Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональные экологические проблемы




Региональные экологические проблемы государств постсоветского пространства во многом схожи и являются наследием СССР.

Советский Союз обладал огромными суммарными природными ресурсами — топливно-энергетическими, земельными, минерально-сырьевыми, лесными, водными. Некоторыми из них — в гораздо больших размерах, чем любая другая страна мира. Наличие этих ресурсов в первую очередь обусловило создание крупных производительных сил, позволило СССР во второй половине ХХ в. выйти на второе место в мире по общему объему производства, а по отдельным видам производимой продукции — и на первое. Однако это первое место было связано с добычей и последующей переработкой природных ресурсов (угля, нефти, чугуна, стали, производство некоторых видов металлоемкого оборудования и т.п.).

Командно-административная система и сложившийся хозяйственный механизм не стимулировали бережное, рациональное природопользование. Развитие и размещение производительных сил продолжалось без должной проработки и учета экологических факторов. Прогресс ассоциировался с дымящимися трубами, тоннами извлеченного угля, выплавленной стали, миллионами киловатт электроэнергии. Загрязнению подвергались все компоненты окружающей среды и все уголки огромного государства. Экологический анализ, проведенный Лабораторией мониторинга природной среды и климата Госкомгидромета СССР и АН СССР в конце 80-х годов, показал уровень загрязнения и деградации природной среды в отдельных регионах бывшего СССР (табл. 6.1). Во многом эти данные отражают и современное состояние стран СНГ.

 

Таблица 6.1

Место, занимаемое экономическими регионами бывшего СССР по степени загрязнения и деградации природной среды*

Республики, экономические районы Выбросы вредных веществ в атмосферу Пора-жение лесов Загряз-нение рек, дефицит воды Загряз-нение почв, эрозия почв Совоку-пность антропогенных воздей-ствий
на единицу общей площади на единицу урбанизи-рованной площади
Россия            
Северный            
Северо-Западный            
Центральный            
Волго-Вятский            
Центрально-Чернозёмный            
Поволжский            
Северо-кавказский            
Уральский            
Западно-Сибирский            
Восточно-Сибирский            
Дальневосточный            
Украина            
Донецко-Приднепровский            
Юго-Западный            
Южный            
Беларусь            
Прибалтийский — Литва, Латвия, Эстония              
Закавказский — Азербайджан, Армения, Грузия            
Среднеазиатский — Кыргыстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан                        
Казахстан            
Молдова            

* Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в СССР: Статистический сборник.— М., 1989, стр. 8.

 

Экологическая ситуация по отдельным странам СНГ улучшается медленно, за исключением тех отдельных регионов, где были остановлены (или существенно сократили свою деятельность) экологически вредные производства из-за разрыва экономических связей, военных конфликтов и по другим причинам. В научной терминологии и практике государственного управления вводится новое понятие — зоны экологического бедствия. Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» зонами экологического бедствия являются участки территории страны, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения среды, которые ведут к существенному ухудшению здоровья населения, нарушению природного равновесия, разрушению естественных экологических систем, деградации почвы, флоры и фауны
(ст. 39). Огромные масштабы Чернобыльской катастрофы и ее устрашающая угроза здоровью и самой жизни миллионов людей, национальной экономике и культуре послужили основанием признать всю территорию Беларуси зоной экологического бедствия.

В природоохранном законодательстве Российской Федерации используются такие понятия, как зона повышенного экологического риска и чрезвычайная экологическая ситуация, которые утверждаются на основании заключения экологической экспертизы.

На пространстве СНГ отмечают многие регионы с неблагополучной экологической ситуацией, они близки или тождественны понятию «зоны экологического бедствия». Площадь территорий в СНГ, которые заражены, отравлены или превращаются в пустыню в результате хозяйственной деятельности в ядерной, промышленной и сельскохозяйственной сферах, составляет, по данным ООН, около
4 млн кв. км, что соответствует площади Германии, Франции, Испании и Великобритании вместе взятых. Обеспечить разработку и осуществление комплексных мер по решению крупных межрегиональных экологических проблем возможно лишь объединяя усилия многих стран СНГ.

Регионы радиационного загрязнения занимают наибольшие площади в Беларуси, Украине, России, Казахстане. Радиационное загрязнение территории Советского Союза в первую очередь связано со строительством атомных военных заводов на Южном Урале в Челябинской области (с 1947 г.), проведением продолжительное время испытательных ядерных взрывов в Казахстане недалеко от Семипалатинска. Испытание термоядерного устройства беспрецедентной мощности на Новой Земле чрезвычайно загрязнило приполярную тундру. Оленеводы Крайнего Севера получили дозы облучения в 100—1000 раз более высокие, чем остальное население, через оленину — их основной продукт питания, так как главный корм животных (мох ягель) имел очень высокую концентрацию радиоактивных элементов. Долговременные последствия для окружающей среды связаны с радиоактивной катастрофой на заводах Южного Урала (1957 г.), где производилось советское атомное оружие. Радиоактивные продукты деления рассеялись и осели в Челябинской, Свердловской и Тюменской областях; сильно загрязнено свыше 16 тыс. кв. км территории, где проживало около 300000 человек. И только заключение Международного договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (Москва, 1963 г.) приостановило радиационное загрязнение, обусловленное военными испытаниями.

Наиболее масштабной и сложной по радиационно-экологическим последствиям является зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС. Авария на ЧАЭС по совокупности последствий является самой крупной катастрофой современности, она затронула судьбы миллионов людей на Беларуси, Украине и в России. Из всех регионов бывшего Советского Союза наибольшее количество радиационных пятен с наиболее высокими уровнями загрязнения находится на территории Беларуси (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Распределение основных площадей с высокими уровнями загрязнения после аварии на ЧАЭС, %

Страны СНГ Площадь территории с плотностью загрязнения радионуклидами
Более 40 Ки/км2 15—40 Ки/км2 1—5 Ки/км2
Беларусь 69,4 58,4 29,0
Украина 20,6 12,5 32,9
Россия 10,0 29,1 38,1

На Украине наибольшее загрязнение радионуклидами наблюдалось в непосредственной близости от места катастрофы. Опасная зона для нахождения людей была определена в радиусе 30 км, куда попали города Чернобыль и Припять. В зону загрязнения, хотя и не такого сильного, попала и столица Украины — г. Киев. Последствия Чернобыльской катастрофы сказываются на территории 20 областей Европейской части России.

В бывшем СССР разрабатывалась специальная долгосрочная программа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Ставилась цель обеспечить оздоровление окружающей среды и условия безопасной жизнедеятельности населения и по мере нормализации радиационной обстановки возвращать подвергшиеся радиационному загрязнению территории для хозяйственного использования. С образованием новых независимых государств были разработаны национальные программы ликвидации и минимизации последствий аварии на ЧАЭС. Вместе с тем по отдельным направлениям Беларусь, Россия и Украина осуществляют совместные мероприятия, которые, однако, должны быть более масштабными.

Зона Приаралья. Катастрофические изменения природы Приаралья связаны с высыханием Аральского моря, опустыниванием, деградацией окружающих ландшафтов. Безвозвратное использование воды для орошения плантаций хлопчатника привело к резкому сокращению стока рек Амударьи и Сырдарьи в Аральском море (с 1983 г. река Сырдарья перестала впадать в это море). Уровень воды в море упал более чем на 12 м, площадь акватории за 60—90-е гг.
ХХ ст. уменьшилась на треть, а объем воды – на 60%. Катастрофически ухудшилось качество речных вод в нижнем течении Амударьи и Сырдарьи, которые стали малопригодны для питья. Произошло интенсивное иссушение и засоление земель в дельтах этих рек, глубокая деградация экологических систем, животного и растительного мира Аральского моря и прилегающих к нему территорий.

Для улучшения экологической обстановки и состояния здоровья населения в конце 80-х – начале 90-х годов принимались специальные постановления, предусматривающие проведение комплекса природоохранных мероприятий, однако они не были выполнены. В настоящее время проблема Приаралья, а более широко — проблема водоснабжения стран Центрально-Азиатского региона может быть успешно решена лишь совместными усилиями, поскольку главные реки региона протекают по территории нескольких государств. В целом система водоснабжения, очистки и экономии водных ресурсов может быть создана только общими усилиями стран СНГ и при эффективной помощи международного сообщества. На первом этапе кооперация стран СНГ призвана решить три главные задачи:

разработать совместный баланс водных ресурсов и технологий, обеспечивающих экономию воды в процессе ее потребления;

создать совместные контрольно-измерительные и регулирующие системы, препятствующие потерям воды;

компенсировать расходы Кыргызстана и Таджикистана по регулированию Нарынского и Кайраккумского водохранилищ в верховьях рек.

Региональные экологические проблемы Российской Федерации. Огромные размеры территории России, большое разнообразие природных ресурсов, неравномерность в уровне хозяйственного освоения обусловливают разнообразие экологических проблем. По некоторым оценкам, зоны повышенного экологического риска составляют почти 10% всей территории России, здесь проживает около
70 млн человек. В этих зонах растет заболеваемость людей, увеличивается смертность, снижается продуктивность природных ресурсов.

Зона Арктики характеризуется высоким уровнем загрязнения, низким потенциалом самовосстановления окружающей среды и замедленным процессом самоочищения, преобладанием ресурсодобывающих отраслей. Наиболее сложная экологическая обстановка сложилась в Мурманской области и г. Норильске (загрязнение воздушной среды и сброс сточных вод предприятиями цветной металлургии), на Новой Земле (радиационное загрязнение) и Ямале. Стратегия рационального природопользования в Арктике должна строиться на основе приоритета традиционных форм природопользования и социально-культурного развития коренного населения региона.

Тяжелая экологическая ситуация сложилась на Урале, особенно в старых горнопромышленных центрах. Это – загрязнение атмосферы, истощение водных ресурсов, нерациональное использование минерально-сырьевых ресурсов, радиационное загрязнение территории. Для улучшения экологической обстановки принимаются меры по внедрению более совершенных технологических процессов; строительству очистных сооружений в крупных промышленных центрах; рекультивации земель, нарушенных предприятиями горнодобывающей и металлургической промышленности; предусматривается поэтапное сокращение поступления загрязняющих веществ и отходов в природную среду и другие.

К специфическим экологическим проблемам относится сохранение природного комплекса бассейна озера Байкал. Уникальное пресноводное озеро занимает первое место в мире по глубине (1620 м) и объему водных масс (23600 км3), в нем содержится около 20% мировых и свыше 80% объема пресных вод СНГ. Экосистема Байкала отличается удивительным богатством и своеобразием — в озере обитают не менее 2 400 видов и разновидностей животных и растений. Особенностью озера является наличие тонкого биологического механизма самоочищения вод. Основная роль в этом процессе принадлежит зоопланктону, имеющему фильтрационный тип питания и пропускающему через себя воду озера.

Развитие производительных сил, нерациональное использование природных ресурсов в регионе привело к ухудшению гидрохимического состояния озера и его притоков, загрязнению атмосферного воздуха, развитию эрозионных процессов, деградации живых организмов Байкала. В целях сохранения уникального природного комплекса было принято постановление правительства по кардинальному решению проблемы Байкала, осуществлены крупные природоохранные мероприятия. Вместе с тем проблема охраны озера остается актуальной и потребует для своего решения еще много сил и средств, так как сохраняется опасность возникновения необратимых процессов в экосистеме Байкала.

Украина. Среди многообразных экологических проблем; безусловно, главной являются последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Отметим также, что наиболее напряженные взаимоотношения между хозяйственным комплексом и окружающей природной средой сложились в Донецко-Приднепровском районе и прежде всего в Донецко-Макеевском, Днепропетровском, Запорожском и Криворожском промышленных узлах. В Бывшем СССР район по уровню загрязнения и деградации природной среды занимал печальное первое место (табл. 6.1). В этом районе практически отсутствуют территории, не затронутые деятельностью человека.

Проблемы взаимодействия хозяйственной деятельности человека и природы Южного района Украины являются характерными для регионов с интенсивными формами сельскохозяйственного производства и высокой плотности сельского населения: это усиление процессов водной и ветровой эрозии, ухудшение состояния почв и растительности, вредное воздействие на водоемы и воздушный бассейн. Серьезной проблемой юга Украины является осолонение Днепровско-Бугского и Днестровского лиманов и сброс загрязняющих веществ в них, а также в северо-западный район Черного моря.

Необходимо отметить, что никакие локальные очистные или защитные сооружения не смогут решить проблемы охраны окружающей среды в XXI в. Единственный выход — разработка и реализация международных эколого-экономических программ устойчивого развития всех регионов мира, включая СНГ. Лишь на уровне СНГ в целом можно согласовать задачи защиты окружающей среды и развития экономики.

Экологические проблемы Республики Беларусь

Одна из основных причин экологического кризиса в Республике Беларусь состоит в приоритетном развитии в течение многих лет ресурсоемких, многоотходных отраслей материального производства без учета естественных возможностей природной среды к саморегуляции и восстановлению. Наиболее серьезными экологическими проблемами конца ХХ в. Беларуси были:

· загрязнение более 1/5 территории республики радионуклидами, что не только резко ограничило ее природно-ресурсный потенциал (загрязнено более 22% сельскохозяйственных и 21% лесных угодий), но и потребовало огромных затрат на снижение радиационной опасности;

· многократное превышение нормативного уровня загрязнения воздушного бассейна в городах с высоким уровнем концентрации экологоопасных производств и большим парком автотранспорта;

· интенсивная трансформация водосборных бассейнов и водного режима речной сети в результате крупномасштабного осушения заболоченных земель и как следствие – исчезновение множества малых рек и ручьев;

· стойкое увеличение индекса загрязнения вод по всем рекам республики на фоне сокращения общего объема сбрасываемых в них стоков, что свидетельствует о нарушении процессов самоочищения водоемов;

· опасное загрязнение промышленными, коммунальными и поверхностными сточными водами акваторий уникальных водных объектов (оз.Нарочь, Свитязь, Голубых, Браславских озер),

· техногенная деградация ландшафтов;

· неблагополучная экологическая ситуация в сельской местности, связанная с многолетним воздействием на среду обитания отходов крупных животноводческих комплексов, химизацией сельского хозяйства, использованием тяжеловесной сельскохозяйственной техники, изъятием плодородных земель для несельскохозяйственных целей, эрозией почв антропогенного происхождения, усыханием лесов и трансформацией почв в результате непродуманной крупномасштабной мелиорации и т.д.

Наиболее серьезной экологической проблемой нашей страны остается радиоактивное загрязнение в результате чернобыльской катастрофы около 22% территории, на которой проживает 2,2 млн.чел., расположено свыше 3600 населенных пунктов, в том числе 27 городов. Острее всего эта проблема стоит в Гомельской и Могилевской областях, где радионуклидами загрязнено соответственно 68 и 35% территории. В Брестской, Гродненской и Минской областях радиоактивное загрязнение занимает соответственно 13%,
7 и 5% их площади, Витебской – менее 1%.

Ликвидация последствий крупнейшей ядерной катастрофы мирного времени потребовала проведения в республике чрезвычайно капиталоемких мероприятий. Из наиболее загрязненных в чистые районы было переселено 135 тыс. человек, ликвидировано 415 населенных пунктов, 287 производственных объектов, 607 школ и детских садов, 95 больниц и других медицинских учреждений, множество предприятий общественного питания, торговли, бытового обслуживания. Из сельскохозяйственного оборота выведена часть радиоактивно загрязненных территорий – так называемая зона отчуждения. Усилиями ученых и специалистов Беларуси досконально изучена радиационная обстановка, выяснены особенности поведения радионуклидов в почве, воде, воздухе, растительном и животном мире, исследуется воздействие радиации на здоровье людей, установлен социально-экономический ущерб от аварии, величина которого за 30 лет (1986-2015 гг.) составит, по некоторым оценкам экспертов,
235 млрд долл. США.

В республике разработаны Государственные программы по ликвидации и минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС, ряд законов и постановлений правительства. Их реализация способствовала некоторому смягчению общей ситуации, в частности, нормализации радиационного фона атмосферного воздуха в большинстве населенных пунктов республики.

Радиационная обстановка в Беларуси отрицательно сказывается прежде всего на состоянии здоровья населения, проживающего на загрязненных территориях, где не снижаются темпы прироста заболеваний эндокринной системы, новообразований, системы кровообращения. Регистрируемая заболеваемость населения, пострадавшего в результате катастрофы на ЧАЭС, почти по всем классам болезней выше, чем в целом по республике. На загрязненной радионуклидами территории проживает 530 тыс. детей и подростков. Заболеваемость раком щитовидной железы в республике в последние пять лет колеблется в пределах 2,1-3,2 человека на 100 тыс. детей, тогда как в странах Европы этот показатель не превышает 0,5 человека. В структуре детской заболеваемости растет удельный вес врожденных и наследственных патологий, которые связаны с наличием в окружающей среде дополнительных мутагенных факторов, обусловленных последствиями катастрофы на ЧАЭС. Начался рост патологий и на территориях с низким уровнем загрязнения.

С учетом постоянного роста городского населения серьезной проблемой является загрязнение атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах республики. Постоянный мониторинг состояния атмосферного воздуха налажен у нас в 16 городах, включая, помимо областных центров, города Бобруйск, Мозырь, Новогрудок, Новополоцк, Оршу, Речицу, Пинск, Полоцк, Светлогорск, Солигорск, в которых проживает более 2/3 городского населения Беларуси.

Анализ динамики состояния атмосферного воздуха осуществляется на основе определяемого для каждого города комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА), который рассчитывается по пяти наиболее распространенным вредным веществам (пыли, диоксиду серы, оксиду углерода, диоксиду азота и формальдегиду) с учетом их класса опасности, стандарта качества и средних уровней загрязнения воздуха. Уровень загрязнения воздуха считается высоким, если средние значения концентрации примесей в воздухе города выше средних по республике, или ИЗА превышает 7; повышенным, если концентрации примесей в отдельных случаях превышали ПДК; низким, – если среднегодовое содержание примесей было в пределах или ниже принятых стандартов качества воздуха. По показателю ИЗА высокие уровни загрязнения воздушной среды в последние годы наблюдались в Могилеве (8,8–10), Мозыре (7,8–8,6), Бобруйске (6,3–7,7), Гомеле (4,5–7,1), Витебске (5,8–8,3). Причем в Могилеве значительное превышение по сравнению со средними для страны значениями ИЗА наблюдается на протяжении многолетнего периода.

Основными источниками загрязнения воздушного бассейна нашей страны являются автомобильный транспорт, объекты энергетики и промышленные предприятия. В структуре выбросов преобладают оксид углерода, диоксид серы, углеводороды, оксиды азота.

По данным регулярных наблюдений за качеством атмосферного воздуха на станциях Госкомгидромета Республики Беларусь, за пятилетний период (1994–1998 гг.) средние концентрации диоксида серы снизились на 36%, диоксида азота, пыли и оксида углерода –на
13-20%, выбросы серы и азота на душу населения сократились в
1,8 раза, что обусловлено сокращением общего количества сожженного топлива и снижением объемов производства. Однако по-прежнему нерешенной остается проблема обеспечения ТЭЦ и котельных низкосернистым мазутом, а также оснащения крупнейших из них современными системами очистки отходящих газов с утилизацией уловленных продуктов, особенно сернистых соединений.

Кроме собственных источников загрязнения, территория республики подвергается загрязнению вредными примесями, выбрасываемыми в воздух в соседних странах. Так, по данным Минприроды РБ, доля трансграничной серы в выпадениях на территории Беларуси составляет 84-86 %, окисленного азота – 89-94%, восстановленного азота – 38-65%.

Несмотря на достаточную обеспеченность водными ресурсами территории Беларуси, все большую тревогу специалистов и общественности вызывают проблемы, связанные с антропогенными нагрузками на водные объекты. Водообеспеченность республики составляет
175 м3/км2, или 3,4 тыс.м3 на человека. Это выше, чем в таких странах Европы, как Англия (2,6), Бельгия и Люксембург (0,9), Болгария (2,0), Венгрия (0,8), Германия (1,3), Италия (2,8), Польша (2,2), Украина (1,0), Чехия (1,8) и др.

Если по водообеспеченности Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях, то проблема качества природных вод является весьма острой, невзирая на уменьшение водоотведения и проводимую реконструкцию очистных сооружений.

Большинство рек республики относится к категории умеренно загрязненных. В категорию «загрязненные» попадали участки рек Свислочи ниже г.Минска, Днепра ниже гг.Могилева и Быхова, Узы ниже г.Гомеля, Мухавца ниже г.п.Жабинки, Лошицы в Минске и некоторые другие. В последние годы наблюдается увеличение индекса загрязнения вод (ИЗВ) по многим рекам республики, что на фоне сокращения объемов поступающих сточных вод свидетельствует о нарастании скорости вторичного загрязнения и деградации процессов самоочищения водоемов. Известно, что для нейтрализации 1 м3 очищенных сточных вод необходимо их 10-12-кратное разбавление чистыми природными водами, а загрязненные (неочищенные) стоки, которых у нас в 2000 г. было сброшено 25 млн м3, требуют 50-кратного разбавления.

Актуальной для Беларуси является проблема состояния подземных вод, которые служат основным источником водоснабжения республики и в значительной степени определяют качество среды обитания и здоровье населения. Высокая проницаемость пород обусловливает слабую защищенность подземных вод от поверхностного загрязнения, что сказалось на увеличении их минерализации, содержания хлоридов, сульфатов, нитратного и аммонийного азота.

Сильное загрязнение грунтовых и подземных вод происходит в районах промышленных центров, горнодобывающих предприятий, нефтехимических производств. Так, в районе солеотвалов и хвостохранилищ Солигорских калийных комбинатов глубина зоны хлоридно-натриевого загрязнения превышает 100 м, а минерализация подземных вод достигает 300 г/л. Загрязнение подземных вод наблюдается в районах размещения водозаборных скважин в селитебной зоне населенных пунктов, в районе очистных сооружений, свалок, животноводческих ферм и т.п. Неудовлетворительным является и санитарно-техническое состояние самих водозаборов, где отсутствует необходимая санитарная защита, не соблюдается режим зон санитарной охраны водозаборов.

Анализ данных радиоактивного мониторинга состояния природных вод свидетельствует о том, что концентрации радионуклидов в поверхностных водоемах республики не вызывают опасений. Максимальное их накопление приурочено к непроточным местам и донным отложениям. Если в реках южных районов Беларуси концентрация стронция-90 и цезия-137 за послеаварийные годы снизилась более чем в 20 раз, то в озерных экосистемах (замкнутого типа) отмечается ее возрастание в донных отложениях. Радиоактивное загрязнение подземных вод пока достоверно не выявлено.

Состояние природных вод республики требует совершенствования способов очистки сточных вод, создания водоохранных зон, предотвращения попадания в водоемы стоков животноводческих комплексов, сокращения объемов водоотведения путем внедрения оборотных систем водоснабжения и т.п.

Серьезные нарушения экологического равновесия природных систем Беларуси вызваны проведением в течение долгих лет крупномасштабных осушительных мелиоративных работ. В результате осушения 16,4% (3414,3 тыс.га) территории страны произошла интенсивная трансформация водосборных бассейнов и водного режима речной сети. Регулирование русел затронуло свыше 1,6 тыс. малых и средних рек, превращенных в спрямленные водотоки, по сути, – в каналы. Протяженность мелиоративной сети оказалась на порядок выше суммарной длины рек и ручьев. Все это привело к нарушению водного баланса больших территорий (в частности, Полесья), изменению водного режима (уровней и скорости воды) отдельных бассейнов и водных объектов, понижению уровня грунтовых вод, исчезновению многих малых водотоков, высыханию колодцев в сельской местности и пр. негативным изменениям в экосистемах республики.

Мелиорация привела к сокращению суммарной площади болот Беларуси более чем на 40%, а ведь они являются мощным фактором регулирования объективных биосферных процессов, поддержания экологической стабильности всех природных систем.

Интенсификация сельскохозяйственного производства в 70-90-е годы, которая осуществлялась у нас путем внедрения химико-техногенной системы земледелия, способствовала не только определенному повышению плодородия почв и урожайности, но и ухудшению экологического состояния земель. По данным почвенных исследований, эродированные и эрозионно опасные земли составляют 41,5% площади пашни Беларуси. В результате неумеренного известкования кислых почв более 3% пахотных земель переизвестковано, что негативно сказывается на росте кальциефобных культур (льна, картофеля, люпина). Применение повышенных доз минеральных удобрений в конце 80-х гг. привело к избыточному накоплению биогенных элементов на 6% пахотных земель, следствием чего является недопустимо высокое содержание нитратов в сельскохозяйственных культурах, выращенных на этих землях. Колоссальный вред здоровью человека и других живых организмов наносят пестициды, накопленные в почве за долгие годы их чрезмерного применения и десятилетиями сохраняющиеся в природном круговороте веществ.

Большой ущерб понесло сельское хозяйство в результате чернобыльской катастрофы, которая привела к загрязнению более
1,6 млн.га сельхозугодий и выбытию из сельхозоборота 265,4 тыс.га. Загрязнение почв республики носит чрезвычайно неравномерный характер. В большинстве типов почв основное количество радиоизотопов сосредоточено в верхнем пятисантиметровом слое, то есть в наиболее плодородном горизонте. Кроме непосредственного загрязнения почв радионуклидами, за время, прошедшее после катастрофы, обнаружено вторичное загрязнение почв вследствие применения загрязненного навоза и минеральных удобрений, золы после сжигания загрязненного топлива, а также в результате переноса загрязненных частиц транспортом, ветром.

Еще одна серьезная экологическая проблема Беларуси – техногенная деградация ландшафтов как следствие неполного извлечения полезного продукта при добыче минерального сырья, некомплексной его переработки, что ведет к скоплению огромных масс отходов так называемой пустой породы на территориях, пригодных для сельскохозяйственного использования, появлению пыльных бурь, концентрации вредных веществ сверх допустимых норм в почве, водоемах, воздухе. Ныне по вине промышленных отвалов ежегодно недобирается 8–10 % валовой сельскохозяйственной продукции. Накопление отходов производства и потребления ведет к нарушению равновесия природной среды и представляет реальную угрозу здоровью населения.

Из почти 24,5 млн т промышленных отходов, образовавшихся за последний год в республике, было утилизировано только 16,7%. Основная часть неиспользованных отходов удалена на полигоны и шламонакопители предприятий (80,5%), остальные– вывезены на полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), оставлены на территориях предприятий, сожжены, слиты в канализацию, водоемы или вывезены в несанкционированные места.

Для размещения отходов из хозяйственного обращения изымаются сотни гектаров земли. Общая площадь земель, занятых у нас под полигонами отходов, составляет 2950 га, из которых 1250 га приходится на солеотвалы и шламохранилища Солигорских комбинатов. Другие отходы сконцентрированы на 164 полигонах (ТБО) и 80 накопителях промышленных отходов. Наибольшее количество отходов (81,3%) образуется в Минской области, в основном, за счет расположенного на ее территории высокоотходного предприятия ПО «Беларуськалий».

Сегодня в республике накопилось около 700 млн.т отходов. Сконцентрированные зачастую в необустроенных местах они являются источником загрязнения воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод. Номенклатура промышленных отходов составляет около 800 наименований. Вместе с тем многие виды отходов по своим качествам и содержанию в них ценных компонентов являются потенциальным вторичным сырьем.

Следует отметить, что падение промышленного производства в республике, начиная с 1990 г., привело к некоторому сокращению антропогенного воздействия на окружающую среду. Необходимо воспользоваться кратковременной передышкой, которую получила наша природа, чтобы предпринять меры по экологизации дальнейшего социально-экономического развития страны. Это особенно актуально в условиях кризиса экономики, когда все средства направляются на решение очевидных, сиюминутных проблем (снижение инфляции, социальной напряженности, сокращение дефицита бюджета и т. п.), причем любыми путями, что чревато дальнейшим усугублением экологической ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.