Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своеобразие поэзии

В русскую литературу А. А. Блок вошёл как поэт-символист. Поэтика символизма и определила особенности поэзии Блока как раннего, так и поздне­го периода.

Особенности блоковской лирики:

  • музыкальное звучание; важнейшие приёмы — ассонансы («...дыша духами и туманами...»), по­вторы слов и словосочетаний, основанные на ас­сонансах внутренние рифмы и полурифмы;
  • метафоричность поэтического языка, символи­ка образов. Обыденные детали приобретают в его произведениях второй, скрытый смысл; слова вступают в непривычные для читателя сочетания: «пергаментные речи», «беззвёздная тоска», «тре­пет жизни бедной»; важное значение придаётся символике цвета: «белое» («светлое») — чистое, гармоничное; «синее» — звёздное, недостижимое; «чёрное», «лиловое» — тревожное, гибельное; «красное», «пурпурное» — цвета полной жизни, страсти; «жёлтое» — цвет увядания, тления;
  • необычная ритмика: поэт отдаёт предпочтение свободным тоническим размерам (подчеркнутое «звучание» пауз в строке).

Все особенности поэтики Блока определяются содержанием его поэзии — напряжёнными поисками идеала в «страшном мире». Удивительная музыкальность, образность его стихов — это символ гармонии, к которой устремлён его лирический герой.

А. А. Блок рассматривал все свои произведем как целостный роман в стихах. Он разделил свою поэзию на три тома и назвал «трилогией вочеловечения». В предисловии к первому изданию «Собрания стихотворений» (кн. 1-3, М., 1911-1912)Блок писал: «Каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии: всю трилогию я могу назвать «романом в стихах»; она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни...» Поэт, очевидно, хотел изобразить трудный путь лирического героя, поведать о встающих перед ним соблаз­нах, о его страданиях.

Первая книга стихов (18Э8-1904)

В первую книгу стихов вошли три цикла: «Аnte lucem» («До «свта»), «Стихи о Прекрасной Даме» «Распутья».

«Аnte lucem» («До света») открывает первый том «трилогии» (1898-1900). Важное смысловое значение в цикле имеет противостояние света и тьмы, символизирующее взаимоотношения двух миров: земного и идеального. Лирический герой оказывается в ситуации выбора (гамлетовская тема в цикле), поэтому появляются мотивы тревоги, тоски («Есть в дикой роще, у овраг», «Прошедших дней немеркнущим сияньем...»). Образ идеального мира неопределён, та­инствен. Картины видятся будто сквозь «сумерки», «холодную мглу предрассветную». Язык стихотворе­ний соответствует таинственности изображаемого:

Шепчутся тихие волны,

Шепчется берег с другим...

Символика цвета и света также весьма выразительна: автор использует игру теней, зари и мглы, «ла­зурный» цвет, приглушённый синий, белый и чёрный («И черной ночью белый призрак ждёт») для того, что­бы подчеркнуть, насколько мучительно для героя и в то же время возвышенно ожидание Прекрасной Дамы («И вдруг провидит новый свет// За далью, прежде незнакомой»).

«Стихи о Прекрасной Даме» объединены темой, героями, сквозными мотивами, развивающимися от стихотворения к стихотворению: мотив ожидания сменяется ощущением близкою перелома; мотив появления «Царицы чистоты» Прекрасной Дамы — мо­тивом несовместимости путей земных и небесных; недостижимости мечты. До конца жизни поэта это была его любимая книга, которая объединила лучшие стихи, посвященные Л. Д. Менделеевой. Это был дей­ствительно «роман в стихах», наполненный мистиче­ским предчувствием приближения «Вечной Женст­венности», которая шарят я изменит мир. Для Блока его Божество — это «Она», «Прекрасная Дама», «Дева, Заря, Купина». Поэт исходит из платоновского противопоставления истинного мира идей и мнимого мира реальности.

Лирический герой жаждет служить «царице звездных ратей» и воссоединиться с ней, но этому стремлению противостоит его земная природа.

В создании стихов данного цикла поэт широко использует символические образы философской лири­ки Вл. Соловьева. Однако вопреки теории Соловьева о конце мира, стихи полны напряженного ожидания его обновления. С одной стороны, поэт неудовлетворен действительностью, он стремится отрешиться от всего земного, замкнуться на личных переживаниях, но, с другой стороны, он ждет свою Прекрасную Даму, которая сможет примирить «небо» и «землю», спасти мир. Всё вокруг говорит о приближении «таинствен­ной Девы» («бегут неверные дневные тени», «раса невнятно розовые тени», слышен колокольный зов). Любовь героя (он появляется в образе рыцаря, инока, поэта) — это не земное чувство, а служение Божеству, Ей, царевне. Стихотворение «Бегут неверные дневные тени...» (1902) можно прочитать как исторг свидания влюблённых, как описание чувств молодого человека, ожидающего свою возлюбленную у входа в храм. Но образы этого стихотворения перевод повествование из сферы обыденной жизни в область идеального мира. В словах «бегут неверные дневные тени», «высок и внятен колокольный зов» — предчувствие приближения таинственного и важного собы­тия. За обыденными, на первый взгляд, частными образами можно увидеть образы, имеющие всеобще символическое значение («Озарены церковные ступе­ни» — «Я озарён — я жду твоих шагов»).

Стихотворение «Сумерки, сумерки вешние...» (1901) также предполагает неоднозначную интерпретацию. Ключом к стихотворению служит эпиграф из фетовского произведения: «Дождешься ль вечерней порой // Опять и желанья, и лодки, // Весла и огня за рекой?» Если у Фета все образы имеют вполне реальное значение («желанье», «лодка», «огонь за рекой»), то у Блока за первым смысловым рядом скрывается
другой, имеющий символическое значение. Здесь ав­тор использует различные средства: музыкальный строй стихотворения, высокую лексику («хладные волны», «клики на том берегу»), неопределённые ме­стоимения («что-то бежит по реке», «кто-то навстре­чу»), повторы («в сердце надежды нездешние») — для того, чтобы раскрыть нечто важное, быть может, тай­ну бытия. Лирический герой устремляется навстречу таинственному и прекрасному, что должно явиться в мир:

В сердце — надежды нездешние,

Кто-то навстречу — бегу...

Отблески, сумерки вешние,

Клики на том берегу.

Стихотворение пронизано ожиданием таинствен­ного и в то же время священного для лирического ге­роя события — прихода, явления Прекрасной Дамы.

В стихах цикла «Распутья» (1902—1904) начина­ет звучать тема катастроф. Лирический герой чув­ствует себя на распутье. Он по-прежнему рыцарь, вер­ный служитель Прекрасной Дамы, но возникают но­вые связи с реальным миром. В стихах меньше мистических упований на «Деву», меньше восторгов; все больше ощущается горечь узнавания жизни, все больше стихов обращается к теме современности («Из газет», «Фабрика» и т. д.), в лирику Блока вхо­дит тема Петербурга, тема страданий человека в реальном мире. В цикле «Распутья» выразились не только сомнения поэта в мистических предчувствиях, но и надежда на возможность перемен.

В стихотворении «Фабрика» (1903) заметно уси­ливается реалистичность изображения, начинает ме­няться образ лирического героя: теперь он ближе к людям, чувствует их неустроенность видит их лишения. «Лазоревые туманы» рассеиваются, и не появляются унылые или агрессивные «жолтый» (авторская орфография), чёрный, серый, символизирующие «страшный мир», в котором трудно соединить идеал и действительность. Всё чаще в цикле «Распутья» звучит тема двойничества, появляются образы растерянных Пьеро и Арлекина, мотив трагического «балагана» («В час, когда пьянеют нарциссы»).

Вторая книга стихов (1904-1908)

Вторая книга стихов — «Нечаянная радость» о трагедии крушения, идеала, об изменении блоковского мировоззрения. В эту книгу вошли цикл «Пузыри земли», «Ночная фиалка», «Разные стихотворения», «Город»; завершается книга циклом «Вольные мысли». Обращаясь к новым темам и образам, Блок в эти годы переосмысливает содержание своей ранней лирики. Прекрасная. Дама вытеснена Незнакомкой, вызывающей роковую страсть, опустошающей душу лирического героя. В лирике Блока постепенно происходит трансформация идеала.

Появляется более реалистичная, земная героиня — черты её намечаются в стихотворения «Незнакомка» (1906). Произведение отражает сложные, подчас противоречивые чувства и впечатления лирического героя, оно построено на системе контрастов. В первой части стихотворения (строфы 1-6) преобладает подчёркнутая прозаичность деталей (окрики пьяных «над пылью переулочной»; крендель булочной, шлагбаумы, уключины» канавы), грубость лексики («лакеи сонные торчат»}» «немелодичностъ» мира (детский плач, женский визг, скрип уключин). Отсутствуют в начале стихотворения ставшие уже привычными блоковские ассонансы (совпадение о-а), придающие мелодичность стиху, их место занимают «глу­хие» аллитерации и ассонансы на -и, режущие слух («горячий воздух дик и глух», «раздается женский визг», «бессмысленно кривится диск»). Даже тради­ционно поэтический образ, луна, предстаёт в искажён­ном виде:

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривятся диск.

На мир будто бы легла печать мертвенности, «тлетворный дух» овладел всем сущим. Этому миру противопоставлена Незнакомка, являющаяся «каж­дый вечер, в час назначенный» (вторая часть стихо­творения). В её образе соединяются черты небесного существа с земными, реальными чертами:

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпка с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

Появление Незнакомки сопровождается изменени­ем звукописи (во второй половине стихотворения звучат ассонансы, создающие напевную интонацию («дыша духами и туманами...»), образности («дальний берег», «очи синие бездонные») — всё это символизирует мир идеальный. Но вместе с тем в Незнакомке очевидно про­являются и черты реального мира, которому она при­надлежит в равной мере, как и идеальному (героиня появляется уже не в храме, а в ресторане). Образ Незна­комки рождает в лирическом герое двойственные чувства: мечту об очарованной дали», где ему откры­вается иной мир, и в то же время в душе поселяется сомнение в возможности её осуществления. Рождается очередной контраст идеального и реального, отражающий противоречия в душе лирического героя, расстающегося со своей надеждой.

Эта мучительная для Блока тема (расставание с идеалом) будет продолжена в стихотворениях «В ресторане» и «Там дамы щеголяют модами» (1910). Если в «Незнакомке» герой и героиня противопоставлены миру, то в следующих стихах они сами становятся порождением «страшного мира», из которого они уже не могут вырваться:

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: «Лови!..»

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

(«В ресторане»)

Мир земных страстей, «снежных вихрей» теперь занимает певца Прекрасной Дамы. «Ты в поля отошла без возврата...» — в этих строках прощание с Прекрасной Дамой. Теперь герой Блока — неробкий послушник, совершающий обряд служения, а обитатель шумных городов, которые полны глубочайших противоречий и скрытого людского страдания. Именно такое впечатление производят страшные картины города в стихотворениях «Последний день», «Обман», «В кабаках, в переулках, в извивах».». Блок видит, как города затягивает страшная гигантская паутина, бродяги скитаются по улицам в тишине. Его лирический герой бежит прочь от города, от цивилизации, понимая, что подлинная жизнь — на природе, в народном бытии. Перед Блоком раскрылся мир природы, жизнь простых людей («Вольные мысли»), лишенная какого-либо мистического налета. Он говорит о неразрывной связи с родиной («Осенняя воля»), все чаще у него встречается образ Руси, воплощенный в женском обличье. Образ родины, России приходит в поэзии Бло­ка на смену таинственным образам Прекрасной Дамы, Незнакомки.

Путь «вочеловечения» был для Блока путем к России. Вот, что писал поэт в письме к К. С. Стани­славскому: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первей­ший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном устремлении, как стрела, прямой. Несмотря на все мои укло­нения, сомнения, покаяния— я иду».

Жизненная позиция Блока этого периода выра­зилась в одном из программных стихотворений «О, весна без конца и без краю...» (цикл «Фаина», 1907). Поэт говорит о том, что принимает жизнь во всех её проявлениях («Узнаю тебя жизнь! Прини­маю! // И приветствую звоном щита!»). Для него те­перь «мечта» и «весна», «узнаю» и «принимаю» — почти тождественные понятия. Во второй части сти­хотворения создается подчас драматическая картина жизни: в ней соседствуют «удача» и «неудача», «пус­тынные веси» и «колодцы земных городов», «томле­ния рабьих трудов». Эта вечная борьба света и тьмы предопределяет выбор жизненного пути: лирический герой готовится к предстоящему столкновению (не случаен в стихотворении образ щита). Несколько раз повторенное «Принимаю!» подтверждает эту позицию.

Вопросы и задания

1. К какой группе символизма относится творчество А. А. Блока?

2. Назовите циклы стихов, вошедшие в первый том «три­логии вочеловечения».

3. Какова главная тема «Стихов о Прекрасной Даме»

4. Как представлен образ лирического героя в цикле «Стихи о Прекрасной Даме»?

5. Как меняется образ лирического героя и тема женственности во втором томе «трилогии вочеловечения»?

6. Сделайте письменный сопоставительный анализ стихотворений «Незнакомка» и «В ресторане».

7. Назовите особенности лирики А. А. Блока.

8. Какое поэтическое средство позволяет автору творения «Незнакомка» добиться особенного, музыкального звучания?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вехи жизни и творчества. Эволюция образа лирического героя | Концепция творчества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.