Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная психология, как наука. Предмет, проблемы, методы

Тема №1. Возрастная психология.

 

1. Возрастная психология, как наука. Предмет, проблемы, методы.

2. Основные разделы в.п.

3. Понятие «развитие», как важнейшее понятие психологической науки. Основные теоретические модели развития.

4. Специфика психического развития ребёнка.

 

Становление и дальнейшее развитие психологии развития проходило под влиянием социально-экономического развития общества, и тесно было связано с распространением в 19 веке диалектических идей философии, а так же изучением деятельности мозга и органов чувств.

Поворотным пунктом в развитии детской психологии стала работа английского исследователя Чарльза Дарвина за поведением человеческого ребёнка. В своей работе он впервые сравнивал онтогенез и филогенез, психику и поведение ребёнка с психикой и поведением животного, психику и поведение ребёнка с особенностями психики первобытного человека. Таким образом, детская психология зародилась, как ветвь сравнительной психологии в конце 19 века. Значительный вклад в развитие детской психологии внёс немецкий физиолог Вильгельм Прейер. Предметом его исследования была душа ребёнка. В 1881 году в свет вышла книга под названием «Душа ребёнка», в которой Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына. Особое внимание он обращал на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и речи. Таким образом, Вильгельм Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребёнка. Поэтому, он считается основателем детской психологии.

Грэнвилл Стенли Холл (американский психолог) оказал влияние на развитие детской психологии. В конце 19 века он сыграл значительную роль в создании первого научного журнала и первого научного общества по изучению психического развития детей. В списке его заслуг: создание метода анкетирования, создание ряда самооценочных опросников для детей разных возрастов, им создана первая научная концепция развития ребенка (концепция рекапитуляции) и первая концепция подросткового возраста, названного им «возрастом штурма и натиска».

Так же следует отметить, что нет ни одного ученого, который занимался психологическими проблемами и так или иначе не занимался бы возрастной психологией. В области психологии развития свой вклад оставили такие ученые, как Джон Уотсон, Карл Бюллер, Курт Куффка, Анри Валлон, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Владимир Михайлович Бехтерев, Сергей Леонидович Рубинштейн.

Типично детскими психологами были: Л.С. Выготский, А. Валлон, А. Фрейд. Д.Б. Эльконин. Возрастная психология связана с традицией, заложенной автором культурно-исторической концепции развития человека в онтогенезе Л.С. Выготским, где в качестве единицы развития выступает психологический возраст.

С точки зрения Выготского возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Виды возраста:

1. Хронологический

2. Биологический

3. Психологический

4. Социальный

Предметом изучения возрастной психологии является человек, при его переходе из одного возраста в другой, с подробным содержательным психологическим анализом особенностей каждого возрастного периода.

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает особенности формирования личности на разных этапах её развития.

Задачи психология развития.

- изучение общих закономерностей психического развития в онтогенезе, определение причин развития, определение роли наследственности, среды, общения и деятельности в развитии.

- построение периодизации психологического развития человека в онтогенезе.

- определение соотношения и взаимообусловленности процессов обучения и развития.

- определение качественного своеобразие и психологических особенностей человека на каждой из возрастных стадий.

- контроль над ходом и динамикой психического развития человека.

Центральная проблема возрастной психологии – проблема источника и движущих сил психического развития.

Основные разделы возрастной психологии:

- детская психология;

- психология младшего школьного возраста;

- психология подростка;

- психология ранней юности;

- психология взрослого человека;

- психология старости.

Основные теоретические модели развития.

Развитие – процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры.

Рост – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы организма в целом.

Созревание – запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом.

4 модели процесса развития:

- диалектическая модель развития;

- эволюционная модель;

- детерминистическая факторная модель;

- адаптационная или интеграционная модель.

Причиной развития считают противоречие внутри самой системы. В рамках этой модели выделяют эволюционную и скачкообразную (революционную) формы развития.

Эволюционная форма развития – медленные и количественные изменения.

Скачкообразная форма развития – фундаментальные преобразования в относительно короткие периоды времени, т.е., развитие через кризис. Сегодня уже доказано, что кризис – это необходимое звено в развитии.

Эволюционная модель – развитие рассматривается, как чисто количественное изменение. Причина развития – внешняя.

Детерминистическая факторная модель – количественный и качественный процесс изменений. Причина развития – внешняя и внутренняя. Законы развития универсальны и одинаковы для развития психики в онтогенезе, как животных, так и человека.

Интеграционная модель реализована в теориях психического развития ребёнка Зигмунда Фрейда (как и всего психоанализа).

Развитие – движение в направлении восстановления утраченного равновесия. Это средство вернуться в исходное состояние полного равновесия между организмом и средой. Причина развития – нарушение равновесия в системе организм-среда.

Специфика психического развития ребенка.

Л.С. Выготский выделял два типа развития: преформированный и непреформированный.

Преформированный тип развития – это такой тип, когда с самого начала заданы, закреплены, зафиксированы стадии, которые организм должен пройти в своём развитии, и дан конечный результат, которого организм должен достигнуть. Примером является эмбриональное развитие.

Непреформированный тип развития заранее не предопределен. К нему относится развитие галактики, и т.д. Детское развитие – это непреформированный тип развития, это особый процесс, который продиктован той формой деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. Т.е., процесс развития проходит в форме усвоения, или присвоения. С рождения ребенок развивается очень импульсивно, и чем моложе ребенок, тем выше темпы его физического и психического развития.

Феномен нарушения психического развития в условиях дефицита общения получил название депривации, или госпитализма. Под депривацией понимается ограничение какой-либо потребности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Первую группу указанных отношений традиционно относят к горизон­тальным отношениям, а вторую и третью – к вертикальным отношениям | Введение. 2. Гончаров А.Ф. Советское государство и право в период восстановления народного хозяйства СССР (1921-1925г.) / А
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.