Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема любви




Эта тема появляется в творчестве Есенина вмес­те с темой России. Красота родного края неразрывно связана с красотой женщины, с чувством влюблен­ности и предчувствия любви. Возлюбленная в ранних стихах Есенина («Выткался на озере алый свет зари» (1910), «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха».» (1910), «Хороша была Танюша, краше не было в селе» (1911) и др.) создается на фольклорной основе, ее черты условны: «синие глаза», «кудри чер­ные» (ср. народный эталон красоты — алые губы, со­больи брови, синие глаза, или сравнение — «алый как кровь, белый как свет»).

В любовной лирике второй половины 1910-х го­дов образ возлюбленной конкретизируется, но вместе с конкретикой появляется и мотив разлуки и по­терь. Наиболее ярким примером любовной лирики Есенина этого периода является стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных».» (1916). Это бла­годарное воспоминание о любви, о пережито» чувстве:

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —

К светлой тайне приложил уста...

Духовный кризис, который поэт испытал в пос­лереволюционные годы, не мог не отразиться и в лю­бовной лирике. Как «зараза» и «чума» воспринима­ется лирическим героем тяжелая, губящая душу страсть в цикле стихов «Любовь хулигана» (1923): «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...», «Пой же, пой. На проклятой гитаре...», «Я усталым таким еще был...».

Но с середины 1920-х годов начался новый, чрезвычайно плодотворный этап в творчестве Есенина. В этот период были созданы замечательные произведения о любви: «Шаганэ ты моя Шаганэ!», «Собаке Качалова», «Письмо к женщине» и др.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!» — одно из пятнадцати стихотворений, составивших цикл «Персидские мотивы» (1924—1925). Есенин мечтал побывать в Персии, на родине великих восточных поэтов Фердоуси, Омара Хайяма, Саади, Хафиза. Но мечта не осуществилась, и цикл был написан по впечатлениям от поездки на Кавказ (Грузия, Азербайджан). Имя героини стихотворения напоминает о батумской знакомой Есенина Ш. Н. Тальян. Весь цикл — это стилизация под восточную поэзию. В стихах показана многообразная любовная игра между лирическим героем (поэтом с севера) и восточной красавицей. Есенин использует здесь восточную, орнаментальную образность: «руки милой — пара лебедей», «глаза, как яхонты, горят» и т. п. Перед нами как бы оживают сказки «Тысячи и одной ночи». Но и в этой прекрасной сказке герой- путешественник не забывает о родной стороне:

Как бы ни был красив Шираз;

Он не лучше рязанских раздолий.

Все стихотворения этого цикла построены на антитезе «там, на родине» — «здесь, на Востоке». В этом стихотворении слышны отзвуки пушкинского стихотворения «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной». Воспоминания о родине пробуждают в душе лирического героя и воспоминания о любви, о недавней разлуке с северной девушкой. Стихотворение очень музыкально, пронизано тихой грустью и нежностью (ср. Пушкин «На холмах Гру­зии»).

Мотив легкой и светлой грусти пронизывает и сти­хотворение «Собаке Качалова» (1925). Это необычное признание в любви. Эмоциональный пик перенесен на концовку. Фактически все строфы написаны ради по­следней, где упоминается та, «что всех безмолвней и грустней». Переживания героя передаются через образ-посредник, через собаку Джима:

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Но надежда лирического героя невыполнима, так как собака не может исполнить желание человека. Отсюда возникает мотив одиночества, непонятости, отверженности, душевного разлада.

Этот мотив еще больше усиливается в стихотво­рении «Письмо к женщине» (1924), которое является обращением к бывшей возлюбленной, оставившей поэта. Композиционно в этом произведении можно выделить две части: в первой лирический герой вспоминает прежние времена, когда он мучительно не по­нимал смысл происходящего, во второй — показано обретение героем смысла существования. Первая часть пронизана исповедальными и покаянными ин­тонациями. Лирический герой осознает, что его «шальная жизнь», «скандалы», «угар пьяный» при­вели к неминуемому разрыву. Герой объясняет люби­мой причину своего поведения так:

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму —

Куда несет нас рок событий...

Он не нашел понимания в душе возлюбленной, а пройдя через мучения, падения, он все же не скатился вниз, как ему предрекала она, найдя опору в приятии «новой жизни»:

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик...

Но любимая женщина вряд ли знает об этом. Лирический герой испытывает горечь от сознания того, что он «ни капельки не нужен» ей, и все же винит всем только себя и просит прощение:

Простите мне…

Живите так,

Как вас ведет звезда...

В этом произведении опять слышны пушкинские мотивы: «Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам Бог, любимой быть другим».

Благодарное приятие — основной тон в отношениях лирического героя с любимой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.