Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура доходов и расходов бюджета




Понятие и структура бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетное устройство Российской Федерации

ТЕМА 7. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

ИЗДАТЕЛЬСТВО ВСГУТУ

УЛАН-УДЭ, 2011

ЧАСТЬ 2

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030501 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского Совета Восточно-Сибирского государственного университета технологии и управления.

 

Рецензент: д.э.н., проф. зав. кафедрой ФиК В.Н. Багинова

 

Л.Т. Шагжиева и С.А. Асалханова. Курс лекций по дисциплине «Финансовое право» для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» в 5 частях. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2011. – 80с.

 

Во второй части лекций на основе действующего законодательства освещаются основные вопросы в области бюджетной системы, бюджетного права Российской Федерации и бюджетного процесса.

 

Курс лекций предназначен для студентов вузов, преподавателей, аспирантам.

 

 

 

© Шагжиева Л.Т. 2011

© Асалханова С.А. 2011

© Изд-во ВСГУТУ, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

Тема 7. Бюджетная система 5

 

Тема 8. Бюджетное право Российской Федерации 46

 

Тема 9. Бюджетный процесс 58

 

Одним из основных условий эффективного осуществления бюджетной деятельности является включение какого-либо определенного бюджета в бюджетную систему с целью распределения доходных и расходных источников. Бюджетное устройство в федеративном государстве приобретает особое значение, поскольку является отражением принципа федерализма в государственном устройстве, показывает состав бюджетной системы, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджета каждого уровня бюджетной системы.

Бюджетное устройство представляет собой внутреннюю совокупность бюджетов, виды и принципы взаимной связи которых определяются национально-государственным и административно-территориальным устройством страны. Бюджетное устройство обусловлено типом и формой государства.

Раздел I части второй БК РФ именуется «Бюджетное устройство Российской Федерации», однако содержание этого понятия в нем не раскрывается. Анализ этого раздела БК РФ позволяет определить бюджетное устройство как совокупность бюджетной системы, бюджетной классификации, компетенции органов власти и органов местного самоуправления, принципов бюджетной системы, что не отвечает общенаучным нормам и необходимым требованиям теории деятельности. Содержание бюджетного устройства выходит за рамки данного понятия, поскольку как включение бюджетной классификации неоправданно смещает процессуальные и материальные части бюджетного права, а понятийные и концептуальные недостатки могут привести к практическим негативным последствиям.

Структура БК РФ дает ошибочное основание считать понятие «бюджетная система» более емким, чем понятие «бюджетное устройство», поскольку часть вторая БК РФ называется «Бюджетная система Российской Федерации», а входящий в нее раздел I, как уже отмечалось, — «Бюджетное устройство Российской Федерации». При этом он находится в одном ряду с другими разделами, выделенными из состава бюджетной системы РФ. В финансовом праве общепринято считать бюджетную систему составным элементом бюджетного устройства. Таким образом, бюджетное устройство — это организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ имеет законодательное определение. Статья 6 БК РФ устанавливает, что «бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». При этом следует иметь в виду, что внебюджетные фонды органично входят в финансовую систему, являясь самостоятельным звеном.

По своей структуре бюджетная система, согласно ст. 10 БК РФ, является трехуровневой: первый уровень — федеральный бюджет; второй уровень — бюджеты субъектов РФ; третий уровень — местные бюджеты, которая включает в себя: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты городских и сельских поселений.

Каждое звено бюджетной системы характеризуется не только тем, что оно обслуживает распределение и перераспределение дохода определенной территории, но также и тем, что при этом используются специфические формы и методы аккумулирования и использования фондов денежных средств. Это и лежит в основе тех различий, которые имеются между отдельными звеньями бюджетной системы, т. е. различий в рамках единой категории, каковой является бюджетная система РФ.

Каждому звену бюджетной системы присущи определенные свойства и функции, которые не повторяются другими субинститутами данной системы. Но каждое звено взаимодействует с другими институтами и может интегрироваться с ними, что является признаком целостности бюджетной системы. Бюджетная система РФ существует не автономно, все ее звенья являются составной частью финансовой системы РФ, а каждое звено входит в состав соответственно финансовой системы РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

В основе построения бюджетной системы лежит совокупность определенных принципов. Главной целью принципов построения бюджетной системы является отражение федеративного устройства российского государства в сочетании с самостоятельностью органов местного самоуправления. Принцип построения бюджетной системы может быть определен как исходное положение (идея), лежащее в основе бюджетной системы государства, предопределяющее возможность норм права, устанавливающее связи между ними и формирующее различные подходы к толкованию норм бюджетного права, разрешению коллизий, восполнению пробелов.

Основными принципами построения бюджетной системы РФ, в соответствии со ст. 28 БК РФ, являются:

а) единство бюджетной системы — этот принцип означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов;

б) принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ — этот принцип означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за каждым уровнем бюджетов, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Названный принцип запрещает органам государственной власти, органам местного самоуправления и органам управления государственными внебюджетными фондами налагать на юридические и физические лица, не предусмотренные законодательством финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий;

в) принцип самостоятельности бюджетов — этот принцип означает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, установленных БК РФ; право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ); недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов; недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов;

г) принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований — этот принцип означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ;

д) принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов — этот принцип означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах;

е) принцип сбалансированности бюджета — этот принцип означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. Согласно названному принципу при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;

ж) принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств — этот принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

з) принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов — этот принцип означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ; средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации; расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ; отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;

и) принцип прозрачности (открытости) — этот принцип означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). Согласно названному принципу секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета;

к) принцип достоверности бюджета — этот принцип означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

л) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств — этот принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования;

м) принцип подведомственности расходов бюджетов — этот принцип означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Согласно рассматриваемому принципу главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а также в силу создания организации — получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования;

н) принцип единства кассы — этот принцип означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством.

Бюджетное устройство присуще не только Российской Федерации в целом как единому государству, но и субъектам РФ и муниципальным образованиям.

Бюджетное устройство в субъектах РФ — это организация бюджетной системы субъекта РФ и принципы ее построения. Бюджетная система субъекта РФ состоит из бюджета субъекта РФ (республиканского, краевого, областного и др.) и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ.

Бюджетное устройство в муниципальных образованиях — это организация бюджетной системы муниципальных образований и принципы ее построения. В муниципальную бюджетную систему входят бюджеты городов, внутригородских районов, сельских (поселковых) территориальных образований. Однако следует иметь в виду, что часто в составе муниципальных образований имеются другие муниципальные образования, например районы в городах, поэтому в составе бюджета города могут быть выделены сметы расходов внутригородских районов. Это относится и к другим видам муниципальных образований.

В основе бюджетной системы муниципальных образований лежат те же принципы, что и в основе бюджетного устройства РФ, а также принцип учета местных особенностей и традиций.

 

Бюджетная система государства и ее структура закрепляется, как правило, Конституцией либо финансовым или бюджетным законодательством. Каждое государство устанавливает свою бюджетную систему, которая соответствует его государственному устройству и сложившимся экономическим отношениям.

Бюджетная система Российской Федерации, как было отмечено ранее, состоит из бюджетов следующих уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

-бюджеты городских и сельских поселений.

Как видно из легального определения данного в ст. 6 БК РФ, основу бюджетной системы составляют экономические отношения и государственное устройство. Экономические отношения в бюджетной системе представляют собой в первую очередь денежные отношения, складывающиеся в процессе формирования, распределения и использования бюджетных и внебюджетных фондов государства и муниципальных образований. Государственное устройство оказывает влияние на структуру и взаимосвязь бюджетов. Как федеративное государство Российская Федерация имеет трехуровневую бюджетную систему, следовательно, очевидны и принципы ее построения. В частности, главенствующее положение в бюджетной системе Российской Федерации занимает федеральный бюджет. Такая же бюджетная система сложилась и в других федеративных государствах (США, Германии, Мексике, Канаде, Швейцарии, Австралии и др.).

Двухуровневая бюджетная система существует в странах с унитарным государственным устройством. В бюджетную систему таких стран включаются только государственный и местные бюджеты. На практике довольно редко встречаются одноуровневые бюджетные системы. Это присуще странам с монархической системой правления, когда в руках монарха находится весь бюджет страны.

Структура бюджетной системы Российской Федерации, а также консолидированного бюджета России и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации закреплена в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Федеральный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации, или региональный бюджет, — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта. Бюджет субъекта и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта Российской Федерации, без учета межбюджетных трансфертов между ними образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджет муниципального образования, или местный бюджет, представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами образуют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права использовать иные формы образования и расходования денежных средств для осуществления расходных обязательств.

Государственный внебюджетный фонд представляет собой специализированный денежный фонд, образуемый вне бюджета и предназначенный для исполнения определенных законодательством расходных обязательств Российской Федерации. Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда формируется для исполнения соответствующих расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. К государственным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты — в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Все бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, плановый период охватывает два финансовых года. Однако в некоторых странах бюджетный год не совпадает с календарным. Так, с 1 апреля начинается бюджетный год в Великобритании, Дании, Индии, Израиле, Канаде, Японии; с 1 июня — в Австралии, Норвегии, Швеции, Пакистане; с 1 октября — в США, Таиланде. В США многие штаты имеют иное начало бюджетного года в отличие от начала бюджетного года, установленного для федерального бюджета

 

3. Бюджетная классификация: понятие и состав

Для достижения сбалансированности бюджета, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности и гласности его показателей необходимо проводить их системное сопоставление.

В этих целях применяется бюджетная классификация, которая систематизирует однородные показатели и тем самым позволяет более точно определить поступление доходов и расходование бюджетных средств.

Бюджетная классификация ст. 18 БК РФ представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемую для составления и исполнения бюджетов, составления отчетности, обеспечивающую сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации, которые в соответствии с Бюджетным кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

В состав бюджетной классификации включаются:

1) классификация доходов бюджетов;

2) классификация расходов бюджетов;

3) классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;

4) классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которая основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны. Классификация доходов бюджетов включает в себя код главного администратора доходов бюджета, код вида доходов, код подвида доходов, код классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к доходам бюджетов. Главными администраторами доходов бюджета являются определенные законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, Центральный банк Российской Федерации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющая в своем ведении администраторов доходов бюджета. К администраторам доходов бюджета отнесены орган государственной власти, орган местного самоуправления, местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учет, взыскание и принятие решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете. Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Едиными для бюджетов элементами доходов являются:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации;

3) бюджеты муниципальных районов;

4) бюджеты городских округов;

5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) бюджеты городских и сельских поселений;

7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов. Перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Финансовым органом субъекта Российской Федерации и финансовым органом муниципального образования соответственно утверждается перечень кодов подвидов доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Классификация расходов бюджетов включает в себя:

- код главного распорядителя бюджетных средств;

- код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

- код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Главными распорядителями бюджетных средств являются органы государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, орган управления государственным внебюджетным фондом, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

В целях обеспечения полноты отражения и прозрачности расходов бюджетов, их увязки с целями и планируемыми результатами государственной политики, гармонизации со Статистикой государственных финансов и Системой национальных счетов уточнен состав разделов и подразделов классификации расходов бюджетов.

Едиными разделами и подразделами классификации расходов бюджетной системы Российской Федерации являются:

1) общегосударственные вопросы (финансирование Президента РФ, законодательных и представительных органов власти, Правительства РФ и высших исполнительных органов власти, судебной системы, проведения выборов и референдумов, международного сотрудничества, резервных фондов и др.);

2) национальная оборона (финансирование Вооруженных Сил, ядерно-оружейного комплекса, мобилизационной подготовки, научных исследований в области национальной обороны и др.);

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры, внутренних дел, органы юстиции, система исполнения наказаний, органы безопасности, защита населения от чрезвычайных ситуаций, миграционная политика и др.);

4) национальная экономика (топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика);

5) жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное, коммунальное хозяйство, благоустройство, прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства);

6) образование (дошкольное, общее образование, начальное и среднее профессиональное образование, высшее и послевузовское образование, молодежная политика и оздоровление детей);

7) культура, кинематография, средства массовой информации;

8) здравоохранение (стационарная и скорая медицинская помощь, амбулаторная помощь, санитарно-эпидемиологическое благополучие, заготовка, переработка и обеспечение безопасности донорской крови и др.);

9) охрана окружающей среды (экологический контроль, сбор и удаление отходов, очистка сточных вод, охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания);

10) социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное обеспечение населения, охрана семьи и детства и другие вопросы в области социальной политики);

11) физическая культура и спорт: (физическая культура; массовый спорт; спорт высших достижений; прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта; другие вопросы в области физической культуры и спорта;)

12) средства массовой информации: (телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства; прикладные научные исследования в области средств массовой информации; другие вопросы в области средств массовой информации;)

13) обслуживание государственного и муниципального долга: (обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга; обслуживание государственного внешнего долга;)

14) межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов, иные межбюджетные трансферты).

Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете или в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. При этом под ведомственной структурой расходов бюджета понимается распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителем бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации. Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления, проекту для осуществления бюджетных инвестиций, подпадающему под установленные критерии, присваиваются уникальные коды целевой статьи или видов расходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов, кода группы, подгруппы, статьи и вида источника, а также кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов. Перечень главных администраторов, статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Классификация операций сектора государственного управления включает в себя коды группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и статьями операций сектора государственного управления являются доходы, расходы, поступление (выбытие) нефинансовых активов, поступление (выбытие) финансовых активов, увеличение (уменьшение) обязательств (кредиторской задолженности). Перечень подстатей и порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.