Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условия о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям государственных стандартов

В настоящее время действуют свыше 22 тыс. государственных стандартов на важнейшие виды сырья и готовой продукции, а также 41 тыс. отраслевых стандартов и 188 тыс. технических условий.

В период многогранного, масштабного развития торгово-экономического сотрудничества между различными странами возникает необходимость в наличии такого инструмента, который бы гарантировал соответствие изготовленной продукции требованиям стандартов и технических условий, независимо от страны-изготовителя продукции. Таким инструментом в настоящее время является сертификация соответствия.

Сертификациядеятельность органа, независимо от изготовителя продукции, исполнителя работ и услуг, по подтверждению их соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации.

Главная задача нормативной базы по сертификации – создание благоприятных условий для хозяйственной деятельности на внутреннем и внешнем рынках, предотвращение поступления не безопасной для жизни и здоровья людей продукции.

Законодательство в сфере соответствия

- Закон Украины «О подтверждении соответствия» от 17 марта 2001 г.;

- Закон Украины «О стандартах, техническом регламенте и процедуре оценки соответствия» от 1.12.2005 г.;

- Декрет Кабинета Министров «О стандартизации и сертификации» от 10 мая 1993 г.

Согласно определению Международной организации по стандартизации, сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенному стандарту или другому нормативно-техническому документу.

В Украине сертификация продукции подразделяется на обязательную и добровольную.

Добровольная сертификация проводится по усмотрению заявителя-изготовителя, продавца на соответствие продукции и услуг любым нормативным документам по стандартизации.

Обязательной сертификации подлежит продукция и услуги, на которые ГОСТами предусмотрены обязательные требования по обеспечению жизни и здоровья, охраны окружающей среды, технической совместимости и взаимозаменяемости.

Обязательная сертификация должна включать во всех случаях проверку и испытания продукции для определения ее характеристик и последующий технический надзор за сертифицированной продукцией.

Испытания с целью обязательной сертификации должны проводить аккредитованные испытательные лаборатории методами, закрепленными соответствующими нормативными актами, определенными Госстандартом Украины.

Обязательной сертификации подлежат такие виды продукты, как продукты питания, алкогольные напитки, табачные изделия, нефть и нефтепродукты, товары легкой промышленности, электробытовое оборудование и др.

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации утверждается государственными органами управления в пределах их компетенции.

Например, гигиенический сертификат утверждает Укркомсанэпиднадзор Украины. Этот сертификат требуется для таких видов продукции, как пищевые продукты и сырье, используемые для их изготовления, товары для детей, парфюмерно-косметические средства, товары бытовой химии, и т.д.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации, но не более трех лет.

В соответствии со ст.16 Декрета «О стандартизации и сертификации» во время проведения сертификации и в случае положительного решения органа по сертификации заявителю выдается сертификат право маркировать продукцию специальным знаком соответствия.

Согласно ст.18 этого же Декрета соответствие продукции (товара), которая ввозится и реализуется на территории Украины, обязательным требованиям норм и стандартов, действующих в Украине, должно подтверждаться: сертификатом соответствия либо свидетельством о признании иностранного сертификата, выданным либо признанным Госкомстандартом либо уполномоченным им органом.

Госкомстандарт Украины на основе выданных сертификатов соответствия либо свидетельств о признании иностранного сертификата включает сертифицированную продукцию в Единый реестр сертифицированной в Украине продукции.

Правовые, организационные и экономические условия аккредитации органов оценки соответствия в Украине определяются ЗУ «Об аккредитации органов с оценки соответствия».

Аккредитация – это процедура, в ходе которой национальный орган по аккредитации документально засвидетельствует компетенцию юридического лица или соответствующего органа по оценке соответствия исполнять некоторые виды работ (испытание, калибрование, сертификацию, контроль).

Метрология – образование основ обеспечения однотипности продукции; цель – реализация единой технической политики ( Закон Украины «О метрологии и метрологической деятельности»).

6. Государственный контроль и надзор за хозяйственной деятельностью

Ч. 3 ст. 19 ХК Украины называет восемь сфер хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, в которых государство осуществляет контроль и надзор. Это:

Ø финансы, кредитование – Государственная контрольно-ревизионная комиссия Украины (за гос. средствами), НБУ; налоговые органы, счетная палата Украины.

Ø ценообразование – Государственная инспекция по контролю за ценами (Госценинспекция) Минэкономики Украины,

Ø монополизм и конкуренция – Антимонопольный комитет Украины, Государственная комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР).

Ø земельные отношения – Государственное агентство земельных ресурсов, Государственный комитет по водному хозяйству; Государственный комитет по лесному хозяйству; специальные уполномоченные исполнительные органы по вопросам экологии и природных ресурсов.

Ø производство и труд - потребление -Государственный комитет по промышленной безопасности, охраны труда и угольного надзора; Государственный комитет ядерного регулирования; Государственный департамент пожарной безопасности; Государственная санитарно- эпидемиологическая служба.

Ø внешнеэкономическая деятельность – таможенные органы.

Органы государственной власти и должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный контроль и государственный надзор за хозяйственной деятельностью, их статус, общие условия, порядок осуществления контроля и надзора определяются, в частности, законами Украины «О государственной налоговой службе в Украине», «О пожарной безопасности», «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине», «О таможенном деле в Украине», «О милиции», «О Службе безопасности Украины», «О прокуратуре», «О борьбе с коррупцией», «О внешнеэкономической деятельности», «Об охране труда», «Об Антимонопольном комитете Украины», «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине»,«О защите прав потребителей», «Об охране окружающей природной среды», «О метрологии и метрологической деятельности, «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и др.

Согласно ст. 6 ХК Украины одним из общих принципов хозяйствования является запрещение незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения. В соответствии со ст.47 ХК Украины одной из общих гарантий прав предпринимателей является возмещение им убытков, причиненных вследствие нарушения органами государственной власти их имущественных прав.

Правовые и организационные основы реализации государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности определяет Закон Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Государственная регуляторная политика в сфере хозяйственной деятельности – это недопущение принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования, осуществляемые в пределах, в порядке и способом, установленными Конституцией и законами Украины.

Проверки деятельности субъектов хозяйствования регулируются Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Данный Закон определяет правовые и организационные принципы, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов государственного надзора (контроля), их должностных лиц и права, обязанности и ответственность субъектов хозяйства во время осуществления государственного надзора (контроля).

Есть плановые и неплановые проверки, частота их проведения зависит от степени риска хозяйственной деятельности. Ежегодно до 1 апреля орган государственного надзора (контроля) готовит отчет о выполнении годового плана (квартальных планов) государственного надзора (контроля) субъектов хозяйственной деятельности за предыдущий год и должен быть также обнародован в сети Интернет.

Срок осуществления планового мероприятия не может превышать пятнадцати рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – пяти рабочих дней, если другое не предусмотрено законом. Продолжение срока осуществления планового мероприятия не допускается.

Следует обратить внимание, что в соответствии с положениями этого закона:

Ø Контролеры не имеют право останавливать уставную деятельность предприятий, если она не угрожает жизни и здоровью людей и животных, окружающей среде или национальной безопасности.

Ø Контролеры получат право применять санкции лишь после не выполнения предпринимателями их рекомендаций.

Ø Предприниматели имеют право проводить аудио- или видео съемку проверки.

Ø Контролеры несут финансовую и административную ответственность за свои нарушения в ходе проверки.

Ø Дано четкое определение плановых и неплановых проверок, а также приводятся основания для проведения внеплановых проверок.

Ø Ограничение срока проведения внеплановой проверки – не более пяти дней.

Плановая выездная проверкаэто проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по местонахождению такого субъекта или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка. Плановая выездная проверка проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности по письменному решению руководителя соответствующего контролирующего органа не чаще одного раза в календарный год в пределах компетенции соответствующего контролирующего органа.

Право на проведение плановой выездной проверки субъекта предпринимательской деятельности предоставляется только в том случае, если ему не позднее чем за десять календарных дней до дня проведения указанной проверки направлено письменное сообщение с указанием даты ее проведения.

Запрещается проведение плановых проверок по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированных бюджетными средствами.

Внеплановая выездная проверка – это проверка, которая не предусмотрена в планах работы контролирующего органа при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) вследствие встречных проверок выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм законодательства;

б) субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязательной отчетности;

в) выявлена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной отчетности;

г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа при проведении плановой или внеплановой выездной проверки;

д) в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, которое имело правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, если субъект предпринимательской деятельности не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения запроса;

е) проводится реорганизация (ликвидация) предприятия.

В Указе Президента Украины от 23.07.98 г. рекомендовано предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности ведение журналов посещения их и их структурных подразделений представителями контролирующих органов с обязательным указанием в этих журналах сроков и цели посещения, должности и фамилии представителя, который обязательно ставит свою подпись в журнале. Отказ представителя контролирующего органа от подписи в журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки. О факте этого отказа субъект предпринимательской деятельности сообщает письменно в трехдневный срок контролирующему органу, в котором работает такой представитель.

Форма и порядок ведения журнала посещения субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами (журнал регистрации проверок) установлены приказом Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства от 10.08.98 г. №18.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоговое регулирование хозяйственной деятельности | Основные свойства линейных, параметрических и нелинейных цепей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.