Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование единого экономического пространства России




Экономика России в системе разделения труда на территории СНГ.Экономические связи России со странами ближнего зарубежья.

Особенности формирования единого экономического пространства на постсоветской территории.

1. Внешнеэкономические отношения России с новыми независимы­ми государствами имеют для экономики нашей страны важнейшее зна­чение. Высокий уровень экономической интеграции национальной экономики Российской Федерации и бывших союзных республик при отходе от командного механизма управления потребовал коренного из­менения во внешнеторговых отношениях. Большие затруднения созда­ют сложившиеся ранее неравномерности размещения и освоения при-родно-сырьевых ресурсов, различия в уровне специализации и концен­трации производства отдельных стран. Они привели к тому, что неко­торые бывшие союзные республики стали монополистами в добыче и производстве важнейших видов сырья и продукции.

Из всех республик бывшего СССР лишь Россия полностью обес­печена минеральными ресурсами. Узбекистан и Туркменистан на 85% способны удовлетворить свои потребности в энергии, Украина, Кыргызстан и Таджикистан — на 50%. Хуже обеспечены энергией собст­венного производства Молдова (1%), Армения (4%), Беларусь (10%).

Государства, образовавшиеся на территории бывших союзных ре­спублик, являются главными экономическими и политическими парт­нерами России. Перспективы развития Российской Федерации во мно­гом определяются тем, как будут складываться ее отношения именно с этой группой стран, прежде всего с участниками Содружества Незави­симых Государств (СНГ).

Между Россией и новыми независимыми государствами сложил­ся определенный механизм торгово-экономических отношений. Для бывших союзных республик Россия остается наиболее привлекатель­ным торговым партнером. С одной стороны, это определяется ее зна­чительным экономическим потенциалом и по-прежнему достаточно дешевыми минеральными ресурсами. С другой стороны, для экономики России и бывших республик СССР характерен высокий уровень интеграции.

Вследствие кризисных явлений, спада производства, переориен­тации хозяйственных связей предприятий произошло падение товаро­оборота России с новыми независимыми государствами.

В 1995 г. внешнеторговый оборот России со странами СНГ соста­вил 32,3 млрд долл. и по сравнению с 1994 г. возрос на 6%, в том числе экспорт составил 15,6 млрд долл. (19,1%), импорт- 16,7 млрд долл. (27,4%). Сальдо торгового баланса со странами СНГ сложилось отри­цательное — 1,1 млрд долл. (табл.).


 

Таблица Удельный вес стран СНГ во внешней торговле с Россией (в %)

Страны СНГ Доля в экспорте Доля в импорте
Азербайджан ' 1,3 1,6
Армения 1,0 0,5
Беларусь 20,8 20,4
Грузия 0,4 0,5
Казахстан 15,1 21,7
Кыргызстан 0,7 0,9
Молдова 3,7 • 4,3
Таджикистан 1,1 0,9
Туркменистан 0,8 0,6
Узбекистан 5,4: 8,2
Украина 49,7 40,4

В структуре вывоза из России в бывшие союзные республики до­минирующее положение занимает продукция отраслей тяжелой про­мышленности: нефтегазовой и химической, машиностроения, черной и цветной металлургии.

В импорте России также преобладает продукция отраслей тяже­лой промышленности. Вместе с тем заметна доля продукции отраслей потребительского комплекса. В экспорте России в бывшие республи­ки СССР в 1995 г. наблюдалось сокращение поставок нефти, газа, удо­брений, круглого леса.

Географическая структура товарооборота России с новыми неза­висимыми государствами сложилась следующим образом:

страны Европейского региона (Украина, Беларусь, Молдова) — 77% товарооборота;

Казахстан и государства Средней Азии — 13%;

страны Прибалтийского региона — 9%;

страны Закавказского региона — 1%.

Структура взаимных поставок стран, ранее входивших в состав СССР, отражает сложившиеся в течение десятилетий взаимные связи на основе специализации и производственной кооперации. Между эти­ми странами получили развитие прогрессивные формы кооперирова­ния, которые базируются на подетальной и технологической специа­лизации, в то время как при торговле с дальним зарубежьем преоблада­ет обмен готовыми, скомплектованными машинами и оборудованием.

Оборот между республиками бывшего СССР облегчается также практически совпадающими стандартами и техническими условиями.

То обстоятельство, что продукция стран, входивших ранее в состав СССР, имеет сравнительно невысокий технический уровень и сравнитель­но низкое качество, является не разъединяющим, а консолидирующим фактором. Причем этот фактор будет неизбежно действовать долгие годы. В течение длительного предшествующего периода предприятия быв­ших союзных республик адаптировались друг к другу, даже к взаимным недостаткам, а структура экономики была взаимно дополняющей. По­этому одной из главных причин падения производства в странах бывше­го СССР в последние годы является разрыв взаимных связей.

В 1993 — 1994 гг. начали усиливаться тенденции к экономической интеграции большинства бывших советских республик. Однако созда­ние общего экономического пространства потребует немало времени.

Важным шагом налаживания взаимовыгодных экономических вза­имоотношений между Россией и остальными республиками является создание в 1993 г. Экономического союза, прежде всего на основе сво­бодной торговли, и Таможенного союза, а также переход к общему рын­ку. Практически со всеми государствами Экономического союза уже заключены двусторонние соглашения о применении режима свобод­ной торговли. Но осуществляется нетарифное регулирование поставок ограниченного круга товаров через квоты и лицензии.

Географическая близость и общая история развития хозяйства — важные условия сотрудничества России и стран Балтии. Торговля с Рос­сией дает возможность функционировать хозяйствам балтийских стран. Из России в Латвию в последние годы поступали почти все потребляемые и реэкспортируемые топливно-энергетические ресурсы, транспортные средства, машины и оборудование; из Латвии в Россию — мебель, молоко и молочные продукты, продукция черной металлургии. В настоящее вре­мя Латвия практически теряет российский рынок для сбыта своих това­ров, что стало одной из причин большого падения производства в Латвии, ее значение для экономики Российской Федерации практически сводит­ся к роли транспортного коридора в торговле с Западом.

Российско-литовские торговые отношения сохраняют свое значе­ние и в постсоветское время. Россия — до сих пор единственный по­ставщик в Литву нефти и газа. От российских поставок материалов за­висит работа литовских предприятий машиностроения.

Торгово-экономические отношения Российской Федерации с Эс­тонией переживают период спада. Доля России в общем товарооборо­те Эстонии резко сократилась. Но Российская Федерация все же оста­ется главным торговым партнером Эстонии, и обязалась экспортиро­вать энергоресурсы, продукцию черной и цветной металлургии, лег­кой промышленности, химикаты. Эстония, в свою очередь, — электро­энергию, лом черных и цветных металлов, машины и оборудование, продукцию обрабатывающей промышленности АПК.

Государства Содружества участвуют в создании совместных пред­приятий. Так, наибольшее число совместных предприятий в 1996 г. имели Россия и Украина (1293), Россия и Казахстан (462), Россия и Беларусь (405), Россия и Узбекистан (336).

Процессы интеграции получают новое развитие с образованием Союза России и Беларуси.

 

2. Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на эволюцию государственного устройства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики. Вопрос о том, увеличивается или уменьшается неоднородность, или дифференциация, экономического пространства, имеет важное значение с различных точек зрения.

Уменьшение пространственной неоднородности (дифференциации) создает более благоприятные условия для развития общенационального рынка, гармонизации социально-экономических преобразований, формиро­вания на качественно более высоком уровне общероссийского менталитета, укрепления единства российского государства. Наоборот, усиление неодно­родности затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасности региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезин­теграции национальной экономики, ослабления целостности общества и государства.

Говоря о негативных сторонах неоднородности экономического прост­ранства, мы вовсе не имеем в виду в качестве идеала равномерное размещение по территории страны различных отраслей хозяйства и видов деятельности, поскольку как раз их неравномерное размещение является неизбежным свойст­вом любого организованного экономического пространства (следствием тер­риториального разделения труда, концентрации и специализации произ­водства, урбанизации расселения и т.д.). Более того, не равномерное, а поляризованное развитие характерно для современного этапа эволюции эконо­мического пространства. Неоднородность понимается прежде всего как мера межрегиональных различий общих уровней экономического развития (эконо­мической активности) и уровня (качества) жизни в крупных регионах страны и субъектах федерации.

В СССР проблема сдерживания межрегиональных экономических и социальных различий занимала видное место в проводившейся социально-экономической политике и еще более — в идеологии. Инструментами этой политики были централизованное финансирование экономики и социальной сферы регионов, дотации и субвенции, разнообразные социальные компен­саторы, плановые цены и др. Тем не менее различия между российскими регионами по важнейшим социально-экономическим индикаторам были весьма велики. Так, в 1988 г. максимальный разрыв между административно-территориальными единицами РСФСР по величине национального дохода (чистой продукции) на душу населения составил 11 раз (первое место — Тюменская область, последнее — Агинский Бурятский автономный округ).

При формировании единого экономического пространства должны соблюдаться следующие принципы:

 

— во-первых, свобода экономических, научно-тех­нических и других договорных отношений между предприятиями, находящимися в разных регионах и даже в других государствах с учетом действую­щего законодательства;

— во-вторых, свободное движение товаров, капи­тала и труда между регионами, а также снятие ог­раничений прав человека на выбор места житель­ства и вида деятельности;

— в-третьих, предпочтительность денежной фор­мы товарообмена по сравнению с натуральной и отказ от стремления к двусторонней сбалансиро­ванности в межрегиональном обмене;

— в-четвертых, обеспечение единства принципов налогообложения товаров независимо от места их производства или реализации;

— в-пятых, гарантия свободы транзитных пере­возок товаров и транспортных средств в пределах Российской Федерации. Такие перевозки не долж­ны задерживаться или облагаться региональными органами власти внутренними пошлинами.

При организации рынка товаров должны быть уст­ранены все барьеры в межрегиональных связях. К со­жалению, имели место попытки со стороны органов власти и управления отдельных регионов-производи­телей сельскохозяйственной продукции установления запретов на продажу товаров (например, зерна, масло семян подсолнечника) в другие регионы, выдаче хозяйствующим субъектам указаний по первоочеред­ной поставке зерна в федеральный и региональный фонды, что полностью противоречит положениям За­кона РФ «О конкуренции и ограничении монополис­тической деятельности на товарных рынках».

Должны получить дальнейшее развитие различ­ные формы межрегиональной экономической интег­рации через территориальные ассоциации экономи­ческого взаимодействия (типа Большая Волга, Цент­ральное Черноземье, Северный Кавказ, Сибирское со­глашение и другие), созданные для координированного решения важнейших задач социально-экономическо­го развития регионов, в том числе таких как:

— разработка и реализация программ экономи­ческого и социального развития регионов, а также создания для этого необходимых фондов;

дальнейшее расширение и углубление практики зак­лючения межрегиональных договоров и соглаше­ний. В них должны решаться вопросы участия в совместных программах, совместного использова­ния природных ресурсов и охраны окружающей среды, миграции населения, подготовки кадров, бюджетно-финансовых и кредитных взаимоотношений, обмена информацией.

— осуществление мероприятий по повышению эффективности территориального разделения тру­да, развитие производства в новых условиях, осу­ществления институциональных преобразований;

— объединение сил и средств для использования передовых технических средств и новейших техно­логий;

— изучение рынка труда в регионе и содействие в трудоустройстве и переподготовке кадров;

— разработка и осуществление совместных про­грамм по возрождению памятников истории и куль­туры, заповедных зон, охране окружающей среды.

Эти общие положения можно конкретизировать на примере Ассоциации социально-экономическо­го сотрудничества «Северный Кавказ». Основны­ми ее задачами, как отмечено в Уставе Ассоциации,

являются развитие взаимовыгодных экономичес­ких отношений в системе внутри региональной и межрегиональной интеграции, создание условий ста­бильного социально-экономического развития тер­риторий, насыщение рынка продукцией отечествен­ных товаропроизводителей, четкое сочетание эко­номического федерализма с интеграционными про­цессами производственных потенциалов, входящих в нее регионов.

В настоящее время между республиками, края­ми и областью Северного Кавказа действует более 80 договоров и соглашений. В их рамках хозяй­ствующие субъекты при поддержке органов испол­нительной власти открывают свои торговые пред­ставительства, совместно проводят изучение спроса на товары, организуют выставки-ярмарки, публи­куют в средствах массовой информации сведения о направлениях хозяйственной деятельности, выпус­каемой ими продукции, потребности в сырье и ма­териалах, комплектующих изделиях, новых техно­логиях, транспортных средствах.

Совместные усилия по формированию рынка то­варов вышли за пределы Северо-Кавказского реги­она. Республики, края и области, входящие в состав Ассоциации имеют договоры на взаимовыгодные поставки продовольствия и продукции производ­ственно-технического назначения с регионами Северо-запада, Центрального Черноземья, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока.

Одним из важных направлений реализации по­тенциала Северного Кавказа является разработка и осуществление проектов межрегиональных про­грамм. Так, по решению Совета Ассоциации разра­ботаны и выполняются такие программы, как «Раз­витие транспортного комплекса Северного Кавказа».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.