Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические закономерности управленческой деятельности




Значительный удельный вес в деятельности руководителя занимают организационно-управленческие вопросы, от правильного решения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Причём в некоторых видах управленческой деятельности значение организационно-управленческих вопросов значительно возрастает и нередко данный аспект становится одним из ведущих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц.

Для большинства профессий в организационно-управленческой подструктуре профессиональной деятельности выделяют два аспекта:

- организация собственной работы в течение рабочего дня, недели, организация работы в условиях ненормированного рабочего дня;

- организация совместной работы с другими должностными лицами, с подчинёнными, с рабочими группами и организациями.

Умение работать с людьми – важнейшее качество, которым должен обладать руководитель, который помимо установления официальных и межличностных контактов с представителями различных государственных органов, предприятий, учреждений должен эффектно, с учётом индивидуально-психологических особенностей, подчинённых распределять между ними обязанности, координировать и контролировать ход выполнения ими производственных заданий. Ему необходимо поддерживать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций. Важную роль в организационно-управленческой деятельности руководителя играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения организационного, тактического характера, прогнозируя их последствия. Для этого руководителю необходимо знать и учитывать в своей деятельности основные законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения (так называемые основные психологические закономерности управленческой деятельности):

1. Закон неопределенности отклика (закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур). Известно, что разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может приводить к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкурентной деловой ситуации.

2. Закон неадекватности отображения человека человеком. Суть его состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека.

Это объясняется сверхсложностью природы и сущности человека, который непрерывно меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности. В самом деле, в разные моменты своей жизни даже взрослый человек определенного календарного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, социального, сексуального, мотивационно-волевого решения.

Более того, любой человек осознанно или неосознанно защищается от попыток понять его особенности во избежание опасности стать игрушкой в руках человека, склонного к манипулированию людьми. Пользуясь защитными приемами, человек демонстрирует себя людям не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его видели другие.

Имеет значение даже то обстоятельство, что нередко сам человек не знает себя достаточно полно.

Тем не менее, любой человек как частный представитель объектов социальной реальности может быть познан. В настоящее время успешно разрабатываются научные принципы подхода к человеку как объекту познания. Среди данных принципов можно отметить, в частности, такие как:

1) принцип универсальной талантливости (нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом);

2) принцип развития (способности развиваются в результате изменения условий жизни личности и интеллектуально-психологических тренировок);

3) принцип неисчерпаемости (ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной).

3. Закон неадекватности самооценки. Дело в том, что психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов – осознаваемого (логически-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-чувственного, интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части личности) между собой так, как надводная и подводная части айсберга.

4. Закон расщепления смысла управленческой информации. Любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению различий толкования информации, с другой – различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физическом, и тем более, психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит.

5. Закон самосохранения. Его смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность поведения людей в системе управленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.

6. Закон компенсации. При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку, нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и ошибок. Однако следует иметь в виду, что данный закон практически не срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности.

Это далеко не все психологические законы, которые руководителю следует учитывать в своей деятельности. Существуют многие другие закономерности, честь открытия которых принадлежит ряду выдающихся специалистов в области психологии управления, чьи имена и присвоены этим открытиям. Таковы законы Паркинсона, принципы Питера, законы Мэрфи и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.