Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и структура политической системы общества




Политическая система – совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.

Это единство 4 сторон:

1. институциональной (государствово, политические партии…);

2. регулятивной (право, нормы, традиции, нормы морали…);

3. функциональной (методы политической деятельности…);

4. идеологической (политическое сознание…).

Компоненты политической системы:

· Политические и правовые нормы – установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде Конституций, Кодексов, Уставов и т.д.

Политические нормы и возникающие на их основе отношения называются политическими институтами. Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политических организаций называется институционализацией. Так происходит формирование элементов политической организации общества. Отношения разрыва, антогонизма идеи порождают обратный процесс – деинституционализацию, разрушение политической системы. Связь политики и институционализации органична и очевидна – все многообразие политической деятельности проходит в организованных формах, их распад негативно влияет на политику.

· Политическая структура – совокупность государства, политических организаций, институтов, учреждений и отношений между ними.

Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в политике. Это многообразие связей может быть сведено к 2 типам:

1. сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые нормами (гражданство, воин обязанность);

2. учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, ради которых они и создаются (политические партии, учреждения).

Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, а только те, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в обществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение назначаются органом. Особенность государства именно в том и состоит, что оно представляет собой совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на основе правовых актов.

· Политическая деятельность – разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразования и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре м выделить несколько четко выраженных состояний: - политическое отчуждение – выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, политической.

- политическая пассивность – субъект не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности.

- политическая активность – стремление и возможность, воздействуя на политической власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.

· Политическое сознание и культура.

В политического сознании выделяются 2 уровня организации:

- концептуальный – полит теории, доктрины, учения…

- обыденный – представления о политике, традициях, нормах поведения…

Проблема не исследована. Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как правовой нигилизм и правовой идеализм. Как ни странно оба эти явления казалось бы несовместимые, мирно уживаются и образуют картину юридического бескультурья.

В первом случае законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают; во втором – напротив, им придают значение некой чудодейственной силы, способной одним махом решить все проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов и чуть ли не по каждому вопросу. Указанные крайности – следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

Нигилизм (в переводе с лат. – «отрицание») зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом, в Западной Европе и в России. Он был связан с такими философами леворадикального направления как Якоби, Ницше, Хайдеггер, Бакунин, Кропоткин… Нигилизм многолик, он м.б. нравственным, правовым, политическим, религиозным… в зависимости от того, какие ценности отрицаются.

Общей чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще всему человеческому сознанию. Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность этого отрицания. Здесь налицо явное преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом как правило избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.

Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законами, нормативному порядку, а сточки зрения корней причин – в юр невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

Формы выражения нигилизма:

1. прямые преднамеренные нарушения действующих законов.

2. повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юр предписаний.

3. война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу.

4. подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на не правовое поле, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции.

5. Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.

Характерные черты правового нигилизма:

1. демонстративный, воинствующий характер.

2. глобальность, массовость не только среди граждан, но и среди официальных государственных структур.

3. многообразие форм проявления – от криминальных до легальных – от верхушечных до бытовых.

4. особая степень разрушительности, оппозиционная направленность, переходящая в сепаратизм.

5. слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, религиозным нигилизмом, образующим единый процесс

6. связь с негативизмом – более широким течением, захлестнувшим общество в ходе смены образа жизни.

Правовой идеализм – переоценка права. Оба эти явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, неразвитым, деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Хотя внешне правовой идеализм менее заметен, не так бросается в глаза, явление это причиняет такой же вред государству, обществу, как и нигилизм. Инерция политического и правовой идеализма идет еще от старых коммунистических времен, когда господствовал своего рода культ всевозможных планов, решений, постановлений «исторических», «судьбоносных», «эпохальных». Элементы идеализма и правового романтизма содержит российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 года, т.к. многие положения в кризисных условиях неосуществимы. Известным правовым романтизмом можно считать ст.1 Конституции РФ, гласящую, что Россия уже сегодня является правовым государством. Здесь явно желаемое выдается за действительное.

Давно сказано: чтобы не разочаровываться, не следует очаровываться. Чрезвычайно важно и необходимо преодолеть как правовой нигилизм, так и правовой идеализм, которые питают друг друга.

Политическая система общества - система организаций учреждений, занимающихся деятельностью по защите по­литических интересов всех слоев общества. Эти интересы анализируются посредством государственных органов, которые образуют целостную политическую систему. К ним от­носятся: государственные органы законодательной и испол­нительной власти, государственный арбитраж, политиче­ские партии и движения. Наиболее значимую роль выпол­няют институты политической власти, права и идеологии, именно они обеспечивают функционирование, стабильность и развитие политического строя общества. Их деятельность реализуется в отдельных органах государственной, законо­дательной и исполнительной власти - парламент, прави­тельство, местные органы власти, правоохранительные ор­ганы, политические партии и движения, средства массовой информации. Система политических институтов призвана регулировать происходящие процессы, обеспечивая нор­мальное функционирование всей политической жизни об­щества и осуществление политических интересов всех со­циальных групп и национальных общностей.

Политическая система общества развивается под влия­нием всей совокупности присущих ему социально-экономических и идеологических отношений и, в свою оче­редь, может существенно влиять на них. Степень этого воздействия зависит от совершенства данной политической системы. Для успешной реализации задач, стоящих перед политическими институтами, их деятельность должна быть направлена на обеспечение политических интересов всех кленов общества, решать политические проблемы на основе компромиссов, проявлять при необходимости твердость в отстаивании интересов всего общества. Если эти условия не выполняются, то социальные процессы становятся неуправ­ляемыми, разрушительными и наносят ущерб членам общества разрушая государственность.

Главными критериями политико-правовой жизни являются согласованность политики госаппарата с интересами

Основанием классификации политических систем, можно считать политический режим, характер и способ взаимо­действия власти, личности и общества. По этому критерию политической системы могут быть разделены на тоталитар­ные, авторитарные и демократические.

Ведущим звеном политической системы является государство. Используя рычаги государственной власти, органы государства воздействуют на все другие звенья политиче­ской системы общества. Государство выступает как аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти, осу­ществляющий свою деятельность в интересах господ­ствующих в обществе социально-классовых сил. С помо­щью аппарата государственной власти эти силы закрепляют свое господство в экономической, политической и духов­ных сферах жизни общества. Сущность и назначение госу­дарства проявляется в его функциях: обеспечение полити­ческой власти, защита от нападения извне, хозяйственно-организационная функция, развитие духовной культуры, идеологическая функция, функция внешних сношений.

Функционирование политической системы общества тесно связно с правовыми основами деятельности государства. Так, основные направления реформы политической системы России определены Конституцией от 12 декабря 1993 г. Она провозглашает Российскую Федерацию демо­кратическим правовым государством, носителем суверени­тета и власти является народ, осуществляющий свою волю через выборы, органы государственной власти и местного самоуправления. В Росси все граждане обладают избира­тельным правом (выборы президента и депутатов Государ­ственной Думы, членов высших законодательных органов, органов местного самоуправления).

Основой конституционного строя объявлен политиче­ский и идеологический плюрализм, многообразие Ф°Р собственности, разделение власти. Все это говорит о начал становления демократического режима в России.

Таким образом, политическая система общества это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (opraim. зации) людей, базирующихся на разнообразных формах' собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политичес­кую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Компонентами политической системы являются;

а) совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организа­ции и движения);

б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

в) политические нормы и традиции, регулирующие по­литическую жизнь страны;

г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

д) политическая деятельность, охватывающая действия, конкретных людей как представителей или членов политических объединений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.