Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назначение выборов. Понятие и источники избирательного права

Разграничение предметов ведения и полномочий в рамках Российской Федерации. Участие субъектов РФ в делах Федерации

Одной из основ федеративного устройства России служит разграничение предметов ведения и полномочий в рамках Российской Федерации.

Конституция РФ (ст. 71) предметы исключительного ведения Российской Федерации определяет в виде перечня, включающего 18 пунктов, которые можно разделить на несколько сфер.

В сфере прав и свобод человека и гражданина Российская Федерация регулирует права и свободы человека и гражданина, решает вопросы гражданства, защищает права национальных меньшинств. Помимо Федерации эти вопросы могут регулировать субъекты РФ, но только в тех случаях, когда такое регулирование направлено на расширение этих прав и свобод, укрепление гарантий их реализации.

В сфере государственного строительства к ведению Российской Федерации отнесено федеративное устройство и территория, установление и регулирование федеральных государственных органов, а также общих принципов организации государственных органов субъектов РФ, государственная граница, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, федеральная государственная служба.

К ведению Российской Федерации отнесено принятие и изменение федеральной Конституции, контроль за ее соблюдением, а также федеральные государственные награды и почетные звания.

В экономической и социально-культурной сферах в исключительном ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею, денежная эмиссия (выпуск в обращение денежных единиц), федеральные банки. Федерация определяет правовые основы единого рынка, основы ценовой политики, принимает федеральный бюджет, финансовое и валютное законодательство, устанавливает федеральные налоги и сборы, таможенное регулирование и т. д.

Часть производственных систем и отраслей экономики, которые имеют общегосударственное (стратегическое), значение, находятся в ведении Российской Федерации: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, информация и связь, космическая деятельность и др.

В социально-культурной сфере к ведению Федерации отнесено немного вопросов: установление основ федеральной политики и федеральные программы развития в этой области.

В сфере обороны, безопасности и внешней политики только Российская Федерация вправе иметь свои вооруженные силы, заниматься вопросами оборонного производства, определять порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, производить ядовитые вещества, наркотические средства, устанавливать порядок их использования.

К числу иных предметов исключительного федерального ведения относятся установление различных стандартов и эталонов, исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, статистический и бухгалтерский учет.

Следует отметить, что некоторые перечисленные в ст. 71 предметы ведения конкретизируются в других статьях Конституции РФ. Например, положение о денежной эмиссии (ч. 1 ст. 75).

Компетенция Федерации уточняется и, как правило, расширяется Конституционным Судом РФ. Так, Постановление Конституционного Суда от 4 марта 1997 г. № 4-П определяет, что регулирование рекламной деятельности не может находиться ни в ведении субъектов РФ, ни даже в совместном ведении Федерации и ее субъектов, поскольку эта сфера затрагивает вопросы единого рынка и гражданско-правового законодательства.

Конституция РФ (ст. 72) определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в виде перечня, насчитывающего 14 пунктов.

Предметы совместного ведения по их содержанию можно разделить на три группы.

Сфера государственного строительства включает обеспечение соответствия актов субъектов Российской Федерации федеральным, защиту прав и свобод человека и гражданина, кадры судебных и правоохранительных органов, административное, семейное, жилищное, трудовое и другое законодательство.

Экономическая сфера включает владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности, установление общих принципов налогообложения и сборов и др.

Социально-культурная сфера включает здравоохранение, социальную защиту, общие вопросы образования, науки, культуры и др.

Конституция РФ напрямую не устанавливает вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации. К ним относятся те, что не перечислены ни в одном из имеющихся перечней предметов ведения и полномочий. Компетенция субъектов РФ по остаточному принципу вытекает из норм Конституции РФ (ст. 71,72). Так, к вопросам исключительного ведения субъектов РФ вполне могут быть отнесены государственные награды субъектов РФ, управление государственной собственностью субъектов Федерации и др.

В России разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляется не только на основе Конституции РФ, но и Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ. Договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов носят не международный, а внутригосударственный характер. Они не могут иметь преимущества перед Конституцией РФ. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установил новый порядок заключения и вступления в силу таких договоров. Согласно ст. 26.7 названного федерального закона договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении этого договора. Таким образом, договор о разграничении полномочий должен быть утвержден федеральным законом.

Разграничение может происходить также с помощью текущего законодательства. Так, в Лесном, Земельном, Водном кодексах устанавливаются полномочия Федерации и субъектов РФ по вопросам регулирования этих законов.

Наиболее системный вариант разграничения полномочий (прежде всего по предметам совместного ведения) предусмотрен в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ, вред, от 21.07.2005). В Законе установлены основные принципы и порядок разграничения полномочий при заключении: а) договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов о разграничении полномочий; б) соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

В федеральном законе предусмотрены три группы полномочий субъектов по предметам совместного ведения:

1) полномочия, которые финансируются из бюджета субъекта. Закон установили счерпывающий перечень этих полномочий. Изменять этот перечень можно только внесением поправок в данный закон;

2) полномочия, которые передаются субъекту от Российской Федерации (на определенный срок) и финансируются из федерального бюджета. Эти полномочия передаются на основании специального федерального закона, и финансирование этих полномочий утверждается при утверждении закона о федеральном бюджете на очередной год;

3) полномочия, которые не требуют дополнительного финансирования ни из бюджета субъекта, ни из бюджета Федерации. Эти полномочия могут не устанавливаться федеральными законами, а осуществляться органами власти субъекта.

Передачи осуществления части полномочий от федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации, и наоборот, осуществляется в форме соглашения. Соглашения считаются заключенными и вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства РФ и официального опубликования в установленном порядке.

Федеративное устройство России предполагает участие субъектов РФ в формировании и осуществлении федеральной государственной власти. Федеральные государственные органы являются общими для всей Федерации, в организации их деятельности и используемых ими процедурах отражена федеративная природа России. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В созданный указом Президента РФ Государственный совет РФ (совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти) входит сам Президент России и все главы субъектов Федерации. Посредством Государственного совета субъекты РФ могут принимать участие в обсуждении имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов, вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, а также вносить необходимые предложения Президенту РФ.

Участие органов государственной власти субъектов РФ в делах федеральных органах государственной власти выражается также в их праве отстаивать свои интересы в Правительстве РФ; просить Президента РФ использовать согласительные процедуры (ст. 85 Конституции РФ); вносить законопроекты в Государственную Думу (ст. 104); обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ, в том числе при возникновении споров о компетенции между ними и органами государственной власти Российской Федерации (ст. 125); участвовать в рассмотрении Государственной Думой проектов федеральных законов по предметам совместного ведения.

 

РАЗДЕЛ 7. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Посредством выборов воля народа формируется и делегируется его представителями в органах публичной власти. Выборы являются важнейшим и приоритетным способом формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Реальные выборы это наиболее цивилизованный способ обеспечения участия народа в делах государства, определения конституционности передачи власти, смены общественного строя и т. д. Наличие демократических выборов важнейший показатель конституционности существующего строя.

В Российской Федерации на основе демократических выборов формируются органы на трех уровнях власти. На федеральном уровне граждане избирают Президента России и Государственную Думу. На уровне власти субъектов РФ выборными являются законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. На уровне местного самоуправления население избирает глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления.

Избирательное право следует понимать в двух значениях. Во-первых, избирательное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих подготовку и проведение выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Во-вторых, под избирательным правом понимают субъективные конституционные права граждан: право избирать соответствующих должностных лиц активное избирательное право и право быть избранными на выборные должности пассивное избирательное право.

Избирательное право как система правовых норм регулирует порядок реализации и гарантирования прав и обязанностей субъектов избирательного процесса, принципы и механизмы осуществления всех избирательных действий, начиная с назначения дня голосования и заканчивая определением и обнародованием результатов выборов.

Избирательное право как система правовых норм отражается в источниках избирательного права. В Конституции РФ устанавливаются положения об избирательных правах граждан, о выборах Президента России и депутатов Государственной Думы. Основным федеральным законом, регулирующим вопросы избирательного права и избирательного процесса, является ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Названный закон представляет собой своего рода кодекс выборов. Выборы высших органов государственной власти России регулируются ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «.

К источникам избирательного права относятся конституции, уставы и законы субъектов РФ о выборах соответствующих должностных лиц, как на региональном, так и местном уровнях власти. Источниками избирательного права являются также нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии России, которые представляют собой обязательные для исполнения инструкции. В последних разъясняются вопросы единообразного применения избирательного законодательства. Например, Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Понятие и виды избирательных систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.