Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные правила для общественных зданий

Воздушо-механическая пена получается в результате взаимодействия (смешения) распыленной струи водного раствора пенообразователя с потоком воздуха или другого газа в насадке - генераторе пены.

Химическая пена получается от взаимодействия кислотной и щелочной части заряда химического пенного огнетушителя (ОХП). Так как химическая пена обладает весьма существенными недостатками, ОХП уходят в историю. В настоящее время они сняты с производства. Их место занимают воздушно-пенные огнетушители (ОВП).

Огнетушащие вещества

Знакомство с огнетушителями целесообразно совместить с рассмотрением наиболее распространенных огнетушащих веществ, используемых в качестве их заряда.

В качестве последних могут использоваться:

  • Вода и водные растворы с добавками;
  • Рабочий раствор пенообразователя (пенообразующего концентрата);
  • Порошковый состав (порошок);
  • Аэрозольные составы;
  • Газовые составы: окись углерода; хладоны

 

Применение воды для борьбы с загораниями и пожарами обусловлено ее доступностью, низкой стоимостью, высокой теплоемкостью. Однако пожарными оно чаще применяется с различными добавками, которые придают ей ценные эксплуатационные свойства; смачиваемость, низкий коэффициент поверхностного натяжения (скользкая вода) и др.

Еще одним эффективным огнетушащим веществом является пена. Она успешно используется для ликвидации загораний и пожаров, обладая изолирующим и охлаждающим действием.

Пены, применяемые для тушения, должны также обладать высокой структурно-механической стойкостью, обеспечивающей формирование и сохранения слоя пены на горящей поверхности. Поэтому, помимо поверхностно-активных веществ, в рецептуру пенообразователя вводят стабилизаторы.

Различают химическую и воздушно-механическую пены.

Огнетушащими веществами, находящими все более широкое применение за счет своей универсальности, является также огнетушащие порошковые составы, представляющие собой мелкодисперсные минеральные соли, которые обработаны специальными добавками для придания им текучести и снижения способности к смачиванию и поглощению воды.

Порошковый состав подразделяют на порошки общего назначения (для тушения загораний твердых углеродосодержащий и жидких горючих веществ, горючих газов и электрооборудования под напряжением 2000 В) и порошки специального назначения (для тушения металлов), металлоорганических соединений, гидридов металлов и других веществ, обладающих уникальными свойствами).

В последнее время находят все более широкое применение аэрозольные огнетушащие составы. Для их получения используют специальные аэрозоли образующие твердотопливные или пиротехнические композиции, способные гореть без доступа воздуха. Аэрозольные огнетушащие составы образуются из таких композиций непосредственно в момент их попадания в зону горения. Высокая огнетушащая способность (при объемном способе тушения) обусловлена длительностью нахождения аэрозольного облака над очагом горения и стабильностью его огнетушащей концентрации при высокой проникающей способности.

Наиболее «чистыми» огнетушащими веществами являются газовые составы. В качестве заряда в газовых огнетушителях используют окись углерода и хладоны.

Двуокись углерода (СО2) при температуре 20 градусов и давлении 760 мм ртутного столба представляет собой бесцветный газ в 1,5 раза тяжелее воздуха. Являясь инертным газом, двуокись углерода при введении в зону горения в количестве около 30 объемных процентов снижает содержание кислорода до 12-15 %, поэтому пламя гаснет. При снижении концентрации кислорода в воздухе до 8 объемных процентов прекращается и тление. При превращении жидкой двуокиси углерода в газ ее объем увеличивается в 400-500 раз, и этот процесс идет с большим поглощением тепла. Углекислота применяется или в газообразном, или снегообразном состоянии. Она не причиняет порчи объекту тушения, к тому же обладает хорошими диэлектрическими свойствами.

Наибольший эффект достигается при тушении двуокисью углерода пожаров в замкнутых объемах.

Из недостатков, которыми обладает двуокись углерода, можно отметить: охлаждение металлических деталей огнетушителя и раструба до минус 60 градусов, на пластмассовом раструбе образуется заряд статического электричества (до нескольких тысяч вольт), снижается содержание кислорода в атмосфере помещения.

Среди хладонов (галогенсодержащих углеводородов) до недавнего времени для тушения загораний применялись хладон 114В2 (зарубежная марка – галон 2402), хладон 12В1 (галон 1211) и хладон 13В1 (галон 1301).

Принцип огнетушащего действия хладонов основан на снижении объемного содержания кислорода в газовой среде. Хладоны эффективны при тушении почти всех горючих веществ. Однако они имеют достаточно выраженное наркотическое действие и отрицательно воздействуют на окружающею среду. Пары бромхлорсодержащих хладонов, поднимаясь на большую высоту, взаимодействуют с озоном и снижают его концентрацию в атмосфере, нарушая ее защитные свойства. Поэтому Монреальским протоколом и другими международными соглашениями государствам было рекомендовано значительно сократить производство хладонов, а в дальнейшем намечено его и вовсе запретить.

Взамен указанных выше хладонов в последнее время были разработаны рецептуры озонобезопасных хладонов.

Эти марки уступают огнетушащей способности прежних хладонов, так что они не нашли применения в качестве заряда для огнетушителей. В основном они применяются для оснащения стационарных автоматических установок пожаротушения. Появившиеся в последнее время в продаже разного рода импортные «пшикалки» не могут всерьез рассматриваться в качестве средства тушения пожара. Мало того, некоторые из подобных огнетушителей содержат горючие и достаточно токсичные галогенсодержащие соединения.

 

Классификация огнетушителей

 

 

Огнетушители по ряду характерных признаков принято классифицировать на виды.

Так в зависимости от массы и принципа доставки к месту загорания они делятся на:

переносные (массой до 20 кг включительно);

передвижные (массой более 20 кг); Последние могут иметь одну или несколько емкостей с огнетушащим веществом, смонтированных на тележке.

Переносные огнетушители подразделяются на:

  • ручные (находятся в руках оператора);
  • ранцевые (находятся за спиной оператора);
  • забрасываемые (забрасываются оператором в зону горения).

Ранцевые огнетушители в основном применяются для тушения лесных пожаров или пожаров специальных объектов (например, энергетических), а забрасываемые – для ликвидации загораний в помещениях на специальных объектах.

В зависимости от применяемого огнетушащего вещества огнетушители подразделяют на следующие виды:

а) водные (ОВ)

  • с распыленной струей – средний диаметр капель спектра распыления воды более 150 мкм – для ликвидации очагов загораний класса А;
  • с тонко распыленной струей – средний диаметр капель спектра распыления воды 150 мкм и менее – для ликвидации очагов загораний классов А и В;

б) воздушно – эмульсионные (ОВЭ) с зарядом на основе фторсодержащего пенообразователя загораний – для ликвидации очагов загораний классов А и В;

в) воздушно – пенные (ОВП), в том числе с зарядом:

  • на основе углеводородного пенообразователя;
  • на основе фторсодержащего пенообразователя.

Такие огнетушители в зависимости от кратности образуемой ими струи воздушно - механической пены подразделяют на:

  • огнетушители с насадком – генератором (стволом) пены низкой кратности – значение кратности пены от 5 до 20;
  • огнетушители с насадком – генератором пены средней кратности – значение кратности пены свыше 20 и до 200 включительно;

г) порошковые (ОП) с зарядом огнетушащего порошка:

  • общего назначения, для ликвидации очагов загораний класса А, В,. С, Е;
  • для ликвидации очагов загораний классов В, С, Е;
  • для ликвидации очагов загораний класса D, а иногда и других классов

д) газовые, в том числе:

  • углекислотные (ОУ), с зарядом двуокиси углерода (СО2) сжиженной;
  • хладоновые (ОХ)

е) комбинированные, с зарядами разных огнетушащих веществ (например, пенообразующий и порошковый состав), помещенные в двух емкостях.

 

В соответствии с ГОСТ Р 51057 обозначение переносных огнетушителей с 1 июля 2002 года осуществляется в зависимости от массы или объема (для жидкостных огнетушителей) заряженного в них огнетушащего вещества. Масса или объем огнетушащего вещества представлены, соответственно, в килограммах или в литрах и выражены целым числом.

В зависимости от вида заряженного огнетушащего вещества огнетушители подразделяют в соответствии с классами пожаров, для тушения которых они предназначены:

А – горение твердых веществ;

В – горение жидких веществ;

С – горение газообразных веществ;

D – горение металлов или металлоорганических веществ (огнетушители специального назначения);

Е – горение электрооборудования, находящегося под напряжением.

Также имеются классификация огнетушителей по ряду других параметров.

Кроме того, огнетушители подразделяются на перезаряжаемые (или восстанавливаемые) и на не перезаряжаемые (разового использования).

 

Применение огнетушителей

Для приведения огнетушителя в действие (кроме огнетушителей аэрозольного действия) необходимо сорвать пломбу и вырвать блокирующий фиксатор (предохранительную чеку). Затем для огнетушителей с источником вытесняющего газа (с газовым баллоном или с газогенерирующим устройством) необходимо ударить рукой по кнопке запускающего устройства огнетушителя или воздействовать на пусковой рычаг, расположенный в головке огнетушителя (или открыть вентиль газового баллона, расположенного снаружи передвижного огнетушителя). При этом боек накладывает мембрану газового баллончика и вскрывает его или ударяет по капсюлю газогенерирующего устройства и запускает химическую реакцию между его компонентами. Газ по специальному каналу поступает в верхнюю часть корпуса огнетушителя с жидкокостным зарядом или через газовую трубку – аэратор – в нижнюю часть корпуса порошкового огнетушителя, проходит через слой огнетушащего порошка, взрыхляя (вспушивая) его, и собирается в верхней части корпуса огнетушителя.

Для закачных огнетушителей эта операция отсутствует, так как в них огнетушащее вещество постоянно находится под действием давления сжатого газа или паров огнетушащего вещества (углекислотные огнетушители).

Под действием избыточного давления вытесняющего газа (или паров ОТВ) огнетушащее вещество из корпуса огнетушителя по сифонной трубке, через шланг (при его наличии) и через клапан Запорно – пускового устройства, поступает в насадок огнетушителя, где формируется огнетушащая струя.

Необходимо подойти к очагу горения и направить на него насадок огнетушителя, открыть клапан запорно – пускового устройства и приступить к тушению.

Подходить к очагу горения необходимо с наветренной стороны (чтобы ветер или воздушный поток бил в спину) на расстояние не меньше минимальной длины струи заряда огнетушащего вещества (величина которого указывается на этикетке огнетушителя).

Необходимо учитывать, что сильный ветер мешает тушению, снося с очага горения огнетушащее вещество, и усиливает горение.

 

Выбор и размещение огнетушителей

1. Выбирая огнетушитель с соответствующим температурным пределом использования, необходимо учитывать климатические условия эксплуатации зданий и сооружений.

  1. В зимнее время (при температуре ниже 1 градуса) огнетушители с зарядом на водной основе необходимо хранить в отапливаемых помещениях.
  2. Если возможны различные по агрегатному состоянию вещества очаги горения, то предпочтение при выборе огнетушителя отдается более универсальному в области применения.
  3. При защите помещений ЭВМ, телефонных станций, музеев, архивов и т.д. следует учитывать специфику взаимодействия огнетушащих веществ с защищаемым оборудованием, изделиями, материалами и т.п. Данные помещения рекомендуется оборудовать хладоновыми и углекислотными огнетушителями с учетом предельно допустимой концентрации огнетушащего вещества.
  4. При наличии нескольких небольших помещений одной категории пожарной опасности количество необходимых огнетушителей определяется с учетом суммарной площади этих помещений.
  5. На объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей, других первичных средств пожаротушения.
  6. Учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном журнале произвольной формы.
  7. Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт установленной формы.
  8. Огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться.
  9. Огнетушители, отправленные с предприятия на перезарядку, должны заменяться соответствующим количеством заряженных огнетушителей.
  10. Для размещения первичных средств пожаротушения в производственных и складских помещениях, а также на территории объектов должны оборудоваться пожарные щиты (стенды).
  11. Размещение огнетушителей в коридорах, проходах не должно препятствовать безопасной эвакуации людей. Их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте нее более 1,5 м. Допускается размещение в тумбах и пожарных шкафах.
  12. В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаж должны размещаться не менее двух переносных огнетушителей.
  13. Расстояние от возможного очага горения до места размещения огнетушителей не должно превышать 20 метров для общественных зданий и сооружений.

 

Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных нужд, не связанных с тушением пожара, не допускается.

 

Для защиты автотранспортных средств

1. Для защиты автотранспортных средств должны применяться порошковые или хладоновые огнетушители. Допускается применение на автотранспортных средствах углекислотных огнетушителей, если они имеют огнетушащую способность не ниже (по классу пожара В), чем рекомендованные для этой же цели порошковые или хладоновые огнетушители.

  1. На автотранспортные средства допускается устанавливать только огнетушители, прошедшие сертификацию в системах ГОСТ и ССПБ, конструкция которых выдержала испытание на вибрационную прочность.
  2. В качестве заряда в порошковых огнетушителях целесообразно использовать многоцелевые порошковые составы типа А. В, С, Е.
  3. Легковые и грузовые автомобили должны комплектоваться порошковыми или хладоновыми огнетушителями с массой заряда огнетушащего вещества не менее 2 кг (типа ОП-2, ОХ-2).
  4. Автобусы особо малого класса (типа РАФ, «Газель» и др.) оснащаются как минимум одним огнетушителем типа ОП-2, автобусы малого класса (ПАЗ и др.) – двумя огнетушителями ОП-2, автобусы среднего класса (ЛАЗ, ЛиАЗ и др.), а также другие автотранспортные средства для перевозки людей – двумя огнетушителями: один – в кабине (ОП-5), другой – в салоне (ОП-2).
  5. Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов и автотранспортные средства для перевозки опасных грузов должны оснащаться как минимум двумя огнетушителями типа ОП-5: один – в кабине водителя, а второй на цистерне или в кузове с грузом.
  6. На большегрузных внедорожных автомобилях – самосвалах должен быть установлен один огнетушитель типа ОП-5.
  7. Передвижные автолаборатории, мастерские и другие транспортные средства типа фургона, смонтированного на автомобильном шасси, должны быть укомплектованы двухлитровыми огнетушителями соответствующего типа в зависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированного оборудования.
  8. На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине в непосредственной близости от водителя или в легко доступном для него месте. Запрещается хранение огнетушителей в багажнике и в других местах, доступ к которым затруднен.

Огнетушители, размещаемые вне кабины, следует защищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи.

  1. Конструкция кронштейна должна исключать вероятность выпадения из него огнетушителя при движении автомобиля, а также при столкновении ил ударе его о препятствие.
  2. Порошковые огнетушители, установленные на автотранспортных средствах вне кабины или салона и подвергающиеся воздействию неблагоприятных климатических и физических факторов, должны перезаряжаться не реже одного раза в 12 месяцев, остальные огнетушители, установленные на транспортных средствах, - нее реже одного раза в 24 месяца.

 

 

Лекция 9

Аварии на транспорте

План

1.Аварии на железнодорожном транспорте

2. Аварии на автомобильном транспорте

3.Аварии на воздушном транспорте

4.Аварии на водном транспорте

5. Аварии в метро

6. Рекомендации пассажирам по поведению и действиям на транспорте при авариях и катастрофах

 

Об авариях на транспорте можно говорить много и долго. Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы.

На железнодорожном

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно.

Вспомним Арзамас; 4 июня 1988 г. в 9 ч 30 мин в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены локомотив, 11 вагонов, 250 м железнодорожных путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. Ровно через год, 3 июня 1989 г., в Республике Башкортостан произошла страшная железнодорожная катастрофа. В зоне взрыва продуктопровода оказались два встречных поезда. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели. В поездах находились более 1300 человек. Многие погибли, еще больше людей получили ожоги и травмы.

Крушением века называют столкновение сразу трех поездов 22 декабря 1990 г. в 2 ч 10 мин на небольшой и тихой станции Ельниково Южной дороги. Скорый поезд, следовавший со скоростью 90 км/ч, столкнулся с лежащим на стрелке товарным вагоном, затем протаранил несколько цистерн с изопентановой фракцией. Из многих забили факелы огня. В это время мимо полыхающих цистерн проходил третий поезд. Горящая жидкость хлестала по его вагонам, пока они проходили мимо. Вагоны катились в коридоре бушующего пламени. Семь вагонов сгорели полностью. Не обошлось без человеческих жертв.

А произошло все это из-за преступной халатности при исполнении служебных обязанностей электромеханика дистанции, дежурного по станции и многих других лиц, от плохого знания обслуживающих устройств, отсутствия ответственности и недопонимания важности выполняемых работ.

 

На автомобильном

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения. За последние 5 лет в России в дорожно-транспортных происшествия* пострадали 1,2 млн. человек, из которых 182 тыс. погибли, многие стали инвалидами.

Только за один 1995 г. в 167 тысячах аварий и катастроф на дорогах России погибли 32791 человек. Это почти в два раза больше, чем за. девять лет войны в Афганистане и два года боевых действий в Чечне вместе взятых. Только вдумайтесь в эти цифры. Они ужасают. Они никого не могут оставить спокойным.

Около 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-зь нарушения водителями правил дорожного движения. Причем треть ДТП следствие плохой подготовки водителей. Они либо не имеют.прав на управление транспортным средством соответствующей категории, либо вообще водительские удостоверения покупают в странах ближнего зарубежья. Наиболее опасным видом нарушений по-прежнему остается превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Москва прочно занимает первое место в мире по ДТП. По статистике за последние пять лет в столице погибли 10 тыс. человек и стали инвалидами 50 тыс. Представьте, что 2 мотострелковые дивизии полегли на поле боя, а 10 выведены из строя. Или 120-тысячный город лишился бы всего мужского населения. За эти годы социальные выплаты пенсий по инвалидности и семьям за потерю кормильца составили 140 млрд. руб.

Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГАИ крайне низок или отсутствует вовсе. Подготовка населения и тех, кто сидит за рулем, практически равна нулю. Пресловутые аптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых нельзя пройти ежегодный техосмотр, не имеют того, что нужно в реальной обстановке.

Вот почему смертность от ДТП у нас в 10 - 15 раз выше, чем во всем мире.

В предвыборных программах президентов США, Норвегии и других стран есть специальный пункт о снижении смертности от ДТП. У нас ничего подобного ни у одного кандидата в президенты нет.

Мы создали службу внутри ГАИ для поиска и ловли мздоимцев, которые расплодились на дорогах. Как видим, наши усилия направлены несколько в ином направлении. Конечно, кое-что делается, но этого крайне мало и рассчитывать на серьезный успех не приходится.

На воздушном

В 1995 г. в России произошло 53 авиационных происшествия, в том числе 13 авиакатастроф, е результате которых погибли 174 человека.

Всем памятна гибель самолета Ту-154 7 декабря 1995 г. Тогда почти мгновенно не стало 97 человек. Теперь там, на вершине горы Бо-Джауса, стоит памятная стела.

Крупнейшая авиакатастрофа 1996 г. произошла 9 февраля. Обломки самолета и тела около 100 пассажиров самолета "Боинг 757" обнаружили спасатели у берегов Доминиканской Республики. Авиалайнер со 189 пассажирами и членами экипажа на борту, поднявшись в воздух с аэродрома курортного города, через пять минут исчез с экранов локаторов и, как выяснилось, рухнул в Атлантический океан примерно в 20 км от берега.

Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных. конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

Гут:

На водном

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей -капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка и мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

К работам по спасению судна привлекаются специальные суда спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъем но-технических работ.

Рекомендации пассажирам по поведению и действиям на транспорте при авариях и катастрофах

Воздушный транспорт

В специальной литературе существует понятие "компетентный пассажир". Это не тот человек, который знает марки машин или цены на билеты. Компетентный пассажир - человек, который максимально использует свои шансы на спасение в аварийной ситуации.

Существует несколько основных типов аварийных ситуаций. В воздухе, чтобы правильно действовать в них, надо не только знать, как себя вести, но и заранее проделать мысленно путь к спасению. Это дает больше шансов на то, что в опасную минуту вам не откажет память.

Катастрофические ситуации на самолетах показывают два опасных типа поведения пассажиров - паника и апатия. Как ни странно, оцепенение встречается значительно чаще. Это надо помнить, чтобы предупредить такую реакцию у себя и ни при каких обстоятельствах не прекращать борьбу за свое спасение. Этика школы выживания говорит, что единственной причиной прекращения борьбы может быть только физическая смерть..

Декомпрессия: разреженный воздух в салоне

Декомпрессия - аварийная ситуация, которую экипаж немедленно начинает исправлять, снижая высоту полета. Ниже трех тысяч метров содержание кислорода уже можно считать нормальным. Поэтому при признаках декомпрессии сразу же после надевания маски пристегните ремни и подготовьтесь к резкому снижению или "твердой" посадке

Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно вероятны звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы).

Не дожидаясь команды, а тем более помощи экипажа, немедленно надевайте кислородную маску. О том, где она находится и как ею пользоваться, вам расскажет стюардесса в начале полета. Маску надо именно надеть, а не просто прижать к носу и рту: даже при поступившем кислороде вы еще можете потерять сознание и выронить ее.

По той же причине не пытайтесь оказать кому-то помощь, прежде чем сами не наденете маску, хотя бы и своему ребенку: не успев помочь себе, без кислорода окажетесь вы оба.

Аварии при взлете и посадке

Самая разумная тактика - предварительные меры личной безопасности.

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у бедер. Проверьте, нет ли у вас над головой тяжелых чемоданов.

Непосредственно перед аварией обычно есть возможность принять безопасную фиксированную позу.

Рекомендуется согнуться и плотно сцепить руки под коленями (или схватиться за лодыжки). Голову надо уложить на колени, а если не получается, наклонить ее как можно ниже. Ноги следует упереть в пол, выдвинув их как можно дальше (но не под переднее кресло, которое при аварии может заклинить).

Федеральное авиационное управление США рекомендует использовать кресло перед вами для принятия фиксированной позы. На спинку кресла надо положить руки в скрещенном положении и прижать к ним голову. Вытянуть вперед ноги и упереться. И, разумеется, обе позы можно принимать лишь при пристегнутом ремне.

В момент удара следует максимально напрячься и подготовиться к значительной перегрузке. Ее направление при большинстве аварий - вперед и, может быть, вниз.

Для аварий на взлете или посадке характерна внезапность, и предупреж­дения экипажа вы можете не дождаться. Поэтому будьте в курсе событий за бортом (дым, резкое снижение, остановка двигателей и т.д.), чтобы принять фиксированную позу. Однако ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику. Только профессионал может с уверенностью судить об опасности происходящего.

Пожар в самолете

Большинство авиапассажиров считает, что во время пожара у них будет около 5 мин. после приземления, чтобы покинуть самолет. Однако опыт показывает, что лучше рассчитывать на 1-2 мин. По данным Национального управления по безопасности перевозок США, пожарами сопровождаются приблизительно 20% аварий самолетов и свыше 70% людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых.

Ранее отмечалось, как важно запомнить расположение выходов. При пожаре это необходимо еще и потому, что дым мешает не только дышать, но и видеть указатели. А самое главное при пожаре - немедленно после остановки самолета направиться к ближайшему выходу.

При этом:

• защитите свою кожу - на вас должны быть пальто, шапка, плед;

• не дышите дымом, защищайтесь одеждой, пригнитесь или даже
пробирайтесь к выходу на четвереньках - внизу дыма должно быть меньше;
помните: дым, а не огонь - первая опасность;

• не стойте в толпе у выхода, если очередь не двигается, помните, что
есть другие выходы; если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская
их спинки;

• не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни;

• не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым;
М будьте решительны и дисциплинированны, боритесь с паникой на

борту любыми средствами, окажите максимальную помощь стюардессе;

• не становитесь сами причиной пожара: на борту самолета надо
обращаться с огнем так, будто вы едете в бензовозе.

Катастрофические ситуации на самолетах выявили два опасных типа поведения пассажиров - паника и апатия. Как ни странно, оцепенение встречается значительно чаще. Это надо помнить, чтобы предупредить у себя такую реакцию и ни при каких обстоятельствах не прекращать борьбу за свое спасение. Согласно этике школы выживания, единственной причиной прекращения борьбы может считаться физическая смерть.

 

Аварии на железнодорожном транспорте

 

Подсчеты показывают, что ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле. Но, идеального транспорта нет, и каждый раз на железных дорогах мира случается несколько десятков крупных катастроф.

С точки зрения безопасности, самые лучшие места поезда - в центральных вагонах, в купе с аварийным выходом-окном или расположенном ближе к двери, на нижних полках, спиной по ходу движения.

При столкновении страдают в первую очередь головные вагоны - на разрушение уходит основная сила инерции. Когда поезд сойдет с рельсов, центральные вагоны скорее удержатся, даже если переворачиваются и отрываются хвостовые. Так что мягкие вагоны (СВ) традиционно тяготеют к центру поезда не только потому, что там расположен ресторан.

Возможность спастись при аварии во многом зависит от точных действий самого пассажира. При крушении или экстренном торможении самое важное — закрепиться, препятствовать своему перемещению вперед или бросками в стороны. Для этого можно схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами (в стену или сиденье).

Авария проходит быстро. Но не надейтесь, что после первого удара все кончится. Надо не расслабляться и держать все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно,, что движения больше не будет.

Сразу после аварии необходимо действовать очень быстро: высока вероятность пожара, особенно, если произошло столкновение с товарным составом. Как выбираться из вагона, надо смотреть по обстановке. Например, если он остался на рельсах, но есть запах дыма, а в коридоре толпятся другие пассажиры, разумнее использовать окна - аварийные выходы.

Около вагонного бачка с питьевой водой должна быть примерно такая надпись: "Вагон оборудован дополнительными аварийными выходами через окна 3-го и 6-го купе" (обычное расположение выходов). Разумеется, эту надпись надо прочитать заранее, как только вы оказались в вагоне, как и отметить про себя, где огнетушители. Именно такие привычки и называются культурой бытовой безопасности.

Если надписи нет, не стесняйтесь спросить проводника, есть ли в вагоне аварийные выходы и как ими пользоваться.

Около рычага каждого аварийного выхода (их еще называют "опускное окно") есть короткая инструкция: "При аварии рукоятку повернуть на себя до упора, предварительно сорвав пломбу. Нажать на себя ручку-защелку окна." Когда вы так сделаете, оконная рама опустится, открыв проем шириной 66 х 102 см.

Выбраться можно и разбив окно своего купе. Однако стекла у него прочные, поэтому прежде чем тратить драгоценные секунды на борьбу с ними, выясните, есть ли у вас подручные средства. Выбив стекло, не забывайте об осколках - в панике можно серьезно пораниться, даже не заметив этого.

Выбираясь из аварийного вагона, надо безусловно соблюдать правило, универсальное для подобных эвакуации из самолета, автобуса, корабля: вещи не брать. Исключение делается для документов, денег и одежды или одеял.

Эвакуируют пассажиров при задымлении или пожаре (хотя, разумеется, первым делом надо воспользоваться стоп-краном и огнетушителем) в соседние вагоны и на полевую сторону железнодорожного пути. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, любые тряпки надо намочить водой.

Материал, которым облицованы у нас вагоны - малминит - считается трудно горючим. Но при температуре 200°С он выделяет токсичный газ, вдохнув который два-три раза, вы не сможете бороться за свою жизнь. При пожаре в поезде особенно дорога каждая секунда еще и потому, что пространство замкнуто и температура там повышается мгновенно. Даже без дыма одного глотка раскаленного воздуха достаточно, чтобы обжечь легкие и потерять сознание.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить стекла, вытаскивайте пострадавших и т.д. Поезду и людям в нем повезло, если найдется профессионал, управляющий ситуацией, согласуйте свои действия и подчиняйтесь ему.

Очень важно не забывать о собственной безопасности: по соседнему пути может идти встречный поезд, разлившаяся при аварии товарной цистерны жидкость может оказаться бензином или кислотой, свисающий оборванный провод может быть под напряжением... При разливе топлива нужно отходить на безопасное расстояние, поскольку в таком случае пожар - почти гарантирован и возможен объемный взрыв. Однако не стоит терять из вида место крушения: помощь придет именно сюда. Если токонесущий провод касается земли, удаляться от него надо прыжками или короткими(со ступню) шажками - чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние на которое растекается ток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

Покупая билет, каждый пассажир автоматически платит страховой сбор. Если вы пострадали в поезде (не только при аварии, но и упав, например, с полки при резком торможении), вы можете получить компенсацию от государственного железнодорожного страхового общества. Для этого в пункте прибытия необходимо получить справку у' железнодорожников и медиков.

В крупных катастрофах обычно бывают виноваты внешние обстоятельства, Но начало экстремальной ситуации порой зависит и от самого пассажира. Вот несколько профилактических правил:

не открывайте при движении поезда наружные двери, не стойте на подножках;

не высовывайтесь из окон;

тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;

 

При разливе топлива ну не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;

курите только в установленных местах;

не возите с собой горючие и взрывоопасные вещества;

не включайте в вагонную электросеть бытовые приборы;

при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику;

не делайте вид, что ничего не замечаете при опасном поведении ваших попутчиков или проводников - вы имеете полное право защищать свой временный дом.

К этим дисциплинирующим правилам хочется добавить пожелание пассажирам, которые выйдя из поезда становятся пешеходами и водителями, не пересекать железнодорожные переезды на красный свет. Каждый год из-за машин и тракторов на переездах России случаются сотни аварий с человеческими жертвами.

Автомобильный транспорт

Столетняя война, которую ведут между собой люди и автомобили, по данным ООН, уносит в год около 170 тыс. жизней.

Среди главных причин аварий статистика называет; различные нарушении правил дорожного движения; превышение скорости;

управление автомобилем в нетрезвом состоянии; плохие дороги (главным образом, скользкие);

неисправность машины (на первом месте - тормоза, на втором - рулевое управление, на третьем - колеса и шины).

Что делать, если авария неизбежна? Вот несколько советов опытных водителей:

во время аварии должны быть до предела напряжены все мышцы; расслабляться нельзя до полной остановки;

также до остановки нельзя покидать машину (это хорошо получается только в кино); исследования показывают, что шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании;

* сохранять самообладание - это позволит управлять машиной до последней возможности;

сделать все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомобиля;

при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером; не бойтесь, что мотор вдавится в салон: конструкторы уже давно позаботились о том, чтобы он уходил вниз.

Когда удар неизбежен, самое главное - препятствовать своему перемещению вперед и защищать голову. Вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо. Этот вариант пригоден для автомашины, идущей на малой скорости. Если же скорость превышает 60 км/ час, а водитель не пристегнут ремнем безопасности, ему следует прижаться грудью к рулевой колонке. Все мышцы должны буквально окаменеть и быть напряженными до полной остановки машины.

Пассажир же должен закрыть голову руками и завалиться на бок. Если рядом с вами ребенок - крепко прижать, накрыть собой и также упасть на бок. Наиболее опасное место для пассажира - переднее сиденье, поэтому детям до 12 лет правила дорожного движения запрещают находиться там без специального устройства, После того как удар произошел, первым делом надо определиться, где (в каком месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, не горит ли, не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). В зависимости от ситуации двигайтесь к выходу • через дверь или окно. Если двери сразу не открылись, пытаться нажимать на них скорее всего бессмысленно: они заклинены, и надо открывать или разбивать окна (у бывалого водителя монтировка всегда под рукой еще и на этот случай).

Если машина упала в воду (правда, такие аварии происходят гораздо чаще в кино, чем в жизни), она может некоторое время держаться на плаву. Бывает достаточно нескольких секунд, чтобы из нее выскочить. Однако двери открывать не следует - вода тут же хлынет внутрь, и машина начнет резко погружаться. Выбираться надо через открытое окно.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверями воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Это немало. Можно включить фары (чтобы машину легче было искать), оценить обстановку, активно провентилировать легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом "впрок"), избавиться от лишней одежды, развязать галстук, захватить из машины документы.

И самое главное - мысленно представить себе путь вверх. Вам предстоит выбираться через дверь или окно (если сможете через опущенное стекло - это лучший вариант), протиснуться наружу, взявшись руками за крышу машины, подтянуться, а затем резко плыть вверх. Если дверь заклинило и стекло не опускается, надо разбить лобовое окно - заранее поищите, чем вы будете это делать. Выбираться наружу можно, когда машина наполнится водой наполовину. Если резко распахнуть дверь и попытаться сразу же выбраться, вам помешает поток, идущий в салон.

Оказавшись вне машины, имейте в виду, что у вас не меньше 30-40 с. Этого вполне достаточно, чтобы выбраться на поверхность. Считается, что опасна глубина более 30 м, но "найти" ее падающему в воду автомобилю практически невозможно - разве что за бортом морского парома.

 

. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

Движущееся на большой скорости скопление людей в замкнутом пространстве всегда означает ситуацию повышенного риска. Городской опыт выработал свод правил, которые помогают человеку безболезненно сосуществовать с общественным транспортом:

избегайте в темное время суток пустынных остановок. Ожидать
автобуса или трамвая следует на хорошо освещенном месте, рядом с другими людьми

когда машина приближается, не старайтесь попасть в первый ряд нетерпеливой толпы – могут вытолкнуть под колеса

если рейсовый автобус ходит с большими промежутками, запомните расписание, чтобы не стоять на остановке слишком долго

не засыпайте во время движения: опасно не столько проспать свою остановку, сколько получить травму при резком торможении или маневре. Не прислоняйтесь к дверям, по возможности избегайте езды на ступенях и в проходе;

не упускайте из виду свои вещи. Не засматривайтесь в окошко, если на полу стоит ваша сумка или чемодан. Лучше всего держать вещи на коленях. Если не удалось сесть, прислоните сумку или портфель к стенке. Помните что в общественном транспорте вольготно карманникам, и любимое их место - в проходах у дверей (см. раздел "Карманная кража"};

если есть возможность, пользуйтесь проездным билетом: он избавляет от дополнительного передвижения по салону, а это уже хорошо;

если проездные документы проверяет контролёр, а у вас их с собой нет, не стесняйтесь и сами проверить документы контролера. Служба билетного контроля Мосгортранса утверждает, что в Москве ежедневно десятки молодых людей пополняют свой бюджет под видом ревизоров;

избегайте пустых автобусов, трамваев, троллейбусов и вагонов метро. Если все же пришлось ехать поздно, садиться около водителя, причем не у окна, а ближе к проходу, чтобы к вам неудобно было подсесть. Если, несмотря на это, подозрительный незнакомец хочет сесть рядом, пропустите его к окну или пересядьте;

женщинам рекомендуется садиться рядом с другими женщинами, А если в салон вошел явно развязный пассажир, отвернитесь от него, не встречайтесь с ним глазами.

 

. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В САЛОНЕ ПОЖАР?

Во-первых, немедленно сообщите об этом водителю: не забывайте, что его внимание обращено главным образом на дорогу. Во-вторых, откройте двери кнопкой аварийного открывания. Если это не удается, а салон наполняется дымом, разбейте боковые окна (держась за поручень, ударьте обеими ногами в угол окна) или откройте их как аварийные выходы по инструкции (например, с помощью специально встроенного шнура). В-третьих, по возможности сами тушите огонь с помощью огнетушителя, если он есть в салоне, или накрыв верхней одеждой очаг возгорания.

Как и при любом пожаре, в общественном транспорте надо всеми средствами бороться с паникой, спасать в первую очередь детей и тех, кто не может сам о себе позаботиться. Не толпитесь у дверей; если там образовалась давка, лучше выбейте окно. Защитите рот и нос платком, шарфом, рукавом, полой куртки от дыма: первая опасность при таком пожаре - ядовитые газы от пластика; иной раз достаточно нескольких вдохов, чтобы потерять

сознание.

Выбравшись из горящего вагона, сразу же начинайте помогать другим. При этом будьте осторожнее с металлическими частями в трамвае и троллейбусе - они могут оказаться под напряжением из-за обгоревшей

изоляции.

При поездках в такси хорошая привычка - не слишком рассказывать о себе водителю, особенно о своем благосостоянии и распорядке дня. Усаживая в машину нетрезвого приятеля, перекиньтесь парой слов с водителем, посмотрите на номер машины {так, чтобы это видел водитель), а приятелю скажите: "Приедешь - позвони!". Женщинам рекомендуется в темное время суток, подъехав к подъезду, попросить водителя немного подождать, пока не войдут в дом. Избегайте садиться в машины, где уже есть пассажир.

• При поездках в электричке в вечернее время садитесь в первый вагон или в тот, где на данном маршруте традиционно скапливаются пассажиры,например, в третий или предпоследний. Если вы опасаетесь хулиганов, садитесь ближе к пульту вызова милиции или к стоп-крану (он находится в тамбуре). Однако стоять в тамбуре, в проходах, курить на площадке вагона не рекомендуется.

Если в вагоне, куда вы вошли, расположилась подвыпившая компания, спокойно проходите в следующий по ходу движения вагон. Не отвечайте на вызывающие реплики, не встречайтесь глазами с развязными пассажирами. Будьте готовы дать отпор, но не показывайте испуга или раздражения, будьте внешне равнодушны.

Если на остановке вместе с вами вышел человек или группа людей, угрожавших вам, сразу обратитесь к кассиру или дежурному по станции. Попросите связаться с милицией, опишите приметы угрожавшего, не уходите со станции, пока не убедитесь, что вам ничто не угрожает. Если есть возможность, позвоните близким (или попросите позвонить работника станции), чтобы вас встретили.

• Наконец, еще один проверенный вариант отношений в общественном транспорте: ввести их в удобное для вас русло. В самом деле, если ежедневные полуторачасовые поездки становятся важнейшей проблемой дня, надо менять работу, образ жизни или город. Ведь в России, да и во всем мире, подавляющее большинство городов таковы, что в любое место можно за полчаса дойти пешком или в крайнем случае доехать на велосипеде

 

Водный транспорт

Мировой морской флот за год теряет в среднем 200-250 судов, аварию терпят свыше 8000. Доля России - около 40 аварий а год на морях и около 30 - на

реках. действий, при которой выигрывают все. Капитан в любом случае покидает судно последним, Первая проблема, встающая при кораблекрушении, - паника. Командир и члены экипажа обязаны подавить ее любыми средствами. Это должен быть неожиданный и сильный раздражитель: звук, боль, личный пример, угроза и т.д. Паника редко начинается сразу у нескольких человек, зачинщиком обычно является один. Поэтому лучшее средство от неорганизованной попытки спасения - упреждающее внимание к потенциальным паникерам.

Расчеты показывают, что вероятность спасения при организованном оставлении судна выше панического от 4 до 47 раз (в зависимости от спасательного плавсредства). Решение об оставлении принимает только капитан. Посадка в шлюпки и на плоты производится только по команде с мостика.

Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить (желательно и "ногами", проделав путь несколько раз) дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу. Во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

В первую очередь предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам. Разрешается брать с собой: документы, спички или зажигалку, одеяло, личные лекарства, деньги. Все другие предметы и личные вещи брать с собой 'запрещено. Опыт кораблекрушений показывает, что в основе этических правил лежит целесообразность. В конечном счете, это вопрос оптимальной стратегии

В открытом море на спасательных средствах должны соблюдаться два основных принципа: всем шлюпкам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути. Относительную близость берега можно определить по поведению некоторых видов чаек и т.д.

Общее представление о картине действий при кораблекрушении дает сводная таблица процедур по выживанию (в редакции ИМКО).

Высадка с судна

1. Надеть побольше одежды, включая перчатки, берет, сверху - защитный
костюм из водонепроницаемой ткани.

2. Правильно надеть спасательный жилет.

3. Бросить плот и вытянуть линь.

4. По возможности высадиться сухим.

5. Если вынуждены прыгать, то желательно с высоты не более пяти метров,
закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет.

6. Так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плыть
только к спасательному средству.

7. Если позволяют обстоятельства, погрузить одеяла и дополнительные
одежды. Если возможно, погрузить аварийное радио. Если позволяют
обстоятельства, погрузить дополнительную питьевую воду.

8. Собрать все обломки, которые могут пригодиться.

Погрузка и первые 24 часа

1. Помочь потерпевшим при погрузке.

2. Перерезать линь.

3. Спустить плавучий якорь.

4. Обеспечить связи с другими плавсредствами.

5. Закрыть входные отверстия спасательного плота, если холодно или бурное
море.

6. Надуть днище плота

7. Проверить, нет ли утечек. Закрыть пробками.

8. Принять таблетки от морской болезни.

9. Собрать воду.

10. Проверить, чтобы все снаряжение было надежно закреплено во
избежание потери в случае опрокидывания.

11. В холодном климате делать упражнения; чтобы сберечь тепло, держаться
вместе.

А также: выставить вахтенного, спасательные средства подготовить к использованию. В первые 24 часа могут пить только больные и раненые.

Спустя первые 24 часа

1. Часто проветривать плот.

2. В жарком климате спускать днище днем и надувать ночью. Днем увлажнять
одежды. Смачивать водой наружную оболочку тента, чтобы снизить температуру
внутри плота.

3. Держать ноги по возможности сухими. Регулярно поднимать ноги и двигать
ими, сняв обувь.

4. Вахтенные должны защищаться от обморожения или солнечных ожогов,
прикрывая все участки кожи.

5. Сохранять дымовые шашки и ракеты до момента, когда появится реальная
возможность, что их заметят.

6. Поручить их применение одному человеку. Не применять их все вместе

в надежде обнаружить себя.

7. Прежде чем собирать дождевую воду из соответствующих отсеков,

убедитесь, что там нет солевых осадков.

8. Сохранять жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для
сокращения потоотделения увлажнять одежды днем и защищаться от солнца.

9. Строго рационировать воду: 500-600 мл в день на человека, поделенные
на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером,

 

10. Никогда не пить морскую воду.

11. Питаться только аварийным запасом пищи. За исключением вынужденной
необходимости не есть морских рыб или птиц, если нет достаточного запаса

питьевой воды.

В добавление к этому надо отметить, что алкоголь, вопреки распространенному мнению, не только не помогает, но и сильно затрудняет выживание как в холоде, так и в жаре; и что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней.- При рационе 500-600 мл -^ды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно

прожить месяц и более.

Французский врач Ален Бомбар, пересекший в 1952 г. Атлантический океан, на надувной лодке за 65 суток без запасов воды и пищи, писал: "Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха".

Аварии и пожары в метро

Сегодня метро стало одним из распространенных и наиболее надежных видов транспорта. Но и здесь нет-нет да и происходят весьма печальные события. Еще на заре появления этого вида транспорта самой крупной катастрофой (до бакинской) считался пожар в парижском метро в 1902 г., когда в деревянных вагонах заживо сгорели 80 человек. И вот теперь, спустя почти век, - еще более страшная катастрофа.

В 1975 г. крушение электропоезда лондонской подземки в туннеле у станции "Мургейт" стало причиной гибели 43 человек и ранения еще 74 пассажиров.

Через 12 лет жителям Лондона вновь не повезло. 18 ноября 1987 г. на станции "Кингз-Кросс" при пожаре эскалатора заживо сгорел 31 человек, а 12 получили очень сильные ожоги.

В 1994 г. в токийском метро в результате применения отравляющих веществ типа зарин членами секты "Аум Сенрике" погибли 12 человек. я за всю вековую историю мировой подземки катастрофа. За считанные минуты на перегоне между станциями "Улдуз" и "Нариманов" в ядовитом дыму пожара задохнулись почти 300 человек и среди.них 28 детей. Об этой трагедии еще долго будут говорить, пытаясь ответить на вопросуне повторится ли подобное в будущем? И не только в Азербайджане, но и а крупных городах России. Дело в том, что все метрополитены СНГ похожи друг на друга: одинаковые вагоны, туннели и эскалаторы. Все сделано по одной

и той же технологии. 28 октября 1995 г. Баку. Крупнейша системы. В тушении, которое продолжалось около двух часов, принимали участие более 60 пожарных машин. К десяти часам возгорание было ликвидировано, а в 11.30 по "кольцу" прошли два пробных поезда. Как заявило руководство, в результате замыкания выгорело 60 м силового кабеля.

Давка на станциях и в составах была ужасной. Передвигаться по пересадочным станциям было почти невозможно. Народ кричал и толкался. Из-за перегрузки пришлось остановить многие эскалаторы.

За последние пять с половиной лет пожар на "Новослободской" стал шестнадцатым в списке возгораний столичного метро. Замыкания, вспышки обмоток электродвигателей, катушек автоматов, коробок контактных рельсов -вот лишь небольшой перечень традиционных "болячек" подземного транспорта. Поразительная регулярность подобных ЧС, одни и те же их причины еще раз подтверждают тот факт, что главным условием возникновения таких ситуаций остается отсутствие должного финансирования. Для нормальной работы столичного метро должны быть выделены средства из федерального бюджета. Иначе мы не застрахованы от неприятно

Утро 4 марта 1996 г., понедельник. Жизнь столицы в значительной степени была парализована. Добрая половина работающего населения опоздала на работу. Виной тому - очередной крупный сбой в работе московского метрополитена. В 7.50 поступила информация о сильном задымлении. Уже около 8.00 в туннеле появились первые пожарные. В 8.24 была отключена электроэнергия на перегоне "Новослободская" - "Комсомольская". Остановились поезда. Пассажиры пробирались к выходу по задымленным туннелям. От смертельного воздействия угарного газа людей спасала лишь срочная перестройка работы вентиляционной

 

. Что делать, если вы все же оказались на пути?

Прежде всего не пробуйте подтянуться за край платформы: как раз под ней проложен 800-вольтный контактный рельс, и, хотя он укрыт кожухом, лучше не испытывать исправность его изоляции. Ес'ли поезд еще не въезжает на станцию, надо бежать к "голове" платформы (там, где зеленый свет и часы) -вы успеете, потому что машинист и так начнет притормаживать. Если поезд уже показался, остается лечь между рельсами: глубина лотка рассчитана на то, чтобы ходовая часть вагонов не коснулась лежащего человека.

Если на ваших глазах кто-то упал между вагонами стоящего поезда, вы успеете подать знак машинисту: перед отправлением он смотрит в зеркало заднего вида. Круговые движения рукой означают "стоп". Нужно немедленно вызвать любого работника метрополитена, и он примет нужные меры, в том числе и передаст команду отключить ток.

Если по какой-то причине вы оказались в тоннеле, от проходящего поезда можно укрыться в специальных нишах - помните о них. Помните, что токопроводящий рельс находится слева от двух других (по ходу движения). Станции, как правило, расположены достаточно близко друг от друга, и до ближайшей вы доберетесь за 15-20 минут. Это следует иметь в виду, например, если прибывает вода. В московском метро длина тоннелей - от 600 м до 3 км.

Если из-за аварии или технических неполадок на линии ваш поезд стоит в тоннеле, прежде всего сохраняйте спокойствие и выполняйте распоряжения работников метрополитена. К сожалению, бывали случаи, когда пассажиры отказывались выходить из поезда и идти до станции пешком, опасаясь поражения током. Если поезд долго стоит в тоннеле и пассажиры начинают задыхаться и падать в обморок, видимо, не стоит жалеть окон - разбейте их (например, огнетушителем).

Правила пользования метрополитеном лишь одной строчкой напоминают пассажирам о вежливости и общественном порядке. Однако, как каждая искусственная система, метро рассчитано, в общем-то, на нормальные границы поведения. Это значит, что брошенная на платформу банановая кожура может стать причиной несчастного случая, а пьяный на эскалаторе - угроза сразу для нескольких пассажиров. Кроме того, стоит не придержать за собой входную дверь вестибюля - и идущий следом за вами человек имеет все шансы получить типичную городскую травму: прямой удар в лоб.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самооборона | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.272 сек.