Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внесение законопроекта — законодательная инициатива

Законодательная инициатива — это конституционная возможность вно­сить в Государственную Думу проекты федеральных законов, конституцион­ных и просто законов, а также проекты законов о внесении изменений и допол­нений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими, утратившими силу. Правом законодательной ини­циативы обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, чле­ны Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Это право при­надлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государст­венные органы, должностные лица, члены представительных органов имену­ются субъектами права законодательной инициативы.

2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно прохо­дит, как правило, в трех чтениях2. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях.

Первое чтение законопроекта представляет собой первоначальное рас­смотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты (обсужда­ются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопро­екта Конституции РФ).

Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном за­седании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в це­лом.

Третье чтение законопроекта —это заключительное обсуждение в Госу­дарственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рас­смотрения в целом. В случае, если законопроект не принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государствен­ной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосова­нии по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

 

4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Госу­дарственной Думой федерального закона. Принятые Государственной Ду­мой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступив­шие из Государственной Думы законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюд­жета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, статуса и защиты государ­ственной границы Российской Федерации, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Однако если в течение четырнадцати дней федеральный закон, принятый Государственной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой. Федеральный закон считается одобрен­ным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от об­щего числа членов этой палаты. Закон может быть и отклонен.

5. В этом случае может возникнуть дополнительный этап — преодоление разногласий между Советом Федерации Российской Федерации и Госу­дарственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона. При отклонении его Советом Федерации обе палаты могут соз­дать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, по­сле чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума может принять предложения согласитель­ной комиссии. Но она вправе и не принять предложения согласительной комис­сии и выразить несогласие с решением Совета Федерации об отклонении зако­на; тогда закон ставится на голосование в Государственной Думе в ранее при­нятой редакции. В таком случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы.

6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом Российской Федерации. Это заключительная стадия законодательного про­цесса. Участие главы государства неотъемлемая составная часть законода­тельного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направ­ляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент Российской Федерации должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении. Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в уста­новленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент Российской Феде­рации в этот же срок может применить свое конституционное право вето и от­клонить федеральный закон, не подписав его.

Однако президентское вето отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания Российской Федерации квали­фицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохо­ждение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания Российской Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение 7 дней. В подобном случае Президент Российской Федерации обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на со­держание и последствия закона.

Вето главы государства призвано препятст­вовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Пре­зидента Российской Федерации), принятых поспешно законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от об­щего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем феде­ральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию гла­вой государства и обнародованию.

Тема 7 Система органов исполнительной власти. Правительство Российской Федерации

Высшим федеральным органом исполнительной власти является Прави­тельство Российской Федерации. Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнитель­ной власти Российской Федерации, обеспечивает в соответствии с Конституци­ей РФ осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.

Вся разносторонняя деятельность Правительства Российской Федерации осуществляется посредством функционирования работающих под его руково­дством различных федеральных органов исполнительной власти.

Президент Российской Федерации в Указе от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с из­менениями от 15 марта 2005 г.) постановил установить, что в систему феде­ральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральные министерства могут быть подведомственны Президенту Российской Федерации или нахо­диться в ведении Правительства Российской Федерации, а федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных мини­стерств (табл. 1).

Таблица 1. Структура федеральных органов исполнительной власти

Федеральные министерства Федеральные службы и агентства
I. Федеральные министерства, федераль­ные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и фе­деральные агентства, подведомствен­ные этим федеральным министерствам  
1.Министерство внутренних дел РФ (МВД России) Федеральная миграционная служба (ФМС России)
2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий (МЧС России)  
3. Министерство иностранных дел РФ (МИД России)  
4. Министерство обороны РФ (Минобороны России) Федеральная служба по военно-техни­ческому сотрудничеству (ФСВТС Рос­сии)
  Федеральная служба по оборонному заказу(Рособоронзаказ)
  Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России)
  Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России)
5. Министерство юстиции РФ (Минюст Рос­сии) Федеральная служба исполнения нака­заний (ФСИН России)
  Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация)
  Федеральная служба судебных при­ставов (ФССП России)
Федеральные органы исполнительной вла­сти, находящиеся в ведении Президента Российской Федерации: Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба) (ГФСРоссии)
  Служба внешней разведки РФ (феде­ральная служба) (СВР России)
  Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба) (ФСБ России)
  Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба) (ФСКН России)
  Федеральная служба охраны РФ (фе­деральная служба) (ФСО России)
Федеральные министерства Федеральные службы и агентства  
  "лавное управление специальных про­грамм Президента РФ (ГУСП)  
  Управление делами Президента РФ 'федеральное агентство)  
II. Федеральные министерства, находя­щиеся в ведении Правительства Россий­ской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомствен­ные этим федеральным министерствам    
1.Министерство здравоохранения и соци­ального развития РФ (Минздравсоцразви-тия) Федеральная служба по надзору в сфе-эе защиты прав потребителей и благо­получия человека(Роспотребнадзор)  
  Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития(Росздравнадзор)  
  Федеральная служба по труду и заня­тости (Роструд)  
  Федеральное агентство по здраво­охранению и социальному развитию (Росздрав)  
  Федеральное медико-биологическое агентство  
2. Министерство культуры и массовых ком­муникаций РФ (Минкультуры России) Федеральная служба по надзору за со­блюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране куль­турного наследия (Росохранкультура)  
  Федеральное архивное агентство (Росархив)  
  Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура)  
  Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)  
3. Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) Федеральная служба по интеллекту­альной собственности, патентам и то­варным знакам (Роспатент)  
  Федеральная служба по надзору в сфе­ре образования и науки (Рособрнадзор)  
  Федеральное агентство по науке и ин­новациям (Роснаука)  
  Федеральное агентство по образова­нию (Рособразование)  
4. Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования(Росприроднадзор)  
       

 

  Федеральное агентство водных ресур­сов (Росводресурсы)
  Федеральное агентство лесного хозяй­ства (Рослесхоз)
  Федеральное агентство по недрополь­зованию (Роснедра)
5.Министерство промышленности и энер­гетики РФ (Минпромэнерго России) Федеральное агентство по промыш­ленности (Роспром)
  Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго)
  Федеральное агентство по техническо­му регулированию и метрологии (Рос-техрегулирование)
6. Министерство регионального развития РФ (Минрегион России) Федеральное агентство по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяй­ству (Росстрой)
7. Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) Федеральная служба по ветеринарно­му и фитосанитарному надзору (Рос-сельхознадзор)
  Федеральное агентство по рыболовст­ву (Росрыболовство)
  Федеральное агентство по сельскому хозяйству(Россельхоз)
8. Министерство транспорта РФ (Минтранс России) Федеральная служба по надзору в сфе­ре транспорта(Ространснадзор)
  Федеральное агентство воздушного транспорта(Росавиация)
  Федеральное дорожное агентство (Ро-савтодор)
  Федеральное агентство железнодо­рожного транспорта (Росжелдор)
  Федеральное агентство морского и реч­ного транспорта (Росморречфлот)
  Федеральное агентство геодезии и кар­тографии (Роскартография)
9. Министерство информационных техноло­гий и связи РФ (Мининформсвязи России) Федеральная служба по надзору в сфе­ре связи(Россвязьнадзор)
  Федеральное агентство по информа­ционным технологиям (Росинформтех-нологии)
  Федеральное агентство связи(Россвязь)
10. Министерство финансов РФ (Минфин России) Федеральная налоговая служба (ФНС России)
   
  Федеральная служба страхового над­зора (Росстрахнадзор)
  Федеральная служба финансово-бюд­жетного надзора (Росфиннадзор)
  Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)
  Федеральное казначейство (федераль­ная служба) (Казначейство России)
11.Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) Федеральная таможенная служба (ФТС России)
  Федеральное агентство по государст­венным резервам (Росрезерв)
  Федеральное агентство кадастра объек­тов недвижимости (Роснедвижимость)
  Федеральное агентство по управле­нию федеральным имуществом (Рос-имущество)
  Федеральное агентство по управле­нию особыми экономическими зонами
III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуще­ствляет Правительство Российской Феде­рации Федеральная антимонопольная служ­ба (ФАС России)
  Федеральная служба по тарифам (ФСТ России)
  Федеральная служба по гидрометео­рологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)
  Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
  Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России)
  Федеральная служба по экологическо­му, технологическому и атомному над­зору (Ростехнадзор)
  Федеральное агентство по атомной энергии(Росатом)
  Федеральное космическое агентство (Роскосмос)
  Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)
  Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт)
   

Федеральное министерство— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.

Федеральная служба— это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере дея­тельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федера­ции, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и право­применительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Понятием системы исполнительных органов государственной власти или органов государственного управления как составной структурной части меха­низма Российского государства, вместе с федеральным правительством и дру­гими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и испол­нительные органы государственной власти в субъектах Российской Фе­дерации.

Особую разновидность органов исполнительной власти представляют со­бой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирова­ния государственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ и феде­ральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федера­ции. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления отно­сятся: Администрация Президента Российской Федерации; аппараты палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; аппараты Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ и Выс­шего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов законодательной и исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации.

Исполнительная власть на местах осуществляется органами местного самоуправления.

В России исполнительные органы местного самоуправления формируют­ся и подотчетны представительным органам местного самоуправления, они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность (исполнитель­ную власть) в границах муниципального образования. Функции таковых выпол­няют местные администрации, которые образуются во всех муниципальных об­разованиях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общий порядок работы Государственной Думы | ТЕМА 8 Конституционные основы судебной власти в РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.