Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Эластичность спроса и предложения




Обзор

Тема посвящена анализу механизма функционирования рынка.

Рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка. Таким образом, рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Рынки можно классифицировать по ряду признаков:

1. По объектам купли-продажи различают:

- рынок товаров и услуг (общепринятым является разделение рынка товаров и услуг на потребительский рынок и рынок товаров и услуг производственного назначения);

- рынок ссудных капиталов и ценных бумаг (это рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, ценных бумаг, акций, облигаций, векселей и т.п.);

- рынок труда или рабочей силы;

- валютный рынок.

2. По субъектам купли-продажи:

- рынок покупателя (рынок, на котором предложение превышает спрос, что порождает конкуренцию между продавцами, борьбу за потребителя, стимулирующую интенсивное обновление продукции, повышение ее качества и т.п.);

- рынок продавца (ситуация на рынке, когда спрос превышает предложение, характеризуется ограниченностью ассортимента и количественного предложения товара, что побуждает покупателя приобретать товар, не предъявляя особых требований к его качеству, технико-экономическим характеристикам).

3. По типу конкуренции:

а) рынок совершенной конкуренции – множество продавцов однородной продукции и множество покупателей; ни один из субъектов купли–продажи не может воздействовать на рыночную цену;

б) рынок несовершенной конкуренции - субъекты купли–продажи обладают той или иной степенью монопольной власти.

По характеру и степени монополизации рынка со стороны производителя различают:

- рынок дифференцированной продукции (много производителей, но и много различий в однотипном товаре);

- олигополистический рынок (несколько, ограниченное число продавцов);

- рынок чистой монополии (один продавец – вся отрасль).

По характеру и степени монопольной власти потребителя, выделяют:

- олигопсонию (несколько покупателей);

- монопсонию (один покупатель).

4. По территориальному признаку:

- внутренние рынки (обусловленные особенностями территориально - административного деления);

- внешние (международные) рынки.

5. По степени свободы или регулируемого управления:

- свободный рынок (рынок, на котором цены устанавливаются только согласно спросу и предложению, независимо от влияния каких-либо внешних факторов);

- регулируемый рынок (сфера товарного обращения, основанная на рыночных отношениях и системе государственной регламентации).

Процесс взаимодействия основных параметров рынка – спроса, предложения и цены – описывается с помощью специальной модели. Изучение базовой модели спроса и предложения позволяет овладеть основными инструментами, необходимыми для исследования определяющих факторов и последствий изменения рыночных условий.

Количество единиц товара, которое приобретают покупатели и предлагают продавцы, тесным образом зависит от цены товара и изменяется вместе с её изменением.

Различают спрос индивидуальный (спрос отдельного покупателя на товар или услугу) и рыночный (общий объем спроса на рынке той или иной страны).

В соответствии с законом спроса существует обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса, выражаемая графически в виде кривой спроса, имеющей отрицательный наклон. Изменение объема спроса демонстрируется движением вдоль данной кривой спроса в ответ на изменение цены товара при прочих равных условиях.

Изменение объема спроса следует отличать от изменения самого спроса. Изменение спроса – сдвиг кривой спроса в ответ на изменение любого фактора, влияющего на объем спроса в ответ на изменение любого фактора, влияющего на объем спроса помимо цены товара. К числу наиболее распространенных этих факторов относятся: доходы потребителей, цены на сопряженные товары, число покупателей на рынке, потребительские вкусы и ожидания. Повышение спроса вызывает сдвиг кривой вправо, а сокращение спроса – сдвиг кривой влево, что отражает, соответственно, увеличение или уменьшение объема спроса при всех возможных ценах.

Закон предложения утверждает, что, при прочих равных условиях, объем предложения увеличивается месте с ценой товара. Эта прямая зависимость графически выражается восходящей кривой предложения. Изменение объема предложения демонстрируется движением по данной кривой предложения.

Изменение предложения – сдвиг кривой предложения в ответ на изменение любого из факторов, влияющих на объем предложения, кроме цены данного товара. Важнейшими среди них являются: издержки производства, которые определяются технологией и ценами на ресурсы, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидание изменения цен, число продавцов на рынке. Повышение предложения вызывает смещение кривой вправо, а сокращение предложения – сдвиг влево, что отражает, соответственно, увеличение и уменьшение объема предложения при всех возможных ценах.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а цена – равновесной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно покупателя и продавца. При этом на рынке отсутствуют тенденции к изменению цены и количества товара. Любое отклонение от цены равновесия приводит в действие рыночные силы, возвращающие ее к этому уровню. Кривые спроса и предложения, изображенные в одной системе координат, используются для графической демонстрации рыночного равновесия. Если цена упадет ниже равновесной цены, то это приведет к образованию избыточного спроса (дефицита), побуждающего конкурирующих покупателей к предложению более высокой цены. Любая цена выше равновесной приводит к возникновению избыточного предложения (перепроизводства), побуждающего конкурирующих продавцов снижать цену. В точке равновесия и только в ней силы, склонные к осуществлению ценовых изменений, уравновешивают друг друга.

Модель спроса и предложения позволяет проанализировать последствия изменения рыночных условий. Изменение любого из факторов, сдвигающих кривую спроса и предложения, влечет за собой изменение равновесной цены и объема товара. Зависимость между изменениями спроса и вытекающими отсюда изменениями в равновесной цене и равновесном объеме является прямой. Зависимость между изменением предложения и последующим изменением равновесной цены - обратная, в то же время зависимость между изменением предложения и равновесным объемом - прямая.

В заключение даются некоторые примеры того, как модель спроса и предложения может быть применена для анализа последствий государственного регулирования цен. В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». «Ценовой потолок» удерживает цену от возрастания до равновесного уровня и приводит к возникновению дефицита. И наоборот, «цена пола» или так называемая «ценовая поддержка», препятствует падению цены до равновесного уровня и приводит к образованию излишков товара. Регулирование цен, таким образом, подрывает функцию рыночной цены как управляющего сигнала и лишает рыночный механизм способности устанавливать соответствие между решениями производителей и потребителей.

Благодаря свободной конкуренции рыночный механизм обеспечивает высокое качество товаров, низкие цены и согласование интересов производителей и потребителей.


Содержание

Понятие эластичности. Применение показателя эластичности к анализу спроса. Прямая эластичности спроса по цене. Коэффициент эластичности. Варианты (характеристики) эластичности. Свойства эластичности. Способы изменения эластичности спроса: точечная и дуговая эластичность. Факторы, определяющие ценовую эластичность спроса. Эластичность спроса по цене и изменения в валовом доходе. Перекрестная эластичность спроса по цене. Взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Эластичность спроса по доходу. Классификация товаров на основе значений эластичности. Эластичность предложения и факторы, влияющие на него.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.