Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям

При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и свя­зан­ные с ни­ми знания.

Дадим определение понятиям «двигательное умение» и «двига­тель­ный навык».

Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составных операциях (частях) действия, наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

В про­цес­се многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и пос­те­пен­но автоматизируются его координационные механизмы и дви­га­тель­ные умения переходят в на­вык (рис. 6).

Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и дей­ствия отличаются надежностью.

Прочный двигательный навык сохраняется в те­че­ние многих лет. Например, научившись ездить на велосипеде или плавать (а это сложные двигательные навыки), разучиться уже невозможно.

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа.

 

Рис. 6. Формирование двигательных умений и навыков

Первыйэтап – ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель – обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приб­ли­жен­ной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:

● соз­дать общее представление о дви­га­тель­ном действии;

● на­учить частям (элементам) техники этого действия;

● сфор­ми­ро­вать общий ритм двигательного акта;

● пре­дуп­ре­дить или сразу же устранить неправильные движения и гру­бые искажения техники действия.

Первоначальное объяснение техники движения – только в са­мых главных моментах. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акус­ти­чес­кой демонстрации (ритма движения).

Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а так­же с по­мощью подводящих упражнений.

В свя­зи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учебно-тре­ни­ро­воч­ном занятии. Между тем длительные перерывы в за­ня­ти­ях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких двигательных рефлексов.

Второйэтап – углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.

Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения.

Основные задачи этого этапа:

● сфор­ми­ро­вать углубленное понимание закономерностей движений действия;

● уточ­нить технику действия (по ее пространственным, временным и ди­на­ми­чес­ким характеристикам) в со­от­ветствии с ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми особенностями обучаемого;

● усо­вер­шенство­вать ритм выполнения движения;

● соз­дать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Техника уточняется в про­цес­се многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых автоматически.

Второй этап обучения считается завершенным, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и де­та­ли техники в це­лостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к сле­ду­юще­му этапу обучения.

Третийэтап – формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели – добиться совершенного владения двигательным действием в раз­но­об­раз­ных условиях его применения – необходимо применять методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования.

Задачи третьего этапа:

● зак­ре­пить навык и со­вер­шенство­вать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно ужесточаются требования к ре­зуль­та­ту без нарушения техники двигательного действия;

● из­би­ра­тель­но совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в дви­га­тель­ном действии;

● со­вер­шенство­вать технику двигательного действия в нес­тан­дартных условиях, т. е. уве­ли­чи­вать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстре­маль­ном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; задание усложняется (подключаются дополнительные движения) или условия его выполнения упрощаются;

● об­лег­чить технику движения. Ознакомиться с прик­лад­ны­ми способами его выполнения, когда применяются варианты знакомого движения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в во­ен­ном обмундировании и т. п.).

Успех или неуспех студентов в ос­во­ении упражнений зависит от степени развития у них тех качеств, которые являются ведущими при освоении двигательного действия. Следовательно, необходима самостоятельная работа отстающих студентов над развитием этих физических качеств.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы физического воспитания | Основы воспитания физических качеств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.