Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая характеристика готовности к профессиональной деятельности




 

Для успешного выполнения профессиональной деятельности необходим определенный уровень готовности к ней. Готовность к выполнению профессиональной деятельности – это комплексная характеристика, включающая в себя: профессиональную мотивацию, обученность, индивидуальный стиль деятельности (рис. 2).

 

Рис. 2. Схема готовности к выполнению профессиональной деятельности

Мотивация – это сложное отражение целостной мотивационной сферы, включающей в себя: мотивы (что побуждает работника, ради чего он трудится), цели (как он умеет воплощать свои мотивы в конкретных результатах – конечных и промежуточных), эмоции (как он переживает процесс деятельности).

Соотношение и динамика мотивов, целей и эмоций внешне выражается у человека в виде разного рода отношений к профессиональной деятельности в целом и к выполнению конкретной работы в частности (отрицательного, нейтрального, положительного).

Возникновение конкретного стремления работников к активности в профессиональной сфере обусловлено двумя группами мотивационных факторов:

1) разнообразными личными потребностями;

2) воздействием совокупности позитивных мотивов на их поведение на работе.

Личные потребности, воздействующие на профессиональную деятельность, классифицированы А. Маслоу:

1) физиологичекие – в пище, тепле, бытовых условиях и др.;

2) в безопасности – от неустроенности, непредвиденных факторов, неблагоприятных воздействий;

3) в социальных связях – в контактах, психологической близости с окружающими, дружбе;

4) в самооценке – в понимании себя, признании, реальных достижениях;

5) в самоактуализации – в понимании окружающих событий, творчестве, передаче своего опыта людям;

6) в смысле жизни – в определении и реализации своего жизненного назначения, выборе призвания, установлении для себя целей, принципов, средств правильной жизни.

Согласно А. Маслоу, все личные потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека. Потребности физиологические, в безопасности, называемые первичными, потребностями нижнего уровня, служат основанием для удовлетворения потребностей высшего порядка – в социальных связях, самооценке, самоактуализации, смысле жизни. Потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере частично, потребности нижнего уровня.

Позитивные мотивы, влияющие на профессиональную деятельность, включаеют в себя:

1) ценности – профессионализм, авторитет на работе, власть, личное благополучие и др.;

2) профессиональные интересы;

3) субъективные отношения людей, которые способны принимать положительное значение.

Выделяют две основные функции мотивации:

1) побудительная (побуждает к профессиональной деятельности);

2) смыслообразующая (придаёт профессиональной деятельности определенный личностный смысл).

С повышением побудительной силы мотивов для работников становится более значимым личный смысл и понимание общественной пользы разных сторон своей профессиональной деятельности.

Мотивационной сфере присущи следующие особенности:

1) интенсифицируемость мотивов – выражается в том, что позитивные отношения, ценности, профессиональные интересы, имеющие недостаточную интенсивность, нередко могут быть усилены;

2) динамичность мотивов – проявляется в особенности гибкого изменения структуры воздействия мотивов на профессиональное поведение человека;

3) способность к обогащению новыми мотивами – выражается в возможности возникновения новых позитивных мотивов при наличии пробелов или искажений в побуждениях к решению профессионально важных задач.

Мотивационная сфера личности изучается методами анкетирования и тестирования.

Профессиональная обученность трактуется как степень сформированности профессиональных знаний, навыков, и умений.

Знания с точки зрения психологии – это отражение в сознании человека объективного мира в форме закрепленных в его памяти образов, понятий и их систем.

Навыки в психологии рассматриваются как автоматизированные компоненты сознательного действия, выработанные путем многократных повторений одних и тех же операций в аналогичных условиях.

Умения в психологии определяют как психические образования, которые объединяют знания с действиями и выражаются в правильном использовании знаний для решения практических задач.

Подготовка специалиста – профессионала происходит следующие ступени:

Знания простые (начальные) умения простые навыки сложные умения профессионально-деловые качества профессионально-психологическая подготовка.

Профессиональная обученность исследуется с помощью контрольных (педагогических) тестов.

Немаловажной характеристикой, неразрывно связанной с профессиональной обученностью и мотивационной сферой и в совокупности с ними определяющей успешность профессиональной деятельности, является индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – это индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности. Это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности частично дается человеку от рождения (т.е. обусловлен психофизиологически), а частично – формируется под влиянием условий деятельности. Формирование и развитие стиля связано с формированием и развитием определенных качеств личности субъекта.

Сейчас, благодаря отечественным и зарубежным разработкам, определены следующие возможные стили деятельности:

1. Синтетический – аналитический.

2. Зависимый – автономный.

3. Импульсивный – рефлексивный.

Как показывает практика, выделенные стили в чистом виде не существуют, а встречаются во всевозможных их комбинациях. Обычно рассматривают две такие комбинации:

1. Синтетический + зависимый + импульсивный.

2. Аналитический + автономный + рефлексивный.

Для диагностики индивидуального стиля деятельности используют комплексное психологическое тестирование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.