.е. «критической массы» или «меры», происходит изменение качества. Объект обновляется, приобретая качественно новую суть. Важен следующий факт: изменение качества происходит моментально, скачком, хотя накопление необходимых для этого количественных перемен может происходить очень долго. Можно привести актуальный пример: студент поступил учиться, в течение длительного периода времени он изучает определенные дисциплины, и постепенно в его голове накапливаются количественные изменения т.к. он получает новую информацию. Качество же изменится, и студент станет специалистом только после того, как будет получена, должным образом переработана и воспринята вся необходимая информация, ее «критическая масса».

Закон отрицания отрицаниядемонстрирует преемственность в развитии. В соответствии с ним, все новое накапливается в объекте, отрицая старое, но на его основе. Это новое, в свою очередь, со временем также устаревает и отрицается другими элементами, более новыми. Получается отрицание отрицания. Самое важное заключается в следующем: новое не может возникнуть на пустом месте, а только на базе предыдущих достижений и в значительной степени благодаря им. Объект просто должен быть готов к восприятию этого самого нового. Поэтому, возникая, новое отрицает старое не полностью, а вбирая в себя из него все позитивное. «Критическая масса» элементов нового качества будет накапливаться тем быстрее, чем полнее позитивные элементы старого качества будут переходить в новое. Актуальный пример: если вчерашние школьники и новоиспеченные студенты плохо усвоили школьную программу, или забыли значительную часть полезной информации, усвоение вузовской программы оказывается весьма затруднительным. При хорошей же довузовской подготовке с усвоением учебных дисциплин обычно проблем не возникает.

Другим важным общенаучным методом является научная абстракция. Она представляет собой сосредоточение внимания исследователя на принципиально важных, основных элементах объекта, определяющих его сущность, и отвлечение этого внимания от всего в данный момент неважного, второстепенного. Научная абстракция необходима при исследовании любого сложного объекта, т.к. в огромном потоке противоречивой информации в противном случае можно утонуть, так и не найдя главного. Важно: абстракция обязательно должна быть объективной.

Теперь рассмотрим другой важный метод: анализ и синтез. При этом анализ есть расчленение сложного анализируемого объекта на ряд простых элементов и изучение этих простых элементов. А синтез – воссоздание из детально изученных простых элементов целостной картины объекта на более высоком уровне понимания его сущности. Анализ и синтез – метод парный, поэтому целесообразно совместное использование данных приемов анализа. В качестве примера возьмем наш случай: мы приступаем к изучению курса «экономическая теория», но изучать все в раз не будем, так понять суть проблемы невозможно. Курс будет разделен на весьма большое количество тем, которые будут разобраны последовательно. Усвоив все темы, можно будет понять: что такое современная экономическая теория, каковы ее основные понятия, проблемы и законы.

Далее рассмотрим еще один парный метод – количественный и качественный анализ. Под количественным анализом понимается исследование внешних характеристик объекта: внешний вид, основные параметры и т.п. Он позволяет оценить данные внешние характеристики и предыдущую динамику их развития, если она имеется. Результаты количественного анализа обычно оформляются в виде таблиц, графиков и схем. Под качественным анализом понимается исследование внутренних качественных характеристик объекта. Он позволяет понять причины данного состояния объекта и, следовательно, прогнозировать дальнейшую динамику. Результаты количественного анализа, не дополненного качественным, могут привести к неверным выводам. Поэтому, анализируя любой объект, следует по поводу любого зафиксированного изменения задавать себе вопрос: почему? и стараться искать на него ответ.

Следующий парный метод будет последним. Речь идет о логическом и историческом анализе. Под логическим анализом понимают исследование некоторого объекта исходя из логики человеческого мышления, по принципу: логично, чтобы это было так. Результатом обычно является определенная логическая схема событий или процессов, сформировавшаяся в голове аналитика (умозрительная). Здесь кроется значительная проблема: логика каждого отдельного человека своеобразна. Поэтому результаты логического анализа всегда содержат элемент субъективности. Именно для того, чтобы снять или хотя бы сократить эту субъективность, построенные логические схемы надо корректировать на реальную историческую практику, сравнивая их с конкретными реальными событиями.

Важным общенаучным методом анализа является выделение в большом ряду сравниваемых объектов общего, т.е. того, что их объединяет, особенного, т.е. того, что отличает определенную группу объектов, и единичного, т.е. того, что некий определенный объект отличает от всех остальных.

Также можно выделить метод, являющийся общим для большинства социальных и гуманитарных дисциплин. Речь идет об описании, т.е. последовательном изложении основных свойств и характеристик объекта. Описание в анализе гуманитариев имеет весьма серьезное значение. Если объект описан неправильно или неточно, остальные методы будут применяться для анализа информации, содержащей дефект, следовательно получить верные выводы будет весьма проблематично.

Поскольку экономическая теория есть наука общетеоретическая, она в основном опирается на общенаучные методы. Специальных методов у нее немного. Выделим здесь только экономико-математическое моделирование. Под ним понимается моделирование экономических ситуаций и процессов при помощи математических символов, формул, знаков и цифр. Моделирование вообще это – построение уменьшенных и упрощенных копий анализируемых объектов. Моделирование может быть и логическим, когда модель строится при помощи логических фраз, графическим, когда строится схема, или визуальным, когда строится макет.

Само по себе моделирование используется многими науками. Оно очень полезно и в аналитической, и в учебной работе, поскольку позволяет внимание не просто концентрировать, а фиксировать. Математическое моделирование также используется нередко. Формула строителя, технолога или портного уже вполне может восприниматься как математическая модель делаемого расчета.

Экономико-математическое моделирование выделяют в качестве самостоятельного метода исследования не случайно. Проблема в том, что экономика – наука точная, но свои знания она выражает словами, которые неоднозначны, а логические словесные фразы не лишены субъективности. С другой стороны, все экономические науки вплотную касаются социального фактора. Это любой анализируемый объект делает не вполне определенным, противоречивым. Высокая сложность анализа экономической действительности делает использование математического моделирования очень желательным и актуальным, но весьма трудным и специфичным. При помощи математического аппарата смоделировать столь сложные и противоречивые объекты трудно, но именно это позволяет объективизировать анализ и снизить противоречивость.

К сожалению, и этот метод не снимает всех проблем. В процессе построения любой модели внимание фиксируется на основных, важнейших моментах, а от второстепенных осуществляется абстрагирование. Чем от большего числа объектов пришлось абстрагироваться, тем условнее модель и результаты ее анализа. Таким образом, результаты анализа сложного объекта при помощи моделирования всегда весьма условны, и абсолютизировать их нельзя, иначе общий вывод может быть неверным.

Таким образом, методология современной экономической теории весьма сложна. Она включает в себя значительное количество методов, дающих разные возможности. Выбрать адекватные объекту методы анализа и правильно их применить – одна из сложнейших и важнейших задач исследователя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1. Едва выделившись из животного мира, люди уже имели определенные знания | Лекція 3
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.