Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления налоговой политики в 2009 - 2011 годах

Система налогов и сборов в Российской Федерации.

Налоговая система является сильнейшим оружием в руках государства, мощным рычагом перераспределения доходов, основным источником финансирования государственных расходов.

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Схема 5.

 

 

 
 
Справедливость

 

 


 

Основные функции налогов:

Ø содержание органов власти и управления;

Ø защита определённых отраслей;

Ø ограничение или фактический запрет на виды деятельности, вредные или опасные с точки зрения государства;

Ø поощрение некоторых видов деятельности;

Ø регулирование уровня экономической активности.

Система налогов и сборов в Российской Федерации по Налоговому кодексу РФ.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации установлены в ст. 12 НК РФ. В Российской Федерации со дня введения части второй НК РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

1) федеральные налоги и сборы;

2) налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы);

3) местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в ст.13 НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в ст. 14 НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в ст. 15 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

Основные элементы налога:

· Налогоплательщик – лицо, которое по закону должно уплачивать налог.

· Носитель налога – тот, кто фактически несёт налоговое бремя. Ценовой механизм позволяет лицу, формально вносящему налог в бюджет, перекладывать часть его на другое лицо.

· Объект налога – то, что облагается налогом. Основными источниками налоговых поступлений являются доходы, товары, капитал.

Различают налоги на доходы юридических и физических лиц. К налогам на товары относят: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Налогами на капитал являются следующие налоги: на наследство, на дарение, на имущество, на землю, на недвижимость, на продажу ценных бумаг.

· Источник – доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль).

· Единица обложения – часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога (1 га земли, 1 руб. дохода и т.д.).

· Налоговая ставка – величина налога на единицу налогообложения.

Различают твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки. По форме поступления налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с каждого конкретного налогоплательщика согласно законодательству. Косвенные налоги собираются с покупателей через надбавку к цене товара или услуги.

· Налоговые льготы (вычеты) – полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.

При выполнении налогами функции поощрения определённых видов деятельности большую роль играют налоговые льготы (вычеты). Наиболее известные: ускоренная амортизация; скидки на истощение месторождений; инвестиционный налоговый кредит.

 

Схема 6.

 
 

 

 


Суть первой льготы состоит в том, что предприятиям законодательно разрешается списывать на амортизацию часть выручки в размерах больших, чем реальный износ основного капитала. Повышение ставки амортизационных отчислений уменьшает размер прибыли, облагаемой налогом, ускоряет оборот основного капитала, способствует техническому совершенствованию производства.

Вторая льгота вводится в добывающих отраслях и направлена на стимулирование инвестиций в эту сферу.

Третья льгота по своей сути представляет финансирование государством частных капиталовложений и рассчитана на стимулирование замены устаревшего оборудования новой техникой. Этот налог рассчитывается в процентах к стоимости оборудования и вычитается из общей суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода, что уменьшает на эту величину стоимость закупаемого производственного оборудования. Инвестиционный налоговый кредит увеличивает дефицит бюджета и инфляцию, однако его отмена, как показывает практика, уменьшает инвестиции и замедляет экономический рост.

· Налогооблагаемая база – доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка.

· Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая его субъектом.

· Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

· Порядок исчисления налога. НК РФ устанавливает общее правило, в соответствии с которым налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

· Сроки уплаты налогов и сборов. Устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями.

· Порядок уплаты налогов и сборов. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах в установленные сроки. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.

Ещё А. Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

1. Все юридические и физические лица, получающие доходы, обязаны делать налоговые отчисления на содержания государства, в котором они живут и работают, под защитой которого находятся.

2. Условия уплаты налогов должны быть точно определены (по срокам, способам, порядку, суммам платежа).

3. Время и способ взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика.

4. Порядок взимания налогов должен быть простым и дешёвым. Источники налоговых поступлений должны быть защищены от двойного (многократного) налогообложения.

В любом государстве и предприниматели, и потребители, и чиновники пытаются оценивать налоги с точки зрения справедливости и равенства их взимания: те, кто по существу равны, должны облагаться одинаковым налогом; равенство для равных и неравенство для неравных и т.п. Но что понимать под равенством в налогообложении? Может быть, равенство будет достигнуто, если каждый человек заплатит одинаковую для всех сумму налога? Очевидно, что это несправедливо в отношении лиц с низким уровнем доходов. Вряд ли справедливым можно считать подход, при котором с любого вида дохода забирается в виде налога одинаковый процент. Можно еще попытаться уравнять всех людей так, чтобы после уплаты налогов у всех оставалась на руках одинаковая сумма денег. Но кто после этого захочет лучше трудиться и зарабатывать больше?

Очевидно, что идеальной системы налогообложения, которая устраивала бы всех, не существует. Любая система – это определённый прагматический компромисс с разной степенью приближения к идеальным принципам. Само разнообразие существующих налогов – это попытка найти некоторое оптимальное состояние.

Классификация налогов по различным основаниям представлена на схеме 7.

 

Схема 7.

Классификация налогов

 

 


 

 

 

 


 

Рассмотрим их подробнее.

По характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов различают:

Ø прямые налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. К ним относятся налог на прибыль предприятий, налог на имущество, земельный налог, подоходный налог и др.;

Ø косвенные налоги, которые включаются в виде надбавки в цене товара или тарифа на услуги и оплачиваются конечным потребителем. К ним относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенная пошлина.

В зависимости от органа, который взимает налог и его использует:

Ø федеральные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль, подоходный налог);

Ø региональные республиканские налоги, то есть налоги республик, краев, областей, автономных образований (налог на имущество предприятий, лесной налог, сбор на нужды образовательных учреждений, плата за воду);

Ø местные налоги (налог на рекламу, земельный налог, налог на имущество физических лиц и др.).

По источникам налогов:

Ø налог на доходы (налоги на доходы юридических и физических лиц);

Ø налог на товар (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

Ø налог на капитал (налоги на имущество, наследство, дороги, землю, продажу ценных бумаг).

При оценке той или иной системы налогообложения (или даже отдельного налога) надо исходить из отношения суммы налога с дохода конкретного лица к величине этого дохода. При этом возможны три варианта:

а) пропорциональный налог. В этом случае, сумма налога с каждого человека пропорциональна его доходам;

б) прогрессивный налог. С ростом величины дохода процентная ставка налога увеличивается;

в) регрессивный налог. С ростом величины дохода процентная ставка налога снижается.

Пропорциональный налог взимается по твёрдой ставке к цене, пропорционально купленному количеству. Однако, например, в случае покупки какого-то товара первой необходимости (скажем, хлеба), потребление которого примерно одинаково в семьях с разными доходами, более бедные семьи при равной ставке налога с продаж будут отдавать большую (в процентном отношении) долю своих доходов. Выходит, налог на продажу таких товаров носит по сути дела регрессивный характер. Как показывает практика большинства развитых стран, косвенное налогообложение носит в основном регрессивный характер. Наоборот, подоходный налог почти всегда определяется как прогрессивный. Сложнее обстоит дело с налогообложением прибылей корпораций. Здесь многое зависит от конкретной страны, традиций, особенностей экономической ситуации.

Взаимосвязь ставки налогообложения и дохода государственного бюджета иллюстрирует кривая А. Лаффера.

 

Ставка

налога

100%

 

50%

 

 

Доход ГБ.

Считается высшей ставкой налогообложения 50-70%.

В идеале налоговая система должна учитывать как интересы физических и юридических лиц, так и интересы государства, общества в целом. Интересы отдельных лиц (как физических, так и юридических) в отношении налогов вполне понятны – чем меньше, тем лучше (хотя многие из них потом будут рассчитывать на помощь государства, одним из источников которой являются налоги). Интересы общества в целом, как принято считать, состоят в том, чтобы собрать как можно большую сумму налогов, во-первых, для сдерживания инфляции, во-вторых, для смягчения спада. Такой взгляд на проблему логично вытекает из анализа кейнсианской модели равновесия национального производства и занятости.

Однако крайне неустойчивое, с частыми спадами и высоким уровнем инфляции развитие экономики ведущих западных стран в 60-70-е гг. (получившее название «стагфляция») породило кризис кейнсианского регулирования, традиционные рецепты которого перестали срабатывать. В начале 80-х гг. Р. Рейган в США и М. Тэтчер в Великобритании в корне изменили государственную экономическую политику, сделав ставку на взгляды и рекомендации представителей неоклассического, либерального направления в экономической теории.

Неоклассики убеждены, что кейнсианское регулирование не могло справиться со стагфляцией потому, что в центре кейнсианской теории находится совокупный спрос. Как уже отмечалось, Дж.М. Кейнс и его последователи сосредоточились на анализе проблем безработицы, недостаточности совокупных расходов от их воздействия на эффективный спрос. Производственным же издержкам и совокупному предложению в кейнсианской модели отводится второстепенная роль.

В противовес кейнсианской теории представители неоклассического направления выдвинули теорию экономики предложения. По их мнению, экономические потрясения могут быть вызваны не только колебаниями совокупного спроса, но также и изменениями со стороны предложения. Они отмечали, что имевший место в 50-60-е гг. рост влияния государства вызвал увеличение налоговых поступлений в госбюджет, как в абсолютных, так и в относительных размерах (доли налогов в национальном доходе). Вместо ожидавшегося антиинфляционного эффекта экономика многих развитых стран впала в состояние стагфляции, когда падение производства сопровождается высокой инфляцией. Как убеждены сторонники теории экономики предложения, это происходило потому, что рано или поздно большая часть налогов трансформировалась в издержки производителей и перекладывалась на потребителей в форме более высоких цен. Борясь с инфляцией спроса через рост налогов, правительства стимулировали инфляцию издержек.

Рост налоговых ставок оказывает негативное влияние на стимулы к труду, инвестированию, обновлению производства и принятию на себя предпринимательских рисков. Какой-то объём производства (предложения) будет недополучен потому, что кто-то из-за высоких налогов откажется от открытия собственного дела или от дополнительной работы. Стимулы к высокопроизводительному труду подрываются и многочисленными трансфертными (перераспределительными) программами. Такие программы отвращают от работы как тех, кто по ним получает помощь, так и тех, кто такие выплаты не получает.

Исходя из этих положений теории экономики предложения, была разработана экономическая политика рейгановской администрации (т.н. «рейганомика»). Она включала в себя 4 основных элемента:

а) замораживание и сокращение различных социальных программ;

б) сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства;

в) сдерживание роста денежной массы на уровне не инфляционном, но достаточном для экономического роста;

г) резкое снижение ставок личного подоходного налога и налога на прибыль корпораций.

Сегодня в России идет процесс становления современной налоговой системы. Налоговые преступления для государств с развитой рыночной экономикой - явление типичное и имеющее массовый характер. Для эффективной борьбы с преступностью в финансово-кредитной сфере правоохранительным органам необходима разработка целого комплекса мер по наведению порядка и создания системы контроля за экономикой, построенной по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Поэтому можно ожидать дальнейшего увеличения числа выявляемых преступлений в этой сфере.

 

Налоговая политика в среднесрочной перспективе, обеспечивая необходимый для выполнения обязательств объем бюджетных доходов, должна создавать благоприятные условия для модернизации экономики, осуществления инвестиций в создание новых производств и повышение производительности труда. Одновременно следует создавать стимулы для инвестиций граждан и организаций в образование, здравоохранение, улучшение жилищных условий и добровольное пенсионное страхование.

При определении возможностей, сроков и порядка снижения налоговой нагрузки и принятии других решений в сфере налоговой политики, в том числе направленных на повышение собираемости налогов, следует учитывать не только краткосрочный фискальный эффект от тех или иных новаций, но прежде всего их долгосрочные последствия для экономики, социальной сферы и доходной базы бюджетной системы.

Основные меры налоговой политики должны реализовываться уже с 2009 года. В 2008 году необходимо принять изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по следующим вопросам.

Нужно установить равные условия для организаций независимо от их организационно-правовой формы при применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость социально значимых услуг. Оправдано и расширение перечня освобождений от налогообложения этим налогом некоторых дополнительных видов услуг в области социального обслуживания и культуры.

Требуется учитывать при исчислении налога на прибыль организаций произведенные расходы на цели образования с учетом потребности работодателя в квалифицированной рабочей силе, а также на цели здравоохранения и пенсионного обеспечения и оплату процентов по ипотечным кредитам сотрудников соответствующих организаций. Одновременно соответствующие доходы граждан в виде материальной выгоды должны быть освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в социально-разумных пределах.

Помимо уже предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации изменений, касающихся увеличения до 120 тыс. рублей в год социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, направляемые на нужды образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения, а также освобождения от налогообложения средств, направляемых на формирование добровольных пенсионных накоплений граждан, следует применять освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц при направлении благотворительными организациями средств на нужды социально незащищенных слоев населения.

Следует распространить на опекунов и попечителей установленные для родителей условия применения социального налогового вычета на оплату лечения подопечных, увеличить не менее чем в два раза предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета на доходы физических лиц.

Требуется либерализация амортизационной политики для целей налогообложения, в том числе расширение возможностей для ускорения амортизации технологического оборудования, и введение дополнительных мер стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Необходимо совершенствовать порядок применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в целях дальнейшего улучшения налоговых условий их деятельности, одновременно предотвращая возможные злоупотребления и неправомерное использование налоговых преференций.

Должен быть четко определен порядок налогообложения налогом на имущество организаций, налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль организаций операций по концессионным соглашениям.

В целях стабилизации добычи нефти необходимо повысить размер необлагаемого минимума при расчете налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти. Одновременно в целях создания стимулов для разведки и разработки новых месторождений необходимо внести в законодательство изменения, направленные на предоставление налоговых каникул при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также на новых месторождениях, где добыча нефти связана с повышенными затратами в силу неразвитости инфраструктуры в соответствующих районах.

Следует максимально широко применять специфические ставки налога на добычу полезных ископаемых, в первую очередь угля. Предлагаю также рассмотреть вопрос о целесообразности снижения ставки налога на добычу полезных ископаемых в отношении участков недр, где высока метанообильность и склонность к возгоранию, в целях стимулирования инвестиций в модернизацию производства и обеспечение безопасности на таких участках.

Особое внимание необходимо уделить повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также эффективное использование инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

По-прежнему сохраняет актуальность задача внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации поправок, направленных на совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов. Процедуры такого контроля должны быть максимально простыми и понятными для налогоплательщиков и налоговых органов, а сам контроль должен применяться преимущественно к крупным налогоплательщикам и операциям. Должны быть четко определены перечень контролируемых сделок, перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми, механизм и методы определения цен для целей налогообложения.

Эти положения должны коррелировать с изменениями в законодательстве, связанными с введением в Российской Федерации института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций. Распределение суммы налога на прибыль консолидированного налогоплательщика между субъектами Российской Федерации должно быть справедливым, осуществляться в порядке, аналогичном порядку распределения суммы от взимания налога, исчисленного в отношении обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами.

Целесообразно внедрить механизмы по противодействию использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.

Необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне.

Следует продолжить работу по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров. Прежде всего, необходимо дифференцировать ставки акциза на моторное топливо, имея в виду установление более низкой ставки на более качественное и экологически безопасное моторное топливо.

Изменения в ставках таможенных пошлин должны быть ориентированы на стимулирование технологической модернизации российской экономики, расширение производства продукции высокой степени передела, включая глубокую переработку углеводородного сырья.

Следует окончательно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой нагрузки, в том числе в отношении сроков реформирования налога на добавленную стоимость [8].

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Доходы и расходы бюджета | Бюджетное устройство и бюджетная система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.