КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 13
Платформа Вагон-цистерна Пассажирский вагон Изотермический вагон Вагон промышленного транспорта
Соединения.
Шпоночные соединения. Шпоночные соединения образуют: вал, ступица и шпонка. Шпонка представляет собой стальной брус, который устанавливается в пазы, расположенные на валу и ступице. Шпонка обеспечивает передачу вращающего момента между валом и ступицей.
Достоинства: 1) простота конструкции; 2) лёгкость монтажа/демонтажа.
Недостатки: 1) шпоночные пары ослабляют и ступицу; ослабление обусловлено: а) уменьшением поперечного сечения; б) высокой концентрацией напряжения.
Шпоночные соединения бывают напряжёнными и ненапряжёнными. В ненапряжённых шпоночных соединениях при сборке напряжения не возникают. Они возникают при передаче крутящего момента. В ненапряжённых шпоночных соединениях используют призматические и сегментные шпонки. В напряжённых шпоночных соединениях используют клиновые и тангенциальные шпонки.
Призматические и сегментные шпонки стандартизованы и выбираются в зависимости от диаметра вала, для которого предназначены.
Расчёт шпоночных соединений. Основной критерий работоспособности – прочность. При проектном расчёте шпонки выбирают по таблице ГОСТ и затее проверяют на прочность. Размеры шпонок подобраны таким образом, что, если обеспечивается условие прочности на смятие, то обеспечивается условие прочности и на срез.
Учитывая малые размеры шпонки, полагаем, что σсм = const. Условие прочности на смятие: σсм = Ft / Aсм ≤ [σ]см; Асм = (h – t1 - f) · lшп – площадь смятия;
Ft = 2 · T / d. Проверка на срез. Условие прочности на срез.
Материал. Чаще всего шпонки делают из специального сортамента: Сталь 45 → [σ]см при стальной ступице = 130…200 Н/мм2; → [σ]см при чугунной ступице = 80…110 Н/мм2. Меньшие значения для работы с переменной нагрузкой, большие – с постоянной. Если режим работы реверсивный, [σ]см уменьшают в 1,5 раза. [τ]ср= 70…100 Н/мм2.
Шлицевые соединения. Шлицевые соединения образуют выступы на валу и впадины на ступице.
Достоинства: 1) хорошее центрирование деталей и их точное направление при осевом перемещении; 2) меньшее число деталей; 3) более высокая несущая способность при одинаковых габаритах; 4) большая надёжность при реверсивных и динамических нагрузках; 5) большая усталостная прочность; 6) меньшие осевые и радиальные габариты.
Недостатки: 1) высокая сложность технологии изготовления; 2) более высокая стоимость.
Шлицевые соединения различают: 1) по характеру соединения → неподвижные и подвижные; 2) по форме зубьев → прямобочные, эвольвентные, треугольные; 3) по способу центрирования → по наружному диаметру, по внутреннему диаметру, по боковым поверхностям зубьев.
В соединениях, требующих высокой точности соосности вала и ступицы, применяют центрирование по внешнему и внутреннему диаметру. Наиболее технологично центрирование по внешнему диаметру (350 НВ → ступица). Расчёт. Основной критерий работоспособности – сопротивление рабочих поверхностей смятию и изнашиванию. В результате на боковых поверхностях появляется σсм. , где К – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между шлицами (зависит от точности изготовления); z – число шлицов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |