Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суд как орган правосудия




Суд как орган судебной власти является базовым, основным органом судебной власти, который, осуществляя в соответствии со своими полномочиями правосудие в форме гражданского, хозяйственного, административного, уголовного, а также конституционного судопроизводства, является самостоятельным и независимым от других ветвей власти, занимает особое положение в системе других государственных органов, состоящий из судей избираемых (назначаемых) в законном порядке, действующих на профессиональной основе.

Конституция Украины (ст. 125) закрепляет, что система судов общей юрисдикции в Украине строится на принципах территориальности, специализации и инстанционности.. Аналогичное положение содержит и в ст.17 ч. 1 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий".

Закон Украины " О судоустройстве и статусе судий " ст19 ч. 2 и 3, закрепляет, что местонахождение и статус суда определяются с учетом принципов территориальности (административно-территориального распределения) и специализации. Основаниями для создания или ликвидации суда являются изменения административно-территориального устройства.

Таким образом, одним из принципов судебной системы является ее построение в соответствии с административно-территориальным делением с учетом специализации судов и инстанционности.

Итак, суд - это конкретный государственный орган, юрисдикция которого распространяется на: определеные административно-тереториальне образование (район, область и т.д.); споры и дела, подлежащие судебной юрисдикции данного суда в соответствуют с его специализацией (система специализированных судов) и инстинционности.

Особенности деятельности суда и выполнения возложенных на него задач требуют комплектование судов квалифицированными судьями, которые от имени государства исполняют правосудие. Жесткие требования к кандидатам на должность судьи, сложная процедура их избрания призваны содействовать тому, чтобы обеспечить беспристрастный отбор судей, способных профессионально, грамотно и справедливо рассматривать и решать отнесенные к их компетенции дела, предотвращать проникновение в судейского корпуса некомпетентных и аморальных людей

Конституция Украины, а также Закон Украины " О судоустройстве и статусе судий" ст.19 предусматривают, что суды общей юрисдикции создаетюся и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юстиции Украины, на основании предложения председателя соответствующего высшего специализованого суда. Количество судей в судах определяется Государственной судебной администрацией по предложению Министра юстиции Украины на основании предложения председателя соответствующено высшего специализированного суда с учетом объема работы суда, и в пределах расходов, утвержденных в Государственном бюджете Украины на содержание судов.

Надлежащим уровнем требовательности отмечается процедура, предусмотренная законодательством Украины для назначения судьи на административную должность (председателя, заместителя председателя суда и т.д.), которая сочетается с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда.

Существенным принципом, характеризующим положение суда как органа государственной власти, является обеспечение его независимости, ограждение от постороннего влияния как извне, так и внутри (со стороны вышестоящих инстанций и руководства судов). Ст. 6 Закона Украины " О судоустройстве и статусе судий". Это обстоятельство коренным образом отличает суд от органов исполнительной власти, где субординация, подчинения нижестоящих органов вищестоящим, обязательность указаний руководства является одним из основных принципов деятельности. Что касается законодательной власти, то ее деятельность также во многом зависит от внешних факторов - в первую очередь требований социальных и политических сил, интересов отдельных партий и групп.

Существенным принципом суда как органа судебной власти является то, что его деятельность осуществляется по особым правилам и процедурам, которые устанавливают и жестко регламентируют возможные пределы действий всех участников судебного разбирательства. Основная цель данных правил и процедур - обеспечить объективное, полное и всестороннее рассмотрение всех обстоятельств, имеющих юридическое значение и, как конечный результат - обеспечить вынесение законного, обоснованного и справедливого решения.

На сегодня, как было уже отмечено выше, в Украине сформировалось несколько видов закрепленных соответствующими процессуальными кодексами процедур осуществления судебной власти, которые еще принято именовать формами судопроизводства. К ним относятся гражданское, хозяйственное, административное, уголовное и конституционное судопроизводство. Каждая из перечисленных форм судопроизводства отличается спецификою, которая зависит от круга общественных отношений, характеру возникающих споров и разногласий, характера и степени общественной опасности правонарушений, по которым должен дать свой мотивированный вывод суда как органа государственной власти. Каждая перечисленная форма судопроизводства регламентируется довольно подробно самостоятельным законодательным актом - Законом о Конституционном Суде, Гражданским процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом Украины, Хозяйственным процессуальным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях. Учитывая специфику, детальности и сложность каждой из перечисленных процедур осуществления судебной власти, все они являются объектом изучения соответствующих самостоятельных юридических наук и представляют самостоятельные учебные дисциплины.

 

Задача суда

 

Суд, осуществляя правосудие, на принципах верховенства права обеспечивает каждому право на справедливый суд и уважение других прав и свобод гарантированных Конституцией и законами Украины, а также международными договорами, согласие на обязательность которых дана Верховной Радой Украины. (ст. 2 Закона Украины " О судоустройстве и статусе судий").

Задачами уголовного судопроизводства является охрана прав и законных интересов физических и юридических лиц, которые принимают в нем участие, а также быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличения виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был привлечен к ответственности и ни один невинный не был наказан (ст.2 УПК Украины).

Задачами гражданского судопроизводства является охрана прав и законных интересов физических, юридических лиц, государства путем всестороннего рассмотрения и решения гражданских дел в соответствии с действующим законодательством (ст. 2 ГПК Украины).

Согласно ст.1 ГПК Украины предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица (в том числе иностранные), граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют право обращаться в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов в соответствии с установленной подведомственностью хозяйственных дел.

Таким образом, суд, осуществляя правосудие, на основах верховенства права, обеспечивает защиту гарантированных Конституцией Украины и законами прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства.

 

 

ВОПРОС 2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСУДИЯ.

 

Принципы правосудия - это общие, руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной правоохранительной деятельности. Данные принципы в большинстве своем закреплены в Конституции Украины, а также в Законе Украины " О судоустройстве и статусе судий" принятом Верховной Радой Украины 7 июля 2010г.

Специфика положений, которые имеют название принципы (основы) заключается в том, что правила, которые в них содержатся являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, которые призваны соблюдать и выполнять законы, но и для законодательного органа, создавая новые законы и, корректируя их, должны учитывать существующие демократические требования и традиции в той или иной сфере, в частности, в сфере организации и деятельности правосудия.

Принципы правосудия - это главные, общие положения отраженные в законе, характеризующие наиболее важные стороны организации и деятельности судебных органов.

Принципы правосудия подразделяются на: 1) организационные; и 2) функциональные (или принципы деятельности).

Организационные принципы определяют важные положения, лежащие в основе построения системы судов общей юрисдикции, ее отдельных звеньев и взаимосвязь между ними.

Функциональные принципы (или принципы деятельности) - характеризуют основные положения деятельности судебных органов по разрешению гражданских, хозяйственных, административных, уголовных дел.

Эти две группы принципов как было указано выше органично связаны между собой.

Функциональные принципы правосудия непосредственно вытекают из основ построения судебных органов и является как бы их продолжением, реализацией в процессе деятельности.

Принципы организации и деятельности суда обеспечивают законность и обоснованность приговоров и решений, служат надежной гарантией прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, участвующих в судопроизводстве.

Принципы правосудия закреплены в статье 129 Конституции Украины, но этот перечень не является исчерпывающим. Принципы правосудия указанные как в других статьях Конституции (например, статья 126), так и отдельных законах Украины, в частности, в Законе Украины " О судоустройстве и статусе судий" принятом Верховной Радой Украины 7 июля 2010г.

 

Система принципов организации правосудия:

 

1. Осуществление правосудия только судом.

Согласно ст. 6 Конституции государственная власть в Украине осуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Судебная власть, как и другие ветви государственной власти, осуществляет свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.

Правосудие вправе осуществлять только суды, созданные в соответствии с Конституцией. Создание чрезвычайных и особых судов не допускается. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются (ст. 124 Конституции Украины). Лица, незаконно взявшие на себя выполнение функций суда, несут предусмотренную законом ответственность.

Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины.

Суды общей юрисдикции образуют единую систему судов. Конституционный Суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции.

Судебная система обеспечивает доступность правосудия для каждого лица в порядке, установленном Конституцией и законами.

2. Законность.

Правосудии в Украине может осуществляться только теми судами, которые образованы в соответствии с положениями Конституции Украины, законов Украины и в определенный ими способом. Так, согласно статье 19 Закона Украины " О судоустройстве и статусе судий" принятом Верховной Радой Украины 7 июля 2010г.

Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий" что суды общей юрисдикции создаетюся и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юстиции Украины, на основании предложения председателя соответствующего высшего специализованого суда.

3. Самостоятельность судов и независимость судей при осуществлении правосудия, подчинение только закону и не подотчетность.

Ст.6 ч.1. Судьи осуществляют правосудие самостоятельно. Осуществляя правосудие, суды являются независимыми от какого либо незаконного воздействия.

Независимость судей обеспечивается: Ст. 47

- Судья в своей деятельности по осуществлению правосудия является независимым от какого либо незаконного воздействия, давления или вмешательства. Судья осуществляет правосудие на основе Конституции и законов Украины, руководствясь при этом принципом верховенства права. Вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия запрещается и влечёт за собой ответственность, установленную законом.

- Судья не обязан давать каких либо объяснений по сути дела, которое находится в его производстве, кроме случаев, предусмотренных законом.

- Судья имеет право обращатся с сообщением об угрозе его независимости к Совету судей Украины, котрый обязан неотложно проверить и рассмотреть такое обращение с участиемсудьи и принять необходимыедействия для устранения угрозы.

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ:

- Особым порядком его назначения, избрания, привлечения к ответственности и освобождения;

- неприкосновенностью и иммунитетом судти;

- несменяемость судьи;

- порядком осуществления судопроизводства, установленным процессуальным законом, тайной постановлення судебного решения;

- запрещением вмешательства в осуществление правосудия;

- ответственностью за неуважение к суду или судье;

- особым порядком финансирования и организационного обеспечения деятельности судов, установленным законом;

- надлежащим материальным и социальным обеспечением судей;

- функционированием органов судейского самоуправления;

- установленными законом средствами обеспечения личной безопасности судей, их семей, имущества, а также другими средствами их правовой защиты;

- правом судьи на отставку.

- Органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица, а также физические и юридические лица их объединения обязаны уважать независимость судьи и не посягать на неё.

- При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема установленных Конституцией Украины гарантий независимости судьи.

4. Неприкосновенность и несменяемость судей.

Неприкосновенность судей гарантируется Конституцией Украины, Закона Украины " О судоустройстве и статусе судий" ст.48

- Судьи является неприкосновенным. Судья не может быть без согласия Верховной Рады Украины задержан или арестован до вынесения обвинительного приговора судом.

- Судья, задержанный по тподозрению в совершении деяний, за которые установлена уголовная или административная ответственность, должен быть немедленно освобождён после выяснения его личности. Судья не может быть приводу или принудительно доставлен в какой либо орган или учереждение кроме суда.

- Уголовное дело относительно судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Украины или его заместителем.

- Отстронение судьи от должности в связи с привлечением к уголовной ответственности осуществляется Высшей квалификационной комиссией судей Украины на основании мотивированного постановления Генерального прокурора Украины.

- Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в его личный или служебный транспорт, проведение там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных разговоров, личный обыск судьи, а так же осмотр, выемка его корреспонденции, вещей и документов могут производиться только по судебному решению.

- Подсудность дела по обвинения судьи в совершении преступления определяется Председателем Верховного Суда Украины. Дело не может рассматриваться тем судом, в котором обвиняемый занимает или занимал должность судьи.

- За ущерб приченённый судом, отвечает госудорство на основании и порядке установленных законом.

На народных заседателей и присяжных на время выполнения ими в суде обязанностей, связанных с осуществлением правосудия, распространяются гарантии неприкосновенности судей.

Профессиональные судьи судов общей юрисдикции занимают должности бессрочно, кроме судей, которые назначаются на должность судьи впервые.

Судьи избраные бессрочно, пребывают в должности судьи до достижения ими шестидесяти пяти лет.

Судью не могут перевести в другой суд без его согласия.

До истечения этого срока они могут быть освобождены от должности лишь по основаниям, указанным в пунктах 3-9 части 5 статьи 126 Конституции Украины.

5. Участие народа в осуществлении правосудия.

Часть 4 статьи 124 Конституции Украины устанавливает, что народ непосредственно участвует в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Присяжные и народные заседатели осуществляют правосудие в Украине в определенных законом случаях. При решении всех вопросов, связанных с рассмотрением дела и постановленням судебного решения, народные заседатели имеют такие же права, как и профессиональный судья. Суд присяжных образуется для рассмотрения по первой инстанции судебных дел, определенных процессуальным законом. Гарантии независимости и неприкосновенности профессиональных судей, предусмотренные законом, распространяются на народных заседателей и присяжных на время выполнения ими обязанностей по осуществлению правосудия. Участие народных заседателей и присяжных в отправлении правосудия является их общественным долгом.

6. Принцип инстанцийности.

Данный принцип получает выражение в виде права на обжалование судебных решений. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст.129 Конституции в Украине при осуществлении судопроизводства обеспечивается апелляционное и кассационное обжалование решения суда, кроме случаев, установленных законом. На реализацию данного принципа, а также для обеспечения всестороннего, полного и объективного рассмотрения дел, законности судебных решений в Украине действуют суды первой, апелляционной и кассационной инстанций.

7. Принцип территориальности.

Закреплён в ст.17 ч. 1 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий".

Территориальный принцип построения судебной системы означает, что юрисдикция отдельных звеньев судебной системы распространяется на определенные территории, которые могут совпадать с административно-территориальными единицами, но могут и не совпадать с ними. Построение судов по территориальному принципу с учетом транспортных коммуникаций и связи между населенными пунктами обеспечивает приближение судов к населению и их доступность.

8. Принцип специализации.

Специализация судов и судей в рассмотрении дел определенных категорий населения способствует углубленному знанию судьями отдельных отраслей законодательства и практики его применения, повышению профессионализма судей, и следовательно, более надежной защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц.

Согласно Конституции Украины в системе судов общей юрисдикции образуются общие и специализированные суды отдельных судебных юрисдикций.

Высшими специализированными судами являются: Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовцных дел; Высший хозяйственный суд Украины; Высший административный суд Украины. Ст.31 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий".

В судах различных судебных юрисдикций может устанавливаться специализация судей по рассмотрению конкретных категорий дел данной юрисдикции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.