Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые виды спорта и системы физических упражнений




Система студенческих спортивных соревнований

Система студенческих соревнований включает в се­бя три уровня:

Внутривузовские соревнования по видам спорта: зачетные соревнования на учебных занятиях; соревнования на первенство учебных групп; на первенство курсов; на первенство факультетов (или общежитий); на первенство вуза.

На этом уровне проводятся такие спортивные соревнования, как массовые кроссы, эстафеты и др. Победители идут на межвузовские соревнования по видам спорта или комплексные спортивные мероприятия: товарищеские соревнования между курсами, факультетами, вузами; районные, городские соревнования; областные соревнования; зональные соревнования (по территориальному или ведомственному признаку); российские студенческие соревнования, участие в сос­та­ве сборных команд в со­рев­но­ва­ни­ях РФ.

В меж­ву­зовских соревнованиях обычно участвуют и со­рев­ну­ют­ся сильнейшие студенты-спортсме­ны лично или в сос­та­ве сборных команд отдельных курсов, факультетов вуза.

Международные спортивные соревнования студентов: товарищеские соревнования между курсами, факультетами, вузами; товарищеские соревнования между отдельными факультетами или вузами; чемпионаты и уни­вер­си­ады Международной федерации университетского спорта; чемпионаты Европы, мира и Олимпиады.

Цели подобных состязаний весьма разнообразны: от установления личных контактов до достижения спортивного наилучшего результата в со­рев­но­ва­ни­ях между вузами, городами и по России. На уровне отдельных вузов по инициативе ректората и об­ществен­ных организаций могут быть организованы международные спортивные встречи.

Олимпийские игры – самые авторитетные и предста­ви­тель­ные международные соревнования. В сос­та­ве олимпийской сборной как бывшего СССР, так и сов­ре­мен­ной России всегда успешно выступали студенты-спортсме­ны.

Календарный план спортивных соревнований разрабатывается на учебный год. Он размножается и нап­рав­ля­ет­ся во все подразделения вуза: факультеты, отделы, службы, где доводится до сведения всех спортсменов, физкультурников активистов, а так­же вывешивается на спортивном стенде в ви­де афиши. Календарный план разрабатывается спортивным клубом, согласовывается с ка­фед­рой физического воспитания и ут­вержда­ет­ся ректором вуза.

За последнее время появились новые виды спорта, представляющие собой системы специально подобранных упражнений и поз, направленных на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма. Изучение отдельных систем в ог­ра­ни­чен­ные часы групповых занятий не дает значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные упражнения. Они намного увеличивают и об­щую двигательную активность, и оз­до­ро­ви­тель­ный эффект.

В ка­честве новых видов спорта можно перечислить следующие:

1. Ак­ват­лон (он включает в се­бя два раздела: спортивный и бо­евой): спортивный – плавание под водой на время в лас­тах; боевой – борьба под водой.

2. Ак­ро­ба­ти­чес­кий рок-н-ролл. Сначала рок-н-ролл являлся танцем-мо­но­ло­гом, затем его стали танцевать группой, после чего он стал танцем-ди­ало­гом мужчины и жен­щи­ны. По мере совершенствования техники танца в не­го включались элементы акробатики, и рок-н-ролл стал массовым видом спорта.

3. Армспорт – борьба руками на столе. Соревнования проводятся в раз­лич­ных весовых категориях среди юношей и де­ву­шек.

4. Бейсбол – игра, которая проводится на площадке, представляющей со­бой сектор, в ко­то­ром имеется внутреннее поле в ви­де квадрата, по углам кото­рого расположены базы, а внут­ри размечен круг, откуда мяч вводится в иг­ру.

5. Бо­улдринг – лазание по отдельным скальным блокам максимальной сложности без страховки на высоте 1–3 м.

6. Виндсер­финг – передвижение по воде на доске под парусом без руля и без помещения для экипажа.

7. Гид­роаэро­би­ка – выполнение физических упражнений в во­де.

8. Дайвинг – подводная охота, плавание, отдых и т. д.

9. Джаз-гим­нас­ти­ка – сочетание общеразвивающих упражнений с эле­мен­та­ми джазового танца, который выполняется под джазовую музыку.

10. Дис­ко-гим­нас­ти­ка – общеразвивающие упражнения с эле­мен­та­ми танцев в сти­ле диско: шаги вперед, в сто­ро­ну, назад, подскоки, простейшие повороты, выполняемые в единстве с рит­мом музыки.

11. Йога – упражнения, основанные на понимании не только физических, но и ду­хов­ных, нравственных правил совершенствования личности.

12. Ка­ра­тэ – древнейшее военное искусство Востока. Напоминает фехтование на руках и но­гах с ими­та­цией ударов по жизненно важным точкам человеческого тела.

13. Кер­линг – игра проводится на ледяной дорожке, играют круглыми, выпуклыми сверху и сни­зу камнями, имеющими сверху прочно закрепленную рукоятку.

14. Пауэр­лиф­тинг – силовое троеборье, состоящее из приседания со штангой, жима и тя­ги.

15. Скейтборд – катание на доске с ро­ли­ка­ми.

16. Снеж­ный серфер – спуск с гор по снегу на одной лыже с вы­пол­не­ни­ем различных поворотов.

17. Стрет­чинг – упражнения на растягивание мышц. Включает в се­бя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп.

18. Су­мо – японский национальный вид единоборства. Он представляет собой борьбу двух спортсменов, которая заключается в вы­тал­ки­ва­нии соперника за пределы круга.

19. Три­ат­лон – вид спорта, который включает в се­бя плавание, велосипедный кросс и бег.

20. Ушу – древняя китайская гимнастика, объединяющая комплекс оздоровительной гимнастики и элементы боевого искусства.

21. Фрис­тайл – горнолыжное троеборье, в ко­то­рое входят: могул – скоростной спуск на горных лыжах по бугристой трассе; лыжный балет – спуск на лыжах по пологому склону с вы­пол­не­ни­ем под музыку элегантных скользящих шагов, прыжков, поворотов и вра­ще­ний; лыжная акробатика – прыжки на лыжах со специального трамплина с вы­пол­не­ни­ем в воз­ду­хе элементов акробатики.

22. Шорт-трек – бег на коньках в хок­кейной коробке на различные дистанции.

За последнее время на рынке оздоровительных услуг появилось большое количество названий современных систем физических упражнений. Наиболее популярное из них – «фитнес».

Фитнес – это комплексная система, направленная на формирование навыков здорового образа жизни. Она состоит из семи взаимосвязанных ключевых элементов.

1. Ре­гу­ляр­ные занятия физическими упражнениями, которые способствуют улучшению иммунитета, укреплению здоровья и раз­ви­тию двигательных качеств.

2. Пра­виль­ное питание. Оно должно быть полноценным и сба­лан­си­ро­ван­ным.

3. Ду­хов­ный фитнес. Улучшение отношений с са­мим собой и ок­ру­жаю­щим миром через самопознание, самосовершенствование и об­ще­ние с при­ро­дой.

4. Из­ме­не­ние отношения к от­ды­ху и сну. Улучшение качества сна, умение сделать свой отдых восстанавливающим.

5. Эмо­цио­наль­ное равновесие. Работа над эмоциями улучшает отношения с ок­ру­жа­ющи­ми, избавляет от вредных привычек, уменьшает стресс.

6. Имидж тела. Умение обрести уверенность в се­бе путем изменения отношения к сво­ему внешнему облику. Важно не сравнивать себя с дру­ги­ми, а, ис­хо­дя из индивидуальных особенностей, ставить реалистичные задачи.

7. Ра­бо­та. Умение распределять свои силы, время, устанавливать здоровые отношения в кол­лек­ти­ве.

Говоря о ре­гу­ляр­ных занятиях физическими упражнениями, необходимо определиться с не­ко­то­ры­ми понятиями, которые раскрывают смысл существующих ныне оздоровительных систем.

Шейпинг. Это комплексная система, в ос­но­ве которой лежит локальное воздействие на мышечные группы. Она была разработана в Санкт-Пе­тер­бургском институте физической культуры им. Лес­гаф­та. Как разновидность фитнеса она предполагает наличие всех семи компонентов. Разработана компьютерная диагностика, на основе которой определяется индивидуальная программа физической нагрузки и пи­та­ния для каждого занимающегося.

Йога. Это целостное мировоззрение, возраст которого 5–7 тыс. лет. Цели его – духовное развитие человека, попытка понять мир и дос­тичь бессмертия. Это абсолютно индивидуальная практика взаимодействия с са­мим собой и об­щим потоком энергии, в ко­то­рой отсутствует элемент соревнования. Йога делится на несколько направлений.

Хатха-йога – работа с соз­на­ни­ем посредством тренировки тела, которая дает инструмент для контроля за всеми проявлениями тела и ума.

Это подготовка к уров­ню высшей ступени йоги – раджа-йоги. Отличие хатха-йоги в том, что это работа с фи­зи­чес­ким телом, но ориентированная на сознание. В хат­ха-йоге есть понятие «внутренняя работа» – это определенная направленность внимания в про­цес­се практики. Она оказывает омолаживающее воздействие на связки и груп­пы мышц физического тела. Позы-аса­ны позитивно влияют на структуру тела не только на физическом, но и бо­лее «тонком» энергетическом уровне, помимо сильного и гиб­ко­го тела принося также ясное сознание и спо­койный, устойчивый ум. Это основное и прин­ци­пи­аль­ное отличие хатха-йоги от спорта.

Пилатес. Этой уникальной системе исполнилось уже 100 лет. Ее создатель Джозеф Пилатес, спортсмен, профессиональный инструктор и врач, родился в 1880 г. в Гер­ма­нии. Будучи хилым и бо­лез­нен­ным от природы, но при этом обладая поистине фантастической силой духа, он решил самостоятельно побороть мучившие его недуги и про­пи­сал себе в ка­честве терапии им же самим разработанную гимнастику.

Пилатес не только полностью излечился, но и дос­тиг такой превосходной формы, что уже в под­ростко­вом возрасте показывал отличные результаты в гим­нас­ти­ке, лыжах, плавании и по­зи­ро­вал художникам. Джозеф продолжал совершенствовать свою программу, обогащая ее все новыми и но­вы­ми элементами, позаимствованными в ос­нов­ном из йоги и вос­точ­ных единоборств.

Система пилатес состоит из плавных, медленных движений, направленных на растяжение, укрепление мускулов и дос­ти­же­ние согласованной работы всех частей тела. Причем задействованы не только крупные поверхностные мышцы, но и мел­кие глубокие. Именно внутренние мышечные слои являются опорой для позвоночника и сус­та­вов. От их состояния зависит гармоничное развитие тела и то, насколько стойким окажется результат.

Главную роль в пи­ла­те­се играет качество занятий, что достигается благодаря осознанному выполнению упражнений. Данная программа направлена на бережное отношение к поз­во­ноч­ни­ку, поэтому ее нередко рекомендуют в ка­честве восстановительной терапии после травм. Она подходит практически всем, независимо от возраста, уровня физической подготовки и сос­то­яния здоровья.

Фитбол-аэро­би­ка – аэробика преимущественно партерного характера с ис­поль­зо­ва­ни­ем специальных резиновых мячей большого размера.

В це­лом схема, построения фитбол-тре­ни­ров­ки не отличается от классической схемы построения урока оздоровительной аэробикой.

Продолжительность и ин­тен­сив­ность варьируются в за­ви­си­мос­ти от контингента занимающихся и за­дач, поставленных преподавателем.

Уникальная возможность проведения аэробной части урока в по­ло­же­нии сидя позволяет существенно расширить контингент занимающихся. Проведенные в США, Европе и Рос­сии исследования подтверждают положительное воздействие таких тренировок на позвоночник, сердечно-со­су­дис­тую систему, вестибулярный аппарат.

Одной из отличительных черт фитбол-уро­ка являются упражнения на развитие вестибулярного аппарата, что широко применяется на Западе не только в оз­до­ро­ви­тель­ных занятиях, но и при подготовке профессиональных спортсменов, таких, как велосипедисты, парашютисты, воднолыжники и др.

Для занятий фитболом требуется особое музыкальное сопровождение, в ко­то­ром темп музыки зависит от степени упругости мяча и варьиру­ет­ся для разных уровней подготовленности занимающихся.

Упражнения на полусферах. При любом движении у че­ло­ве­ка работают три системы: нервная, костная и мы­шеч­ная. Все вместе они образуют так называемую кинетическую цепь. Упражнения на полусферах, при выполнении которых необходимо постоянно удерживать равновесие, задействуют сразу несколько групп мышц, увеличивают силу и спо­собству­ют более согласованной работе всей кинетической сети.

Выполнение упражнений на неустойчивых поверхностях позволяет укрепить все мышцы нижней части тела и раз­вить мышцы туловища.

Аэробика. Само слово «аэробика» произошло от греческого корня «аэр», имеющего значение «воздух». Определение «аэробный» переводится как «живущий на воздухе» или «использующий кислород». Следовательно, аэробика – это комплекс упражнений, в ко­то­рых дыхательные движения сочетаются с дви­же­ни­ями тела, опорно-дви­га­тель­но­го аппарата. Главная задача аэробики – оздоровление организма.

Занятия аэробикой снижают риск сердечно-со­су­дис­тых заболеваний. У че­ло­ве­ка, занимающегося аэробными упражнениями, сердце работает ритмично и эко­ном­но.

Поскольку во время упражнений активизируются не только дыхание, вентиляция легких, но и все мышцы тела, то открывается большое количество капилляров, увеличивается их сечение, ускоряется кровоток. Улучшается венозное кровообращение, что положительно влияет на деятельность органов брюшной полости, особенно печени.

Физические упражнения как средство активного отдыха восстанавливают тонус нервной системы. Мозг и мыш­цы представляют собой функциональное единство: мышцы не могут сокращаться без нервных импульсов, а мозг, изолированный от влияния мышц, быстро теряет свою возбудимость, даже при наличии достаточного кровоснабжения. Аэробный комплекс может быть составлен с уче­том цели тренировок.

Аэробика способствует обновлению организма и его функциональному совершенствованию. Регулярно занимаясь, вы откажетесь от врачей, создадите рациональный режим дня, укрепите и сох­ра­ни­те свое здоровье.

За последнее время появились новые виды аэробики.

Тер-аэро­би­ка представляет собой низкоударную высокоинтенсивную кардиотренировку. Существенное увеличение нагрузки достигается посредством использования специального комплекта амортизаторов, фиксирующихся одновременно на руках и но­гах занимающихся и об­ра­зу­ющих взаимосвязанную единую систему.

Такая тренировка доступна широкому контингенту занимающихся из-за отсутствия сложно-ко­ор­ди­на­ци­он­ных движений и вы­со­ко­удар­ной нагрузки. Тем не менее, движения под музыку всегда создают благоприятный эмоциональный фон, а воз­мож­ность разнообразить хореографию делает занятия тер-аэро­би­кой привлекательными.

Степ-аэро­би­ка. Упражнения на степ-плат­фор­ме чрезвычайно эффективны, так как хорошо нагружают все мышцы нижней части тела. Разнообразие упражнений позволяет повысить эмоциональный фон и до­зи­ро­вать нагрузку с уче­том индивидуальных особенностей занимающихся.

Слайд-аэро­би­ка оздоровительная аэробика атлетического направления с ис­поль­зо­ва­ни­ем специальной слайд-дос­ки и осо­бой обуви. Доска имеет полимерное покрытие, дающее возможность легко скользить по ней. Подавляющее число упражнений напоминает движения конькобежца и нап­рав­ле­но на развитие мышц нижней части тела.

На слайде следует заниматься в крос­сов­ках, имеющих широкую плоскую подошву, к слайду прилагаются специальные носки, которые надеваются поверх кроссовок.

Занятия на слайде являются высокоинтенсивным видом аэробных тренировок. Они развивают сердечно-со­су­дис­тую систему, тренируют выносливость, чувство равновесия и ко­ор­ди­на­цию. Но более всего этот вид оздоровительной аэробики развивает силовые возможности ног.

Тай-бо – занятия с ис­поль­зо­ва­ни­ем боевых искусств. Строятся по принципам, используемым в аэро­би­ке. Тренировки проводятся под музыкальное сопровождение с целью повышения аэробных и си­ло­вых возможностей, а так­же технического мастерства занимающихся.

В тех­ни­чес­ком арсенале этого направления удары, прыжки, падения, броски, а так­же обычные общеразвивающие физические упражнения. Техника выполнения некоторых упражнений позаимствована из различных видов боевых искусств. Удары руками взяты из бокса, удары ногами – из тхэквондо, подсечки – из ушу, а брос­ки – из дзюдо. Остальные упражнения относятся к аэро­би­ке или традиционной силовой тренировке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.