Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни

Еще в прош­лом веке В. Гум­больт высказал мысль о том, что придет время, когда люди будут расценивать многие болезни как следствие бескультурья, а по­это­му болеть будет стыдно. К со­жа­ле­нию, это время еще не наступило, по крайней мере у нас в стра­не. Вместе с тем практика жизни в вы­со­ко­раз­ви­тых странах Европы и Аме­ри­ки свидетельствует о по­ни­ма­нии большинством населения важности содействия этому. Не случайно в этих странах наблюдается своеобразный «физкультурный бум», когда до 80% населения систематически используют физические упражнения с целью оптимизации состояния своего организма. В Рос­сии эта цифра не достигает и 10%. В этом и про­яв­ля­ет­ся главное негативное следствие низкого уровня общей культуры, слабости традиций самостоятельных занятий, отсутствие навыков организации таких занятий.

Психолого-пе­да­го­ги­чес­кие механизмы актуализации физического самовоспитания студента связаны с представ­ле­ни­ями:

● о са­мо­оп­ре­де­ле­нии как процессе и ре­зуль­та­те выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкрет­ных обстоятельствах социальной жизни;

● о фи­зи­чес­ком самовоспитании как процессе, в ре­зуль­та­те которого происходит осознание студентом собственных социально значимых физических способностей, адекватное и ак­тив­ное проявление их в учеб­но-поз­на­ва­тель­ной деятельности, в мыш­ле­нии и об­ще­нии, при ов­ла­де­нии опытом физической культуры с уче­том требований, которые предъявляются к сту­ден­ту в про­цес­се реализации программы по физической культуре в ву­зах.

Физическое самовоспитание понимается как процесс сознательной и пла­но­мер­ной работы над собой. Физическое воспитание и об­ра­зо­ва­ние не дадут положительных результатов на длительное время, если они не активизируют стремление студента к са­мо­вос­пи­та­нию и са­мо­со­вер­шенство­ва­нию. Самовоспитание закрепляет приобретаемые в фи­зи­чес­ком воспитании практические умения и на­вы­ки. Процесс физического самовоспитания включает в се­бя три основных этапа. Первый этап связан с са­мо­поз­на­ни­ем собственной личности, где выделяются ее положительные физические и пси­хи­чес­кие качества, а так­же отрицательные стороны, которые нужно преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к се­бе. К ме­то­дам самопознания можно отнести самоанализ, самонаблюдение и са­мо­оцен­ку. Самоанализ помогает выяснить причину поступка и оп­ре­де­лить способ преодоления нежелательного действия в сле­ду­ющий раз. Самонаблюдение – уникальный метод самопознания, оно помогает наблюдать на основе выделенных критериев за качествами и свойства­ми личности. Самооценка тесно связана со степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Если самооценка занижена, то это способствует развитию неуверенности в се­бе, что, в свою очередь, ограничивает жизненные перспективы. Если она адекватная, то имеет место наличие четких критериев поведения и дей­ствий. Первый этап завершается решением начать работу над собой.

На втором этапе определяются цель и прог­рам­ма самовоспитания, а от­сю­да и лич­ный план. Цель, как правило, носит долговременный характер. Примерная программа может быть представлена следующим образом. Цель – формирование физической культуры личности, которая позволяет соединить социальное и би­оло­ги­чес­кое в раз­ви­тии человека.

Задачи деятельности:

1. Вклю­че­ние в ЗОЖ и ук­реп­ле­ние здоровья.

2. Ак­ти­ви­за­ция познавательной и физ­куль­тур­но-спор­тив­ной практической деятельности.

3. Фор­ми­ро­ва­ние нравственно-во­ле­вых качеств личности.

4. Ов­ла­де­ние основами методики физического самовоспитания.

5. Со­вер­шенство­ва­ние физического развития и фи­зи­чес­кой подготовленности в со­от­ветствии с тре­бо­ва­ни­ями будущей профессиональной деятельности.

На основе программы формируется личный план самовоспитания.

Третий этап связан с прак­ти­чес­ким осуществлением этого плана. Он основывается на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. На этом этапе подключаются методы самоуправления, к ко­то­рым можно отнести самовнушение, самоубеждение, самоконтроль, самоотчет и т. д. Этот этап сопровождается ведением дневника самоконтроля. Заполнение его является своего рода отчетом за свои поступки, помогает лучше понять, от каких недостатков необходимо избавиться в пер­вую очередь, какие вносить изменения в лич­ный план работы над собой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные требования к организации ЗОЖ | Ключевые термины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.