Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установление равновесной цены позволяет потребителям получать излишек потребителя, а производителям излишек производителя

Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на равновесном уровне называется уравновешивающей функцией цен. Именно действие уравновешивающей функции цен является одним из условий эффективного функционирования рыночного хозяйства.

Таким образом, равновесие на рынке достигается в результате конкуренции между продавцами, желающими продать избыток товаров, и конкуренции покупателей, желающих получить дефицитный товар

В состоянии равновесия: QD = Qs. Равновесие на рынке достигается при таком уровне цены, когда объем спроса равен объему предложения.

Если цена выше цены равновесия, объем предложения превышает объем спроса. Возникает затоваривание.

Если цена ниже цены равновесия, объем спроса превышает объем предложения. Товар становится дефицитным.

Сдвиг равновесия

Как действует рыночный механизм спроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится в результате влияния неценовых факторов? Предположим, что спрос на некий товар повысился, так как этот товар стал более модным.

Повышение спроса на графике (рис. 2) отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1). В результате установится новая равновесная цена P1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применимо только к данному конкретному моменту.

Рис. 2. Сдвиг равновесия

Анализ рисунка 2 дает возможность охарактеризовать различные варианты сдвига равновесия в результате одновременного сдвига линий спроса и предложения.

Регулирование цены.

Что может сделать государство для обеспечения устойчивости (стабильности) рыночного равновесия?

Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р1 > PE), так и ниже ее (Р2 < PE).

Рис. 3. Регулирование цены

«Цена пола» — установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены. В первом случае это приведет к избытку продукции, во втором случае - к дефициту. В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема QE.

Что еще может сделать государство для обеспечения устойчивости (стабильности) рыночного равновесия?

Государство может применять для регулирования рынка механизм налогов и дотаций.

Проанализируем воздействие на рыночное равновесие нетоварных налогов (налог на продажи и акцизы). Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Но не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же.

Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами (рис. 4).

Рис.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами

Проанализируем воздействие на рыночное равновесие дотаций. Дотация - это как бы налог "наоборот". Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

В случае дотаций из госбюджета производителям товара: объем продаж увеличивается, цена для покупателей снижается, цена, фактически получаемая производителями, повышается.

В случае дотаций из госбюджета потребителям товара: увеличивается рыночный спрос, и соответственно, увеличиваются цены и объемы продаж.

ИЗЛИШКИ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Излишек потребителя - это разница между максимальной ценой потребителя на дополнительную единицу продукта и рыночной ценой.

Излишек потребителя характеризует чистую выгоду, получаемую потребителями от покупки и потребления данного товара. В соответствии со своей индивидуальной кривой спроса, потребители готовы были заплатить за товар цену, большую, чем равновесная цена. Поэтому у них часть суммы, предназначенной для покупки данного блага, осталась не израсходованной. Суммарный излишек потребителей графически может быть представлен площадью фигуры между кривой спроса и уровнем рыночной цены - фигура P E Р*Е на рисунке 5.

Рис. 5. Излишки потребителей и производителей

Излишек производителя – это разница между рыночной ценой и минимальной ценой, по которой производитель готов продать товар. Суммарный излишек производителей графически может быть представлен площадью фигуры между кривой предложения и уровнем рыночной цены - фигура AP E E на рисунке 5.

Излишек производителя является, по существу, разницей между общей выручкой и совокупными издержками. Производители согласны были продать свой товар по ценам своего индивидуального предложения, а продали по сложившейся рыночной цене, тем самым, получив излишек (выгоду) производителя.

Сумма излишков потребителей и производителей - площадь фигуры АР*Е (рис. 5) характеризует общий эффект производства и потребления на рынке.

Но допустим, что государство вводит определенную фиксированную сумму налога на единицу товара. Это равносильно смещению кривой предложения S вверх. Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает так называемый “мертвый груз “от налогообложения, т.е. избыточное налоговое бремя в виде непроизведенной и неполученной обществом продукции, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. При этом в зависимости от эластичности спроса и предложения налоговое бремя в разной степени несут потребители и производители.

В случае, если Еd > Es, т.е эластичность спроса больше эластичности предложения, большая часть налога выплачивается производителем. Это связано с тем, что если спрос окажется более эластичным, чем предложение, то потребители смогут переключиться на потребление товаров заменителей, а производители не смогут сильно сократить предложение. Например, из-за негибкости или особенности технологии производства.

Если же Еd < Es, основное бремя налога ложится на потребителя. Производители в большей степени могут отреагировать на увеличение налога (т.е. фактически на рост издержек) и могут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. А потребители в силу разного рода причин не могут сильно сократить потребление данного товара, поэтому большую часть налога придется выплачивать именно им.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рыночное равновесие | Эластичность спроса и предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.