Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение государственных систем физического воспитания

В период зарождения и существования буржуазных государств физическое воспитание населения носило военный характер. Эту направленность обусловили войны эпохи буржуазной революции и завоевательные походы Наполеона.

В германских государствах (Германия, Пруссия) стали создаваться военные полугимнастические организации. В которых молодежь занималась военизированными играми на гимнастических площадках, оборудованных гимнастическими снарядами: перекладинами, мачтами и лестницами для лазания, параллельными брусьями и др. Слово «гимнастика» было заменено словом «турнкуст» (искусство изворотливости).

В 20-х годах Х1Х в. турнерское движение было запрещено, т. к. гимнастические организации стали превращаться в политические, борющиеся с существующими порядками.

В 40-е годы Х1Х в. началось введение физического воспитания в учебные заведения. Видный деятель школьной гимнастики Адольф Шписс, работая в Швейцарии, разработал структуру урока по физическому воспитанию. Урок должен был начинаться со строевых упражнений, далее, занимающиеся выполняли простейшие упражнения, а затем начинали занятия на снарядах. (Сравните с современной структурой урока в школе, и вы найдете много общего).

Во Франции полковник Франциск Аморос создал систему физического воспитания, которая была характерна для этой страны, а современники называли его метод естественно-прикладной гимнастикой. Главное, считал Аморос, гимнастика должна сделать человека «более смелым, более неустрашимым, более умным, более восприимчивым, более сильным, более гибким и более подвижным». Она должна укреплять здоровье, совершенствовать человека и все общество». По целям физического воспитания гимнастика распределялась на гражданскую, военную, лечебную и сценическую (аристократическую).

В Скандинавских странах значительное распространение получила шведская гимнастика, на занятиях которой использовались гимнастические стенки (до сих пор нами называемой «шведской»), скамейку, бум, шест, канат, лестницу и др.

Исходя из механического представления о человеческом организме как простой сумме органов, авторы шведской гимнастики считали необходимым упражнять лишь отдельные части тела. Все упражнения делились в зависимости от влияния их на ту или иную группу мышц. В шведской гимнастике все движения совершались в направлении по прямым линиям и углам, строго соблюдалась симметричность движений. Структура урока в шведской гимнастике была сложной и состояла из 12-18 частей. В каждой части предусматривалось воздействие на определенную группу мышц.

В то время как в Европе создавались национальные гимнастические системы, в Англии развивался спортивно-игровой метод физического воспитания. В английских колледжах во внеучебное время культивировалась легкая атлетика, плавание, гребля, футбол, крикет, и другие игры. В 40-е годы Х1Х века физвоспитание включено в число обязательных предметов учебных заведений страны.

Рассматривая физическое воспитание в России, следует различать два направления: физическую культуру народных масс и дворянства.

У россиян наибольшего распространения получили такие виды физических упражнений, как состязание в беге на коньках, лыжах, катание на санках, ледяные карусели. Любимым развлечением были кулачные бои, которые в 1832 году были запрещены указом Николая 1 «как забава вредная». Большой популярностью пользовалась борьба (различные ее виды) и игры в городки, в бабки, лапту, и другие. У детей были распространены такие подвижные игры как «волки и овцы», «гуси-лебеди».

Дворянство России внесло немалую лепту в становление отечественной системы физического воспитания. Так во второй половине ХУШ века регулярно проводятся скачки. Для этих целей создаются ипподромы. В России формируется своя школа фехтования. В конце 60-х годов возникают тиры для стрельбы из пистолетов, а затем создаются стрелковые общества.

В России раньше чем в других европейских странах физическое воспитание было введено в военные и гражданские учебные заведения. Большое внимание при этом уделялось фехтованию, верховой езде, гребле, лазанию по корабельным снастям. Например, в Московском университете 4 часа в неделю отводилось на фехтование и 4 часа на танцы.

Хорошие традиции сложились в организации физического воспитания в русской армии, несмотря на попытки царей внедрить в нее иностранные формы физической подготовки солдат. Традиции Петра 1, который регулярно проводил «потешные бои» для повышения не только военной, но и физической подготовленности войск, в дальнейшем развили многие русские полководцы. Так, фельдмаршал П.А. Румянцев создав подразделение егерей в армии, большое внимание уделял выработке у них быстроты, действия и выносливости, что достигалось систематическими тренировками.

А.В. Суворовым были введены в военно-физическую тренировку войск упражнения в переноске плетей, фашин и лестниц, бег по лестницам, гребля, бросание фашин, стрельба по движущимся мишеням.

Ф.Ф. Ушаков для физической тренировки моряков практиковал греблю, бег по корабельным снастям, работу с парусами.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что создание рациональных систем физического воспитания вновь исходило из целесообразности физических упражнений в обеспечении жизнедеятельности, как отдельного человека, так и общества в целом.

Однако, несмотря на то, что в то время физическому воспитанию уделялось много внимания все же проблема движений, здоровья, питания существовала и тогда. Это нашло отражение в литературе.

В самом начале Х1Х века в России Парфений Енгалычев в своем труде «О продлении человеческой жизни» рекомендует:

1. убегай от всякой чрезмерности или излишества;

2. пользуйся здоровым воздухом;

3. делай много телодвижений.

 

А вот Гете словами Мефистофеля дает совет Фаусту:

«Уединись в глуши полей

Руби, копай, паши за плугом,

И ограничься тесным кругом

Себя и ум свой не жалей

Питайся просто в скромной доле».

 

Этими словами мы и закончим рассмотрение исторического раздела.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физическое воспитание в феодальном обществе | Возрождение Олимпийской идеи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.