Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках обеспечивают пользователей дополнительными данными, которые не целесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы для реальной оценки финансового положения предприятия, финансовых результатов его деятельности и изменений в его финансовом положении. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки.

Показатели, характеризующие финансовое состояние можно условно разделить на группы, отражающие различные стороны финансового состояния предприятия. К ним относятся коэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости); коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности.

Степень платежеспособности предприятия обычно оценивается при помощи финансовых коэффициентов ликвидности:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывают как отношение денежных средств и быстрореализуемых краткосрочных ценных бумаг к текущей – краткосрочной задолженности:

В мировой практике достаточным считается значение коэффициента абсолютной ликвидности, равное 0,2 - 0,3, то есть предприятие может немедленно погасить 20 - 30 % текущих обязательств.

2. Коэффициент ликвидности определяют как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к текущим обязательствам:

По оценкам, принятым в международной практике, значение коэффициента должно быть 0,8 - 1.

3. Общий коэффициент покрытия, который часто называют просто коэффициентом покрытия, дает общую оценку платежеспособности предприятия. Коэффициент покрытия представляет интерес для покупателей и держателей акций и облигаций предприятия. Его вычисляют по формуле

Нормальное значение этого коэффициента составляет 2,0-2,5.

Финансовую устойчивость и автономность отражает структура баланса (соотношение между отдельными разделами актива и пассива), которая характеризуется несколькими показателями.

1. Коэффициент автономии характеризует зависимость предприятия от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Низкое значение коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств:

Считается нормальным, если значение показателя коэффициента автономии больше 0,5, то есть финансирование деятельности предприятия осуществляется не менее, чем на 50% из собственных источников.



2. Долю заемных средств определяют по формуле

Данное отношение показывает, сколько заемных средств привлекало предприятие на 1 руб. собственных средств, вложенных в активы.

3. Коэффициент инвестирования - соотношение заемных и собственных средств – является еще одной формой представления коэффициента финансовой независимости:

Рекомендуемые значения: 0,25 – 1.

Коэффициенты рентабельности. Кроме уже рассмотренных коэффициентов рентабельности, при анализе финансового состояния рассчитывают и другие модификации, характеризующие различные стороны деятельности предприятия.

1. Коэффициент рентабельности продаж. Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия:

2. Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании:

3. Коэффициент рентабельности оборотных активов. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства:

4. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства:

5. Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности:

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Среди этих коэффициентов рассматриваются такие показатели как фондоотдача, когда речь идет о внеоборотных активах, оборачиваемость оборотных средств, а также оборачиваемость всего капитала

Лекция № 17. Система управления энергозатратами на предприятии.

Под управлением энергозатратами понимается - целевое воздействие на энергозатраты, возникающие в процессе производства продукции и услуг предприятия, направленное на их минимизацию посредством реализации определенных функций (планирования, учета и калькулирования, анализа, контроля).

Процесс управления энергозатратами базируется на определенном механизме. Под механизмом управления энергозатратами нами понимается - совокупность мероприятий организационно-экономического, нормативно-методического, правового, социального характера, обеспечивающих оптимизацию энергозатрат на производство и реализацию продукции и услуг предприятия.

Процесс управления энергозатратами на предприятиях заключается в последовательной реализации основных функций, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом и направленных на минимизацию энергозатрат (рис.12)

Рис.12 Взаимосвязь основных функций в системе управления энергозатратами на предприятиях

Система управления энергозатратами на предприятиях это совокупность управляющей подсистемы и взаимосвязанных элементов (целей, функций, методов, принципов управления и т.д.), воздействующих на управляемую подсистему (центры возникновения энергозатрат предприятия) для достижения цели создания энергоэффективного производства продукции на предприятиях.

Цель системы управления энергозатратами - создание энергоэффективного производства продукции или услуг, удовлетворяющих потребителя по соотношению цена-качество.

В качестве элементов управляемой подсистемы системы управления энергозатратами выступают центры возникновения энергозатрат, отличающиеся единообразием функций и производственных операций, уровнем технической оснащенности и организации труда, целевым назначением энергозатрат, которые, кроме выполнения своих функциональных задач, несут ответственность за результаты своей деятельности.

Управление по центрам возникновения энергозатрат позволяет оценить вклад каждого центра в конечные результаты деятельности предприятия, децентрализовать управление энергозатратами, наблюдать за их формированием на всех уровнях управления, существенно повысить экономическую эффективность хозяйствования и определять источники возникновения и резервы снижения энергозатрат и при этом не требует вложений денежных средств. Формирование центров возникновения энергозатрат носит организационный характер и не требует привлечения дополнительных специалистов или найма новых работников. Центры возникновения энергозатрат в известной мере продолжают классификацию центров финансовой ответственности, но по другим признакам (не финансовым, а технологическим). Такая классификация представляется более эффективной, так как делит механизм возникновения энергозатрат на более мелкие составляющие элементы с целью большей детализации энергозатрат, позволяет более точно определять источники и первопричины их возникновения, что при анализе всего механизма сделать сложно, усиливать контроль за уровнем энергозатрат и повышать точность калькулирования. Кроме того, известно, что дифференциация элементов до определенного предела ведет к укреплению и совершенствованию системы. Количество центров возникновения энергозатрат зависит от технологического цикла предприятий.

Основным инструментом, позволяющим реализовать этот принцип в системе управления энергозатратами, автор определяет энергоэкономическое обследование. Энергоэкономическое обследование как метод управления энергозатратами, в рамках которого анализируется эффективность системы энергопотребления предприятия, и выявляются источники нерационального потребления энергоресурсов в центрах возникновения энергозатрат, определяются способы их устранения в соответствии с действующими нормами и правилами собственными силами специалистов предприятия.

После определения центров возникновения энергозатрат осуществляется процесс сбора данных об энергозатратах в этих центрах. Данные об энергозатратах могут собираться вручную или с использованием информационных технологий. Для более эффективного учета энергозатрат необходимо составить классификацию, которая бы детализировала общие статьи энергозатрат в виде, удобном для управления.

Рис. 13. Алгоритм проведения энергоэкономического обследования предприятий

Классификация статей определяется для каждого центра возникновения энергозатрат. Информация, получаемая в результате учета энергозатрат, составляет обычно коммерческую тайну предприятия. Она не подлежит опубликованию и носит конфиденциальный характер. Администрация предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней отчетности. Эта система учета не должна регламентироваться государством. Вся сущность такого учета сводится к проблеме определенного агрегирования учетной информации в объеме, необходимом руководству, пользователям для принятия своевременных, обоснованных управленческих решений на различных уровнях производственной деятельности. При этом степень детализации учетной информации должна быть достаточной, но не избыточной. Руководителю предприятия необходимо назначить людей, ответственных за своевременное и достоверное предоставление информации по энергозатратам.

Классификация энергозатрат по центрам их возникновения зависит от организационной структуры управления и поэтому на каждом предприятии разрабатывается своя номенклатура статей. Классифицировать затраты по статьям означает разбить их на группы по тому или иному признаку однородности.

Рис.14 Классификация видов энергозатрат в центре возникновения энергозатрат «Канализационные очистные сооружения»

2 этап алгоритма проведения энергоэкономического обследования предприятий ЖКС предполагает анализ энергозатрат для определения перспективных направлений их снижения.

Рис. 15. Методический инструментарий 2 этапа методики проведения энергоэкономического обследования предприятия ВКХ

Большие возможности анализа возникают, когда имеется информация сразу по всем направлениям классификации энергозатрат. В таком случае можно, например, сопоставлять потребление определенного вида ресурса в разных центрах возникновения энергозатрат; определить вклад каждого центра (в виде энергозатрат) в производство товара или оказание услуг. Методы проведения анализа бывают разные: сравнительный, балансовый, по отклонениям показателей от заранее запрограммированных, факторный, функционально-стоимостной, директ-костинг, горизонтальный, вертикальный и т.д.

Анализ энергоэкономических показателей позволяет исследовать закономерности развития энергохозяйства предприятия во времени и проводить сравнительный сопоставления уровней эффективности его функционирования, что даст возможность оценить степень энергоиспользования и выявить скрытые резервы экономии энергии.

Кроме того, он позволит охарактеризовать:

• тенденции и специфику развития производства;

§ степень эффективности использования энергоресурсов.

Эффективность использования энергоресурсов является одним из важнейших показателей эффективности предприятия в целом, а для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, с характерной для них большой энергоемкостью, - еще и одним из оснований для выживания.

Анализ тенденций изменения обобщенных энергоэкономических показателей следует проводить совместно с анализом производительности труда, рентабельности и фондовооружен­ности предприятия, которые в нормальных условиях его работы должны иметь тенденцию к росту.

Расчет и анализ энергоэкономических показателей должен производиться за период, охватывающий весь цикл производственных и сезонных изменений в режиме работы предприятия (как правило, календарный год). При анализе динамики показателей все стоимостные показатели должны быть рассчитаны в сопоставимых ценах с указанием года приведения. В рамках энергоэкономического анализа необходимо провести расчет показателей, представленных в 3 главе диссертационного исследования. При этом по возможности, расчет необходимо вести по центрам возникновения энергозатрат.

Данные, полученные в результате структурного анализа себестоимости, позволят определить виды энергозатрат, занимающих большую долю в структуре себестоимости услуг ВКХ и на этапе выявления резервов экономии позволят в полной мере реализовать потенциал энергосбережения для ее снижения. С помощью вертикального анализа рассчитывают удельный вес каждой статьи в общей структуре энергозатрат предприятия и выделяют статьи, занимающие в ней большую долю. По результатам вертикального анализа составляются диаграммы энергозатрат с указанием доли каждой статьи в общих энергозатратах предприятия ВКХ. В основе горизонтального анализа лежит сравнение каждой позиции по статьям энергозатрат отчетности с предшествующим периодом (месяцем, кварталом, годом), то есть определяются отклонения показателей отчетного или планируемого периода от предшествующего.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.161.79.96
Генерация страницы за: 0.097 сек.