Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоги в экономической системе общества

 

Налоги- один из древнейших финансовых инструментов. Их появление связано с появлением и становлением государственности.

Что же такое налоги, какими качествами должны обладать те или иные платежи, чтобы их можно было назвать налогами?

 

Налоги –это обязательные индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, данное определение содержит следующие значимые характеристики налогового платежа:

  1. Законодательная основа. Налогомявляется только тот платеж, который установлен в рамках законодательства.
  2. Обязательность. Законом однозначно определяется обязанность лиц (физических и юридических) уплачивать налоги. Обязанность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. Так согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
  3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику.
  4. Налоги взимаются в денежной форме в пользу субъектов публичной власти – в государственный бюджет, местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды.

Указанные четыре основные характеристики налогового платежа дают основание для отличия налога от сбора. Сбор всегда связан с определенной специальной целью (за что конкретно уплачивается), которая достигается в результате его уплаты, т.е. присутствует элемент индивидуальной возмездности

 

Сбор -обязательный взнос организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами или органами местного самоуправления и их должностными лицами юридически значимых действий в интересах плательщика.

 

Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в экономике, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг.

Важным аспектом налогового строительства являются функции, осуществляемые системой налогов той или иной страны. Функции налоговнепосредственно следуют из их экономического содержания

Фискальная функция (фиск- казна) реализует задачу формирования единого фонда денежных средств государства. Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных, охраны природы и др. Данная функция налогов в известной степени первична по отношению ко всем остальным функциям. Доля налоговых доходов в бюджете большинства современных стран высока и находится на уровне 70 – 90% всех доходов бюджетов этих стран.

 

Распределительная функция предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета (единого фонда денежных средств) часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство.

 

Стимулирующая (или дестимулирующая) функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция налогообложения реализуется через систему налоговых льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим.

 

Контрольная функция дает возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов.

Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения, основными из которых являются:

1. Всеобщность и равенство налогообложения- каждое юридическое и физическое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Не допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Справедливость налогообложения

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Экономическая обоснованность налогов.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Определенность налогообложения.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем определено НК РФ. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

 

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения:

Налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, налоговый период, льготы, порядок исчисления, сроки предоставления декларации и уплаты налога, авансовых платежей.

Налогоплательщики и плательщики сборов (ст.19 НК РФ)

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации (юридические лица) и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объект налогообложения (ст. 38 НК РФ)

Объектом налогообложения могут являться реализация товара (работ, услуг),имущество, доход, иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика согласно законодательства о налогах и сборах возникает обязанность по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии со второй частью НК РФ (НДС- реализация товара на территории РФ; налог на прибыль- прибыль организаций, налог на имущество –движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе предприятия в качестве основных средств.)

Налоговая база (ст. 53НК РФ)

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения, которая исчисляется налогоплательщиком по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета, налогового учета или на основании иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению. (стоимость реализованных товаров за квартал - по НДС, мощность двигателя в л.с. – по данным технического паспорта для определения транспортного налога)

Налоговый период (ст. 55НК РФ)

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. (месяц, квартал, год – налоговый период; 1кв., полугодие, 9 месяцев- отчетные периоды)

Налоговая ставка (ст.53)

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка по федеральным налогам устанавливается Налоговым Кодексом, по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ. Налоговая ставка может быть установлена в процентах от налоговой базы, в рублях за физический показатель налоговой базы. (10,18% - по НДС, 5,10,15 и т.д. руб. за л. с. По транспортному налогу)

Налоговые льготы (ст.56 НК РФ)

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам не могут носить индивидуального характера.

Сроки уплаты налогов и сборов (ст. 57НК РФ)

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока, налогоплательщик уплачивает пени в соответствии со ст. 75 НК РФ из расчета одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Можливі екологічні прояви геотермальної енергетики. Основну дію на довкілля геотермальні електростанції надають в період розробки родовища, будівництва паропроводів і будівлі станцій | Вопросы для самопроверки. Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.