Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности адаптивного физического воспитания лиц с нарушениями психического и интеллектуального развития

Глубокая умственная отсталость:с трудом осмысливают окружающее, не говорят, страдают расстройствами урологии, не самообслуживаются. Проживают в детских домах для глубоко умственно отсталых и с 18 лет в специальных интернатах или домах в семье с официальной опекой (Исаев Д.Н., 2007).

Тяжелая умственная отсталость: дети крайне медленно обучаемы. Движения замедленны, наиболее страдает тонкая дифференциация движений рук и пальцев. Частичное овладение речью. В правовом отношении являются недееспособными и над ними устанавливается опека.

Умеренная умственная отсталость:поражена кара больших полушарий и нижележащие отделы. Дети начинают ходить после 3 лет, речь появляется к концу дошкольного возраста, с трудом формируются навыки самообслуживания. Часть детей осваивает основные навыки чтения, письма и счета. Образовательная программа построена с учетом их темпов усвоения материала и содержит небольшой объем материала.

Основные проявления психофизического развития лиц с психическими нарушениями и легкой степенью нарушения интеллекта во многом схожи. Существенные отличия по всем показателям наблюдаются у лиц с более тяжелыми нарушениями интеллектуального развития (умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость).

Особенности проявления психофизического развития лиц с нарушениями психического и интеллектуального развития

Особенности проявления психических функций

У лиц с ЗПР и у лиц с легкой степенью нарушения интеллекта:

Для лиц с ЗПР характерны, в первую очередь, отклонения в эмоционально-волевой сфере психики. Причем отмечается значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования восприятия, внимания, памяти. Для лиц с нарушениями интеллекта, наряду с отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы, характерно стойкое нарушение познавательной деятельности. Отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности и соответствующих операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения (Литош Н.Л., Шапкова Л.В., 2007).

Для речи характерны фонетические искажения, ограниченность словарного запаса, недостаточность понимания слов. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания прочитанного или услышанного. Замедлены и сужены зрительные, слуховые, кинестетические, тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения и восприятия. Недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явлениями, не ощущаются оттенки цветов, ошибочно оцениваются глубина и объем различных свойств предметов, что можно объяснить затруднениями анализа и синтеза воспринимаемой информации.

Произвольное внимание нецеленаправлено, требуются большие усилия для его привлечения, фиксации, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Слаба регулирующая роль мышления в поведении, способность к отвлеченным процессам снижена. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. Произвольная активность отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, слабостью социальных, личностных мотивов. Поступки недостаточно целенаправленны (Шипицына Л.М., 2005, Исаев Д.Н., 2007).

Таблица 2

Физическое развитие и двигательная сфера лиц с психическими и интеллектуальными нарушениями

Умственная отсталость ЗПР
Ребенок с ЗПР на всех этапах возрастного развития проходит стадии, более характерные для предыдущего этапа развития. В младшем школьном возрасте их физическое развитие выравнивается. У многих детей не сформирована доминантность правой руки. Физическая подготовленность занимает промежуточное положение между здоровыми сверстниками и школьниками с легкой умственной отсталостью того же возраста. Основным нарушением опорно-двигательного аппарата является нарушение осанки (Н.Л.Литош, 2007). Наибольшее отставание детей с легкой умственной отсталостью от ровесников, учащихся в массовой школе, наблюдается в среднем школьном возрасте. По показателям психомоторного развития от здоровых сверстников они могут отставать на 1 – 3 года (Шипицына Л.М., 2005, Исаев Д.Н., 2007). Индивидуальные показатели физического развития умственно отсталых школьников имеют большую вариацию. Основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений (Л.В.Шапкова, 2007).

 

В процессе обучения новые условно-рефлекторные связи, особенно сложные, связанные с точностью, координацией, быстротой и силой у умственно отсталых детей формируются значительно медленнее, чем у учащихся массовых школ, а, сформировавшись, они не всегда оказываются прочными. Следует отметить, что поражение ЦНС в преобладающем большинстве случаев сочетается с соматическими заболеваниями, аномальным развитием двигательной сферы (Шапкова Л.В., 2007).

Специальные образовательные программы по АФВ отличаются по содержанию от программ общеобразовательных школ, составлены с учетом особенностей проявлений психофизического развития лиц с психическими и интеллектуальными нарушениями.

Следует отметить, что в настоящее время, тенденции развития общества в отношении лиц, имеющих устойчивые отклонения в состоянии здоровья, позволяют поднимать вопрос о необходимости формирования у них самостоятельной активности в области занятий физкультурно-спортивной деятельностью, особенно – после окончания школы с целью достижения ими максимально возможно высокого уровня жизни в условиях современного общества.

Следовательно, учитывая особенности нарушения эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы лиц с ЗПР и нарушениями интеллекта, необходим соответствующий подход к решению задач формирования у них устойчивых побудительных мотивов физкультурно-спортивной деятельности в процессе адаптивного физического воспитания, особенно в условиях постепенно развивающейся в нашей стране системы их дополнительного физкультурного образования. Программный материал включает ритмику и ритмическую гимнастику, легкую атлетику, лыжную подготовку, гимнастику, спортивные и подвижные игры, плавание (при наличии соответствующих условий).

Общие задачи АФВ: воспитательные; образовательные; оздоровительные; развивающие.

Специальные задачи АФВ: коррекционные

· коррекция основных движений (ходьба, бег, лазание, метание, плавание, с предметами и др.);

· коррекция и развитие координационных способностей;

· коррекция и развитие физической подготовленности;

· коррекция и профилактика соматических нарушений;

· коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;

· развитие познавательной деятельности;

· воспитание личностных качеств и др. (Шапкова Л.В., 2007)

Основные средства АФВ: физические упражнения, естественно-средовые и гигиенические факторы.

Следует отметить, что необходимость решения наряду с общими задачами, задач коррекции интеллектуального, психического и физического развития учащихся, требует от учителя АФВ поиска путей их комплексного решения за счет применения соответствующих средств, методов и методических приемов АФВ. Например, решение задач формирования у учащихся мотивации к физкультурно-спортивной деятельности возможно в процессе организации для учащихся на уроке АФВ особых педагогических условий переживания ими успеха, активизации их межличностного взаимодействия, совместного решения задач организации урока, проведения фрагментов частей урока и др.

Содержание урока адаптивного физического воспитания характеризуется большим количеством подготовительных и подводящих упражнений, включением коррекционных упражнений и направленных на развитие психических функций. Необходимость многократного повторения должна быть компенсирована разнообразием применяемого на занятиях инвентаря и различных ориентиров (критериев правильности выполнения движений, соблюдения направления и траектории движений, схемы перестроения). Для учащихся данной категории наиболее сложным является опосредованное восприятие образов и понятий. Следовательно, использование только словесного описания будет малоэффективным. Необходимо включение у занимающихся всех систем восприятия информации (зрительного, слухового, кинестетического анализатора и др.).

Основные методы обучения (по Шапковой Л.В., 2007): методы формирования знаний (по преимуществу – слова, наглядной информации и практических упражнений); обучения двигательным действиям (по разделениям, в облегченных условиях, с использованием большого количества имитационных и подводящих упражнений, приемов помощи и страховки и др.); развития физических способностей (за исключением метода максимальных усилий и «ударного» метода; в меньшей степени – равномерного); воспитания личности (в условиях воспитывающей среды и деятельности, направленное на осмысление, самоощущение себя в реальной жизни); организации взаимодействия педагога и занимающихся (по преимуществу – малогрупповой); регулирования психического состояния детей (за счет речевого сопровождения, игрового, в меньшей степени – соревновательного метода и др.).

В связи с особенностями психической и интеллектуальной сферы занимающихся для закрепления программного материала по АФВ требуется значительное число повторений изученных ранее двигательных действий и понятий и согласование их с условиями социально-бытовой и последующей трудовой деятельности учащихся.

Учителю по АФВ необходимо постоянно уделять внимание воспитанию у учащихся осознанного отношения к занятиям адаптивной физической культурой и одним из важнейших методов в данном случае выступает метод убеждения, упражнения и скрытой педагогической оценки (по Евсееву С.П. 2007).

 

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте причины возникновения и формы задержки психического развития и умственной отсталости.

2. Назовите особенности психического развития лиц с ЗПР и нарушениями интеллекта.

3. В каких образовательных учреждениях обучаются и воспитываются лица с нарушениями психического и интеллектуального развития?

4. Назовите задачи адаптивного воспитания лиц с ЗПР и нарушениями интеллекта и охарактеризуйте особенности их решения.

5. Назовите основные методы АФВ лиц с нарушениями психического и интеллектуального развития.

6. Раскройте особенности применения методов АФВ, применяемых на уроках АФВ лиц с нарушениями психического и интеллектуального развития.

 

Литература

1. Евсеев, С.П. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры / С.П.Евсеев // Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П.Евсеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2007.

2. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2002.

3. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]: Руководство / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2007.

4. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Текст]: Учеб. пособие / В.В. Лебединский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

5. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии [Текст]: Уч. пособие / Н.Л. Литош. – СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2002.

6. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007.

7. Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии [Текст] / Л.В. Шапкова; Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Сов. Спорт, 2001.

8. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицына. - СПб.: Речь, 2005.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций | И условия прохождения военной службы по призыву
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.