Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физические

Содержание обучения ИЯ

Воспитательная цель обучения

Общеобразовательная цель обучения ИЯ

Практическая цель обучения ИЯ

Цель обучения иностранным языкам как социально-педагогическая и методическая категория

Лекция № 4.

Цели и содержание обучения ИЯ

План

1. Цель обучения ИЯ как социально-педагогическая и методическая категория.

2. Практическая цель обучения ИЯ.

3. Общеобразовательная цель обучения ИЯ.

4. Воспитательная цель обучения ИЯ.

5. Содержание обучения ИЯ.

Как известно, цель понимается в психологии как осознанный образ будущего результата действия. Под целью понимается результат решения большой, всеобъемлющей задачи, которая заключается в том, чтобы привести обучаемого от незнания языка к определённому владению им. Это дает основание сформулировать цель применительно к обучению ИЯ как осознанно планируемый результат преподавания и изучения языка и культуры. Цель обучения является важной социально-педагогической и методической категорией. Поэтому обращение к ней осуществляется с учётом всех факторов, детерминирующих (определяющих) языковое образование в целом. Методическая составляющая понятия " цель обучения иностранным языкам " заставляет при её формулировании обращаться к основным положениям лингводидактики и методики обучения иностранным языкам. Детерминированность целей обучения иностранным языкам даёт основание считать, что данная категория есть некое промежуточное звено между социальным и методическим.

Цель обусловлена:

- нуждами общества и государства, выражая их социальный заказ;

- она сама детерминирует всю систему языкового образования, определяя её содержание, организацию и результаты.

В основе обучения иностранным языкам как явления социального лежит социальная деятельность людей, их отношения и взаимодействия.

В настоящее время цель обучения иностранным языкам следует понимать как формирование личности учащихся, способной и желающей выступать в общении на межкультурном уровне.

Целью обучения немецкому языку в современной школе является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями немецкого языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и читать несложные аутентичные тексты с целью извлечения информации о странах изучаемого языка, их культуре и быте. Это предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие школьников средствами немецкого языка, что в свою очередь позволяет разбить ее на практическую, общеобразовательную и воспитательную составляющие, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

 

 

Практическая цель обучения (коммуникативная) означает прежде всего практическое овладение языком как средством общения. Однако это достаточно широкое понимание цели дифференцируется в зависимости от конкретных условий обучения языку. Так возникает проблема уровня практического владения языком и необходимость выделять промежуточные и конечные цели обучения по каждому виду речевой деятельности и аспекту языка в рамках определенного этапа и профиля обучения.

На начальном этапе обучения ИЯ ставится более узкая, промежуточная цель по сравнению с конечной целью обучения языку (свободное владение на минимально достаточном уровне): овладеть основами языка. Четкое представление о промежуточной и конечной целях обучения определяет выбор упражнений и приемов работы на уроке, отбор учебного материала.

Цели обучения могут также быть избирательными (например, овладение навыками и умениями устной речи или чтения научно-технической литературы) и комплексными (умение воспринимать речь на слух, говорить, читать, писать по-русски).

С помощью практической цели обучения характеризуют ряд умений, необходимых для успешного овладения языком. Это умения пользоваться литературой, работать со словарем, владеть приемами, обеспечивающими запоминание слов и правил и их извлечение из памяти. Таким образом, в процессе достижения практических целей преподаватель должен уделять внимание и формированию у учащихся умений технологического характера, облегчающих овладение языком.

Цель достигается путём решения множества задач. Задачи обучения – это объективное отражение целей обучения применительно к конкретному этапу и условиям занятий. В рамках одной и той же цели могут решаться разные задачи обучения. Каждая задача ставится с учётом достижения общей поставленной цели. Задачи формулируются в виде перечня знаний, навыков, умений. Например,

- осуществлять устно-речевое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения, в том числе умение делать краткие связные сообщения о себе, своем окружении; обсуждать актуальные проблемы современной молодежи на основе текста, выражать свое мнение о прочитанном;
- воспринимать на слух и понимать краткие сообщения типа объявлений;
- читать и понимать содержание несложных аутентичных текстов разных жанров с разной глубиной и точностью понимания;
- письменно оформлять и передавать элементарную информацию, в частности писать письмо.

Общеобразовательная цель обучения заключается в осознании учащимися многообразных способов выражения мысли, присутствующих в разных языках, что делает мыслительный процесс более гибким, развивает речевые способности учащихся, обогащает их речь языковыми средствами для выражения мыслей. Общеобразовательная цель – это также и использование языка для повышения общей культуры учащихся: знание культуры, истории и современной ситуации, географии страны изучаемого языка.

Образование средствами иностранного языка, предполагает:
- понимание особенностей своего мышления;
- сопоставление изучаемого языка с родным, осознание особенностей каждого;
- знание о культуре, страницах истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка;
- представление о достижениях национальных культур (собственной и иной) в развитии общечеловеческой культуры, о роли родного языка в зеркале культуры другого народа и включение школьников в диалог культур;
- развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, поисковой деятельности, осознания явлений как своей, так и иной действительности, их общности и различия, что предполагает формирование у школьников:
- развитие механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию на основе осуществления широкого спектра проблемно-поисковой деятельности;
- формирование и развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;
- формирование и развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций;
- развитие способности и готовности вступать в иноязычное общение;

- развитие потребности в дальнейшем самостоятельном изучении иностранного языка.
- развитие общеучебных и специальных учебные умения: умение учиться (работать с книгой, учебником, справочной литературой, использовать перевод).
- развитие компенсаторные умения: умение выходить из трудного положения за счет, например, перифраза, использования синонима (при дефиците языковых средств).

 

Воспитательная цель обучения проявляется в формировании личности учащегося, развитии чувства взаимопонимания между народами, а также в формировании умения работать, усидчивости, работы со словарём.

Воспитательная составляющая комплексной цели обучения ИЯ предполагает:

- развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, поисковой деятельности, осознания явлений как своей, так и иной действительности, их общности и различия, что предполагает формирование у школьников:
- механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию на основе осуществления широкого спектра проблемно-поисковой деятельности;
- языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;
- ценностных ориентаций, чувств и эмоций.
Вывод: единство практической, общеобразовательной и воспитательной целей позволяет избежать односторонности в обучении, когда практические цели обучения решаются без учета общеобразовательной и воспитательной или общеобразовательная цель решается за счет практической.

 

Содержание обучения – это все то, чем должен овладеть учащийся на занятиях по языку. Основу содержания обучения составляют речевые навыки и умения.

 

Компоненты содержания обучения:

1. Языковой материал. Практическое владение языком предполагает усвоение определенного объема языкового материала (фонетического, лексического, грамматического). Учитывая ограниченность учебного времени и трудоемкость процесса формирования навыков и умений, выдвигается требование минимизации языкового материала. Например, на начальном этапе обучения ИЯ языковой материал охватывает продуктивный лексический минимум в 400-500 лексических единиц, служащих для описания города, транспорта, погоды в разные времена года; для названия продуктов питания, некоторых профессий, занятий детей в школе и на досуге и т.д.

2. Речевой материал представлен в содержании обучения речевыми образцами (типовыми фразами), темами и ситуациями общения, текстами. Например, основные коммуникативные типы немецкого простого предложения (повествовательное, вопросительное, побудительное), устойчивые словосочетания, реплики-клише, типа (Ja, das stimmt; Ich denke, dass; Vielen Dank!) и т.д., а также речевые и умственные действия с иноязычным материалом, осуществляемые в процессе решения коммуникативных задач, которые ставит перед учащимися учитель (или учебник) или которые возникают у учащихся в результате собственных интенций.

 

3. Предметное содержание, передаваемое с помощью языкового и речевого материала, т. е. то, о чем мы говорим, читаем, пишем и т. д. Сюда входят сферы общения (социально-бытовая, учебно-трудовая, социально культурная у нас в стране и в Германии), темы, проблемы, характерные для типичных ситуаций общения со сквозной темой «Ученик и его сверстники из страны изучаемого языка. Окружающий их мир». Здесь также важную роль играет страноведческий и в целом социально-культурный контекст. Например, в социально-бытовую сферу общения на первом этапе обучения входят следующие темы: «Я и мои друзья. Семья. Квартира. Дом. Домашние животные. Покупки. Семейные традиции. Празднование дня рождения», на втором этапе обучения ИЯ – «Распорядок дня. Еда.
Здоровье. Гигиена. Внешность. Досуг. Хобби. Одежда» и т.д

4. Знания. Необходимо знание правил оперирования речевым материалом, т.е. правил его образования и употребления в процессе общения. В учебниках содержание знаний представляется в виде правил и инструкций, которые зависят от цели обучения и определяются в первую очередь их практической необходимостью.

5. Навыки. Конечной целью овладения языком является формирование на основе приобретенных знаний речевых навыков и умений. Речевой навык - это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности. Признаки навыка: правильность выполнения, бессознательность (автоматизированность), темп выполнения, прочность операции, способность к переносу (гибкость навыка, т.е. способность использовать его на новом материале). Принято выделять речевые навыки (фонетические, лексически, грамматические) и двигательные (обеспечивающие техническую сторону письма и произнесения звуков).

Навыки вырабатываются в результате выполнения подготовительных упражнений. Произносительные навыки обеспечивают звуковое оформление речи; лексические – выбор лексических единиц, их правильное сочетание друг с другом; грамматические – правильное оформление сочетаний слов, синтагм предложений.

 

6. Умения – это способность применять приобретенные знания и сформированные навыки в различных ситуациях общения. На основе умений решаются коммуникативные задачи, связанные с получением и передачей информации на изучаемом языке. Выделяются следующие умения: аудировать, говорить, писать, читать. Навыки входят в состав умений в качестве их основных компонентов.

7. Чувства, эмоции, возникающие в связи с предметным содержанием и речевыми действиями, на основе которых формируются ценностные ориентации.

 

Литература

 

1. Бим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. – М.: Новая школа, 1995. – 128 с.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб.заведений; -4- е изд., - М.: Издательский центр «Академия»,2007. – 336 с.

3. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе – М., «Высшая школа», 1985. – 243 с.

4. И.А. Зимняя. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М. Просвещение, 1985
5. Е.И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М. Просвещение, 1991
6. Программно-методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Начальная школа. – 3-издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 160 с.

7. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В.М.Филатова. Ростов н/Д. АНИОН, 2004.- 337 с.

 

 

Раздел физики в стоматологическом материаловедении занимает достаточно большой объем, поэтому возникает необходимость разделить физические свойства по категориям:

1. Собственно физические свойства – свойства материалов связанные тем или иным образом с передачей энергии. Сюда следует отнести в основном термические свойства, такие как теплопроводность, теплоемкость, термическое расширение. Также сюда следует отнести электропроводимость, рентгеноконтрастность, и др.

2. Механнические свойства (иногда называются техническими свойствами) – свойства материалов связанные с разделом механики, такие как прочность, твердость, способность к деформированию.

3. Эстетические свойства – определяющие внешний вид материала: цвет, полупрозрачность, блеск поверхности, флюоресценцию (флуоресценцию)

4. Технологические свойства – свойства определяющие удобство материала в работе. Важно отметить, что технологические свойства включают не только физические показатели. Из физики сюда будут относиться реологические свойства, включающие вязкость, тиксотропию, текучесть материала. Из раздела химии тут будет рассматриваться время твердения, рабочее время. Подробнее на этих свойствах остановимся позднее.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характерные особенности | В доантибактериальную эру основным возбудителем был пневмококк, реже стрептококки, __, стафилококки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.